Главная страница

История 1 (1). "Восток в средние века "


Скачать 32.9 Kb.
Название"Восток в средние века "
Дата30.11.2022
Размер32.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория 1 (1).docx
ТипДокументы
#821707

Троицкий авиционный технический колледж-филиал федирального государственного бюджетного образовательного учереждения высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиаци»

ВСР 1 на тему : “Восток в средние века ”

Разработал:

Аничкин Елисей

курсант 113 группы

проверил :

Зайцев Эдуард Михайлович

Троицк 2022

Особенности развития стран Востока в Средние века Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV-XVI веках Пеструю картину представлял собой Средневековый Восток и в цивилизационном отношении, что также отличало его от Европы. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности: буддийская и индусская - на полуострове Индостан, даосско конфуцианская - в Китае. Средневековая Индия B V —VII вв. на территории Индии существовало около 50 враждующих дру другом государств. В середине VIII в. B Северную, а так же часть Центральной Индии завоевали раджпуты - потомки смешавшихся с местным населением кочевников. Наиболее влиятельный раджпутский род образовал государство. Это государство долго господствовало в Индии. К этому периоду относятся и первые попытки проникновения в Индию арабов. Индийская община. В жизни основной части населения Индии - Крестьян - важнейшее значение имела община. Обычно в состав общины входило несколько соседних деревень или Даже целый, представлявших собой единое целое. Почти в каждой деревне был свой общинный совет. Возглавлял его староста. Представители каждой деревни и старосты входили в большой совет всей общины. Община представляла собой замкнутый мирок, почти не нуждающийся в контактах с внешним миром. В XIII в. значительная часть страны была до его объединена в рамках мусульманского государства - Делийского султаната. Еще возникновения на севере Индии образовалось несколько мелких государств на землях, захваченных мусульманами. Начало существованию Делийского султаната было положено в 1206 г., когда военачальник одного из мусульманских правителей объявил себя султаном, сделав своей столицей город Дели. Постепенно власть султанов распространилась на всю Северную и Центральную Индию, а временами они захватывали и южную Индию. Значительная часть индийских земель была распределена между мусульманскими воинами и мечетями. Индийские князья должны были подчиняться мусульманам. Высшая власть в государстве принадлежала султану. Правосудие осуществлялось мусульманским духовенством. Весь государственный аппарат, как и армия. состоял из мусульман. Мусульмане были освобождены от податей.

Культура Индии. Наиболее известные памятники культуры раннего средневековья находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась главным образом настенными росписями буддийских монастырей. Храмовые комплексы Эллоры известны своей скульптурой, занявшей с периода раннего Средневековья господствующее место в убранстве храмов. На юге Индии в X-XII вв. получает распространение бронзовая скульптура. Среди статуй и статуэток индуистских божеств главное место занимает изображение бога Шивы. Он предстает в виде многорукого - бога танца. Средневековый Китай После распада государства Хань в Китае последовал почти 400-летиий период смут и междоусобных войн, сопровождавшихся нападениями кочевников. Единство страны было восстановлено лишь в 589 г. Династией Суй. Однако в результате крестьянского восстания династия Суй была свергнута. В 618 г. к власти пришла династия Тан, вновь укрепившая центральную власть. Объединение Китая позволило расширить его влияние среди соседей. Были усмирены многие кочевники. Объединение Китая было закреплено рядом преобразований, способствовавших усилению централизации. Прикрепленные к государственной земле крестьяне несли повинности и выплачивали натуральную подать в конце VI - - начале VII в. шло строительство Великого канала между реками Хуанхэ и Янцзы. Было предпринято укрепление Великой Китайской стены.. Культура средневекового Китая h Китай был известен в Западной Европе во многом благодаря двум чудесным изделиям - шелку и фарфору. Китайцы значительно раньше европейцев научились печатать книги. В VIII в. в столице Китая даже выходила ежедневная газета "Столичный вестник". В Китае был изобретен порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем стали использовать и в военном деле. B XIII в. были изобретены ружья, представлявшие собой бамбуковые трубки, а в XIV в. - металлические пушки, которые заряжались каменными и железными ядрами. Именно у китайцев заимствовали компас арабы, от которых он, в свою очередь, попал к европейцам. Средневековый Китай продвинулся главных достижений - система иглоукалывания), истории, географии. Япония в средние века В IV в. значительная часть Японии была объединена под властью одного из племенных союзов, В VI в. были проведены реформы, установившие 12 рангов должностных лип. В 645 г. к власти пришел принц Нака-но, осуществивший большие преобразования. Вместо племенного союза было создано государство по образу китайского. Высшим органом стал совет при правителе (которого условно называют императором). Вся страна была поделена на провинции. Эти провинции, в свою очередь, подразделялись на уезды. Каждый крестьянский двор получал от государства во временное пользование надел земли соответственно числу членов семьи. Крестьяне кроме платы государству зерном и изделиями ремесла должны были выполнять барщину. Возникали города, которые строились при определяющем влиянии традиций Китая и Кореи. Самураи. Со временем центральная власть в Японии ослабла. Правители провинций стремились добиться полной самостоятельности. В этом они опирались на японских рыцарей самураев. Самураи - воины, получавшие от правителя области или другого знатного человека землю за свою службу. Культура средневековой Японии Японцы во все времена славились своими произведениями искусства. Некоторые из их стилей берут начало из Китая, другие же родом из самой Японии. Их понимание природы и красоты отражается в картинах, статуях, керамических изделиях и садах. В течение всей иCTOPии страны искусство было неотъемлемой частью ежедневной жизни японцев. Традиционная японская одежда (например, кимоно) имеет утонченный дизайн. Во многих домах и храмах находятся статуи Будды, простые, но элегантные предметы посуды, и прочее. Вот основные виды традиционного японского искусства: Икебана изначально была дисциплиной Только для мужчин, и была принесена в Японию принцем Сетоку. Рисование кистью. Рисование кистью появилось в Японии в 6-7 столетиях, когда принц Сетоку и другие принесли в страну китайское искусство, язык, алфавит, науку. философию и Буддизм. Японские картины как правило, изображают природу - цветы. птиц, бамбук, горы, деревья и реки. Люди редко встречаются на картинах, ибо они считались лишь малой частью природы.

В условиях деспотических восточных государств со свойственной им государственной системой бюрократии и преобладания государственной земельной собственности сложился тип восточного города, не знавшего городских вольностей, свобод, коммун. Феодальная централизация, превратив город в цитадель феодализма, привела к утрате остатков внутренней автономии, свойственной многим городам древности. Исключение составляют, пожалуй, немногие города, в частности некоторые североафриканские, пользовавшиеся даже при централизованной власти Фатемидов относительно широкой хозяйственной и политической автономией; деспотизм восточного образца существовал здесь параллельно или в сочетании с патрицианскими республиками и средневековым городским партикуляризмом; определенную автономию в средние века имели немногие японские города (Сакаи, Хаката).

Городские торговые и ремесленные корпорации-цехи и касты в средневековом городе пользовались некоторым самоуправлением. Однако государство осуществляло контроль над рядом сторон их деятельности путем всевозможных регламентаций и монополий, нередко утверждало или назначало глав этих корпораций. Безраздельная власть феодалов в городе препятствовала консолидации сословия горожан.

Лишенный самоуправления, особого политического статуса, собственных финансов и военной основы, город в политико-правовом аспекте был продолжением сельской округи и не противостоял деревне. Статус горожанина и крестьянина не различался кардинально, так как оба были бесправны перед властью деспота.

Все это ослабляло или парализовало антифеодальные потенции восточных городов, исключало возможность превращения их в центры антифеодальной оппозиций. Это было одной из причин того, что восточный город не смог выполнить своей основной исторической миссии - "повести" за собой деревню, и прежде всего втянуть ее в сферу господствовавших в городе товарно-денежных отношений, как это имело место в Европе.

Была, однако, и другая, не менее важная причина этого, а именно высокая норма эксплуатации крестьян, которая обеспечивалась восточно-деспотическим государством с его мощным аппаратом принуждения. Доходившая до 1/2 и превышавшая этот уровень рента-налог и другие многочисленные поборы в сумме охватывали весь прибавочный продукт и временами часть необходимого, затрудняя или исключая расширенное земледельческое воспроизводство. Такая норма эксплуатации была возможна лишь в специфических природных условиях юга, которые, обеспечивая большую отдачу от вложений труда, допускали мизерность необходимых расходов на поддержание человеческой жизни, т.е. низкий уровень необходимого продукта.

Крайняя бедность крестьян при высоком уровне сельскохозяйственного производства была, видимо, основной причиной того, что крестьяне на Востоке в массе не входили в рыночные отношения в отличие от Запада, где, как отмечал М.А.Барг, в условиях пониженных рент, подолгу застывавших на одном уровне, значительная часть прибавочного продукта присваивалась земледельцем в виде рыночных доходов, не улавливавшихся феодальной рентой. Именно этим в Европе был открыт путь к развитию парцеллярной крестьянской собственности, к социальной и имущественной дифференциации крестьянской деревни, к разложению феодальных отношений собственности.

Существование в восточных городах довольно развитых рынков продовольственных товаров лишь ограниченно стимулировало товарность крестьянского хозяйства, так как основная масса производимой им продукции попадала на рынок не непосредственно из него, а по каналам феодальной ренты-налога. Высокая норма феодальной эксплуатации являлась дополнительным источником силы и власти феодалов над крестьянами, обстоятельством, способствовавшим сохранению феодальной эксплуатации и затруднявшим переход к отношениям капиталистического порядка.

Таким образом, всесильная власть феодального государства и феодалов над городом, с одной стороны, и высокая норма феодальной эксплуатации - с другой, имевшие место в условиях восточного феодализма, чрезвычайно затрудняли втягивание крестьянского хозяйства в сферу товарно-денежных отношений, способствовали сохранению деревни в основном как экономически замкнутого, самодовлеющего организма, покоящегося на внутриобщинном разделении труда между ремеслом и земледелием.

Таковы были факторы относительно медленных темпов развития феодальных структур на Востоке. Тем не менее и здесь, как и в Европе, можно различить два основных периода их развития. Первые века нашей эры были переходным периодом, когда происходил процесс генезиса феодализма. С VII по IХ-Х вв. восточные общества переживали период раннефеодальных отношений, для которых были характерны натурализация экономики и упадок древних городов (как неизбежный результат прогрессивного процесса "аграрной экспансии"). Этим явлением экономической жизни вполне соответствовала распространявшаяся практика "кормлений", предоставляемых еще не окрепшим, аморфным государством должностным лицам, среди которых - многие представители феодализировавшейся родовой знати и общинных верхов. Преобладающей формой феодального землевладения была мелкая частная феодальная собственность типа европейского манора, основанная на эксплуатации сажаемых на землю безземельных работников и лишь частично - эксплуатации общинного крестьянства. Этот тип собственности возникал, в частности, в процессе так называемой феодализации снизу.

Началом периода расцвета феодализма считается обычно домонгольский период Х(ХI) - XII вв. К этому времени основным производителем феодальной ренты становятся платящие натуральную ренту общинные крестьяне и арендаторы, утратившие свою землю в силу тех или иных обстоятельств. Отработочная рента, имевшая распространение в предшествующий период, сохраняется весьма ограниченно; ее модификацией становятся принудительные работы на государство (постройка и ремонт крепостей, дорог и пр., охотничьи и другие повинности). Усиливается централизованное феодальное государство, под эгидой которого складывается военно-ленная система как основная форма феодального землевладения периода развитых феодальных отношений. Иерархически конструировавшаяся собственность, не знавшая на Востоке, как правило, субинфеодации, становится важным условием консолидации различных слоев феодального класса и роста их привилегий и власти над крестьянством. Важнейшим показателем зрелости феодального общества было развитие городов - с их общинно (кастово)-корпоративной структурой, характерной для феодального общества. Огромные достижения в области средневековой культуры позволяют говорить о том, что она достигла своих высот. Развитие ее, как и многих экономических и социальных элементов зрелого феодального общества, было прервано монгольским завоеванием (XIII в.), обусловившим попятные движения и регресс. Спустя десятилетия восстанавливается, но лишь частично, нить общественного прогресса. Однако именно в послемонгольский период, в XIV-XV вв., в условиях непрекращающихся, хотя и менее масштабных, проявлений племенного экспансионизма в подавляющем большинстве восточных стран, становятся особенно заметными замедление общественного развития, появление симптомов консервации и застоя. Это выразилось, в частности, в континууме деспотической формы власти в странах Востока, не знавших и в период расцвета феодальных отношений ни сословно-представительных монархий, ни тем более монархий абсолютистского типа, что являлось отражением незрелости и аморфности социальных групп, не оформившихся в феодальные сословия. Это относится в той или иной степени не только к феодалам, но и к другим социальным группам - крестьянам и городскому торгово-ремесленному населению.

Сохранение наряду с системообразующим феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных (патриархальных) структур, рабовладельческого уклада (оказывавших тормозящее воздействие на развитие экономических, социальных, политических и других форм бытия этих обществ), устойчивость общинных структур и институционализация общинных норм (сдерживавшие процессы имущественной и социальной дифференциации, высвобождения индивидуальных прав из оков общинности, развития парцеллярной крестьянской собственности), преобладание государственной собственности и публично-правовой власти над частным землевладением и

 

 


написать администратору сайта