Главная страница

Статья _Воспитание в школе будущего- общие подходы к проблеме_. Воспитание в школе будущего общие подходы к проблеме


Скачать 18.03 Kb.
НазваниеВоспитание в школе будущего общие подходы к проблеме
Дата05.12.2022
Размер18.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтатья _Воспитание в школе будущего- общие подходы к проблеме_.docx
ТипКонкурс
#829386

Школа и общество

Тема:

«Воспитание в школе будущего-

общие подходы к проблеме»

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое как никогда проявляет активную заинтересованность в будущем российского образования. Никогда не было столько программ, конкурсов, проектов, сопровождаемых немалыми материальными вложениями. Но повышенный интерес к образованию имеет сегодня некоторые особенности. Во-первых, он идет сверху – от политиков, экономистов, государственных деятелей. Во – вторых, для этих людей в качестве ориентиров выступают черты некой глобальной модели образования, связанной с принятыми в современном мире стандартом, - функциональная грамотность, компетентность и, как конечная цель, деловой успех.

Уже в который раз, размышляя о школе будущего, человечество имеет в виду совершенствование, усложнение, модернизацию учебного процесса. Опять нарушается баланс основных функций школы- обучения, воспитания и развития. Школа, как педагогическая система, как целостность, стремящаяся к гармонии, разваливается. Особенно обидно за воспитание. Похоже, что недооценка воспитывающей деятельности педагога стала нашей дурной традицией. Ещё Александр Сергеевич Пушкин 200 лет назад замечал, что все беды России происходят от одной причины – отсутствия воспитания. Воспитание всегда отставало от обучения, рассматривалось как сопутствующая деятельность. Несколько улучшило положение с введением в школу детских организаций. Пионерская и комсомольская группы, несмотря на очевидные недостатки, значительно обогатила жизнь детей. Но вот наступило новое время, и прежние организации были ликвидированы. Это не могло не сказаться на общем отношении к воспитанию. Возникло даже выражение, ставшее крылатым: «Чем советское воспитание, лучше никакого!». Так и пошло, но жизнь не обманешь. Развивать интерес к учению без воспитанной поддержки оказалось невозможно. Получилось, мы в который раз вновь и вновь наступаем на традиционные грабли.

У воспитания долгое и богатое будущее. Так и хочется сказать: «Верьте в это, люди!».

Все школы можно поделить на три группы. К первой принадлежат те, что главной целью считают глубокие и прочные знания. Культ знаний делает детей заложниками этой всепоглощающей идеи. Ко второй группе относятся те школы, для которых главное – воспитание. Третий тип школы – школы-учреждения. У таких школ нет совей концепции, своих педагогических позиций. Для них главное – выполнение социального заказа. Говоря о школе будущего, я имею в виду школу воспитания.

Всякое предсказание – дело ненадёжное. Ведь мы должны научить детей жить в мире, которое сами не знаем. Однако запретить думать о будущем, тем более мечтать о нём, никому не заказано.

Прежде всего, школа будущего живёт и развивается как педагогическая система. В ней хорошо сбалансированы все основные её компоненты, но не один не развивается за счёт другого, в ней не неоправданных уклонов, перегибов, шараханий из одной крайности в другую. Признаками педагогической системы могут быть и целостность, и стремление к гармонии, и чувство меры, и педагогическая целесообразность, и - главное – хорошо отработанные системы связи, в роли которых выступают отношения. Всё это – торжество педагогики отношений, опирающихся на систему психологической поддержки.

Но воспитание не может осуществляться стихийно, беспорядочно, нужна чёткая и ясная воспитательная программа. Раньше она была единой для всей страны и всех школ. Теперь положение принципиально изменилось: сегодня каждая школа имеет право на свой путь развития и выбор типа учебного заведения. А их, этих типов, - великое множество: государственные и частные, гуманитарные и математические, экологические и художественные, военные и спортивные, языковые и специализированные школы, гимназии и лицеи. В этих условиях напрасно рассчитывать на универсальную программу воспитания; каждая современная школа и школа ближайшего будущего должна разрабатывать свою авторскую воспитательную программу. На этот счёт у меня есть несколько пожеланий.

Пожелание первое: учитывая, что будущее есть продолжение прошлого, важнейшей проблемой становится проблема исторической памяти. Она должна быть справедливой и чёткой. Образцом такого отношения к прошлому может стать Александр Сергеевич Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А ведь жизнь в России пушкинской поры была сложной противоречивой, великому гению жилось не просто. Наши дети растут в зоне социального риска. На глазах уничтожалась и переделывалась история России.

Второе пожелание – программе воспитания. Без истории не культуры. Сегодня она напоминает разбитое зеркало. Произошёл распад культурной однородности. Между тем воспитание в школе будущего должно быть культуросообразным и соответствовать национальному менталитету. Спасение в этом может стать развитие педагогической культуры. Этот процесс надо начинать в период школьного ученичества – такова природа педагогических способностей. Сегодня один из верных критериев оценки школы – выбор её воспитанниками профессии педагога.

Педагогическая культура – часть общей культуры человечества и отдельной личности. Она способна проникнуть во все сферы общественной жизни, где есть передача знаний, опыта традиций – всех тех богатств, которое выработало человечество. Значит, педагогическая культура имеет общечеловеческое значение. Кроме того, педагогическая культура – мощное средство развития личности, её самостроительства, тем более, что в школьной программе нет предметов, ориентированных на самопознание. Профильное обучение, введенное в школу, дает в этом плане большие возможности.

Третье пожелание – о духовности. Без духовности нет полноценного воспитания. Сегодня делаются попытки заменить духовность религиозностью. Это неверно, ибо и сегодня довольно большое количество людей исповедует атеизм, ведь у нас существует свобода вероисповедания.

Духовность воспитания- ориентация на высокие нравственные ценности.

«Есть ценности, которым нет цены».

Это особенно важно в наше время. Российское общество всё в большей степени становится обществом потребления, причём это аморальное общество выбрало молодёжь как самую податливую социальную прослойку. Педагоги школы будущего должны ясно осознавать свою культурную и историческую ответственность.

Четвёртое пожелание – о воспитании. Существует много толкований термина «воспитание». От того, какое из них выберет педагогический коллектив конкретной школы, зависит и программа воспитания.

Мне представляется наиболее простым и понятным высказывание Селистена Френе «Воспитание – это максимальное развитие личности в разумно организованном обществе». В этом случае целью воспитания становится личность, а главным средством воспитания становится- «разумно организованное общество». Под этим понимается не только общество в глобальном понимании этого слова, сколько образ жизни населения конкретной школы, живущей по правилам и законам порядочных людей.

Пятое пожелание – о главном. Главной и основной ценностью любой воспитательной системы становится Человек. В последние годы трагически обострилась проблема обесценивания человека. В условиях новых рыночных отношений и пропаганды личного успеха слабеют и сходят на нет традиционные для России добротворчество и бескорыстная помощь слабым. Достоинство любого государства измеряется двумя обстоятельствами – отношением к старикам и детям.

Сегодняшняя реальность напоминает старый анекдот о больном, который ищет врача «ухо- глаз». Почему? Да потому, что слышит одно, а видит другое. И это во всём мире: массовые убийства, работорговля, малые и большие войны, рост фашизма – вот реальность, окружающая нас.

Умный, образованный человек – это, безусловно, хорошо, но важнее истинный гуманист, относящийся к человеку как к высшей ценности на Земле.

Это надо внушать с первого класса школы, занимаясь такого рода воспитанием неусыпно, ежедневно. Вот почему школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания. Мало того, она должна постепенно превращаться в школу практического гуманизма.

Многие думают, что воспитательная система школы создается для воспитания детей. Не только! Она потому и система, что включает и взрослых, которые живут и работают под её влиянием и по её законам.

Шестое пожелание- педагогам. Педагогам школы будущего придается сеять «разумное, доброе, вечное» в обстановке нарастающего скепсиса прагматизма. Как быть?

Жизнь существует в нескольких ипостасях. Есть объективная реальность, данная нам в восприятии. Есть жизнь, отраженная в нашем сознании, воображении. Он имеет не меньше значение.

Люди всего мира во все времена, когда им было очень плохо, конструировали личную жизнь, где было бы то, чего им хотелось бы иметь в реальности. Дети это особенно хорошо умеют, ведь они фантазёры.

Школа – разновозрастная общность людей, которые могут жить по другим правилам, нежели существует в повседневной жизни. Нужно только договориться: «Какой бы жизнь не была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных людей. Давайте жить так, чтобы людям радом каждым из нас было хорошо».

В нашей школе по этому поводу придуманы кодексы, законы, правила, которые помогают нам жить спокойно, дружно и человечно. Мы определили для себя такую формулу успеха: Без памяти – нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности – нет воспитания,

Без воспитания – нет Человека,

Без Человека – нет народа!


написать администратору сайта