Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные направления развития личности - физическое развитие

  • Движущие силы развития личности - это противоречия между новым и старым

  • Условия развития личности В процессе деятельности происходит разностороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

  • Роль активности личности в собственном развитии

  • Социальная зрелость личности

  • Четыре компонента личностной зрелости

  • 50. Философия и медицина, их взаимосвязь.

  • Ответы к экзамену по философии.. Возникновение философии, ее предмет и структура. Философия знание о делах божественных и человеческих


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеВозникновение философии, ее предмет и структура. Философия знание о делах божественных и человеческих
    Дата11.06.2018
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы к экзамену по философии..doc
    ТипДокументы
    #46612
    страница19 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    Соотношение биологического и социального в личности

    Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие.[1, 2, 4, 6,

    1) С точки зрения биологизаторского подхода, каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.

    2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.

    Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же проявляется это влияние?

    1)   Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию.

    2)   Биологическое проявляется в формировании природной предрасположенности к той или иной деятельности, способностях, задатках  (например, имеют музыкальный слух, математические способности, хорошие голосовые данные, мышечную силу и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих областях искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.

    3)   Биологически человек имеет большие возможности для развития, используя свой потенциал лишь на 10-12%.

    Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает равнозначности их влияния. В развитии личности преобладающее значение играют социальные факторы.

    Три фактора развития личности

    1) Наследственность. Для проявления задатков и способностей необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальное обучение в той или иной сфере деятельности.

    2) Средавоздействует на личность в известной мере стихийно и пассивно; она выступает как возможность, потенциальная предпосылка развития личности.

    3) В современных условиях приобщение человека к жизни трудно представить без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает  в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

    Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования  личности.

    Определяющую же роль в развитии и формировании личности играет воспитание.

    Основные направления развития личности

    - физическое развитие - включает в себя морфологические(рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

    - социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными(нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями

    Движущие силы развития личности - это противоречия между новым и старым

    Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.[7]

    К таким противоречиям относятся:

    - противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

    - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

    - противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

    Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. [7]

    Итак, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей  средой

    Условия развития личности

    В процессе деятельности происходит разностороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

    Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев): в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

    в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

    в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

    в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) - учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

    в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

    в юности (с 15 до 17 лет) - учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

    Роль активности личности в собственном развитии

    Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий.

    Огромное значение в этом процессе придается активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.

    В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях, вплоть до прямо противоположного в тех случаях, если педагогическое воздействие не находит положительного отклика в сознании и чувствах воспитанника.[9]

    Влияния на развитие личности

    ВНЕШНИЕ: Средовые влияния и воспитание

    ВНУТРЕННИЕ:  Природные склонности и влечения, вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания)

    Социальная зрелость личности

    По каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

    Например, психолог С.Л.Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.[1, 4, 9]

    Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

    Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

    Четыре компонента личностной зрелости

    Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки: педагогика, психология, социология, акмеология и др.. Предметом акмеологии являетсяфеномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. На сегодняшний день  можно выделить четыре фундаментальных компонента личностной зрелости:

    - ответственность;

    - терпимость;

    - саморазвитие;

    - позитивное мышление, позитивное отношение к миру.

    Социальная зрелость и ее составляющая – ответственность – формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности.

    Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности.

    В терпимости же личности проявляется интегральная образующая –позитивное отношение к миру

    Выводы

    Все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние.

    Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые влияют на это развитие.

    Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся, создавая специально сконструированные условия (среду) для саморазвития и самореализации и нейтрализуя негативные влияния, воспитание сможет играть действительно определяющую роль в развитии личности.

    Наиболее перспективным в этом отношении, на наш взгляд, является личностно-деятельностный подход. [3]

    50. Философия и медицина, их взаимосвязь.

    Философия и медицина связаны между собой издавна, но неоднозначно. Первая представляет собой наиболее абстрактное, отвлечённое от всех частностей знание; вторая — знание наиболее практичное, безусловным условием которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. В хирургии умелые руки вообще важнее умной головы. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны врачи и провизоры в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями и природе, социуме и человеке, которые высказывали философы. Тут возникает тема культурно-исторической связи философии и медицины.

    В отдельные периоды развития цивилизации и в отдельных регионах Земли философские системы прямо или косвенно предопределяли статус медицинского знания. Таковы, скажем, врачебные и аптечные традиции Востока. Они с древнейших времён и до сих пор представляют собой какую-то смесь мифологии, философии и медицины. Роскошная и предельно опасная для жизни природа тропических широт Азии и Африки предопределила особенности политического устройства и вообще культуры. Восточная традиция интуиции и фатализма, ощущения случайности и непредсказуемости отдельной жизни предопределили системную заботу о теле, пока оно здорово, и смирение перед всепоглощающей смертью. Восточный человек ощущает себя песчинкой в океане мироздания. Каждый — раб случая да стихии. Восточные владыки порабощали целые народы, и время от времени уничтожали их поголовно. Перед фараоном, раджой, ханом все подданные падали ниц. Восточные единоборства («пустая рука») как-то компенсировали оружие, отобранное у большинства населения.

    Европейская традиция врачевания на своём старте в античности также пошла по пути, указанному философией, но другой по духу, нежели восточная — мудростью разумной, с опорой на знания и предметные действия по их реализации. «Человек — слуга и хозяин природы» (Френсис Бэкон). Отрицание смерти обусловило борьбу за жизнь до конца и во что бы то ни стало. Жизнь каждого человека на Западе уникальна. Русский смерд или английский йомен приветствовали своего князя или лорда кивком головы, держась за рукоятку ножа или меча. «Даже кошка имеет право смотреть на короля», гласит английская пословица. Не мифологические фантазии, а изучение анатомии и физиологии человеческого организма легло в итоге в основу западной медицины, правда, уже в Новое время. Хотя за попытки анатомировать трупы католическая инквизиция наказывала слишком любознательных еще в Средние века.

    Таким образом, философия разных стран и народов выясняла и обосновывала общие установки соответствующих культур, которые, в свою очередь, так или иначе определяли идеи и направления, завоевания и пределы той или иной медицинской школы. Философские идеи как бы витали над устройствами больниц, ассортиментом аптек, представлениями врачей и пациентов о здоровье и болезни, жизни и смерти.

    Китайская медицина базируется на принципе организмического натурализма — представлении о нерасчленённости тела и духа, целостности организма и его природного окружения. Организм при этом воображается функционально — как микромодель природы, с направленными потоками энергии (Ци). Направления её движения — «каналы», «меридианы» — представляют собой выдуманные «органы» и «системы», как-то причудливо сочетающие в нашем воображении реальные сердце, печень, почки и т.д. Задача медицины — обеспечить равномерное движение энергии по этим каналам; болезнь выражается в затруднении такого движения. Отсюда методы профилактики и лечения: иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, лекарственные настои (из минералов, органов экзотических животных, растений). Цель всех этих причудливых манипуляций — поддержать нормальное функционирование организма.

    Индийская медицина ещё того пуще исходила из того, что наше тело способно, если оно здорово, воспринимать вибрации Вселенной. Ведь мы

    — маленькая, но часть космоса, всей природы. Позы хатха-йоги представляют собой микромодели этих состояний космоса, направленные на его гармонизацию. Медицинская часть древнеиндийских религиозных текстов

    Аюрведа постулирует такие состояния организма, каковы карма — запрограммированному кем-то и где-то в космосе перемене состояний организма; мокша освобождение от нежелательных перерождений. Здоровье — синоним хорошей кармы, как в прошлой, так и в нынешней жизнях; болезнь — закономерное следствие плохого поведения в прошлых жизнях. Главное условие лечения — достижение полного контроля над умом (манасом). Главное для индусского врачевания — ментальная регуляция телесных состояний (отсюда несколько упрощённая европейскими психологами аутогенная тренировка).

    В целом медицинская традиция Востока впитала в себя мифологические, мистические представления; культивировала целостный подход к пациенту; опиралась на психофизиологические эффект внушения. Медикаментозные и даже зачаточные хирургические представления оставались, по сути, на магической стадии — заклинаний и жертвоприношений неким духам. Тут перед нами издревле и до сих пор так называемая народная медицина, только усложнённая и укрупнённая за счет нескольких тысячелетий поисков лучших снадобий и процедур. Как в любой традиционной системе врачевания, рациональные приёмы лечения (травы, минералы, мануальные действия и т.п.) сочетались с фетишизмом (запахов, драгоценных камней, медитации).

    Насколько эффективны восточные варианты медицины? Когда человек в основном здоров, все эти гимнастики на свежем воздухе да омовения вреда ему не причинят. Когда хроническая болезнь неуклонно пожирает организм, экзотические снадобья чуть-чуть отвлекут наше внимание от скорого конца. В некоторых случаях, они же совпадут (обусловят?) редкостную с таким диагнозом ремиссию заболевания. Восточная медицина носит сегодня скорее музейный, так сказать туристический характер — для представителей иных цивилизаций, а для самих азиатов, африканцев, полинезийцев и прочих обитателей «третьего мира» — их этническую традицию проведения досуга.

    Одни восточные методики более реалистичны, хотя и загадочны (например, акупунктура, физиологически не вполне ясная, но порой результативная); другие — откровенно дикие, заведомо шарлатанские (вроде филиппинских хилеров, якобы осуществляющих полостные операции голыми руками без анестезии, что очевидно невозможно для всякого здравомыслящего человека). Надо отдать должное восточным вариантам медицины

    — они уделяют куда большее внимание сохранению здоровья, предотвращению болезни, чем наши европейские лекари, ориентирующиеся главным образом уже на патологию организма.

    Магистральный путь развития реальной медицины находился не на Востоке, а на Западе. В эпоху рождения современного естествознания, промышленно-технического переворота в составе нового — индустриального общества оформлялась и научная медицина. В её основе точное знание анатомии и физиологии человека. С этого невыдуманного, а объективно установленного плацдарма можно было качественно усовершенствовать весь арсенал врачевания, и консервативного, и оперативного, и профилактического. Постепенно были установлены истинные причины большинства классов заболеваний — врождённых, инфекционных, травматологических, экологических. Философский принцип системности, целостности всего сущего предопределил торжество мультифакториального, резонансного объяснения причин заболеваний. В большинстве случаев на появление и течение болезни влияет сумма нескольких патогенных факторов, среди которых возможна действующая причина и помогающие ей условия.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта