Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • Воспитание культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста

  • Глава 1. Проблематика воспитания культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста

  • Формирование культуры поведения и дружеских чувств в младшем школьном возрасте

  • Деятельность учителя по формированию культуры поведения и дружеских чувств в младшем школьном возрасте

  • %22Воспитание культуры поведения и дружеских чувств детей младше. Воспитание культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста


    Скачать 398.8 Kb.
    НазваниеВоспитание культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста
    Дата03.03.2022
    Размер398.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла%22Воспитание культуры поведения и дружеских чувств детей младше.docx
    ТипКурсовая
    #381074
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    Министерство образования и молодежной политики Камчатского края

    Краевое государственное профессиональное образовательное

    бюджетное учреждение «Камчатский педагогический колледж»

    Отделение: школьное

    Направление

    подготовки: Преподавание в начальных классах

    Квалификация: 44.02.02. Учитель начальных классов

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    На тему : Воспитание культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста

    Студентки 3 курса группы Ш-32

    Кауновой Анастасии Ивановны

    Научный руководитель:

    Колесникова Ирина Дмитриевна

    Петропавловск-Камчатский

    2019

    Воспитание культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста

    Введение…………………………………………………………………………с.3

    Глава 1. Проблематика воспитания культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста

    1.1 Психолого-педагогическое содержание понятий «культура поведения», «дружеские чувства»……………………………………………………………с.9

    1.2 Формирование культуры поведения и дружеских чувств в младшем школьном возрасте……………………………………………………………..с.13

    1.3 Деятельность учителя по формированию культуры поведения и дружеских чувств в начальной школе……………………………………………………..с.17
    Глава 2. Воспитательная деятельность по формированию культуры поведения и дружеских чувств в младшем школьном возрасте

    2.1 Диагностика культуры поведения и уровня развития дружеских чувств детей младшего школьного возраста………………………………………..с.24

    2.2 Методические аспекты проведения занятий по формированию культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………..….….с.24

    2.3.Рекомендации………………………………………………………...…….с.29

    Заключение……………………………………………………………………..с.38

    Список использованной литературы…………………………………...……..с.40

    Приложения …………………………………………………………………....с.42

    Введение

    Одной из наиболее актуальных тем современной школьной педагогики является нравственное воспитание культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста.

    Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

    С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Прежде всего, изменяется социальная среда за пределами семьи, для некоторых весьма существенно. Дети, которые не посещали детский сад, вообще впервые становятся членами формального детского коллектива. Даже в том случае, когда дети поступают в школу из детского сада, их положение в детской среде сразу же кардинально меняется: если в детском саду они были старшими, то теперь становятся самыми младшими.

    Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. С раннего возраста родители внушают ему определённые нравственно-поведенческие правила. Придя в начальную школу, ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива, где учитель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения. Влияет и этим самым на отношения школьника со сверстниками, родителями, с другими знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия воспитанников. Усвоенные человеком правила культуры поведения превращаются в воспитанность личности.

    Общение младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми:

    Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон – ребёнок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые проявляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду.

    В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат, поэтому такими действенными становятся санкции со стороны группы, применяемые к тем, кто нарушил ее законы. Меры воздействия при этом применяются очень сильные, иногда даже жестокие – насмешки, издевательства, побои, изгнание из «коллектива».

    В общении со сверстниками у ребёнка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Именно поэтому ярко выражена необходимость воспитания дружеских чувств детей младшего школьного возраста.

    Таким образом, актуальность проблемы воспитания культуры поведения и развития дружеских чувств обусловлена следующими причинами:

    1. Младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

    2. Особенностью психического развития детей младшего школьного возраста является формирование саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения, в том числе культуры поведения и общения со сверстниками.

    3. Формирование культуры поведения и дружеских отношений в классе – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому педагогам надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат не будет достигнут сразу и , возможно, не совсем в той форме, качестве, каких мы ожидаем.

    Проблема нравственного воспитания волновала педагогов с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным считали только того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. В разные исторические периоды жизни выдвигалось на первый план свое содержание воспитания.

    Так, философ-идеалист Сократ (469-399 г. г. до н. э), считал, что существуют всеобщие и неизменные понятия. Целью воспитания, по его мнению, не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

    Аристотель (384 – 322 г. г. до н. э.), в области нравственного воспитания выдвигал в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум – таковы три источника нравственного воспитания.

    Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и других.

    Русские просветители А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для развития гармоничной личности.

    В советское время под руководством Н. К. Крупской была разработана Концепция воспитания, которая основана на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине.

    Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи: С. Н. Николаева, И. Н. Курочкина, В. И. Петрова и другие.

    Таким образом, тема нравственного воспитания актуальна во все времена.

    Цель курсовой работы – изучить возможности учебно-воспитательного процесса начальной школы в воспитании культурного поведения и дружеских чувств младших школьников.

    Объект курсовой работы – учебно-воспитательный процесс.

    Предмет курсовой работы – особенности культуры поведения и дружеских чувств в младшем школьном возрасте.

    Гипотеза курсовой работы – развитые дружеские отношения и культура поведения помогают младшим школьникам преодолевать эмоциональные кризисы и конфликты, которые могут вызвать длительные психологические проблемы.

    В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по заявленной теме.

    2. Подобрать диагностический инструментарий культуры поведения и дружеских чувств и интерактивные формы воспитательной деятельности.

    3. Подготовить рекомендации для родителей и педагогов по воспитанию культуры поведения и дружеских чувств учащихся младшего школьного возраста.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

    Во введении раскрывается актуальность тематики, обозначен понятийный аппарат, цели и задачи курсовой работы.

    В первой главе описывается проблематика воспитания культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста, раскрываются содержания понятий «культура поведения», «дружеские чувства», анализируется деятельность учителя по формированию культуры поведения.

    Вторая глава имеет практическую направленность и описывает диагностический инструментарий и методические аспекты проведения занятий по формированию культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста, представляет рекомендации для родителей и педагогов.

    В заключении делаются выводы по курсовой работе.

    Список литературы состоит из литературных и интернет-источников.

    В Приложении представлены диагностические материалы по выявлению уровня сформированности культуры поведения младших школьников и уровня развития дружеских чувств младших школьников, примеры воспитательных бесед – анализов совместно просмотренных мультфильмов.

    Глава 1. Проблематика воспитания культуры поведения и дружеских чувств детей младшего школьного возраста

      1. Психолого-педагогическое содержание понятий «культура поведения», «дружеские чувства»

    Культура поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

    Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения подростка, юноши в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

    Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и др. В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

    Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры. 1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2006.

    В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура. И.Н. Курочкина определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе. 2.Р.С. Буре, Л.Ф. Островская "Воспитатель и дети", М. ЮВЕНТА, 2006г.

    Можно взять за основу определение «культура поведения» данное С.В, Петериной. Культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

    В содержании культуры поведения младших школьников можно выделить следующие компоненты:

    - культура деятельности,

    - культура общения,

    - культурно-гигиенические навыки и привычки.

    По С.В. Петериной, формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам.

    Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

    Поведение бывает реальным (практические действия и поступки) и вербальным (словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обязательным человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе.

    К нормам культуры поведения относятся:

    • вежливость – доброжелательность в процессе взаимоотношений с окружающими людьми;

    • корректность – умение вести себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

    • тактичность – чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут вызвать обиду. Такт – это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

    • деликатность – умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей;

    • скромность – отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли;

    • простота – отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

    • обязательность – умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

    Для того чтобы широко и полно изучить проблему, необходимо знать основные положения изучаемой темы.

    «Поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях».

    «Культура – 1) совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни, уровень этих достижений в определенную эпоху у какого-либо класса, общества. 2) Образованность, начитанность, просвещенность, воспитанность, а также совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека» .

    Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными правилами. В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена. Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли.

    Основной путь формирования культуры поведения – воспитание нравственности, волевых качеств личности (выдержки, самообладания, умения владеть собой), самовоспитание. Важное средство воспитания культуры поведения – формирование эстетических вкусов и идеалов, культуры речи. Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

    Дружба – 1) Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п. 2) Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений. Дружба – это доверительные искренние отношения между двумя людьми, которые испытывают радость от общения друг с другом. Они готовы поддержать и прийти на помощь в любой нужный момент, они доверяют друг другу свои проблемы и делятся счастливыми моментами.

    Интуитивно понятие «дружба» вызывает у нас представление о чувстве глубоком, честном, предполагающем доверие и откровенность. Эмпирические исследования тоже показывают, что подавляющее большинство людей именно так представляет себе дружбу.

    Дружба – это друг, кому доставляет радость делать добро другому, и кто полагает, что этот другой испытывает к нему те же чувства.

    Также можно выделить еще несколько определений дружбы. Дружба – особая форма межличностных взаимодействий, которая характеризуется индивидуально-выборочным отношениями, взаимной привязанностью участников общения, усилением процессов афилиации, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактами, взаимными ожиданиями положительных чувств. Дружеское взаимодействие считается самым высоким уровнем кооперации.


      1. Формирование культуры поведения и дружеских чувств в младшем школьном возрасте


    Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

    «Концептуальные положения педагогики отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

    - Превращение школы Знания в школу Воспитания.

    - Постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы.

    - Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей.

    - Возрождение национальных и культурных традиций.

    - Сочетание индивидуального и коллективного воспитания».

    Каждый педагог должен точно знать весь объем и основные направления воспитания:

    - Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;

    - Потребность выполнять Правила для учащихся, соблюдать нормы культурного поведения;

    - Непримиримость к безнравственным поступкам людей, нетерпимое отношение к нарушениям норм и правил культурного поведения, понимание необходимости самому удерживаться от плохих поступков;

    - Соблюдение режима через овладение санитарно-гигиеническими знаниями и нормами .

    Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.

    Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать стиль общения с учащимися, образовательно-воспитательную среду, знать педагогическую психологию и самого себя.

    Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики. И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и воспитания и использование новых педагогических технологий.

    Процесс социально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние и внутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Необходимо дать ребенку возможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

    С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Прежде всего, изменяется социальная среда за пределами семьи, для некоторых весьма существенно. Дети, которые не посещали детский сад, вообще впервые становятся членами формального детского коллектива. Даже в том случае, когда дети поступают в школу из детского сада, их положение в детской среде сразу же кардинально меняется: если в детском саду они были старшими, то теперь становятся самыми младшими.

    Общение младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон – ребёнок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые проявляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду. Чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения – повышенная эмоциональность и раскованность контактов младших школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми. В общении со сверстниками у ребёнка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

    В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний, у него уже закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Если эти основы «добротные», то развитие ребенка идет должным образом. Пробелы же в воспитании, даже если они не заметны в младшем школьном возрасте, обязательно проявятся позднее, и тогда придется заниматься уже не столько воспитанием ребенка, сколько его перевоспитанием, что значительно сложнее.

    Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами являются, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий.

    В системе работы учителя большое значение имеет и разъяснение детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения разные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа о прочитанном рассказе, стенды по культуре поведения. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная необходимость для младших школьников.

    Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место занимает беседа учителя с детьми. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, высказывают разные мнения, основываясь на собственном (пусть небольшом и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог беседе, формулирует правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.

    Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения – использование литературных произведений – рассказов, стихотворений, басен. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения и негативные поступки. В работе с детьми надо широко использовать юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них. Кроме того, верный прием – приводить примеры дружеских отношений героев литературных произведений.

    Таким образом, главная задача нравственного образования – формировать нравственные представления и понятия как доброжелательность, справедливость, гуманность, дружба, общество и др.



      1. Деятельность учителя по формированию культуры поведения и дружеских чувств в младшем школьном возрасте


    Организация работы с классом является главной задачей учителя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными учениками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном контакте с родителями.

    Работа по воспитанию культуры поведения и дружеских чувств проходит успешно, если в ней принимают участие все учителя начальных классов. Усилия одного учителя, который ведет работу только в своем классе, не могут дать устойчивого положительного результата. Дети, выходя за стены своей классной комнаты, будут постоянно встречаться с другими школьниками, от которых не требуют выполнения необходимых правил культурного поведения, общения. Трудно будет создать и общешкольное общественное мнение, осуждающее нарушение правил поведения.

    Предъявление одинаковых требований к поведению учеников составляет обязательное условие в работе по воспитанию культуры поведения. «...Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса», - писал А. С. Макаренко.

    Огромное значение для успеха работы имеет обстановка в школе: чистота, порядок. Красиво оформленные классные помещения, со вкусом оформленные интерьеры.

    Поведение учителя, его внешний вид, тон и стиль обращения с другими учителями, родителями, учениками имеют решающее значение в формировании воспитанности школьника. Учитель должен быть тем образцом поведения, которому хотел бы следовать ученик. Резкий тон, раздражительность в общении с детьми, бестактные замечания, что родители иногда еще получают в школах, безусловно, затрудняют воспитание культуры поведения. Правила вежливости, культура речи, точность, обязательность формируются гораздо быстрее, если в школе создана общая атмосфера дружелюбия, внимания друг к другу, товарищеской помощи и заботливости, правил дружбы .

    Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно. А потом эти упражнения включаются в разнообразную деятельность школьников. Дети едут в театр, идут на день рождения к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать в соответствии с известными им правилами. Учитель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы и ошибки, что дети делают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

    Выполнение общественных поручений требует от детей не только умение выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения. Так, третьеклассники дежурят на своем этаже. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым для детей. Поэтому дети стараются запомнить то, что они изучают на специальных занятиях, и применить полученные знания на практике. Это обстоятельство в значительной степени облегчает работу учителя по воспитанию культуры поведения.

    Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы педагогического коллектива и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, и в этом же направлении вести работу дома, в семье.

    И на уроке, и во внеклассной работе трудно переоценить воспитательную роль самой личности учителя, его убежденности, его культуры. Учителя копируют его ученики. Вот почему поведение учителя, его подход к каждому явлению, так или иначе, влияют на всех учеников… Уже в начальной школе дети должны усвоить основы культуры поведения и общения. Чем раньше ребенок усвоит правила поведения, тем естественнее он будет их выполнять. Прежде всего, учитель должен раскрыть сущность каждого из качеств, которое он хочет воспитать в детях.

    Вежливость – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «Культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм. Таким образом, и понятие «Вежливость» перерастает свои узкие рамки, становясь отражением нашей внутренней культуры и духовности, определяясь той суммой поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые вытекают из образованности и воспитанности каждого человека.

    Вежливый человек совершает поступки и отвечает за них, управляет своими эмоциями. Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, в речи, отношении к вещам, характере общения. Дети должны усвоить формы вежливого отношения к родителям и посторонним, к учителям и другим работникам школы, к своим товарищам. Младшие школьники нередко считают, что быть вежливым необходимо только со взрослыми, и забывают о том, что надо соблюдать правила и со своими сверстниками. Поэтому в работе с детьми следует специально выделять правила поведения в должном обществе.

    Точность и обязательность составляют неотъемлемые черты культурного человека и проявляются в умении выполнять обещания, беречь свое и чужое время, не заставлять себя ждать, не опаздывать и т.д. Эти правила меньше других известны школьникам и поэтому часто нарушаются ими.

    Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к людям (формы обращений и приветствий, поведение, манеры и одежда). В этикет входят те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала. Этикет – это повседневное благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их общественному положению, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде в различных обстоятельствах. Это честь, совесть, порядочность – качества, которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим здоровьем. Работа, связанная с воспитанием этого качества, предполагает, прежде всего, пример воспитателя, создание и расширение конкретных ситуаций, в которых дети проявляют умения и приучаются выполнять правила этикета.

    Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения. Включают в себя совокупность свойств речи /выражение, тон, интонация/, характерную для человека походку, жестикуляцию, мимику, иногда также говорят о манере одеваться. Внешняя красота и изящество должны быть, по словам В.Г. Белинского, выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственного облика личности. Хорошие манеры рассматриваются как форма повседневного выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки.

    Хорошие манеры составляют как бы оправу драгоценных граней души, среди которых самые привлекательные – доброжелательность, тактичность, деликатность, честность, благородство. Если хорошие манеры станут внутренней потребностью каждого человека, это поможет в значительной степени изменить взаимоотношения людей. Значит, исчезнут многие поводы для плохого настроения, которое возникает у нас иногда из-за грубости и невоспитанности окружающих, относящихся, наряду с привычкой громко говорить, развязностью в жестикуляции и поведении, неряшливостью и дурными манерами.

    В воспитании культуры поведения значительное место занимает выработка навыков и привычек. Привычка к поведению – это показатель устойчивости морального мотива, включает в себя потребность пользоваться усвоенными способами поведения. Привычки имеют огромное значение для человека. «Привычки» - это те «кирпичики», из которых складывается образ жизни, способы достижения цели, манера общения – словом, все то, что, в конечном счете, определяет судьбу человека» .

    У многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. В работе с младшими школьниками это достигается систематическим приучением к выполнению правил.

    Целенаправленная систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Это необходимо потому, что не во всех семьях родители являются образом культуры, она не «впитывается» с молоком матери, ее часто надо воспитывать и формировать вопреки повседневному опыту ребенка. Именно в начальной школе начинается работа по воспитанию аккуратности и опрятности, вежливости и точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то учителю приходится восполнять этот пробел. Важнейшей задачей воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания школьника. Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера учебного заведения. Формируемые способы поведения, поддерживаемые традициями, законами коллектива, легче осваиваются детьми.

    Одним из наиболее действенных методов воспитания является пример. В качестве примера для младших школьников могут выступать родители, братья и сестры, образы героев, знатных людей. Важное условие повышения воспитательной силы примера – единство слова и дела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения.

    Я.А. Коменский говорил: «Легко идти за правильно идущим». Младшие школьники в своем стремлении стать взрослыми берут в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами.

    Вот лишь некоторые из них:

    1. У ребенка еще беден жизненный опыт;

    2. Нет устойчивых привычек поведения.

    Склонность детей к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных привычек. Детей иногда привлекают нарушители школьного порядка, их грубость, резкость, дерзость. К.Д. Ушинский писал, что нельзя ограничиваться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно, как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность. Отсутствие системы в воспитании вызывает сбой в поведении ребенка. В школе учитель требует одно, дома родители – другое, взрослые, которые окружают детей на улице, в транспорте, в общественных местах, предъявляют нередко противоположные требования. Поэтому замечания или требования взрослых часто относятся детьми только к одному, данному, моменту и легко забываются. Другая причина недостатка в воспитании коренится в том, что взрослые, к сожалению, придают слишком большое значение словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил; при этом забывая о положительном влиянии примера и практической деятельности.

    Таким образом, если учитель авторитетен, то у многих людей навсегда остаются в памяти и характере следы этого учителя. Поэтому важно, чтобы учитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Десятки глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз.


      1   2   3   4


    написать администратору сайта