Главная страница
Навигация по странице:

  • Куяба

  • Сокращенная Правда

  • Головничество

  • Третья стадия судебного процесса — гонение следа

  • Образование Древнерусского государства. Лекция №1. Тема 1 Формирование государства и права в Киевской Руси (ix xi вв.)


    Скачать 30.42 Kb.
    НазваниеТема 1 Формирование государства и права в Киевской Руси (ix xi вв.)
    АнкорОбразование Древнерусского государства
    Дата20.06.2022
    Размер30.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция №1.docx
    ТипДокументы
    #606449

    ТЕМА № 1

    Формирование государства и права в Киевской Руси (IXXI вв.)

    1. Возникновение Древнерусского государства. Возникновение сословий. Государственный механизм. Формирование древнерусского права. Сущность и критика «норманнской» теории происхождения государства

    2. Древнейшие акты. Договоры Руси с Византией. Княжеские и церковные уставы.

    3. «Русская правда». Три редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. Формирование уголовного и гражданского права.


    1.К VI в. племена восточных славян переживают процесс разложения первобытно-общинного строя. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальны­ми, политическими и военными связями. По мере разделения труда и возрастании его производи­тельности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслое­ния, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда Возникновению классового общества способствовали и многочисленные войны. В связи с войнами возрастала зависимость крестьян-общинников от князей и их дружин, обеспечивавших охрану общин от внешних врагов. К 12 в. на территории славянских племен было образованно 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина. Формой общественных отношений славян в VII—VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся:

    участие всех членов племенного союза в решении важ­нейших вопросов;

    особая роль народного собрания как высшего органа власти;

    всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии — вождей, жрецов, старейшин — и богатых членов общины.

    Преследуя военно-политические цели, племенные сою­зы объединялись в еще более крупные образования — «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров:

    Куяба — южная группа славянских племен (Киев);

    Славия — северная группа (Новгород);

    Артания — юго-восточная группа (Рязань).

    Древнерусское государство образовалось в 882 г. в резуль­тате объединения под властью Киева двух крупнейших сла­вянских государств — Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена — древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и по­ляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.Оно просуществовало до середины XII в. Во второй поло­вине XI — начале XII в. на его территории стали образовывать­ся княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское. Согласнонорманнской теории возникновения Древне­русского государства государство восточных славян создали варяги (норманны). Сторонники этой теории основываются на легенде о призвании варягов управлять славянами. В связи с этим они полагают, что славяне находились на низком уров­не развития и были не способны создать государство. Славяне были завоеваны варягами, и последние создали государствен­ную власть. Однако источники свидетельствуют, что ко времени появ­ления варягов в Новгороде государство там уже сложилось. Сла­вяне имели высокий уровень как социально-экономического, так и политического развития, что и послужило основой для образования государства. Варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния на развитие восточных славян, более того, варяжская знать сама оказалась под влиянием славянской культуры и скоро обрусела. .По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Его функции на раннем этапе существования Древне­русского государства заключались в организации вооружен­ных сил, командовании ими, в сборе дани и налаживании внешней торговли. В дальнейшем большее значение приоб­ретала деятельность князя в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодатель­ная и судебная деятельность, руководство внешними сноше­ниями и т. д.Доходы князя складывались из феодальных повинностей, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и других поборов. Взаимоотношения с другими князьями строились на ос­нове крестных грамот, в которых определялись права и обязанности великого князя и князей-вассалов (защита послед­них, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.).Великокняжеский престол передавался по наследству, сна­чала по принципу старшинства — старшему в роду, а затем «отчины» — сыну.Великий князь в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов — бояр и духовенство. Хотя совет и не имел четко определенной компетенции, бояре вместе с князем ре­шали важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др. При князе состоял совет из бояр и «княжих мужей». Руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства воз­лагалось на тиунов и старост. Со временем они превращаются в управляющих отраслями княжеского хозяйства. На смену десятичной системе управления приходит дворцово-вотчинная, при которой политическая власть принадлежит собствен­нику (боярину-вотчиннику). Формируются два центра влас­ти — княжеский дворец и боярская вотчина. В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играет народное собранию — вече. В вече участвовали все свободные жителя города (посада) и примыкаю­щих поселений (слобод). К компетенции вече относились воп­росы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из городского патрициата, старейшин и др.Местное управление осуществлялось посадниками (на­местниками) в городах и волостелями в сельской местности, и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. Представители князя обладали следующими полномочия­ми: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованья за службу они имели право оставить часть собранного с населе­ния себе. Такая система управления получила названиесис­темы кормлений. Органом местного крестьянского самоуправления явля­лась территориальная община — вервь. Вервь XI—XII вв. соче­тала в себе элементы соседской и семейной общин и представ­ляла собой конгломерат мелких поселений. К компетенции верви относились вопросы перераспределения земельных на­делов, налогово-финансовые вопросы, полицейский надзор, решение судебных споров, расследование преступлений и ис­полнение наказаний. Государство, используя вервь в фискаль­ных, полицейских и административных целях, было заинте­ресовано в дальнейшем сохранении общинной структуры. Судебных органов как особых учреждений еще не су­ществовало.Судебные функциивыполняли органы власти и управления в центре и на местах — князья, посадники, волос­тели и другие представители княжеской власти. Оформлялась церковная юрисдикция. Церковь судила: за­висимое население своих земель, духовенство по всем категориям дел, население государства по некоторым категориям дел (преступления против религии, нравственности и т. п.).Вооруженные силы включали: дружину великого князя, дру­жины местных князей, феодальное ополчение и народное ополчение. В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь орга­низовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри. Устанавливается порядок сбора десятины в доход церкви. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.

    2. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т. е. обычаи, санкциони­рованные государственной властью. По мере усиления роли государства возрастало значение законодательной деятельности князей. Еще одним источником права являлась судебная прак­тика. Наиболее ранние письменные источники русского пра­ва — это договоры Руси с Византией, заключенные в 907, 911, 945 и 971 гг. В этих международно-правовых актах нашли от­ражение нормы византийского и древнерусского права, отно­сящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. Договоры Руси с Византией обычно состав­лялись в двух экземплярах, один — на древнерусском языке, второй — на греческом языке. Затем стороны обменивались договорами. В текстах договоров упоминались смертная казнь, штраф­ные санкции и другие наказания. Регламентировались также право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, реги­страции отдельных товаров и др. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X—XI вв.).Эти документы определяют положение церкви в государ­стве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступле­ниях против церкви, нравственности и семьи. Государство передавало церкви «десятину» (десятую часть доходов), что фиксировалось в уставах. В них устанавливался церковный судебный иммунитет, т. е. освобождение зависи­мых от церкви людей от подсудности княжескому суду, и оп­ределялись пределы церковной судебной юрисдикции (дела о богохульстве, колдовстве, изнасиловании, оскорблении сло­вом и др.).

    3.Основным правовым документом Древнерусского госу­дарства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юри­дических документов XI—XII вв., составными частями кото­рого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072г.), Устав Мономаха (около 1120— 1130гг.). Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.

    Краткая Правда — древнейшая редакция Русской Правды, которая состояла из двух частей. Ее первая часть была принята в 30-е гг. и связана с именем князя Ярослава Мудрого( Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей.

    Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи. Характерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1—18) являются следующие: действие обычая кровной мести, отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19—43) отражает процесс развития феодаль­ных отношений: отмена кровной мести, защита жизни и иму­щества феодалов повышенными мерами наказания и т. д. Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уго­ловного права и судебного процесса. Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью. Пространная Правда — это более развитый кодекс фе­одального права, в котором закреплялись привилегии феода­лов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холо­пов и т. д. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и дру­гое имущество. Отдельные нормы Пространной Правды оп­ределяли порядок передачи имущества по наследству, заклю­чения договоров. Большинство же статей относятся к уголов­ному праву и судебному процессу. Сокращенная Правда сложилась в середине XV в. из пере­работанной Пространной Правды. Русская Правда под преступлением понимала обиду, т. е. причинение морального или материального ущерба опреде­ленному лицу или группе лиц. Объектами преступления являлись личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как поку­шение на преступление, так и оконченное преступление. Субъектами преступления были все лица, кроме холопов. За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хо­зяева. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало. Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не разделяла ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). Если преступление совершалось несколь­кими лицами, то ответственность для соучастников устанав­ливалась одинаковой. Закон знал понятие рецидива — повторности преступления. Система наказаний по Русской Правде выглядит следую­щим образом.Смертная казнь в Русской Правде не упоминается, хотя согласно летописям она имела место.

    Поток и разграбление являются высшей мерой наказания и заключаются в конфискации имущества и обращении пре­ступника и членов его семьи в рабство. Эти наказания назна­чались в трех случаях — за убийство в разбое, поджог и коно­крадство.

    Вира — денежное взыскание в размере 40 гривен, назна­чаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство че­ловека с привилегиями). Вира поступала в княжескую казну.

    Головничество — денежное взыскание в размере виры, взи­маемое в пользу семьи убитого.

    Урок — определенное денежное возмещение в пользу по­терпевшего за причиненный ему ущерб. Все остальные преступления наказывались продажей — штрафом, размер которого определялся в зависимости от тя­жести преступления. Продажа взималась в пользу князя. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей сто­роны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопро­изводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию. Процесс делился на три стадии. Первая стадия носила на­звание заклич и состояла в объявлении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производил­ся в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладав­шей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком. Второй стадией процесса являлся свод. Свод осуществлял­ся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было ука­зать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Третья стадия судебного процесса — гонение следа — со­стояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древ­ней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

    Система доказательств по Русской Правде состояла из:

    свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;

    вещественных доказательств;

    ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом);

    присяги.

    Гражданско-правовые отношения в Киевской Руси регулировались нормами обычного и церковного права. В Русской Правде появляются нормы обязательственного и наследственного права. Содержание права собственности по Русской Правде различалось в зависимости от субъекта-собственника и объекта собственности. Нормы Русской Правды защищают частную собственность, регулируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам. Объектом собственности первоначально были вещи, принадлежащие человеку (конь, боевое снаряжение, одежда), позднее объектом собственности становится земля и другие виды угодий. Гражданские обязательства в Древней Руси допускались только между свободными лицами и возникали или из договора, или из причинения вреда. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях, на торгу или в присутствии специального лица - мытника. В Русской Правде упоминаются следующие договоры: купля-продажа, мена,займ, личный найм, хранение, поручение и др.Предметом купли-продажи могли быть люди, вещи; существовал институт самопродажи. Условиями действительности договоров купли-продажи и мены было отсутствие пороков в продаваемой вещи, приобретение вещи за деньги от ее собственника, присутствие двух свободных свидетелей и трезвое состояние продавца и покупателя. Различался займ с процентами и без процентов. Заем с процентами, превышавший три гривны, требовал свидетелей, удостоверявших договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой. Заем до одного рубля обеспечивался поручительством, а выше рубля - письменным актом и закладом. Обязательства возникали и в результате правонарушений гражданского характера. С целью предупредить споры о цене испорченных и уничтоженных предметов Русская Правда определяла стоимость ряда предметов (княжеский конь с пятном ценился 3 гривны, а кони смердов - 2 гривны). Остальные предметы имели цену без различия владельцев.




    написать администратору сайта