Главная страница
Навигация по странице:

  • К характерным чертам древневосточной философии относят

  • Философия Древней Индии Индийская философия вобрала в себя все воззрения древних философов, как атеистического, так и религиозного склада мышления. К ее особенностям относят

  • Философия Древнего Китая

  • Конфуций

  • Лао-Цзы

  • Философия о смысле бытия человека

  • .Социум как особая реальность и предмет социальной философии

  • 2 направления, сводящие общество к какой-либо одной его стороне

  • 4 основных характеристики общества

  • В вопросах анализа общества выделяются 2 подхода: 1. Формационная;2. Цивилизационная;Первое было сформировано К.Марксом

  • 26.Цивилизация как категория социальной философии. Проблема взаимоотношения цивилизаций: Цивилизационность

  • 27.Философия истории. Модели исторического процесса

  • Проблемы философии истории

  • 29.Наука как вид познания и форма культуры

  • Вебер делит науки на 3 раздела

  • Контом

  • Методы науки Метод- это система приёмов, принципов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Методы делятся на

  • 30.Философская, научная и религиозная картины мира

  • 31.Понятие техники. Техника и общество

  • Технология

  • Философия билеты. Возникновение философии, ее понятие и основные функции Возникновение философии и становление ее предмета


    Скачать 43.32 Kb.
    НазваниеВозникновение философии, ее понятие и основные функции Возникновение философии и становление ее предмета
    АнкорФилософия билеты
    Дата28.02.2022
    Размер43.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия билеты.docx
    ТипДокументы
    #376577

    3. Возникновение философии, ее понятие и основные функции

    Возникновение философии и становление ее предмета

    Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).

    Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.

    Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.

    По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.

    Предмет философии

    Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.

    Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.

    Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.

    Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

    Основные функции философии

    Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

    1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

    2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

    4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.

    5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.

    6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

    7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

    8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.

    9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

    10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

    11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.

    Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

    5. Философией Древнего Востока представляет собой комплекс религиозно-философских систем Вавилона, Индии, Египта и Китая. Именно здесь зародились первые мировоззренческие идеи, в которых самым тесным образом переплелись религия, научные знания и мифология. Наиболее влиятельные и популярные философские течения были в Индии и Китае.

    Общая характеристика


    Самые первые философские течения зародились в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. В этих древних государствах на рубеже IV-III тыс. до н.э. уже возникла полноценная письменность, которая способствовало появлению у людей зачатков метафизической мысли. Однако говорить о появлении упорядоченных философских систем было еще рано.

    В I тыс. до н. э. в Китае и Индии стала формироваться собственная самобытная философия, которой было суждено войти в историю как философия Древнего Востока. Ее становлению способствовал особый уклад жизни, климат, социальные, экономические, духовные условия, которые были присущи этим древним государствам.

    К характерным чертам древневосточной философии относят:

    • Обращение к внутреннему миру человека.

    • Оперирование образами и эмоциями, нежели логикой.

    • Широкое объяснение понятия разума.

    • Тесная взаимосвязь с религией.

    Философия Древней Индии

    Индийская философия вобрала в себя все воззрения древних философов, как атеистического, так и религиозного склада мышления.
    К ее особенностям относят:

    • Деление общества на варны – социальные сословия, принадлежность к которым давалась человеку при рождении. Все население Индии было разделено на 4 варны: брахманы – жрецы (высшее сословие), кшатрии – воины и правители, вайшьи – ремесленники и шудры – слуги (самое низшее сословие).

    Реклама

    • Самая тесная связь с религией, в которой присутствовало огромное количество богов – более трех тысяч на все случаи жизни.

    • Полная уверенность в том, что космос представляет собой живую субстанцию.

    Одним из центральных положений индийской философии является признание существования кармы – неотвратимого закона причины и следствия. Суть кармы заключается в том, что список добродетелей и греховных деяний человека на протяжении его жизни определяет его дальнейшее перерождение.

    Философия Древнего Китая

    Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая.

    Среди имен древнекитайских философов наиболее ярко выделяются два: Конфуций и Лао-Цзы. В центре конфуцианской философской системы находился человек, коллектив, все общество в целом. Благо народа возможно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек будет стремиться к внутренней добродетели, морали и самосовершенствованию. Мудрый правитель должен служить примером для своих подчиненных, отвергнув политику подавления и угнетения.

    В философском течении под названием даосизм, адептом которого выступил философ Лао-Цзы, центральное место занимает Дао – универсальный закон мироздания, всего сущего в мире. Гармония в природе, согласно даосизму, возможна только в единстве двух противоположностей – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).

    Несмотря на различия в трактатах китайских и индийских мыслителей, продиктованных принципиально разным государственным строем, можно выделить общие особенности философии Древнего Востока. Она носит консервативный, патриархальный характер, и самым тесным образом связана с религией.

    Особый класс философских течений был сформирован в первом тысячелетии до нашей эры. Появление самобытных рассуждений началось в Индии и Китае. Именно их называют философией Востока. При формировании взглядов большое значение сыграли внешние факторы – экономическая обстановка, климатические условия, социальная жизнь, духовенство. Важнейшими представителями, сыгравшими главную роль в развитии течения, являются такие философы Древнего востока:

    • Конфуций. Имя Конфуция встречается в большинстве философской литературы. Годы жизни – с 551 до нашей эры по 479 год до нашей эры;

    • Шан Ян. Мыслитель проживал с 390 по 338 год до нашей эры. Он представлял легизм;

    • Лао-Цзы. Известный философ четвертого-третьего века до нашей эры

    24. Проблемы человеческого бытия в философской «антропологии»

    Человек как объект философского осмысления

     

    Концепции человека делятся на две группы: объективистские, субъективистские.

    Объективистские концепции рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер и принципов космоса» природы, общества, исторической необходимости, мирового разума – или Бога.

    Субъективистские концепции рассматривают человека как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я», через глубинные сферы внутренней индивидуальной жизни человека.

    Крайности объективистского и субъективистского подходов преодолеваются в синтетической концепции человека: «философской антропологии», марксистской философии.

    Философская антропология – раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Ротгакер и др.

    Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. 8 ходе эволюции органического мира происходит становление и эволюция психического начала: ощущения, инстинкты, ассоциативная память, практический интеллект. Поэтому естественный человек при рождении, в принципе, не отличается от животного. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие – это различие обусловлено наличием у человека духа. Базисной характеристикой человеческого духа является «открытость миру», т.е. человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию мира («априорное видение») и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер.

    А. Гелен обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека (тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных), и чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе пищу и т.п.). Главный принцип существования человека – «принцип освобождения от бремени» – процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало,

    Г. Плесснер считает, что человек отличается от животных «эксцентрической позицией», т.е. человек способен отделять свое «Я» от своего физического существования, способен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Эксцентрическая позиция задает:

    * структуру внутреннего мира человека;

    * основные способы реализации человеческого существования, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека:

    1 закон: «Человек должен сам себя сделать тем, что он есть». Человек может жить, только сам, управляя своей жизнью. Это управление он осуществляет на основе создания второй природы – культурного творчества.

    2 закон: «Познавательное отношение человека к миру опосредовано его «Я», поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру».

    3 закон: «Закон утопического места – закон неукоренности человека в бытии, его неуверенности, сомнения, который побуждает человека на бесконечные поиски устойчивого бытия». Неукорененность человека в бытии порождает тревогу, осознание случайности и ничтожности своего существования, поиски такой основы мира, которая не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом[1].

    Философия о смысле бытия человека

     

    Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

    Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Не случайно поэтому передовые умы человечества так по-разному понимают его: смысл – в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании себя и общества (И.Г. Фихте), в служений обществу (Н.С. Лесков), в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро).

    Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

    * смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

    * смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

    * смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

    * не существует смысла жизни.

    В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А поэтому человек не переделывает мир, и уж тем более не творит его сам, а действует лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя мир. Смысл человеческой жизни в-сохранении и очищении своей бессмертной души.

    Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В.С. Соловьев).

    Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.

    Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.

    Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели.

    С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель.

    Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

    Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно[2].

    Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

    * смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);

    * смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л.Н. Толстой);

    * смысл жизни в достижении некого идеала человека;

    * смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).

    Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.

    25..Социум как особая реальность и предмет социальной философии:

    Философия общества

    Проблема социальной философии: что такое общество; какое значение оно имеет в жизни человека.

    2 направления, сводящие общество к какой-либо одной его стороне:

    1. Натуралистское- сведение общества к биологической стороне;

    2. Социализаторское – происходит абсолютизация общества и сведение человека ко всему обществу- сведение человека к сумме общественных отношений.

    Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы, движущие силы его функционирования из развития, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом.

    Задача социальной философии: понимание общества как самодостаточного коллектива взаимодействия людей, обладающего универсальными законами организации.

    Философия общества изучает общество с одной стороны как природную, а с другой- специфически надприродную реальность. В общем смысле общество- это совокупность людей и взаимоотношений. Особенностями общества является то, что общество- это система, общество является самодостаточным, то есть не зависит ни от каких-либо внешних условий. Общество- это объективная реальность- не зависит от воли и желания каких-то конкретных людей. С другой стороны, общество- это продукт сознательной деятельности человека.

    Общество коренным образом отлично от природы, но в его основе лежат природные факторы.

    4 основных характеристики общества:

    1. Самодеятельность;

    2. Самоорганизация;

    3. Саморазвитие;

    4. Самодостаточность;

    4 типа общественных отношений:

    1. Материальная сфера;

    2. Социальная сфера;

    3. Духовная сфера;

    4. Политическая сфера;

    Деятельность- это специфически человеческая форма активного отношения к окружающей действительности, в которую входят целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Деятельность может быть направлена на неодушевлённые предметы, вещи, другого человека, символы и знаки.

    Различные виды деятельности как раз и составляют 4 сферы общества.

    В вопросах анализа общества выделяются 2 подхода:

    1. Формационная;

    2. Цивилизационная;

    Первое было сформировано К.Марксом. он выделил 5 формаций в истории человечества:

    1. Первобытнообщинная формация- все люди равны, частной собственности нет;

    2. Рабовладельческая- частная собственность находиться в руках рабовладельцев, это порождает неравные классы;

    3. Феодальная- существование социального неравенства, частная собственность находиться в руках феодалов, на них работают полузависимые крестьяне;

    4. Капиталистическая- всё зависит от капиталистов, владеющих разными отраслями;

    5. Коммунистическая формация, первой стадией которой является социализм- нет частной собственности, всё принадлежит всем.

    Общество разделяется на базис, надстройку и производительные силы.

    Производительные силы- это орудие труда, человек. Базис- это экономические отношения, отношения по поводу собственности, то есть базисом в обществе является экономика. Надстройка- это культура, религия, политика.

    К.Маркс «Немецкая идеология» 1946 год и «Критика политической экономии» 50-х годов. В этой теории подразумевается наличие прогресса, то есть человечество идёт по пути прогресса , ещё одно условие- это жёсткая стадиальность, то есть все должны пройти все эти стадии, и условие- примат материального производства

    26.Цивилизация как категория социальной философии. Проблема взаимоотношения цивилизаций: Цивилизационность


    Цивилизационный подход рассматривает понятие цивилизации- понятие, противоположное понятию дикости, варварству, это состояние общества, когда оно уже не является первобытным.

    Понятие «цивилизация» появляется в XVIII веке в эпоху Просвещения.

    Представителями цивилизационного подхода являются Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнберг.

    В данном подходе мы говорим о наличии изолированных друг от друга цивилизаций, которые самобытны, развиваются по определённым законам.

    Шпенглер выделял 9 таких цивилизаций, Данилевский- 11, Тойнберг- 23.

    Цивилизации уникальны, то есть нельзя сказать, что какая-то культура превосходит другую. Цивилизации локальны, то есть независимы друг от друга. Существует множественность путей культурного развития человечества.

    3 Этапа развития общества:


    1. Традиционное общество- связано с земледелием;

    2. Капиталистическое (индустриальное)- здесь: основа- промышленность;

    3. Постиндустриальное- начинается с 60-х годов XX века. Главное здесь: информация, всё основано на творческом знании.

    27.Философия истории. Модели исторического процесса:

    Философия истории

    Начало философии в истории было заложено Аврелием Августином (IV век н.э.). он разделил град божий и град земной. Концом града земного является страшный суд. Сам термин «философия истории» был введён Вольтером (эпоха Просвещени). На становлении философии истории повлияли лекции Гейгеля.

    Проблемы философии истории:

    1. Смысл и направленность истории;

    2. Типологизация общества;

    3. Критерии периодизации истории;

    4. Критерий прогресса общества.

    Общество движется целенаправленно.

    Античная философия: учение о пяти веках истории: золотой, серебряный, железный, век героев, человеческий вид. Общество постепенно деградирует (от самого совершенного до несовершенного).

    В истории существовало учение о круговороте: постоянно повторяющаяся смена периодов- Аристотель, Шпенглер, Сорокин.

    История имеет однонаправленное линейное развитие- Гейгель, Кант, Маркс.

    У Гейгеля выделяют принцип историцизма- сводится к признанию субстанциальности истории. В ней признаётся наличие разумного начала.

    Субъекты истории- кто творит историю- масса или личность? К великим личностям относят политических деятелей, великих полководцев, монахов, писателей, музыкантов, учёных.

    28. Личность и массы, свобода и необходимость в ходе исторического

    развития человечества.

    человек и исторический процесс, личность и массы:

     

    Исторический процесс — это движение общества во времени, его развитие во всех сферах жизнедеятельности. История общества включает в себя совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, больших и малых социальных групп, всего человечества.

     

    Идеи о «конце истории» (Ф. Фукуяма) бессмысленны и вредны.

     

    Субъект истории — это личность или социальная группа действующая осознано, самостоятельно и ответственно за свою деятельность.

     

    С точки зрения христианской философии подлинным субъектом истории является Бог. Народ становится субъектом истории только в том случае если осознал и почувствовал любовь, мудрость и волю Бога, уверовал в него, живет и действует по его законам.

     

    В представлениях субъективных идеалистов субъектом истории являются выдающиеся личности, «творческое меньшинство», герои, которые бросают вызов «толпе», увлекают ее и ведут за собой. Например, исторический релятивист Х. Ортега-и-Гассет (1883–1955) считал, что деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является двигателем истории.

     

    В диалектическом материализме не отрицается ни роль духовного начала в обществе, ни роль выдающихся личностей (то есть людей, оказавших влияние на ход истории), но указывается, что деятельность исторической личности зависит от объективных обстоятельств, которые задают возможности и направления деятельности. Всякие попытки игнорировать их приводили эти личности к краху; их устраняли с исторической арены.

     

    Таким образом личность не может изменить законы развития общества, но может изменить картину истории. И здесь мы должны сказать о том, что диалектика «объективного» и «субъективного» в истории заключается в том, что первый фактор не является однозначным, он многовариантен и только люди делают выбор из множества альтернатив.

     

    Подлинным творцом истории является народ — социальный субъект, воплощающий в себе единство народных масс и выдающихся личностей. Что обеспечивает это единство? Общая историческая судьба, общая вера, отражающая глубинные потребности, историческая память народа, общая историческая перспектива. Поэтому прав Г. Гегель: «Каждый народ имеет то государство, которое он заслуживает».

     

    29.Наука как вид познания и форма культуры:

    Научное познание как особый вид деятельности

     

    Наука (лат.)- «знание».

    Наука- теория любой деятельности.

    В современном понимании наука появляется в 16-17 веках как естествознание. Её появление связано с именами Гука, Галилея, Ньютона.

     

    Философия и наука начинают различаться в XIX веке.

    Впервые в античной философии появляется натурфилософия.

     

    Философы пытались найти естественное объяснение различных явлений, а не приписывали всё Богам.

     

    Натурфилософы: Фалес, Пифагор. Они искали элемент, из которого всё создалось.

     

    Аристотель делит науки на умозрительные (наука о божественном, наука о природе- физика, математика) и практические (этика, политика, экономика),

    низшие науки- творческие (все ремесленные искусства- врачевание, строительство, военное дело).

    Для аристотеля наука- это теория деятельности.

     

    Вебер делит науки на 3 раздела:памяти соответствует история, разуму- философия, воображению- поэзия.

     

    Философию Вебер разделил на 3 вида:

    1. естественная философия- физика и метафизика;

    2. естественная теология;

    3. науки о человеке;

     

    Декарт говорил: «Всё знание подобно дереву, корни которого- метафизика, ствол- физика, ветви- медицина, механика, этика».

     

    Сдвиг в разделении философии происходит в середине 19 века, когда появляется направление «философия как позитивизм», который был основан французским философом Контом. Он разделял 3 периода в развитии знания:

    1. религиозный (знание основано на вере);

    2. философский;

    3. научный (когда появляется наука);

     

    Конт резко отличал философию от науки.

    Философия науки занимается общемировоззренческими вопросами.

     

    Наука- это деятельность по производству объективно- истинного знания, в результате которого появляется достоверное систематизированное практически проверенное знание.

    Науке интересно знание причин, выраженных законом, от которого даётся возможность предвидения будущего и его сознательного формирования.

     

    Идеал науки- стройное, логически непротиворечивое, организованное в систему знание, примером которого служит математика.

     

    Характеристики науки:

    1. Научному познанию соответствует определённая система ценностей- ценность разума, нового знания, ценность независимости суждений;

    2. Определённый набор инструментов, то есть разнообразные технические средства. Оснащённость труда определяет результативность науки;

    3. Совокупность методов;

    4. определённым образом организация научной деятельности, включающая в себя исследование, приложение науки на практике, подготовка научных кадров;

    5. Непротиворечивость теории, проверяемость на практике, последовательность мышления;

    6. установление новых фактов;

     

    Классификация наук:

    1. Естественные, гуманитарные- по предмету изучения;

    2. Фундаментальные и прикладные- по функции;

    3. теоретические и эмпирические- по методу;

     

    Методы науки

    Метод- это система приёмов, принципов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

     

    Методы делятся на:

    1. специальные- используются отдельными науками;

    2. общенаучные- характерны для всех наук;

    3. универсальные- для всей познавательной деятельности в целом;

     

    Методы наук:

    1. Анализ- это разложение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения;

    2. Синтез- соединение частей в целое для получения знания в целом;

    3. Абстрагирование- вычленение некоторых отдельных признаков, свойств и отличение от других свойств или признаков;

    4. Идеализация- абстрагирование от реальных свойств предмета;

    5. Метод индукция- «наведение»- вывод от частного знания к общему, от ряда каких-то фактов к закону;

    6. Метод дедукция- от общего к частному;

    7. Метод аналогии- на основе сходства объектов по некоторым свойствам, признакам выдвигается предположение об их сходстве в других отношениях;

    8. Метод моделирования- объект замещается другим предметом, находящимся в отношении подобия с первым объектом;

    9. Наблюдение- основной метод эмпирического знания, целенаправленное изучение предметов, итогом которого является описание;

    10. Эксперимент- целенаправленное изучение явлений, фиксированных условиях, которые могут контролировать исследователи;

    11. Гипотеза- форма знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью.

    Философия является всеобщим знанием.

    30.Философская, научная и религиозная картины мира:

    Религиозная, философская и научные картины мира.

    I. НКМ — целостный образ предмета научного исследования. Он создается посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. НКМ исторична, соответствует уровню развития науки в каждую историческую эпоху.

    Разновидности: 1) общенаучная — обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке; 2) социальная и естественнонаучная КМ; 3) специальные НКМ (представления о мире с точки зрения отдельных наук.

    Специальная НКМ создается на основе представлений: a) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые данной наукой; b) о типологии изучаемых объектах; c) об особенностях их взаимодействия; d) о пространственно-временной организации реальности.

    Т.о., НКМ является особым типом теоретического знания, теоретической моделью исследуемой реальности.

    Функции: 1) систематизируют научные знания, объединяют их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, включение научных знаний в культуру.

    Научные открытия, включаясь в НКМ, влияют на мировоззренческие ориентиры человеческой деятельности.

    Следует помнить, что историчны и сами формы НКМ. Так, в 17 веке, в эпоху возникновения естествознания механическая картина была одновременно и физической, и естественнонаучной, и общенаучной картиной мира. С обособлением научных дисциплин возникает ряд специально-научных картин мира. Возникает проблема построения общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук.

    II. В философии дано концентрированное выражение мировоззрения конкретной исторической эпохи.ФКМ можно понимать в двух смыслах. 1)как основа и источник формирования представлений общенаучной и более частных НКМ. 2)как специальная картина мира философии как науки, изучающей вопросы онтологии, гносеологии, логики, философской антропологии, социального устройства, этики, эстетики. Основное понятие — категория бытия. Философы исходили из одного начала (вода, огонь, материя, идея итд.)

    III. Обычно религию определяют как мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые определяются верой в существование «иного» мира и существ, разумно творящих все материальные и духовные формы бытия; совокупность ритуалов, обеспечивающих связь чела с потусторонними силами. Религия — специфическая форма культуры. Религия есть также система норм и ценностей, регулирующих общественные отношения. РКМ, как и НКМ объясняет мир с точки зрения современных знаний человека, но основывается не на научном знании, а на признании иной действительности, лежащей за чертой чувственно познаваемой реальности. При этом существует взаимное влияние РКМ, ФКМ и НКМ, так как все они представляют собой мировоззрение конкретной эпохи. РКМ исторична как все иные формы общественного сознания.

    В истории европейской цивилизации прослеживается конфронтация религии и науки, которая обусловлена наличием двух различных функций культуры: познавательной и регулятивной.

    Относительно будущего РКМ можно сказать: пока НКМ не ответит столь же доступно и эффективно на смысложизненные проблемы, переживаемые каждым, для значительной части вера в Бога останется основой надежды на приобщенность к вечным истинам бытия. Т.о., РКМ является такой же важной частью мировоззрения, как и др КМ.

     

    31.Понятие техники. Техника и общество:

    Техника и технология

    Техника- от греч. «техне»- умение, мастерство.

    Техника- это совокупность технических устройств (машин).

     

    С другой стороны- техника- совокупность приёмов деятельности.

     

    Техника- некое совершенствование различных органов человека.

    Техника помещается между человеком и природой, это и не природа, и не человек.

     

    Существует принцип дополнения техники и человека, так как техника без человека мертва, а человек без техники слаб.

     

    Технология- отождествляется техникой; последовательность трудовых операций, общий тип деятельности, характерный для определения социума.

     

    Технологии разделяют на

    • экстенсивные- подчинение природе;

    • интенсивные- покорение сил природы;

     

    Этапы развития техники:

    1. преобладание ручных орудий труда;

    2. преобладание механических устройств;

    3. проебладание автоматизированных устройств


    написать администратору сайта