эссе. Возлюбленная. Возлюбленная Тони Моррисон роман, удостоенный Пулитцеровскои пре мии
Скачать 16.53 Kb.
|
«Возлюбленная» Тони Моррисон - роман, удостоенный Пулитцеровской пре- мии. Формально он является элементом так называемой расовой американской литературы, однако воспринимается намного шире - как часть общенациональной литературы США. В романе отражены не только проблемы афроамериканцев, но и история Америки конца XIX века. По мнению О. Карасик, «роман «Возлюбленная», раскрывающий проблемы физической и духовной свободы, рабства и их влияния на психологию женщины и матери, стал классикой второй половины XX века». Сюжет строится на истории рабыни Маргарет Гарнер, убившей свою дочь, а действие происходит в 1850-1870-х гг на Юге. Опираясь на документальные источники, Моррисон описывает трагическую судьбу Сэти Сагз и вплетает в него элемент фантастики - возвращение ее когда-то погибшей дочери. Нужно отметить, что использование элементов магического реализма представлено не толь- ко в отдельных фрагментах, а в целом в самой истории. Призрак воспринимается героями как вполне нормальное явление, с ним уживаются, к нему находят подход, дочь Сэти, Денвер, находит в нем друга, затем его просто выгоняют из дома, после чего он возвращается, воплощённый в повзрослевшую дочь Сэти по имени Возлюбленная. Сочетание фантастических черт резко контрастирует с нормальным течением событий, однако в мире романа воспринимается как вполне возможное явление. В романе Тони Моррисон, наряду с христианскими мотивами, мы можем проследить влияние африканских народных поверий. Мотив воскрешения когда-то умершего ребенка взят из мифологии Нигерии. Такие дети назывались «абику» Само слово «абику» можно перевести как «рожденный, чтобы умереть». Так называли детей, умерших во младенчестве, не достигших периода полового созревания. Феномен воскресшего дитя, мучившего мать, связан с культурными представлениями народа йоруба о святости материнства. Дети для них являлись наивысшей ценностью. Также и для главной героини, Сэти Сагз, дети являются самым драгоценным. Ее любовь, возведённая в крайнюю степень, парадоксальна: она готова собственноручно убить своего ребенка, лишь бы он не достался белым и не испытал все те страдания, что пришлось испытать ей самой. Сам по себе образ Возлюбленной можно трактовать как личное прошлое Сэти. Мы восстанавливаем картину ее жизни по кусочкам, отдельным фрагментам, а полностью рассказывает о своей судьбе героиня только с возвращением ее возлюбленной дочери. Но образ воскресшего призрака также можно трактовать в качестве истории целого народа. Помимо буквализации метафоры (образа призрака), элементы фольклора мы можем также увидеть в образе Бэби Сагз, негритянской проповедницы. Неслучайно подчеркивается разница между Бэби Сагз и «настоящими проповедниками» в церквях белых. Моррисон наделяет Бэби Сагз чертами богини, в связи с чем рождаются ассоциации с женщиной-матерью, образом предка, что восходит к матриархату. Ее внучка Денвер также обладает магической способностью - понимать явления потустороннего мира. Элементы магического реализма в романе тесно сплетены с историческими событиями, описанными Тони Моррисон. В историях персонажей (Поля Ди, Бэби Сагз, Штампа и др.) мы видим отражение исторического национального опыта. Трагедия каждого из них составляет полную картину страданий африканского народа. В данном случае мы можем говорить о том, что использование афроамериканского фольклора, элементов сверхъестественного, мифов, преданий и песен наряду с конкретно-социальными явлениями придает повествованию еще большее эпическое звучание. Моррисон голосами своих героев рассказывает о чудовищных наказаниях, побегах, бесчисленных смертях, разлучении семей, а использование магического реализма помогает донести до читателя весь ужас рабовладельческой системы юга Америки. Мифические представления афроамериканцев, связанных с мифами народа Африки, переплетаются с американской действительностью XIX века. Тони Моррисон, используя элементы магического реализма, возвращает своему народу этническую самобытность. Сравнивая латиноамериканскую и афроамериканскую литературу, А. Зангиева говорит о том, что первых интересовал магический реализм в плане наслоения различных культур, а «у афроамериканцев же своя культура была отнята белыми, у них отняли не только свободу - их ли- шили языка, истории, этнического самосознания». Автор «Возлюбленной» использует элементы фантастики, чтобы создать историю. Ведь народ - это общность людей, обладающая языком, культурой и историей. Лично мне показалось, что использование в романе элементов потустороннего — это намек на то, что в реальном мире ресурсов для восстановления справедливости нет, поэтому приходится вводить в мир реальный элементы магического. Помимо этого, именно возвращение дочери Сэти помогает ей свыкнуться со своим прошлым, пережить его еще раз, пропустить через себя, в какой-то мере простить себя за своё преступление и обрести покой хотя бы на короткий промежуток времени. |