Реферат. РЕФЕРАТ Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустиче. Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий
Скачать 116.12 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» Кафедра теории и методики музыкально-художественного воспитания Специальность 050601 Музыкальное образование РЕФЕРАТ на тему: «Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий» Выполнил: студент заочного отделения 67172 группы Ланцев Дмитрий Вячеславович Ярославль 2018 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях несмотря на возрастающее количество и явную «экологическую» тенденцию исследований восприятия звуков естественного окружения человека, многие вопросы, касающиеся взаимодействия «человек – акустическая среда», остаются открытыми. К группе таких вопросов относятся психологические механизмы эмоционального воздействия акустической среды на человека. Изучение эмоциональной составляющей восприятия естественных звуков до недавнего времени не являлось приоритетным направлением психоакустики. Актуальность этих вопросов связана с социальной значимостью изучения проблем взаимодействия человека и окружающей среды и с необходимостью учета системы факторов и условий, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей (Носуленко, 1992; Панов, 2006; Ясвин, 2000). Современная акустическая среда характеризуется широким использованием новых технологий преобразования звука в повседневной жизни человека. Это приводит к изменениям информационной и эмоциональной насыщенности акустической среды. Психологическое исследование восприятия новых качеств среды и ее эмоционального воздействия необходимо для объяснения и прогнозирования поведения людей в условиях их повседневной жизни, т.е. в рамках отношения «человек – среда» (Носуленко, 1991; Панов, 2011). Именно в контексте системы «человек – окружающая среда» должны рассматриваться психологические проблемы сознания и индивидуальности человека, переживаний, поведения и психологического здоровья (Панов, 2011). Изучение проблемы содержания эмоциональной составляющей в восприятии событий естественной акустической среды, проблемы восприятия эмоционально окрашенных акустических событий, необходимы для изучения роли индивидуально-психологических особенностей слушателя в оценке эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий (Выскочил Н.А., 2011). Актуальность разработки проблемы эмоционального воздействия акустической среды на человека связана также с тем, что для ее решения требуются новые методы, позволяющие выявлять и количественно оценивать эмоциональную составляющую акустических событий. Цель реферативной работы: исследование воспринимаемого качества эмоционально окрашенных акустических событий - содержания эмоциональной составляющей в восприятии событий естественной акустической среды. Задачи реферативной работы: - раскрыть взаимодействие человека и акустической среды в психоакустических исследованиях; - выявить роль индивидуально-психологических особенностей слушателей в эмоциональной составляющей воспринимаемого качества; - раскрыть представленность эмоциональной составляющей в описании акустических событий в исследовании Н.А. Выскочил; - выявить связь между представленностью эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустического события и идентификацией источника этого события; - раскрыть роль индивидуально-психологических особенностей в эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий. 1 Взаимодействие человека и акустической среды в психоакустических исследованиях Психоакустические исследования посвящены изучению звуков окружающей среды, музыкальных произведений и речи. Изучение восприятия звуков окружающей среды характерно для большинства современных экспериментальных и прикладных психоакустических исследований (Bézat et al., 2007; Fastl, 2005; Gygi, Kidd, Watson, 2007; Lemaitre et al., 2010; Montignies, Nosulenko, Parizet, 2010), а также при оценке качеств звуковой техники (Hoeg, Christensen, & Walker, 1997; ITU-Recommendation, 2001, 2003). В данных исследованиях речь идет не об анализе характеристик и состава проявляющихся эмоций, а об измерении связи между предпочтениями слушателя и конкретными акустическими параметрами (Bozzoli et al., 2002; Koehl & Paquier, 2008; Palmer et al., 1995). Богатую историю как в отечественной, так и зарубежной психологической науке имеют исследования связи музыкальных произведений и вызываемых ими эмоциональных состояний, в частности, тембра музыкального звучания, в восприятии которого проявляется эмоционально-выразительная характеристика (Теплов, 1985; Risset, 1994; Sheppard, 1983). Установлено, что существует активизирующее и успокаивающее музыкальное воздействие, которое вызывает определенные изменения в состоянии человека, затрагивающие как физиологические, так и психологические уровни регуляции деятельности (Декер-Фойгт, 2003; Эверли, Розенфельд, 1985). Динамика возникающего эмоционального переживания определяется сочетанием разных музыкальных средств, связанных с комбинациями отдельных характеристик музыкального произведения, ведущих к формированию ощущения целостной музыкальной композиции (Леонова, Кузнецова, 2007). По глубине изученности эмоционального компонента отдельно можно выделить исследования вокальных характеристик речи, по которым оцениваются не только общий эмоциональный тон ощущений, но и «вокальный ключ» для каждой базовой эмоции (Bachorowski, 1999; Cowie et al., 2001; Frick, 1985; Johnstone, Scherer, 2001). Проявление базовых эмоций в речи человека наиболее полно изучено в работах В.П. Морозова и его коллег (Морозов, 1998). Было показано, что разные эмоциональные состояния отражаются не только в изменении амплитудного спектра голоса, но и в перераспределении частотных положений обертонов. В исследовании Н.А. Выскочил (2011) ставится задача анализа эмоциональной составляющей воспринимаемого качества человеком немузыкальных естественных событий акустической среды. Ограничение немузыкальными звучаниями необходимо для того, чтобы избежать проблемы разделения эффектов собственно звучания и эффектов музыкального содержания. В основу исследования Н.А. Выскочил положена «парадигма воспринимаемого качества», поэтому в центре внимания оказываются не отдельные характеристики восприятия, а совокупность значимых для субъекта характеристик события – его воспринимаемое качество, включающее эмоциональную составляющую (Носуленко, 2007). Н.А. Выскочил (2011) в своих исследованиях исходил из предположения, что в акустической среде существуют звуковые события, различающиеся степенью и типом эмоционального воздействия на человека. Если в составе воспринимаемого качества, выявленном эмпирическими методами, какая-либо эмоциональная характеристика отсутствует (или статистически слабо представлена), то это означает, что данное событие эмоционально нейтрально. Присутствие эмоциональных составляющих в вербальных описаниях воспринимаемого качества акустического события позволяет говорить об их содержании и степени представленности среди других составляющих (Носуленко, 2007; Nosulenko, Samoylenko, 2001). 2 Роль индивидуально-психологических особенностей слушателей в эмоциональной составляющей воспринимаемого качества В ряде работ (Блинникова, 2003; Шик, 1995; Taylor, Gandy, Dark, 1974; Zuzun, 1969) было выявлено, что на характер обозначения воспринимаемых объектов существенное влияние оказывают прошлый опыт, в частности, зрительный и профессиональный опыт индивида. В зависимости от своего профессионального опыта испытуемые по-разному интерпретировали услышанные звуки. Так, Н.А. Выскочил (2011) в своем исследовании предположил, что индивидуально-психологические особенности людей, также играют важную роль в воспринимаемом качестве эмоционально окрашенных акустических событий. Большинство исследований эмоциональных состояний указывают на влияние темперамента как природной особенности поведения. Среди темпераментальных свойств обращают внимание на общую активность и собственно эмоциональность. Наиболее полно общая активность описывается конструктом экстраверсия-интроверсия (Айзенк, 1993; Кеттел, 2003; Небылицин, 1990; Ольшанникова, 1996; Русалов, 1997; Юнг, 2001; Buss, Plomin, 1975). Эмоциональность представляет собой комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных аффективных состояний (Аболин, 1989; Айзенк, 1993; Кеттел, 2003; Лазурский, 1995; McCrae, Costa, 1987). Ее эффективным показателем является конструкт эмоциональная стабильность/нестабильность (нейротизм). Оба конструкта используются в качестве основы для типологизации теоретических моделей личности. Особое внимание уделяется эмоциональному интеллекту (Люсин, 2004; Соколова, Сергиенко, 2007; Bar-On, 1997; Goleman, 1995; Salovey, Mayer, 1990), имеющему двойственную природу и связанному с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. 3 Представленность эмоциональной составляющей в описании акустических событий в исследовании Н.А. Выскочил В исследовании Н.А. Выскочил (2011) в результате частотного анализа вербальных данных, полученных с помощью полуструктурированного интервью, было выявлено, что четыре из девяти отобранных на предварительной стадии исследования акустических событий имеют однозначную эмоциональную составляющую: «гнев» («перфоратор»), «отвращение» («рвота»), «печаль» («плач»), «радость» («смех»). Эмоция «интерес» относительно хорошо представлена сразу в трех звуках («синтезатор», «шепот» и «рык»), однако ни в одном из них она не является доминирующей. То же самое можно сказать об эмоции «страх», представленной как в звуке «рык», так и в звуке «шепот». Что касается эмоции «презрение», то среди отобранных звуков нет ни одного, который мог бы с ней однозначно связываться. Для изучения распределений эмоциональных составляющих воспринимаемого качества по данным, полученным с помощью методики «Шкала дифференциальных эмоций», использовался непараметрический критерий х² – Фридмана и критерий Т-Вилкоксона. В результате было получено, что в рамках каждого акустического события различия между компонентами эмоциональной составляющей не случайны (p < 0,0001). Таким образом, в рамках статистического анализа было выявлено, что в эмоциональной составляющей всех акустических событий ведущей является эмоция «интерес» (за исключением звучаний «рвота» и «смех»). Данный факт объясняется тем, что эмоция «интереса»: - во-первых, сопровождает общую познавательную активность участников; - во-вторых, наличие данной эмоции в настроении участников отмечалось ими еще до начала прослушивания акустических событий; - в-третьих, оценивание акустических событий с помощью методики «ШДЭ» осуществлялось значительно позже, чем возникала первичная эмоциональная реакция на звук, которая зафиксирована в полуструктурированном интервью. Таким образом, наличие эмоции «интереса» в описании большинства акустических событий скорее свидетельствует об отношении испытуемых к самому исследованию, а также о включенности, заинтересованности в совершаемой деятельности и желании принимать участие в эмпирическом исследовании. По данным методики «ШДЭ», с однозначной эмоциональной составляющей выделены следующие акустические события: «гнев» («перфоратор»), «отвращение» («рвота»), «горе» («плач»), «радость» («смех»). Комбинированную эмоциональную составляющую имеют звуки: «отрыжка» (эмоции «отвращение», «презрение», «удивление»), «рык» (эмоции «интерес», «страх», «удивление»), «синтезатор» (эмоции «интерес» и «удивление»), «шарик» (эмоции «интерес», «удивление», «отвращение», «стыд»), «шепот» (эмоции «интерес», «удивление», «страх»). Изучение эмоциональной составляющей акустического события с помощью методики семантический дифференциал подтверждает результаты, полученные с помощью остальных методик. При общем семантическом описании эмоционально окрашенных акустических событий наиболее используемой была шкала «Недифференцированная эмоциональная оценка». Большинство акустических событий оценивались как неприятные («перфоратор» – раздражающий, утомительный; «рвота» – неприятный, нежелательный; «плач» – утомительный, нежелательный; «рык» – пугающий; «шепот», «отрыжка», «шарик» – неприятные). Звук «синтезатор» не описывался в рамках данной шкалы. Звук «смех» оценивался как максимально приятный и комфортный. Стоит согласиться с мнением Е.Ю. Артемьевой, указывающей на особое место эмоционально-оценочных свойств в системе семантических шкал (Артемьева, 1999). Шкалы данного типа («приятный-неприятный»), являются наиболее устойчивыми и реально участвующими в оценке. В меньшей степени использовались шкалы «Естественность» и «Известность». Практически не использовались при описании акустических событий шкалы «Высота», «Резкость» и «Сила», что в очередной раз подтверждает, что данные системы оценки в большей степени характерны для использования в традиционной психофизике (Носуленко, 1988). Обобщая полученные результаты, Н.А. Выскочил подобрал четыре акустических события, которые имеют однозначную эмоциональную составляющую. Остальные акустические события имеют комбинированную эмоциональную составляющую, включающую две и более базовых эмоций. Сопоставление полученных результатов об отобранных эмоционально окрашенных акустических событиях с исследованиями других авторов составляет определенные трудности. Исследования базовых эмоций с помощью аудиального стимульного материала, основанного на экологических акустических событиях окружающий среды, практически отсутствуют. В исследовании Р. Стивинсона и Т. Джеймса (Stevenson, James, 2008) подбиралось большое количество разных звуковых фрагментов, которые в последствии оценивались с помощью дискретных эмоций: счастье (радость), ужас (страх), отвращение, злость (гнев), печаль. В итоге аналогично результатам исследования Н.А. Выскочил были подобраны звуковые фрагменты с одной и двумя ведущими эмоциями. Выделение однозначной и комбинированной эмоциональной составляющей также характерно для изучения эмоций на визуальном стимульном материале. Согласно полученным данным в исследовании Барабанщикова В.А. и его коллег (Барабащиков, Носуленко, 2004) точность распознавания состояний человека по выражению его лица широко варьирует и зависит от модальности эмоций и типа лица натурщика. Наиболее эффективно воспринимаются базисные эмоции, в то время как частота адекватного опознания смешанных состояний существенно ниже. Данные, полученные Н.А. Выскочил на акустическом стимульном материале, подтверждают теорию Экмана об универсальности базовых эмоций. В исследовании автором среди акустических событий не было подобрано однозначно интерпретируемых акустических событий для эмоций «интереса», «презрения», «удивления». Схожие результаты были получены Экманом и Фризеном, показавшим на визуальном стимульном материале, что такие эмоции как интерес, презрение, стыд хотя и могут иметь характерные мимические проявления, но большинство из них лишено экспрессивных паттернов (Ekman, Frisen, 1975). Аналогичные выводы были сделаны Изардом (Изард, 1999). 4 Связь между представленностью эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустического события и идентификацией источника этого события В психоакустических исследованиях неоднократно подтверждалась роль предметности и идентификации источника звука в его восприятии. Так, при анализе восприятия виртуальных звуков и изображений было показано, что целостный образ формируется тогда, когда и звук, и изображение оценивается человеком как принадлежащие одному и тому же источнику (Nguen et al., 2010). Эксперименты подтвердили мультимодальную природу слухового восприятия и его зависимость от опыта взаимодействия человека с конкретным источником воспринимаемого звука (Даниленко, Носуленко, 1989, 1991; Носуленко, 1988; Теплов, 1985). Полученные данные согласуются с результатами исследований Дж. Х. Бауэра, К. Холиока, Ж.К. Бартлетта (Bower, Holyoak, 1973; Bartlett, 1977), в которых обосновывается необходимость формирования предметного образа звука и четкое «опредмечивание» ситуации, в которой продуцируется данный звук для его точной идентификации. В исследовании Н.А. Выскочил, согласно полученным вербальным данным, стабильность и однозначность распределения эмоциональных составляющих воспринимаемого качества акустического события связана с предметной идентификацией слушателем источника этого события. С помощью критерия хи² Пирсона было выявлено, что эмоция заложенная в звуке узнается чаще в случае правильной идентификации источника звука, чем при ошибочной идентификации (р < 0,0001). Особенно это характерно для акустических событий с комбинированной эмоциональной составляющей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Таким образом, подтверждается положение о том, что предметное обозначение звукового сигнала необходимо для правильного распознавания акустического воздействия и формирования слухового образа, адекватного этому воздействию. Особенно важно рассматривать описание конкретных сигналов в контексте описаний окружающих их сигналов, поскольку этот контекст может повлиять на характер выделения «специфических признаков» звука и их смысловую интерпретацию, тем самым изменяя различительные способности индивида. 5 Роль индивидуально-психологических особенностей в эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий Н.А. Выскочил (2011) в результате анализа данных, полученных с помощью полуструктурированного интервью, выявлено, что все акустические события описываются одинаково людьми с разными индивидуально-психологическими особенностями. Описание эмоциональной составляющей воспринимаемого качества остается неизменным для четырех акустических событий («перфоратор», «плач», «рвота», «смех»). При рассмотрении комбинированно эмоционально окрашенных акустических событий отдельно друг от друга различия обнаруживаются в интерпретации акустического события (Выскочил, 2011). Экстраверты в описании акустических событий используют эмоции «стыда», «презрения» и «гнева», которые ряд авторов (Изард, 1999; Ильин, 2001) относит к коммуникативным эмоциям. Экстраверсия преимущественно отражает коммуникативный аспект темперамента, что свидетельствует о их склонности к агрессивному, несдержанному поведению и способности легко налаживать социальные контакты. Наличие значимых различий в оценках экстравертов/интровертов при восприятии акустических событий также подтверждается рядом исследований в области психоакустики (Bergius, 1939; Zuzun, 1969). В исследованиях Барабанщикова В.А. и его коллег (Барабанщиков, 2009) выявлено, что начало распознавания экспрессий лица и свойства темперамента наблюдателей связаны между собой сложными отношениями, зависящими от уровня нейротизма личности. Результаты проверки Н.А. Выскочил (2011) различий между экстравертами и интровертами в эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий представлены на рис. 1. Рисунок 1. Результаты проверки различий между экстравертами и интровертами в эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий, Н.А. Выскочил (2011) На эффективность опознания экспрессий лица сам по себе уровень нейротизма не влияет. Люди с высоким уровнем нейротизма раньше начинают догадываться о том, что демонстрируемое лицо выражает эмоциональное состояние, хотя частота правильных ответов у них невелика, в то время как люди с низким уровнем нейротизма начинают категоризовать эмоции позже, хотя частота правильных ответов у них существенно выше. Таким образом, условием особых отношений эффективности распознавания лица служит очень низкий уровень нейротизма. Преимущественное использование нейротиками вышеуказанных оценок при категоризации объектов согласуется с теорией темперамента Д. Грея (Gray, 1991), согласно которой экстраверты более чувствительны к положительным стимулам, а невротики к нежелательным, негативным. С другой стороны, если пользоваться терминами Д. Грея, «чувствительность к наказанию» нейротиков позволяет им предусматривать заранее нежелательные последствия каких-то обстоятельств и избегать опять-таки излишнего напряжения по ликвидации этих последствий. Н.А. Выскочил выявлено, что группа с высокими показателями эмоционального интеллекта превосходит группу с низкими показателями низкого эмоционального интеллекта как в семантическом описании акустических событий, так и по шкалам дифференциальных эмоций. По «СД» люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта описывают акустические события как известные (p<0,05), резкие (p<0,001), сильные (p<0,05) и неприятные (0,05). Данное описание наиболее адекватно и точно описывает предъявляемые акустические события, которые в основном направлены на отрицательное эмоциональное воздействие. В рамках методики «ШДЭ» Н.А. Выскочил обнаружены статистически значимые различия по шкалам «интерес» (p<0,05), «радость» (p<0,02), «удивление» (p<0,0001), «горе» (p<0,01), «гнев» (p<0,01), «отвращение» (p<0,01), «презрение» (p<0,05) и «страх» (p<0,01) (рис. 2). Рисунок 2. Результаты проверки различий между эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустических событий людьми с разной выраженностью эмоционального интеллекта, Н.А. Выскочил (2011) Н.А. Выскочил (2011) в рамках вышеизложенных результатов было выявлено, что индивидуально-психологические особенности вносят различный вклад в описание акустических событий. Тот результат, что люди с высоким эмоциональным интеллектом используют в описании практически все эмоции, а также максимально точно и адекватно описывают акустическое событие, говорит об их способности к успешной адаптации в реальной жизни, что неоднократно подтверждалось в целом ряде исследований (Люсин, 2006; Bar-On, 1997; Goleman, 1995; Salovey, Mayer, 1990). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, можно сделать следующие основные выводы. Современная акустическая среда характеризуется широким использованием новых технологий преобразования звука в повседневной жизни человека. Это приводит к изменениям информационной и эмоциональной насыщенности акустической среды. Изучение эмоциональной составляющей восприятия естественных звуков до недавнего времени не являлось приоритетным направлением психоакустики. Актуальность этих вопросов связана с социальной значимостью изучения проблем взаимодействия человека и окружающей среды и с необходимостью учета системы факторов и условий, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. Первые попытки использования в исследованиях сложных звуков, приближенных к звучаниям естественного окружения человека, показали неоднозначность связей между отдельными параметрами звука и характеристиками слухового образа (Блауэрт, 1979; Ликлайдер, 1963; McAdams, 1984; Risset, 1994; Sheppard, 1983 и др.). Данные работы показали недостаточность использования психофизической парадигмы для выявления этих связей, но не дали исчерпывающего ответа на вопрос о том, как выявлять составляющие слухового образа и их связь с характеристиками акустического события. Вопросам изучения эмоциональных составляющих звукового воздействия уделялось второстепенное внимание. Их рассмотрение обычно ограничивалось простыми дихотомическими оценками («нравится – не нравится», «приятно – неприятно», «возбуждает – расслабляет»), не предполагающими содержательный анализ эмоций. Качественная определенность эмоциональных составляющих восприятия изучается на материале экспрессий лица (Барабанщиков, 2009; Экман, 2010; Archer, Akert, 1984; Buck et al., 1972; Emde, Izard, 1980), экспрессивности речи (Морозов, 1998; Bachorowski, 1999; Cowie et al., 2001; Johnstone, Scherer, 2001) или музыкальных произведений (Готсдинер, 1993; Теплов, 1985; Risset, 1994; Sheppard, 1983). Исследование Выскочил Н.А. вносит вклад в разработку проблемы восприятия человеком звуков естественной акустической среды. В работе автором по-новому поставлена задача изучения эмоционального воздействия таких звуков: в центре внимания оказывается не анализ простых предпочтений слушателя к воспринимаемому звучанию, а выявление содержания эмоциональной составляющей воспринимаемого качества акустического события. Это позволяет установить связь между свойствами события и характеристиками эмоционального отношения к этому событию слушателя. Полученные эмпирические данные показывают роль индивидуально-психологических особенностей слушателя в формировании эмоциональных составляющих воспринимаемого качества акустических событий. Полученные данные Выскочил Н.А. могут применяться при мониторинге и разработке благоприятного акустического пространства для жителей мегаполисов, а также использоваться в работе звукорежиссеров при создании художественного звукового образа с заданными типом эмоционального воздействия. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Адаменко Б.А., Носуленко В.Н. Экспериментальное исследование некоторых характеристик слухового восприятия // Психофизические исследования восприятия и памяти / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Наука, 1981. С. 162-174. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критериии таксономической парадигмы // Иностранная психология. 1993. Т.1. №2. С. 9-23. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. 350 с. Балин В.Д., Меклер A.A. Паттерн базовых эмоций как индикатор качества звуковоспроизводящей аппаратуры // Тезисы научно-практической конференции «Ананьевкие чтения 98» / Под ред. A.A. Крылова. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. С. 141-142. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с. Барабанщиков.В.А., Носуленко В.Н. Системность, восприятие, общение. М.: ИПРАН, 2004. 479 с. Блауэрт Й. Пространственный слух / Пер. с нем. И. Д. Гурвица. М.: Энергия, 1979. 222 с. Бреслав Г.М. Психология эмоций. Учеб. пособие. М.: Смысл, 2004. 544 с. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. 1992.1. Т. 13. №6. С. 80 89. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976. 142 с. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 3-28. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2002. 1008 с. Выскочил H.A. Взаимосвязь характеристик темперамента с эмоциональным интеллектом // Мир образования - образование в мире, 2009, №4 (36). С.181-187. Выскочил H.A. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта // Казанский педагогический журнал, 2009, № 11-12 (77-78). С.123-129. Выскочил Н.А. Взаимодействие между пониманием и эмоциональной оценкой звукового фрагмента // Психологические исследования / Под ред. A.JI. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: ИПРАН, 2007. Вып.2, С.59-73. Выскочил Н.А. Когнитивно-аффективные процессы в оценке звука // Познание в структуре общения / Под ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. - М.: ИПРАН, 2009. С.44-52. Выскочил Н.А. Конструирование методов измерения семантического понимания и эмоциональной оценки звуковых фрагментов // Психология, образование, практика: формы и способы интеграции: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 2006. С. 23-24. Выскочил Н.А. Понимание и эмоциональная оценка звуковых фрагментов // Дружининские чтения: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, г. Сочи, 10-12 мая 2007 г. / Под ред. И.Б. Шуванова и др. - Сочи: СГУТиКД, 2007 - в 2х тт. Т. 2. С -151-152. Выскочил Н.А. Способы изучения эмоционального отношения человека к воспринимаемым акустическим событиям // Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту / Под ред. В.А. Барабанщикова, В.Н. Носуленко, Е.С. Самойленко. - М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С.438-442. Выскочил Н.А. Структура эмоций в эмоциональной оценке звукового фрагмента // Теоретическое наследие JI.M. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения JI.M. Веккера / Отв. ред. М.А. Холодная и М.В. Осорина. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. С. 169-171. Выскочил Н.А. Воспринимаемое качество эмоционально окрашенных акустических событий // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва. ИП РАН. 2011. 26 с. Выскочил Н.А., Носуленко В.Н., Старикова И.В. О некоторых вопросах изучения эмоционального отношения человека к акустическим событиям // Экспериментальная психология Т. 4. № 2, 2011. С.62-78. Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. № 3. С. 234-243. Носуленко В.Н., Старикова И.В. Предпочтение и субъективная оценка различия акустических событий, преобразованных средствами звукозаписи // Психология человека в современном мире. М.: ИП РАН, 2009. С. 238-243. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. С. 42-222. Трофимова И.В. Эволюционная детерминация индивидуальных различий // Индивидуальность в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции. Смоленск, Россия, 1994. С.25-31. ПРИЛОЖЕНИЕ Эмоциональные составляющие в описаниях звуков для ситуаций правильной и неправильной идентификации источника звука |