история древнерус гос. Возникновение древнерусского государства
Скачать 43.36 Kb.
|
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Содержание Введение 3 1. Формирование древнерусской народности 5 2. Этапы становления древнерусского государства 9 3. Древнерусское право 13 Заключение 18 Список использованных источников 19 Введение История государства – это значение и опыт, который передается последующими поколениями. Историческая жизнь предполагает изучение ее многомерных и разноплановых процессов и извлечение их этого богатого опыта положительных и отрицательных уроков. Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям. Киевская Русь 9-12 в. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов - русских, украинцев и белорусов, во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера. От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств. Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней. В Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков. Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов. Таким образом, цель данной работы - рассмотреть Древнерусское государство. Задачи работы: 1) рассмотреть возникновение древнерусского государства; 2) изучить формирование древнерусской народности; 3) рассмотреть процесс становления древнерусского права. Объектом исследования является историческое рассмотрение Древнерусского государства. Предмет исследования – Древнерусское государство. 1. Формирование древнерусской народности Повествование о Древней Руси в большинстве исторических исследований начинается с IX века. Но начало древнерусской цивилизации было положено ещё в середине I тыс. до н. э., когда восточные славяне выделились из славянской общности. К IX веку они расселились на огромной территории Русской равнины, от озера Ильмень до Причерноморских степей, от Карпат до Волги. Однако древнерусскую народность нельзя напрямую отождествлять только с восточными славянами. Дело в том, что древнерусская народность формировалась на основе смешения нескольких этнокультурных компонентов, среди которых восточнославянский компонент являлся системообразующим: - Восточнославянский: поляне, древляне, вятичи, и др. – земледельческий (оседлый) хозяйственно-культурный тип; - Балтийский: голядь, кривичи – земледельческий (оседлый) хозяйственно-культурный тип; - Иранский: скифы, сарматы – земледельческий (оседлый) и скотоводческий (кочевой) хозяйственно-культурный тип; - финно-угорский: ижора, корела, весь, меря, чудь и др. – охотничье-промысловый (оседлый и бродячий) хозяйственно-культурный тип; - германский: готы – охотничье-промысловый (оседлый и бродячий) хозяйственно-культурный тип; - тюркский с заметным участием северокавказского компонента – скотоводческий (кочевой) хозяйственно-культурный тип. В процессе заселения новых для восточных славян земель в северной части Русской равнины происходило слияние их с разнородным местным населением, прежде всего финно-угорским и балтским. В процессе освоения восточными славянами новых земель выработался особый тип отношений с местным населением – интеграции. Естественно, что без вооруженных столкновений с угро-финскими племенами дело не обходилось, в эпоху военной демократии стычки случались и внутри восточнославянских объединений. Но в целом освоение новых земель происходило мирно. Восточные славяне не подавляли туземные племена, а занимали пустующую экологическую нишу. Слабая заселенность северных земель позволяла внедряться безболезненно. Славяне не превращали туземцев в своих рабов. Как свидетельствуют археологические данные, новые поселенцы жили в неукрепленных поселках, не опасаясь нападений местного населения. Славяне-земледельцы осваивали новые земли, славяне-ремесленники снабжали округу продукцией своего производства. В дальнейшем туда приходили славянские князья со своими дружинами. Они ставили крепости, облагая данью как славянское, так и неславянское население края. В результате такого этнического симбиоза многие «чудские» племена утратили свой язык и культуру, но в свою очередь оказали влияние на материальную и духовную культуру древнерусской народности. В то же время, после падения скифского государства и ослабления сарматов восточные славяне продвигаются и на юг, где испытывают влияние различных тюркских и иранских племен. Не случайно в славянском языке появились такие заимствования из иранских языков слова, как «Бог», «топор» и др. В смешении культур наиболее устойчивым компонентом оказался славянский, он и стал основой формирующейся древнерусской цивилизации. В хозяйственной жизни населения Древней Руси имели место охота, бортничество, скотоводство, при этом основой экономической жизни являлось земледелие. Облик древнерусской культуры определяло тогда язычество с разнообразными культами богов плодородия, красочными обрядами и праздниками. Важное место в языческой культуре занимали накопленные в течение многих веков эмпирические знания и практические навыки оказания помощи больным людям. Врачеванием занимались волхвы, знахари и ведьмы. В соответствии с языческой картиной мира, основную причину болезни видели в неспособности человека вписаться в мировую гармонию, а именно – в нарушении традиций предков. Окружающий мир для язычников был живым, одушевлённым: у реки, дерева, зверя и даже у болезни есть своя душа, как у человека. Поэтому особую роль в качестве способа общения с живым мирозданием играли заклинания, заговоры и обереги. Заговор являлся магическим орудием перехода с чьей-либо помощью (божества, знахаря) от исходного состояния к желаемому, т. е. от болезни – к здоровью. Тексты заговоров, как правило, состояли из нескольких частей: зачин – описание пути через границы «своего» и «чужого» миров к центру мира магических сил; основная часть – встреча с волшебным помощником или противником; закрепка – заключительная формула – печать. Например: «Шла русалка лесной дорожкой, оцарапала нежну ножку, а из ранки той да не кровь-руда, а из ранки той да чиста вода. Да чиста вода, та ручьем текла, да по всей земле та вода прошла. Да на остров тот да на тот Буян, на Буяне том да высок курган. На кургане том камень-Алатырь лежит во всю ширь. Не поднять его, не свернуть его, пока род людской на земле живет. Как под камень тот утекла вода, а за ней болезнь навсегда. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!». Представители современной медицины не отрицают действенности подобных средств. Заговоры, заклинания, создание особой магической атмосферы – всё это имело мощный психотерапевтический эффект. В лечебных обрядах зачастую соединялось иррациональное и рациональное. Так, при тяжёлых родах происходило следующее: «Все присутствующие, не исключая самой роженицы, снимают пояса, расстёгивают воротники, развязывают все узлы, расплетают косы, открывают печные заслонки, так же как и все замки, двери и сундуки… Роженицу заставляют ходить; прежде всего, её трижды обводят вокруг стола в избе, затем велят перешагнуть через метлу, коромысло, дугу, через мужа роженицы, лежащего вниз лицом на пороге, и через его штаны. В самых тяжёлых случаях её подвешивают за ноги. Роженице суют также в рот кончик косы, дают есть вшей и прибегают к различным другим способам, чтобы вызвать рвоту и испуг; её заставляют также напрячь мускулы, дуя в пустую бутылку, велят повиснуть на руках, ухватившись за привязанную к балке верёвку и т. п.». При исполнении лечебно-магического обряда учитывались фазы луны и время суток, что связано с представлениями о природных циклах. Так, на растущую луну делали заготовки лекарственного растительного сырья, поскольку сила, полезные свойства трав тоже «растут». Магические процедуры, связанные с избавлением от заболеваний типа «сглаза», «испуга», «порчи», грыжи и т. п., как правило, производились в полный месяц, на убывающую луну, или в дневное время после полудня, когда день клонится к вечеру. Сама болезнь воспринималась как живая сущность, которую можно уговорить или обмануть. Например, больному меняли имя, чтобы запутать злого духа болезни. Весьма распространёнными приёмами избавления больного от болезни были такие, как сожжение болезни (окуривание больного), смывание (купание больного), выбрасывание (вещи больного выносят за границы села), передача кому-либо (скармливание животному продуктов из рук больного), закапывание в землю (закапывали в яму вещи-носители болезни). Уже в те времена в медицинской практике использовались методы, до сих пор не утратившие актуальность: кровопускания, трепанация черепа, лечение травмы накладыванием лубка, прижигание раны и нанесение мазей. Широко было распространено траволечение. Из трав изготавливали самые разнообразные лечебные снадобья – порошки, мази, микстуры, растворы, настои и так далее. Специалистов-травников в народе прозвали «зелейщиками» или «зелейниками». Существовала даже своеобразная специализация: одни лечили травами, другие использовали продукты пчеловодства, а третьи, например, воду и серебро. Подводя итоги, укажем, что на основе смешения различных этносов, языков, хозяйственно-культурных типов формируется древнерусская народность. Самым устойчивым и многочисленным компонентом был восточнославянский, поэтому он в основном и определил облик древнерусской народности. 2. Этапы становления древнерусского государства В борьбе с Византией, с нашествием аваров и иных противников складывались союзы племен, представлявшие крупную военную силу и получавшие обычно названия по главному из племен, входивших в этот союз. Одним из таких союзов племен были русы или росы. В переводе с иранского «рос» – светлый, северный. Может быть, славяне, пришедшие на земли «скифовпахарей» (иранская языковая ветвь), восприняли этот термин и расширили географию его применения. Сторонники норманнской теории, убеждённые в том, что государство у славян появилось, благодаря норманнскому племени варягов, говорят об угро-финском происхождении термина «Русь». Слово «Русь» переводиться как гребцы и именно так финское население называло варягов. Одного из варягов, Рюрика, как сообщает «Повесть временных лет», племена сами позвали возглавить своё государство. Но слово «Русь» знали в Византии до призвания варягов. Поэтому многие исследователи связывают этноним «росы» с названием реки Рось, где жили росы, с их главным городом Родней и с культом бога Рода. Археологические памятники свидетельствуют о существовании множества, подобных руси племенных союзов. Межплеменные столкновения, угроза со стороны норманнов и хазар, борьба за торговые пути и природные ресурсы – всё это заставляло союзы племён объединяться в союзы союзов, а последние – в суперсоюзы. Такое укрупнение племенных образований явилось одной из важнейших предпосылок к образованию Древнерусского государства. Если раньше единство определяли кровнородственные связи, то теперь главным объединяющим фактором становится общая территория и власть князя. По мере объединения племен расширялись и усложнялись управленческие функции князя. Росло значение князя в глазах соплеменников и его власть, которая в масштабе суперсоюза становилась всё более независимой от воли вечевых собраний. В личности князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, начинали видеть залог благополучия всего племени, а его самого отождествляли с племенным тотемом. Таким образом, власть князя приобретала сакральный характер. Данные изменения в политическом и духовном аспекте власти князя также способствовали формированию государства. Необходимо также отметить, что взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм. Подлинным эталоном для русских долгое время оставалась Византийская империя, обладавшая давними государственными традициями. Важным фактором, нарушавшим родовое единство племени, был переход от подсечного и переложного земледелия к пашенному. Развитие пашенного земледелия привело к увеличению избыточного продукта, который можно было продать или отобрать в целях личного обогащения. Но социального расслоения в самой общине земледельцев не произошло Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода показывают наличие у общинников почти одинаковых семейных жилищ с одним и тем же набором предметов и орудий труда. То есть появившиеся излишки продукции не повысили благосостояние рядовых земледельцев, а изымались в пользу князя и его дружины. Переход к пашенному земледелию способствовал обогащению и возвышению над соплеменниками княжеско-дружинной группировки. Укрупнение племенных объединений, рост власти князя, культурное влияние и пример государственной организации Византии, имущественное и социальное выделение княжеско-дружинной группировки – всё это способствовало переходу от родового единства к государственному. Русь по внедрению в быт санитарно-гигиенических мероприятий опереж ала многие соседние страны. Улицы в Новгороде и Львове были вымощены в X веке – значительно раньше, чем улицы городов Западной Европы. В Новгороде уже в XI веке был деревянный трубопровод. Археологические исследования обнаружили остатки бани в Новгороде в X веке, в Старой Ладоге – в слое IX–X веков. То есть, в то время как западноевропейские аристократы годами не омывали своё тело. В договор с Византией от 907 года было внесено обязательство побежденной Византии, предоставлять возможность русским купцам пользоваться баней в Константинополе. Порой проводились крупные мероприятия по охране общественного здоровья. Летопись сообщает о массовой очистке в 1230 году территории Новгорода от тысяч чумных трупов и захоронении их в особых могильниках. Осуществляли её силами многочисленной артели санитаров-уборщиков, на средства церкви. Известно, что в крупных городах Киевской Руси популярностью пользовались врачи-иноземцы – греки, сирийцы, армяне, обслуживавшие главным образом князей, боярство и купечество. На первом этапе (VIII – середина IХ вв.) образования древнерусского государства происходило складывание меж племенных союзов и их центров. К IХ в. процесс интеграции привел к образованию двух «суперсоюзов» во главе с Киевом и Новгородом. Большое значение на первом этапе формирования государственности имело появление в IХ в. системы полюдья. Полюдье – первая форма господства и подчинения. Одни исследователи возводят его к военной контрибуции, другие трактуют как феодальную ренту, но, несомненно, это переходная форма от первобытности к классовому обществу и государственности. Полюдье было хорошо налаженным, важнейшим государственным делом, при реализации которого происходила консолидация дружины, из которой впоследствии сформируется класс феодалов. На втором этапе (2-ая половина IХ – середина Х в.) процесс складывания государства ускорился, благодаря активному вмешательству внешних сил – норманнов (варягов). Оказав значительное влияние на становление княжеской власти, варяги не принесли на Русь государственности, которая зародилась ещё в VIII веке, в недрах древнерусского общества и прошла долгий путь развития. «Повесть временных лет» сообщает, что варяги брали дань с племён Новгородского суперсоюза. В 862 г. варягов прогнали, но изза вспыхнувших междоусобиц призвали княжить варяга Рюрика. Затем в 882 году престол перешёл в руки его родственника Олега Вещего, который являлся опекуном и воспитателем малолетнего сына Рюрика, Игоря. В этом же году Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира, – норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого Олег освободил славянские племена от хазарской дани. Так, согласно «Повести временных лет», были объединены два славянских суперсоюза. А 882 г. принято считать годом рождения Древнерусского государства. Третий, завершающий этап складывания государства, начинается с реформ княгини Ольги – жены Игоря. Жестоко отомстив древлянам за смерть своего мужа, она установила фиксированную норму дани – урок. А для ее сбора устроила погосты, где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Воинственный сын Ольги, Святослав (964–972) больше внимания уделял не внутренним, а внешнеполитическим делам. Благодаря его походам, слава о силе русских дружин разнеслась по всему свету. Но блестящие победы над Волжкой Булгарией, печенегами и Хазарией, сменились поражениями. Согласованные действия императора Византии и печенежского хана увенчались успехом: Святослав попал в западню печенегов и был убит. Бесконечные военные походы Святослава задержали внутреннее развитие страны и истощили русскую землю. Таким образом, в результате самостоятельного политического, социально-экономического и культурно-религиозного развития на протяжении веков в процессе интеграции племенных союзов рож дается Древнерусское государство. При этом следует отметить, что Древнерусское государство было ещё крайне слабым. Племенные объединения не исчезли и сохранили свою культурную идентичность. Поэтому, единство государства держалось, прежде всего, на уважении к князю и военной мощи великокняжеской дружины. 3. Древнерусское право Первым источником древнерусского права были обычаи. Обычай, санкционированный государством, становился правовым обычаем. Они устанавливали обязательность отчисления десятины в пользу церкви со всех доходов государства и населения. Также в них содержался перечень деяний, подсудных церкви, регулировались брачно-семейные отношения. После принятия христианства источниками права на Руси стали византийские сборники законодательства. Византия, или Восточная Римская империя, заимствовала из Древнего Рима свое правовое наследие. В VI в. император Юстиниан провел кодификацию римского права. В последующие несколько веков на развитие византийского законодательства серьезное влияние оказала церковь. После крещения на Руси начинается процесс рецепции (восприятия) норм римского права. Появляются новые источники права. Номоканоны, или Кормчие книги, содержали нормы церковного, гражданского, семейного и уголовного права. Наиболее крупный памятник древнерусского права – Русская Правда. Русская Правда составлялась на протяжении длительного периода. Известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, и по содержанию. Русскую Правду принято делить на три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят Правда Ярослава (ст. 1–18), Правда Ярославичей (ст. 19–41), Покон Вирный (ст. 42 – определяла размер отчислений вирнику – лицу, занимавшемуся взысканием штрафов) и Урок мостников (ст. 43 – отчисления на строительство и ремонт мостов). Краткая редакция возникла не ранее 1016 г. и не позднее 1054 г. Пространная редакция делится на Суд Ярослава (ст. 1–52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53–121). Появилась она не ранее 1113 г. Сокращенная редакция появилась в XV в. Она представляет собой выборку из статей Пространной Правды. Уголовное право. Преступление по Русской Правде рассматривалось как обида – причинение морального или материального вреда. Закон защищал как личность, так и имущество. Преступление делилось на две стадии – покушение и оконченное преступление. Русская Правда знала понятия «соучастие», а также «рецидив» (повторность) – в случае с конокрадством. Преступление могло быть совершено умышленно и по неосторожности. К преступлениям против личности относились убийство, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, побои, оскорбление. Наиболее распространенным имущественным преступлением являлась кража («татьба»). Менее строгим наказанием была вира – штраф, назначаемый за убийство. Существовала также «дикая вира». Она налагалась на всю общину, если на ее территории был обнаружен труп, а общинники не выдали подозреваемого или не предприняли усилий к поиску преступника. За тяжкие телесные повреждения взыскивалось полувирье. Иные преступления карались продажей – штрафом. Также преступник был обязан возместить ущерб потерпевшему или его семье. За убийство уплачивалось головничество, равное вире. За преступления, наказываемые продажей, – урок. Судебный процесс. Древнерусское право не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом. И по гражданским, и по уголовным делам судебный процесс носил состязательный характер. Стороны обладали равными процессуальными правами. Процесс распадался на три стадии: 1) заклич – объявление о совершенном преступлении; 2) свод – лицо, у которого обнаружена пропавшая вещь, должно было указать, у кого эту вещь приобрело, а кто не мог дать объяснения – признавался вором; 3) гонение следа – поиск доказательств и преступника. Доказательствами служили свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалий – судебные испытания, а также присяга. Свидетели делились на две категории – на видоков и послухов. Видоками называли очевидцев определенного факта. Послухами именовали свидетелей доброй славы сторон. Не зная ничего о спорном факте, они просто давали характеристику определенному участнику процесса. К числу ордалий можно отнести напрямую не упомянутый в Русской Правде судебный поединок – «поле». Победивший в поединке выигрывал дело. Другим видом ордалий были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств. К испытанию железом прибегали в наиболее серьезных случаях. Гражданское право. Русская Правда упоминает вещные и обязательственные права. Самым ценным имуществом была земля. Обязательства возникали из причинения вреда или из договоров. Взыскание могло быть обращено как на имущество, так и на личность должника. Если он не мог расплатиться, то его могли превратить в холопа. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях. Русская Правда упоминает договоры купли-продажи, займа, кредита, хранения, личного найма, комиссии и подряда. Несмотря на то что для Киевской Руси был не свойствен наемный труд, Русская Правда упоминает договор личного найма. Если человек поступал в услужение (в тиуны или ключники) без специального договора, то он становился холопом. В наследственном праве приоритет отдавался наследованию по закону. Порядок наследования у феодалов и иных социальных групп был разным. В случае отсутствия сыновей у бояр и дружинников земля переходила дочерям. На всех остальных подобная норма не распространялась, землю могли наследовать только сыновья (в этом случае имущество поступало в пользу князя). На наследников возлагалась обязанность обеспечить сестер приданым, а часть наследства выделить вдове «на прожиток» (если она вторично не вышла замуж). Наследство, судя по всему, делилось поровну. Однако преимущество имел младший сын (получал двор отца). Незаконные дети наследственных прав не имели. Муж после жены не наследовал. Имущество матери наследовали дети, у которых она проживала. Семейное право. Брачно-семейные отношения до момента Крещения Руси регулировались нормами обычая, государство не вмешивалось в эту область. До Крещения Руси заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом – «умычки». С принятием христианства в 988 г. отношения по поводу брака и семьи стали регулироваться нормами церковного права. Нормы же церковного права основывались на византийском законодательстве или на нормативных актах русских князей, созданных на основе византийского права. В соответствии с нормами византийского права брачный возраст устанавливался в 14–15 лет для мужчин и в 12–13 лет для женщин.1 Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Запрещались браки между ближайшими родственниками. Также препятствием к браку было духовное родство. Так, крестный не мог жениться на своей крестнице. Для признания брака действительным требовалось согласие жениха и невесты. Однако данное требование на практике не всегда соблюдалось. Браку должно было предшествовать обручение. В отличие от католической церкви византийская церковь допускала развод. Жена находилась под властью мужа. Ее положение определялось положением мужа. Правда, было исключение. Если свободный человек женился на рабе, то он сам становился холопом ее господина. Дети находились под властью отца. Что касается имущественных отношений, здесь жена имела определенную самостоятельность. Исходя из анализа Русской Правды, имущество супругов было раздельным. Приданое жены находилось в ее собственности, она могла передавать его по наследству. Заключение Повествование о Древней Руси в большинстве исторических исследований начинается с IX века. Но истоки древнерусской цивилизации уходят в середину 1 тыс. до н.э., когда на основе смешения различных этносов, языков, хозяйственно-культурных типов формируется древнерусская народность. Самым устойчивым и многочисленным компонентом был восточнославянский, поэтому он в основном и определил облик древнерусской народности. В результате самостоятельного политического, социально-экономического и культурно-религиозного развития на протяжении веков, в процессе интеграции, из племенных союзов рождается Древнерусское государство. При этом, следует отметить, что Древнерусское государство было еще крайне слабым. Племенные объединения не исчезли и сохранили свою культурную идентичность, поэтому единство государства держалось, прежде всего, на уважении к князю и военной мощи великокняжеской дружины. Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов. Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело в конце концов к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в. Список использованных источников Владимир Святой. Том 1. Образование древнерусского государства. 980 - 1015 годы правления. - М.: Ашетт Коллекция, 2019. - 615 c. Дворниченко, А. Зеркала и химеры. О возникновении древнерусского государства / А. Дворниченко. - М.: Евразия, 2018. - 994 c. История России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити, 2018. - 128 c. Еремян, В.В. Муниципальная история России. Древняя Русь (от общины-рода к общине-государству) / В.В. Еремян. - М.: Академический проект, 2019. - 960 c. Зуев, М.Н. История России: Учебное пособие для бакалавров / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2020. - 655 c. История России. С древнейших времен до наших дней : учебник для вузов / В. В. Моисеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. — 732 с. История средневековой Руси. Ч. 1. Древнерусское государство в IX–XII веках [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Д.А. Ляпин. – 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. – 174 с. От Древней Руси к современной России: учебное пособие для иностранных слушателей подготовительного отделения (гуманитарная направленность) / Е.С. Грецкая. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – 4-е изд., перераб. и доп. – 185 с. Очерки по истории России: от Древней Руси к современной России: учеб. пособие / Р.А. Крамаренко, Л.В. Степаненко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. – 110 с. Фроянов, И. Я. Киевская Русь / И.Я. Фроянов. - М.: Издательство Ленинградского университета, 2020. - 254 c. |