Главная страница
Навигация по странице:

  • Орлова Игоря Борисовича

  • Томпсона Пола

  • Методы устной истории

  • Воспоминания как отражение экономической и социокультурной жизни страны в XX –начале ХХI века. история. Воспоминания как отражение экономической и социокультурной жизни страны в xx начале ххi века


    Скачать 17.52 Kb.
    НазваниеВоспоминания как отражение экономической и социокультурной жизни страны в xx начале ххi века
    АнкорВоспоминания как отражение экономической и социокультурной жизни страны в XX –начале ХХI века
    Дата19.10.2021
    Размер17.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипДокументы
    #251231

    УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

    КАФЕДРА ФИНАНСОВ И УЧЕТА

    Дисциплина: Современная история

    Тема: «Воспоминания как отражение экономической и социокультурной жизни страны в XX –начале ХХI века»

    Введение

    Устная история – это метод сбора информации и описания исторических событий, явлений и процессов на основании устного сообщения лиц, бывших участниками или свидетелями данного события, процесса или эпохи.

    Сегодня под «устной историей» понимается научная дисциплина, обладающая собственным методом исследования – интервью, с помощью которого осуществляется фиксирование субъектного знания отдельной человеческой личности об эпохе, в которой жил человек.

    Как метод исторической науки устная история позволяет сохранить свидетельства непосредственных участников исторических событий, "маленьких людей", которые в официальных источниках фигурируют только в качестве статистических единиц, а часто и вообще забыты. Благодаря устной истории прошлое предстает через мировоззрение рядовых участников исторического процесса.

    С помощью методов устной истории мы имеем возможность собрать мнения рядовых "творцов истории", и тем самым сделать пусть маленький, но все же реальный шаг к достижению более полного, адекватного знания о прошлом. Таким образом устная история выполняет еще одну функцию — охранительную. Благодаря ей мы можем сохранить свидетельства современников, которые в противном случае будут утрачены навсегда. Особенно это касается эпох и сюжетов, изучение которых было под запретом или производилось только по тенденциозным, официальным источникам.

    Прочитав книгу Орлова Игоря Борисовича, сделала выводы, что в настоящее время употребление термина «устная история» вызывает критику за неточность и двусмысленность. Так, Д.П. Урсу заявляет, что термин «устная история» нельзя признать удачным, поскольку сама грань между устной речью и записанным словом достаточно условна. В то же время исследователь признает, что «пока трудно найти более удачное слово, чтобы обозначить тот массив разнообразных источников, где информация облечена в словесно-речевую форму»

    Важную роль в использовании устных источников играет вопрос их классификации. Обычно специалисты выделяют два пласта в содержащейся в устных источниках информации. Первый – архаичный, уходящий корнями в глубокое прошлое и представляющий собой живую историческую традицию как форму передачи социального опыта. Второй пласт - меморатный – представлен воспоминаниями очевидцев и участников событий недавнего прошлого. Разделяются устные источники и по жанру: воспоминания, устные рассказы, легенды, народные частушки, песни и другие. Своеобразную классификацию устных исторических источников предложил бельгийский ученый Ян Вансина, разделивший их на три группы: передаваемую из поколения в поколение устную традицию, показания очевидцев и слухи.

    Устная история по своей сути является диалогом. Полнота ответа на вопросы интервьюера, являющиеся продуктом его знаний и исторического интереса, зависит от желания информанта рассказать и ощущения важности вопроса. И, наоборот, ответ респондента позволяет интервьюеру не только четче сформулировать вопрос, но и сменить его, чтобы подойти к желаемому ответу с другой стороны. В основе наиболее информативных интервью лежат: правильно сформулированные вопросы, готовность интервьюера и информанта к интервью и те взаимоотношения, которые возникают между ними.

    В исследовательском поле устной истории открывается особая роль исследователя, который изначально принимает решение о проведении интервью. В свою очередь, полученная информация во многом зависит от возникшего диалога и профессионализма ученого. Отбор носит целевой характер и проводится с учетом принципа информированности. Поэтому проблема репрезентативности требует качественной оценки структуры респондентов, их типичности и информированности. Также важен учет того, насколько широк спектр воспроизводимых ими мнений.

    В книге Томпсона Пола, сказано, что устная история — это история, построенная вокруг людей. Она наполняет жизнью историю как таковую и расширяет ее масштаб. Она позволяет найти героев не только среди вождей, но и среди безвестного большинства народа. Она побуждает преподавателей и студентов к совместной работе. Она привносит историю внутрь сообщества, чтобы затем сделать ее общим достоянием. Она помогает наименее защищенным людям, особенно старикам, обрести достоинство и уверенность. Она способствует контактам — а значит, и взаимопониманию — между социальными классами и между поколениями. А отдельным историкам и тем, с кем они делятся мыслями, она дает ощущение принадлежности к определенному месту и времени. Одним словом, она помогает людям полнее ощущать себя людьми. И, что не менее важно, устная история бросает вызов общепризнанным историческим мифам, авторитарности суждений, заложенной в научной традиции. Она способствует радикальному преобразованию социального смысла истории.

    Всякое историческое знание в конечном итоге зависит от его социальных целей. Именно поэтому в прошлом оно передавалось в виде устных преданий или летописей, а сегодня профессиональные историки получают материальную поддержку со стороны государства, детям преподают историю в школе, общества историков-любителей растут как грибы, научно-популярные книги по истории попадают в разряд бестселлеров. Иногда социальные цели истории нелегко распознать. Есть исследователи, занимающиеся сбором фактов по какой-либо далекой от нас теме, избегающие любых широких интерпретаций и малейшей связи с вопросами современности, настаивающие лишь на тяге к знанию ради знания. Это напоминает ситуацию с современным комфортабельным туризмом, эксплуатирующим прошлое, как будто это еще одна страна, которую предстоит посетить: исторические здания или ландшафты там столь любовно ухожены, столь неправдоподобно уютны и совершенно избавлены от груза социальных невзгод, жестокости и конфликтов, что даже рабовладельческая плантация выглядит весьма приятным местом. И в том и в другом случае налицо стремление без помех получать свою прибыль, не бросая вызова общественному строю. Существует и другая крайность, когда социальные цели истории абсолютно ясны, — это когда она используется для оправдания войн и завоеваний, захвата территорий, революций и контрреволюций, власти одного класса или расы над другими.

    В книге Т. К. Щеглова, написано, что Устная история — довольно молодая научная дисциплина, сформировавшаяся в середине XX в., однако истоками она уходит в далекое прошлое. В ее определении существует много дискуссионных моментов. Во-первых, сложно точно указать предмет изучения. Во-вторых, часто поднимается вопрос о самостоятельности устной истории как научной дисциплины: кто-то воспринимает «устную историю» как устную информацию в разных формах — от слухов и воспоминаний до былин, кто-то признает ее новым методом исторических исследований, другие видят в ней новационное направление исторических исследований или новую историческую дисциплину. Устная традиция, бесспорно, является самой древней формой трансляции информации от человека к человеку, от поколения к поколению. Устный источник был первым историческим источником, нашедшим применение в исследовательской практике. Свидетельства очевидцев событий в своих трудах использовали еще древнегреческие и римские историки: Геродот, Плиний, Тацит и др. После появления письменности и письменных источников, книгопечатания и архивохранилищ приоритет устной традиции был утерян, устный источник отошел на второй план.

    Методы устной истории:

    В основе методов устной истории лежит «технология опроса» или «технология расспроса». Как известно, опрашивать или расспрашивать человека можно в ходе непринужденной беседы, в ходе жестко структурированного или свободного интервью, в ходе обсуждения тех или иных исторических проблем, даже в ходе заполнения анкеты и т. д. Но отличительным методом устной истории является именно метод интервью, сам исследовательский процесс называется интервьюированием. Есть научные школы, которые вообще рассматривают устную историю как метод многих социогуманитарных наук, использующих опрос.

    В настоящее время данное направление исторической науки является широко востребованным и быстро развивающимся. Современную устную историю отличает особое внимание к методологии создания и изучения устных исторических источников, в частности к технологии проведения опросов свидетелей событий, фиксирования процесса и результатов этих опросов. Это позволяет увеличить степень достоверности устного источника и возможности его более глубокого изучения.


    написать администратору сайта