Главная страница
Навигация по странице:

  • THE REFLECTION OF THE PERSONALITY IN THE MIRROR OF THE FACE V. А. BARABANSCHIKOV

  • 15 ВОСПРИЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕК. Восприятие индивидуальнопсихологических особенностей человека по выражению лица в. А. Барабанщиков


    Скачать 142.27 Kb.
    НазваниеВосприятие индивидуальнопсихологических особенностей человека по выражению лица в. А. Барабанщиков
    Дата04.07.2021
    Размер142.27 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла15 ВОСПРИЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕК.pdf
    ТипДокументы
    #223222

    ВОСПРИЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
    ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА
    В.А. БАРАБАНЩИКОВ
    Лаборатория системных исследований психики
    Институт психологии Российской академии наук
    Ул. Ярославская, 13, Москва, Россия
    В статье рассматриваются психологические механизмы восприятия выражения лица человека. Вводится понятие «Он-концепция», фиксирующее представление о коммуниканте как индивидуальности, его оценку и отношение к нему.
    Согласно сказанному выше, лицо относится к числу сложнейших предметов восприятия и играет двоякую роль. Прежде всего это важнейший
    «узел» телесной организации индивида, обеспечивающий его взаимодейст- вие с окружающей средой. На фронтальной поверхности головы сконцен- трированы и соотнесены друг с другом органы зрения, слуха, дыхания, пи- тания, речи. Вместе с тем, лицо выражает личность конкретного человека, наделенного уникальной структурой индивидуально-психологических осо- бенностей; как биологический объект оно оказывается «прозрачным», сня- тым. Конституция лица, его цвет, игра лицевых масок и пр. выполняют роль своеобразных проводников во внутренний мир воспринимаемой личности.
    Речь идет об особой семиотической системе, возможности которой опреде- ляются свойствами биологического субстрата. С данной точки зрения выра- жение лица похоже на слово (фразу или текст), обозначающее состояние че- ловека, черты характера, намерения и т.п. Его восприятие и будет интересо- вать нас в дальнейшем.
    Являясь органом общения лицо предполагает Двойника

    другое ли- цо, учитывающее индивидуально-психологические особенности коммуни- канта или собеседника и информирующее его о внутреннем мире своего но- сителя. Устанавливается канал, по которому совершается обмен информа- цией, состояниями и действиями людей; процесс же взаимного восприятия принимает форму непосредственного общения и по существу сливается с ним.
    Восприятие психологического содержания личности далеко от меха- нического переноса в сознание наблюдателя черт или структуры лица собе- седника. Это процесс внутренней «работы» воспринимающего, который предполагает наличие коммуникативного опыта и данность человеку собст-
    PDF создан испытательной версией pdfFactory Pro www.pdffactory.com

    Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2007. № 3-4. С. 6-12.
    2 венных индивидуально-психологических особенностей (Я-концепции). На- ряду с непосредственно-чувственным, в этот процесс включаются интеллек- туальные, эмоциональные и волевые компоненты, а также личность субъек- та восприятия в целом. Результатом подобной «работы» является представ- ление о партнере как личности (вернее, индивидуальности), его оценка и от- ношение к нему. Будем называть это образование «Он-концепцией».
    Он-концепция упорядочивает события, касающихся жизни и психоло- гической природы собеседника. На ее основе строится прогноз развития си- туации и ведется подготовка к собственному поведению. Совершенно не обязательно при этом реальное присутствие другого человека и их взаимо- действие. Общение может носить викарный характер, когда в качестве парт- нера выступает воображаемый собеседник, лицо которого представлено на фотографии, портрете или скульптурном изображении.
    Он-концепция является открытой системой и при накоплении новых данных об индивидуально-психологических особенностях коммуниканта может быть изменена. Восприятие личности, индивидуальности это всегда процесс. Вместе с тем Он-концепция обладает достаточной жесткостью, со- храняя свою структуру в условиях противоречивой или ограниченной ин- формации о коммуниканте. Она обеспечивает внутреннюю согласованность разнородных представлений о личности партнера, обусловливает интерпре- тацию новых впечатлений и оценку других людей. Он-концепция складыва- ется под влиянием обыденных представлений о личности человека – «им- плицитной теории личности» (Bruner, Tagiuri, 1954) как ее спецификация, но в процессе развития может выступить в качестве ведущей детерминанты ее преобразований.
    Чувственную основу Он-концепции составляет Он-образ – наглядное представление о внешности конкретного человека: его лице, походке, фигу- ре и т.п. Данное образование может быть вербализовано (по крайней мере, частично), включает более простые структуры и входит в систему социаль- ного опыта индивида.
    Он-концепция складывается на основе информации, получаемой из не- скольких источников: а) особенностей внешности коммуниканта прежде всего конституции, черт и экспрессий его лица, б) коммуникативного опыта наблюдателя (ассоциативных рядов, стереотипов, личностных конструктов и т.п.), в) его Я-концепции, г) «имплицитной теории личности» и некоторых др.
    Я-концепция побуждает, направляет и ориентирует активность субъек- та восприятия. Она обслуживает планы и сценарии поведения, определяет адекватность поступков человека в конкретных социальных ситуациях. Это посредник внутри- и межличностных процессов. Важной функцией Я- концепции является поддержание устойчивого эмоционального состояния; при его нарушении или угрозе Я личность ведет себя таким образом, чтобы сохранить привычный взгляд на себя со стороны других людей.
    В процессе жизни мы так или иначе категоризируем сходство и разли- чие между людьми. Личность выступает для другого как инвариант возмож-
    PDF создан испытательной версией pdfFactory Pro www.pdffactory.com

    Барабанщиков В.А. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека…
    3 ного поведения человека в известных ситуациях. Поэтому и причина того или иного поведения чаще всего обнаруживается в самом человеке. Себя мы категоризируем, интерпретируем и анализируем также, как и других. Я- концепция обеспечивает:

    сбор, организацию, хранение и использование информации о самом человеке;

    систему оценок себя и других людей;

    категоризацию свойств собственной личности и личности других;

    организацию поведения человека и интерпретацию поведения дру- гих;

    репрезентацию отношений человека к самому себе и к миру;

    согласованность прошлого, настоящего и будущего человека, внут- реннюю связанность событий его жизни.
    Я-концепция это призма, через которую мы воспринимаем других и, одновременно, матрица, на основе которой строится образ партнера или со- беседника (Он-концепция). Речь идет о редупликации представлений, оце- нок, способов и стилей поведения индивида и их отнесенности к другим лю- дям. Типичным примером личностной редупликации являются феномены
    проекции. Хорошо известно, что завистливые люди видят в других проявле- ния зависти. Упрямство, раздражительность, агрессивность, подозритель- ность и т.п., ярко выраженные у людей, часто обнаруживаются ими у тех, кого они оценивают. Существенно, что проекция может быть не только пря- мой (ассимилятивной), но и обратной (контрастной), т.е. заключать свойства противоположные индивидуально-психологическим особенностям воспри- нимающего (Джерелиевская, 2000; Ситников, 2001). Принцип редупликации
    («сборки» индивидуально-психологических свойств другого на основе соб- ственных) обеспечивает возможность бесконечно большого числа представ- лений о людях и оценку их поведения или состояний. Источниками разно- образия выступают физические, этнические, морфофизиологические и пси- хофизиологические особенности конкретного человека (например, строение лица, конституция тела, темперамент), его наблюдаемое поведение, экспрес- сии, предпочтения, отношения к другим людям и т.п., а также информация о нем, циркулирующая в социальных группах.
    Бесполезно пытаться объяснить восприятие индивидуально- психологических особенностей другого человека, полагая что восприни- мающий и воспринимаемый – робинзоны, т.е. существуют сами по себе, не- зависимо друг от друга. Адекватное решение проблемы предполагает воз- можность коллективных форм жизни и наличия не только индивидуального сознания, но и группового или коллективного. Последнее исходно; «Я» воз- никает и выделяется в рамках «Мы», сохраняя родовую зависимость на про- тяжении всей жизни. Связь «Я» - «Мы» или «Я» - «Он» носит эмоционально
    – чувственный характер и выражает психическое и духовное единение лю- дей.
    В своей специальной форме она открывается как процесс идентифика-
    ции одного человека с другим. Во время общения человек как бы помещает
    PDF создан испытательной версией pdfFactory Pro www.pdffactory.com

    Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2007. № 3-4. С. 6-12.
    4 себя на место другого, представляет действительность с новой точки зрения, вживается во внутренний мир собеседника, как бы примеряя чужие черты к самому себе, и начинает переживать его как свой собственный. При этом Я наблюдателя не теряется и не растворяется в другом, а включает его в себя.
    В ходе идентификации я со-переживаю и со-действую, различая свои и чу- жие переживания и действия. Эмоциональное погружение одной личности в другую сохраняет ее собственную позиции и содержание. Существенно, что этот процесс совершается по отношению не только к реальному, но и к вир- туальному партнеру по общению, например, герою романа, лицу на фото- графии, или любому предмету, наделяемому свойствами коммуниканта
    (Бахтин, 2000; Бубер, 1995; Подорога, 1995).
    Идентификация играет роль основы «прочтения» личности другого, т.е. категоризации и оценки его состояния, намерений, черт характера, дей- ствий, и, как следствие, прогнозирования его поведения. Человек знает дру- гого в той мере, в которой способен проникнуть в его личность, идентифи- цироваться с ней. Очевидно, что у разных людей это качество проявляется в различной степени и зависит от множества обстоятельств – интереса к ком- муниканту, эмоциональной отзывчивости, навыков общения, коммуника- тивных установок, конкретной ситуации поведения и др.
    Благодаря идентификации человек склонен обнаруживать в партнере свойства, которыми наделен сам. Возникает резонанс личностных черт вос- принимающего и воспринимаемого, их сонастроенность друг другу. Это по- хоже на срабатывание камертонов, звучащих на одной и той же частоте.
    Общие свойства коммуникантов легко выделяются, понимаются (часто, по аналогии, исходя из личного опыта) и составляют основу адекватного вос- приятия личности. Более того, открывается возможность дифференциации и тех свойств, которые взаимоотсутствуют у партнеров. Выраженность, или наоборот, слабость резонанса становятся условием крайних оценок воспри- нимаемого: «такой же, как Я» - преимущественное совпадение черт, либо
    «иной, чем Я» - существенное различие черт. Между ними – широкий спектр промежуточных вариантов, которые предполагают смешанные кри- терии и стратегии оценки личности.
    Оценка индивидуально-психологических свойств партнера по обще- нию осуществляется на основании коммуникативного опыта путем соотне- сения характеристик его внешности с той классификацией личности (собст- венной типологией или шкалой), которые сформировались в результате не- посредственных контактов человека с другими людьми. Имеется в виду ка-
    тегоризация, т.е. обобщение личностных проявлений коммуникантов – их мимики, выразительных черт лица, жестов, походки и др. При этом наблю- датель не только относит человека к определенной категории (типу лично- сти, состоянию, и т.п.), но и наделяет его другими чертами, присущими дан- ной категории. Так, вызывающий симпатию или эстетически привлекатель- ный человек оценивается как более умный, интересный, способный и т.п. За
    каузальной атрибуцией, т.е. за приписыванием причин поведения, включая индивидуально-психологические особенности людей, нередко скрываются
    PDF создан испытательной версией pdfFactory Pro www.pdffactory.com

    Барабанщиков В.А. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека…
    5 случайные ассоциации субъекта восприятия, «сентенции здравого смысла»
    (Андреева, 1995) или же «языковые привычки» (Сепир, 1993) общества.
    «Человек смотрит на мир сквозь прозрачные трафареты или шаблоны, которые он сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир. Подгонка не всегда оказывается хорошей. Однако без таких шаблонов мир предстает перед ним в виде настолько неразличи- мой однородности, что он не в состоянии извлечь из него никакого смысла»
    (Келли, 2000, с. 18). Дж. Келли называет эти шаблоны конструктами, по- нимая под ними способы истолкования мира, включая и личности других людей. За ними стоят потребности и опыт воспринимающего, выраженный в соответствующих категориях. Конструкты могут точно формулироваться или, наоборот, не осознаваться; обнаруживают способность к уточнению и совершенствованию; объединяются с другими конструктами, объективиру- ются и передаются от одного человека к другому. Поскольку способы вос- приятия и интерпретации действительности складываются в процессе жиз- ни, каждый человек имеет уникальный взгляд на мир, на других людей и на самого себя.
    Воспринимая собеседника, его лицо мы актуализируем поле категорий
    (значений личностных черт или состояний), связанных между собой слож- ной системой отношений. Некоторые из них могут быть близкими по со- держанию, а некоторые - очень далекими и даже ошибочными. Какие-то от- ражают устойчивые, инвариантные особенности личности, какие-то – дина- мичные, меняющиеся в зависимости от ситуации. Поэтому сколь-нибудь универсальных критериев оценки личности партнера не существует. При- нимая решение воспринимающий вынужден опираться на собственный коммуникативный опыт (личностные конструкты, стереотипы и аттитьюды) и выработанную систему ценностей. Соответственно, одна и та же черта ха- рактера для разных людей может выступать и как, допустим, смелость, и как безрассудство, и как агрессивность, по-разному проявляясь в различных зо- нах лица.
    Отметим, что эмпирические классификации личности, складывающие- ся в обыденной жизни, как правило, носят внешний, случайный характер.
    Более того, относя человека к определенному социальному типу, восприни- мающий начинает ориентироваться не на свойства реальной личности, а на особенности типа и собственное отношение к нему.
    В какой-то степени каждый человек является стихийным персоноло- гом. С раннего детства он наблюдает за состоянием и поведением других людей, выдвигает гипотезы об их причинах, дает оценку, совершает поступ- ки, получает обратную информацию об их эффективности и вырабатывает обобщенное представление о личности человека как таковой и об отдельных людях в частности. Эти представления обусловливаются как индивидуаль- ным, так и доступным ему общественно-историческим опытом, закреплен- ном в культуре (литературе, живописи, театре, кинематографе и др.), а также в формах обыденного, профессионального, религиозного, этнического и др. сознания (Бодалев, 1983; 1996).
    PDF создан испытательной версией pdfFactory Pro www.pdffactory.com

    Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2007. № 3-4. С. 6-12.
    6
    В ходе восприятия другого развернутый анализ поступков сочетается с интуитивным «схватыванием» личностных свойств, а рассуждения о соци- альной ситуации – с предчувствием определенных событий. Способ воспри- ятия личности другого переносится на восприятие самого себя. Здесь, безус- ловно, важны самоанализ и этические нормы, но не менее важны наблюде- ния за собственным поведением в социальных ситуациях. Отражая регуляр- ности совершаемых поступков человек приобретает непосредственное зна- ние / переживание внутренних состояний (Bem, 1972; Olsen, 1992). Благода- ря этому обстоятельству обнаруживается возможность более дифференци- рованно понимать и предвидеть поступки других людей, отталкиваясь от ограниченного набора внешних признаков, в том числе экспрессий лица.
    В отличие от персонолога-исследователя, стихийный персонолог не использует научных методов и процедур обработки данных. Не требуется и четкая формулировка задач и обоснования исходных предположений о лич- ности, а получаемые обобщения фиксируются в житейских понятиях и огра- ничены кругом обыденных ситуаций.
    В конечном счете за адекватностью межличностного восприятия стоит богатейший опыт пребывания человека в социальных ситуациях, в котором кристаллизуются наиболее характерные особенности себя и личности друго- го, запечатленные в трудноуловимых «намеках» внешности. Чаще всего их обсуждают в терминах кодов лица, хотя это могут быть и прототипы и даже архетипы выражения личности. В любом случае подразумеваются некото- рые элементы или отношения лица, которые, включаясь в индивидуальный опыт, приводят к распознаванию состояния коммуниканта и свойств его ин- дивидуальности.
    Очевидно, что «намеков» может быть много, они могут быть по- разному организованы и по-разному «развернуты» воспринимающим. Кто- то не заметит «намека», кто-то заметит, но не придаст ему значения; кто-то впишет «намек» в систему коммуникативного опыта, но на поверхностном уровне и т.п. Здесь на проблеме кодов лица (см. Лабунская, 1999; Фейген- берг, Асмолов, 1989; Bruce, Young, 2000; Ekman, Friesen, 1975), исследова- тель сталкивается с фундаментальной апорией поиска: «если знаешь, что ищешь, то зачем ищешь, если не знаешь, то что ищешь?» Апория фиксиру- ет факт невозможности решения проблемы в одной логической плоскости и требует перехода к генетическому рассмотрению событий. Замечаемый
    «намек» на особенности личности другого – лишь клеточка (психический эмбрион), которая должна еще прорасти в системе коммуникативного опыта воспринимающего и превратиться в представление о личности другого. Этот процесс предполагает появление альтернатив, тупиковых путей, асинхро- нию, возвращение на предшествующие стадии развития и т.п. В ходе вос- приятия совершается структурирование и переструктурирование «намеков», преимущественная опора на те или иные особенности собственной личности и все более полный и тонкий анализ партнера по общению.
    Согласно сказанному, восприятие выражения лица характеризует мо- мент возникновения (актуализации) и функционирования Он-концепции.
    PDF создан испытательной версией pdfFactory Pro www.pdffactory.com

    Барабанщиков В.А. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека…
    7
    Его содержание образует сплав реально существующих и приписываемых личности человека черт или состояний. Это «намеки» внешности (во всех физиогномических слоях), пропущенные сквозь горнило коммуникативного опыта, Я-концепции, установок и языка воспринимающего. Воспринимая личность человека мы не просто считываем начертанный в выражении лица
    «текст», но и, одновременно, порождаем его, нагружая системой оценок, от- ношений и действий. В значительной степени Он-концепция – личная ин- терполяция индивидуальности конкретного человека. Она полиморфна, включает как типичные, так и индивидуальные особенности личности, несет и инвариантное, и меняющееся содержание, по-разному участвует в органи- зации деятельности и общения людей. Закономерности порождения и разви- тия Он-концепции представляют для психологии особый интерес и должны стать предметом специального исследования.
    ЛИТЕРАТУРА
    1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект пресс,
    1997. .
    2. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002.
    3. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение.
    М.: ИП РАН, 2004.
    4. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных на- ук. СПб.: Азбука, 2000.
    5. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.
    6. БодалевА.А. Психология общения. М.-Воронеж: АПСН, 1996.
    7. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.
    8. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М.:
    Смысл, 2000.
    9. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб.:
    Речь, 2000.
    10. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное позна- ние. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
    11. Подорога В.А. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1995.
    12. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
    13. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб. Хим- издат, 2001.
    14. Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Некоторые аспекты исследования невер- бальной коммуникации: за порогом рациональности // Психологический журнал, 1989, № 6.
    15. Bem D.J. Self-perception theory // L. Bercowitz (ed.), Advances in experi- mental social psychology. V. 6. N.Y.: Acadenic Press. 1972. p.3-48.
    16. Bruce V., Young A. In the eye of beholder. The science of face perception.
    N.Y.: Oxford University Press. 2000.
    PDF создан испытательной версией pdfFactory Pro www.pdffactory.com

    Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2007. № 3-4. С. 6-12.
    8 17. Bruner J.S., Tagiuri R. The perception of people // Handbook of Social psy- chology. 1954. p. 634-654.
    18. Ekman P., Friesen W. Unmasking the face. N.Y.: Prentice-Hall, 1975.
    19. Olson J. M. Self-perception of humor: evidence for discounting and augmen- tation effects // Journal of Personality and Social Psychology, 1992. Vol. 62.
    P. 369–377.
    THE REFLECTION OF THE PERSONALITY IN THE MIRROR OF
    THE FACE
    V.
    А. BARABANSCHIKOV
    The Laboratory for Systematic Psychological Research
    Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences
    13, Yaroslavskaya St., Moscow, Russia
    The article deals with the psychological mechanisms of registering facial expression of a person. The notion of "He - Concept" fixing the perception of the communicant as an indi- viduality, his assessment and the attitude to him is introduced.
    PDF создан испытательной версией pdfFactory Pro www.pdffactory.com


    написать администратору сайта