Шпоры3. Вопросы по Введению в Деян (12 глл Введения)
Скачать 28.17 Kb.
|
Вопросы по Введению в Деян (1-2 глл Введения) Основные утверждения церковного предания о св. Луке; 1. Лк – автор 3 Евангелия и книги Деяний 2. Спутник и сотрудник Павла 3. Врач – терминология присуща врачу – игольные ушки у Мф и Мк стоит греч слово ХРАСИС – игла швеи, а у Лк (18:25) – БАЛОНИ – игла хирурга Об авторстве Лк-Деян зафиксировано: 1. Канон Муратори (Римская церковь, IIв.)– Лука врач и спутник Павла 2. Сщмч. Ириней Лионский (Гальская церковь IIIв.) – «против ересей» - Лука спутник Павла и автор книги Деяний 3. Евсевий Кесарийский – Лк. Врач, спутник Павла, уроженец Антиохии Автор не был очевидцем земного служения ХС не является Ап от 70 был прозелитом врат, не был палестинским евреем, из язычников: “на их наречии” Признаки общности авторства Лк – Деян; 1. Обе книги имеют один пролог (Лк. 1:1-4) и имеют общий адресат (Феофил – власть имеющий) 3. Единство языка и стиля: *Появление Иисуса перед Иродом упоминается только в Лк(23:7-12) и в Деян(4:1) и более нигде в НЗ.\ Вознесение Иисуса, одновременно кульминация Лк и начало Деян, событие, скрепляющее обе книги в виде единого повествования в двух частях. Что такое «мы-сообщения» и кто их автор? «Дневник писателя» / «мы-сообщения» - выдержки путевых заметок спутника ап. Павла: Особенности: 1. Описывают морские путешествия с их началом и завершением на суше (начало – в г. Троаде до Филипп) 2. «мы» указывают на «Павла и бывших с ним», но есть переходы к 3 лицу Павел помещается рядом с «нами» 3. В чем суть разногласий Деян с посланиями ап. Павла и как можно объяснить их происхождение? Богословские различия Лк и Павла: Тема естественного богословия звучит по-разному речи ап. Павла на Ареопаге и в Рим 1:19. В 1-м случае почитание статуй рассматривается как простительное невежество – воздвигнув алтарь неведомому Богу, сами того не ведая, почтили истинного Бога. В Рим ап. Павел: «познав Бога, они не почтили его как Бога. Необходимо учитывать, что послания апостола Павла носят полемический характер и адресованы уже существующим христианским общинам. Тогда как Деян речи обращены к тем, кого он стремится обратить. Различия в области Христологии: Отличие: отношение Лк и ап.Павла к теме Креста. Согласно учению ап. Павла, Крест является орудием спасения. У Лк эта тема не затрагивается вообще. Отношение Павла к Закону: «Если бы человек мог достигнуть праведности путем закона, то Христос напрасно умер» (Гал 2:21) «Никто не может оправдаться законом, ибо он подчинил всех греху» (Гал 3:10) Был ли Лука врачом? Скорее всего да, так как у него в отличие от других евангелистов встречается терминология присущая врачу – игольные ушки у Мф и Мк стоит греч. слово РАФИС – игла швеи, а у Лк (18:25) – ВАЛОНИ – игла хирурга и указания на степень болезни (горячки и проказы). Однако, этот аргумент не абсолютен, т. к. у других образованных греко-язычных авторов также встречается специальная мед. терминология, примерно с такой же частотой. С таким же успехом, можно доказать, что Лука был моряком, т. к. у него встречается специальная корабельная лексика. Происхождение Луки. Лк – грек: Об этом сказал Евсевий Кессарийсий, что Лука выходец из Антиохии Характеристика жителей Мальты – «варвары» (человек не эллинского происхождения). – иудей бы так не сказал. Название книги и его соответствие содержанию.. Авторского названия книга Деяний апостолов не имела.. Процесс закрепления за священным трудом Луки заглавия πράξις (τῶν) ἀποστόλων («Деяния апостолов») начался уже во II в. - Название характеризовало содержание книги. свщм. Иреней Лионский упоминает как «Деяниях апостолов». В эллинистической культуре название πράξις употреблялось для обозначения особой литературной формы – повествований о героических свершениях знаменитых исторических или мифологических фигур (напр., Деяния Геркулеса, Александра, Ганнибала) Пролог к Деян и гипотеза об изначальном единстве Лк – Деян. Согласно свидетельству предисловий к Лк (1:1–4) и Деян (1:1–5), обе книги изначально были задуманы как единый труд в двух томах и должны были прочитываться подряд – одна за другой. Связующим содержание обеих книг событием является Вознесение Господа Иисуса. Согласно гипотезе, Лк и Деян первоначально составляли единую книгу, и текст Деян 1:6 следовал сразу же после Лк 24:49; впервые их содержание было разделено в процессе канонизации, а в месте разделения и были добавлены заключительные стихи Лк (24:50–53) и Пролог Деян (1:1–5). Однако гипотеза об изначальном единстве Лк-Деян наталкивается на ряд серьезных препятствий: События происходят в разных местах. Деян 1:6–12 на Елеонской горе и иерусалимском доме Лк 24:33–49 текст Деян 1:6 «посему они, сошедшись» противоречит «нашли вместе [собравшихся]» в Лк 24:33 автор Лк-Деян по-разному рассказал в двух своих книгах о Вознесении Иисуса80. В Лк Вознесение венчает собой евангельскую историю; в Деян оно открывает собой эпоху Св. Духа. Такое двоякое значение Вознесения делает понятными расхождения при его описании Поэтому окончание Лк и начало Деян принадлежат их автору: перед нами одно произведение в двух частях. Суммарии, их виды и предназначение в Деян. Лука создает три вида итоговых сообщений. Суммарии – это маркер, который дает понять, что будет следующий этап реализации проповеди Главные: 2:42–47; - Это описание первоначального периода христианства, как его видел сам автор Деян, а не плод сознательной идеализации с его стороны Второстепенные: 1:14; - Эта разновидность резюме, встречающихся у Луки, как правило, состоит из одного стиха Цифровые: 2:41; - Некоторые из них идентичны с упомянутыми суммариями в (1) или (2). Они создают впечатление о росте Церкви91. С какой целью Лука использует технику повторов в своем повествовании в Деян. Метод повторов в повествовании - дающим возможность рассмотреть явление или событие под другим углом зрения и дать читателю возможность лучше понять смысл происходящег Предназначение речей в Деян. Это позволяет ему восполнить недостаток психологического анализа или размышлений относительно событий описываемой им истории. (речи) напрямую связаны с повествованиями и заключают в себе всю богословскую тематику Деян, в силу чего становятся для автора книги главным средством, помогающим донести до читателя весть о спасении в ее богословских и миссионерских измерениях. Какие принципы использует Лука в организации своего повествовательного материала. 1) Миссионерская тема. Первый принцип имеет богословский характер: в излагаемой истории, развивающейся под водительством Св. Духа, автор выделяет вселенское распространение Благой Вести среди иудеев, а затем и среди язычников. Евангелие должно быть возвещено народам начиная от Иерусалима и «до края земли» Из этого мотива проистекают два следствия литературного порядка: 1) тема миссионерского распространения Слова влечет за собой тему препятствий, с которыми столкнулись проповедники. 2) благодаря такому организационному принципу (сначала иудеи, потом эллины) мы обретаем возможность разделить Деян на две части. главы 13–15 являются своеобразной пограничной полосой, по ,κοτοροή проходит стык двух частей книги. География Деян. Второй организационный принцип – географического порядка. Дееписатель проявляет огромное внимание к географическим этапам: сначала Иерусалим, Иудея и Самария, затем – «до края земли» Действующие лица. Третий принцип связан с действующими лицами рассказа. Он позволяет нам выделить события, связанные с миссионерским служением ап. Петра (Деян 1–12) и ап. Павла (13–28). Можно отметить целый ряд действующих лиц Петр и Иоанн, Варнава, Ананием и Сапфирой, семеро и Стефан (6:1–8:8); Филипп (8:540); Павел и Варнава, Павел и Сила. Как видно из этих примеров, миссионеры обычно подвизались по двое. Главный ориентир для построения плана книги Деян. В качестве основного ориентира для построения плана Деянявляется стих 1:8, быть Ему свидетелями в Иерусалиме, по всей Иудее, Самарии и «даже до края земли» Распространение апостольской миссии следовало в Деян этой модели. Исходя из этого, план Деян можно представить в виде семи основных разделов, отображающих распространение апостольской миссии, начиная от Иерусалима и заканчивая Римом, столицей цивилизованного мира того времени. I. Приготовление учеников к принятию Св. Духа (1:1–26) II. Миссия в Иерусалиме (2:1–8:4) III. Миссия в Иудее и Самарии (8:5–40) IV. Начало проповеди язычникам (9:1–14:28) V. Разногласия в Антиохии, апостольский собор в Иерусалиме (15:1–35) VI. Миссия и свидетельство Павла «до края земли» (15:36–22:21) VII. Миссия Павла в узах (22:22–28:31) Что мы знаем о Феофиле и адресатах писаний Луки? Феофил , возможно, был высокопоставленным чиновником, т.к. этот термин κράτιστος («достопочтенный», слав. «держа́вный») указывает на историческую личность. У Лк употребляется в адрес прокураторов Феликса. Феофил не был иудеем или христианином из иудеев, не жил в Палестине и был хорошо знаком с местностью в Италии. Деян завершаются уверенностью ап. Павла в том, что будущее благовестия – за язычниками, а не за иудеями. Такое утверждение выглядело бы странным, если бы Лука обращался в основном к иудеохристианам; Лк в рассказе о прреображении Иисуса заменяет греч (метаморфон) и говорит “вид Иисуса изменился…” Цель - избежать ассоциации с метаморфозами у языческих богов “Воспоминания св. Климента” - Феофил - знатный христианин из Антиохии, “освятил огромную базилику свеого дома и передал своим единоверцам”. Литературный жанр Деян. Греческое название Деян – закрепилось за ней с начала II в. Не будучи изначальным, оно прижилось, т. к. надлежащим образом характеризовало содержание книги для читателей своей эпохи. Деян не похожи на биографию апп. Петра или Павла в духе греко-римских образцов. Однако Деян не похожи по своему содержанию на описания достижений выдающихся личностей в эллинистической культуре, относящиеся к литературе προίξις122, в отношении которой сам термин πραξις имеет не технический, а скорее описательный характер, что делает его «мало пригодным для установления жанра книги» В Прологе к Лк имеются четкие указания, согласно которым автор рассматривает свой труд как исторический Цель написания Деян. Объектом книги являются события и всеобъемлющий замысел Божий о спасении человечества. Читатели Лк-Деян-христиане из язычников - обрели “твердое основание в вере”. Их вера - часть вечного замысла Божия. Язык Деян. Лука пишет на греческом языке “кини”. Это «частично был обусловлен его эллинским происхождением, частично – его желанием написать свою историю, следуя современным ему образцам литературного мира эллинизма». Лк выбирает тот стиль, который более соотвествует ситуации его повествования. Стиль Деян. Метод повторов в повествовании - дающим возможность рассмотреть явление или событие под другим углом зрения и дать читателю возможность лучше понять смысл происходящего.Использование синонимов в двойных высказываниях, что способствует более четкому представлению происходящего, а также присутствие в повествовании Деян обобщений и речей, оживляющих рассказ и передающих атмосферу первых лет христианства. |