Главная страница
Навигация по странице:

  • Внутренняя и внешняя политика при первых Романовых. Социальные противоречия и потрясения XVII в.

  • Шпаргалки. Восточные славяне в древности. Становление государственности у восточных славян в VI ix вв


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеВосточные славяне в древности. Становление государственности у восточных славян в VI ix вв
    АнкорШпаргалки.doc
    Дата16.01.2018
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалки.doc
    ТипДокументы
    #14223
    КатегорияИстория
    страница4 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24



    Укрепление самодержавия и крепостничества в XVII в. Начало формирования российского абсолютизма.

    Генеральная линия русской истории в XVII - XVIII вв. проходила по пути дальнейшего укрепления феодально-крепостнических порядков и сословного строя. К середине 17 века разорение времён смуты были преодолены. В уездах центра страны в 40-е годы распаханная земля составляла всего 42% ранее возделываемой, сократилось и число крестьянского населения, бежавшего от ужасов безвременья. Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. В результате огромных затрат на Ливонскую войну и разорения страны в ходе установления авторитарной власти в период опричнины страна попала в тяжелейший экономический кризис. Многие помещики, не говоря о крестьянах, бедствовали. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 гг. по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость в стране начался голод. Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством, а у последнего не доставало средств для ведения войны и управления державой. В этих условиях государственная власть пошла по пути прикрепления основного производителя - крестьянства - к земле феодалов-землевладельцев. Большинство историков считает, что крепостное право фактически сложилось в конце XVI в. в результате последовательного издания серии указов, ограничивших, а потом практически отменивших право свободного перехода от одного феодала к другому. Юридическое оформление крепостного права относится к 1649 г., когда "Соборным Уложением" были окончательно запрещены переходы крестьян. Крестьянство оказалось в феодальной зависимости еще со времен Киевской Руси. Смерд и закуп "Русской Правды", работавшие на феодала, являлись людьми, попавшими в крепостную зависимость. Жизнь такого смерда оценивалась так же, как и жизнь холопа, в 5 гривен. Если он умирал без наследников по мужской линии, его имущество переходило к князю. "Судебник" Ивана III в общегосударственном масштабе ввёл Юрьев день осенний - 26 ноября. При этом устанавливалась плата за "пожилое" - за проживание на земле феодала. "Судебник", принятый при Иване IV в 1550 году, подтвердил право перехода крестьян только в Юрьев день, увеличив размеры "пожилого", что еще более затрудняло переход. . В 1581 г. впервые были введены "заповедные лета" - годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день (от слова "заповедь" - запрет). В 1597 г. впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 г. (срок сыска 5 лет), должны были возвращаться прежнему владельцу. В 1597 г. кабальные холопы (люди, попавшие в рабство за долги), лишались права стать свободными после выплаты долга и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. Добровольные холопы (люди, служившие по вольному найму) превращались после полугода работы в полных холопов. И кабальные, и вольные холопы становились свободными только после смерти господина. Таким образом, русские крестьяне и холопы попали в наиболее полную и суровую форму зависимости от феодалов - крепостное право. В XVII в. происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности. После бурных событий рубежа XVI-XVII вв. произошел своеобразный передел земель внутри господствующего класса. Перерастание ремесла в товарное производство (производство товаров для продажи) еще не означало перехода к капитализму Простое товарное производство становится капиталистически только тогда, когда оно получает широкое распространение происходит превращение рабочей силы в товар. В России XVH " подобные явления имели эпизодический, временный характер Появлявшиеся очаги вольнонаемного труда подавлялись крепостничеством и, как правило, вскоре прекращали свое существование. Поскольку в стране не было свободных рабочих рук, государство стало приписывать, а позднее (1721) разрешило покупать крестьян к заводам. Приписные крестьяне должны были свой подати государству отрабатывать на фабрике или заводе по определенным расценкам. Социальная структура российского общества XVII в. соответствовала феодально-крепостническои экономике, где новые капиталистические элементы не превратились еще в уклад хозяйства. Высшим слоем господствующего класса было боярство - потомки бывших великих и удельных князей. Около сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности в государстве. К концу XVII столетия боярство все более утрачивало свою мощь и сближалось с дворянством. Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий - владельческого и черносошного крестьянства. Владельческими или частновладельческими назывались крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий. Они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала. Феодалы - владельцы вотчин и поместий стремились расширить свои права на владельческих крестьян. Помещик получил право выступать в суде за своих крестьян, он имел также право вотчинного суда над населением своего поместья. Государство оставляло за собой право суда лишь по наиболее тяжким преступлениям. Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские. Рост феодальной эксплуатации, увеличение налогов и повинностей повлекли за собой в большем, чем раньше, масштабе социальное расслоение крестьянства - выделение зажиточной верхушки, с одной стороны, и разорившихся бедняков - с другой. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ. Однако уже с "Соборного уложения" 1649 г. отчетливо прослеживаются мероприятия, отразившие попытки перехода к новым формам организации власти. Изменился титул московских государей, в котором появился титул "самодержец". Общий процесс подчинения всех областей жизни страны неограниченной власти монарха встретил недовольство со стороны руководства русской церкви. Церковь являлась крупнейшей феодальной организацией, владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных крестьян и огромными угодьями. Она успешно отбивала попытки государственной власти поставить под свой контроль ее владения.



    Внутренняя и внешняя политика при первых Романовых. Социальные противоречия и потрясения XVII в.

    Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности. Михаил Федорович пошел по пути закрепления крестьян за и владельцами. В 1619 г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г. - девятилетний сыск беглых. В 1642 г. был издан указ о десяти летнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян. Таким образом, продолжилась линия в укрепление крепостных порядков. В Москве заметно увеличилось число иностранцев, приглашенных на русскую службу (офицеры-наемники, специалисты-ремесленники, купцы). За городской чертой возникла особая Немецкая слобода Во внешней политике царя Михаила выделяются Смоленская война 1632-1634 гг. и Азовское взятие 1637 г., не приведшие к конкретным результатам. Крупной внешнеполитической проблемой России оставались отношения с Крымом и Османской империей. Султан был недоволен частыми нападениями донских казаков. Россия в свою очередь страдала от крымских вторжений в южные земли. В 1637 г донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов в устье Дона. Казаки обратились к царю с просьбой принять Азов под свою власть. Земский собор 1642 г единства по этому поводу не высказал. XVII в. в южных и юго-восточных районах ответом на закрепостнительную политику правительства было бегство крестьян на окраины России. Тысячи беглых селились на засей ной черте, на Дону, Яике, Нижнем Поволжье, на Урале и в Сибири. Правительство предпринимало энергичные меры по сыск беглых. В середине XVII в. вырос налоговый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержание разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цены на соль в 4 раза. Оно полагало, что от этого налога никто не сможет уйти. Однако увеличение налога на соль не привело к пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. Тяжесть новых налогов и платежей ударила, прежде всего, по городским общинам. В городе имелись "белые" слободы, освобожденные от государева тягла, и вся сумма налога падала на население "черных" слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве. В 1648-1649 гг. был созван Земский собор, завершившийся принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика Бога и церкви каралась сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки. Важнейшим разделом "Соборного уложения" был "Суд о крестьянах": вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, подтверждался запрет перехода крестьян к новым владельцам в Юрьев день. На юге России постоянно приходилось отражать набеги крымского хана - вассала могущественной Турции, наносившие огромный ущерб южным плодородным землям России. Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Царское правительство подтвердило сословие права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек Налоги должны были поступать уже в царскую казну. В 1658 г. было заключено русско-шведское перемирие на три года, а в 1661 г. - Кардисский (близ Тарту) мир. Россия возвращала завоеванные в ходе войны территории. Балтика оставалась за Швецией. Проблема выхода к Балтийскому морю выдвигалась в качестве первоочередной, важнейшей задачи внешней политики. Летом 1662 г. несколько тысяч москвичей, разгромив дворы ненавистных бояр и купцов, двинулись в загородную резиденцию царя - село Коломенское. Царь Алексей Михайлович вышел на крыльцо Коломенского дворца и попытался успокоить толпу, по требовавшую выдать на расправу наиболее ненавистных бояр. Погибло более 7 тыс. москвичей. Восстание в Москве 1662 г. было одним из предвестников новой крестьянской войны. Среди народа распространялись "прелестные письма" Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод бояр, дворян, приказных людей. Размах Крестьянской войны стал угрожать существованию бояр и дворян. После Крестьянской войны правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в 1676 г. казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность царю. Изменения в социально-экономическом и политическом развитии России второй половины XVII века захватили и русскую церковь. Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал выдающуюся карьеру. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный и крутой патриарх Никон начал реформу по Унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями "расколоучителей", бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Раскол вызвал появление старообрядчества, отколовшегося от официальной церкви. Старообрядчество преследовалось как церковными, так и государственными властями.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта