Главная страница

История государства и права зарубежных стран США. Возникновение государства и права сша


Скачать 30.56 Kb.
НазваниеВозникновение государства и права сша
АнкорИстория государства и права зарубежных стран США
Дата21.10.2022
Размер30.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаigpzs_ssha.docx
ТипДокументы
#746292

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА США

  1. Борьба американских колоний Англии за независимость. Декларация независимости 1976 г.

  2. «Статьи конфедерации»

  3. Переход к федерации. Конституция 1787 г.

  4. Билль о правах 1797 г.

  5. Гражданская война в США: ее причины и результаты

  6. Конст развитие после США ГВ

Другой революцией, проходившей под религиозными лозунгами, фетишизировавшими понятие свободы, как ее понимали в XVIII столетии, была американская революция (или Война за независимость, как ее еще иногда называют). Так начинался процесс образования государства, известного как Соединенные Штаты Америки. До 1930-х гг. название звучало несколько иначе: Северо-Американские Соединенные Штаты.

Начало колонизации Нового Света в северной его части приходится на эпоху ожесточенных религиозных войн в Европе. Поэтому первые переселенцы — это в основном религиозные диссиденты из Англии и Голландии. Очень показательны в этом отношении «отцы-пилигримы» (отцы- основатели), прибывшие в Новый Свет в 1620 г. на судне «May Flower» и основавшие колонию New Plymouth.

Жан Кальвин – французский теолог, проповедник. (протестантизм, перв пол 16 века) – непримиримость с традициям католической веры.

Моральный ригоризм кальвинизма (одно из направлений протестантизма первой пол 16 века), которой буквально пропитана декларация, подписанная ими на борту судна, как нельзя лучше характеризует характер будущей государственности, образованной здесь. Начинается этот прелюбопытный документ следующими словами:

«Во имя Бога, аминь! Мы, нижеподписавшиеся [следуют подписи 41 человека, что характерно — все мужчины.— М.И.] предприняли во имя Бога, распространения христианской веры, ради чести нашего короля и отечества путешествие, чтобы учредить первую колонию на севере Виргинии... В силу этого договора мы издадим, установим и учредим такие справедливые законы, такие постановления, распоряжения, конституции, такие должности, которые окажутся желательными для общего блага колонии и обещаем сим должное послушание и подчинение».

Это очень показательный документ, так как свидетельствует, насколько влиятельны были среди первых эмигрантов идеи пресвитерианства — учреждения на земле царства Божия в форме церковной общины.

Протестантизм изначально обладал ярко выраженной гальванизирующей психику человека силой, так как но форме своей стремился к прообразу первых христианских общин, для которых характерна сильная авторитарная власть главы общины — «епископа», основанная на его харизме. Давление, оказываемое на члена такой общины, удвоено по сравнению с социальным давлением в любой другой организации. «Епископ» требует не просто внешнего подчинения догме, выраженной в учении, а полного преобразования внутреннего мира верующего — члена такой «церкви».

Очень скоро, да почти сразу же, эти богобоязненные джентльмены («божьи люди», как зовут их на родине) забывают о веротерпимости, за которую так ратовали в метрополии. Сектантский дух настолько силен, что в колониях очень быстро начинаются охота за ведьмами, расправы с инакомыслящими. Характерно, что этот сектантский дух нетерпимости, свивший гнездо в Повой Англии, даст о себе знать, спровоцировав Гражданскую войну 1861-1865 гг. Только колония Род Айленд с самого начала ее основания становится прибежищем радикалов, которые трактуют принцип веротерпимости настолько широко, что предлагают его распространить даже на мусульман и евреев. В довершение к чувству обособленности, от которого рукой подать до осознания собственной исключительности (чему в немалой степени способствовала доктрина предопределения), было враждебное окружение — индейцы, с которыми у отцов-пилигримов сразу не заладились отношения.

Другая черта первоначальных поселенцев, сказавшаяся на зарождавшейся государственности, очень верно отмечена графом Алексисом Токвилем, оставившем нам блестящее описание ранней истории США. Он писал: «Эмигранты, поселившиеся на берегах Новой Англии, все принадлежали к зажиточным классам своей родины. Их собрание на американской почве с самого начала представляло необыкновенное явление: общество, в котором не было ни вельмож, ни простого народа и, можно сказать, ни богатых, ни бедных. Относительно говоря, между этими людьми просвещение было более распространено, чем в среде какой-либо европейской нации нашего времени. Все до одного получили довольно высокое образование и многие из них сделались известными в Европе своими талантами и знаниями. Другие колонии были освоены бессемейными авантюристами, эмигранты Новой Англии принесли с собой превосходные элементы порядка и нравственности; они явились в пустые места в сопровождении своих жен и детей. Но что особенно отличало их от других колонистов, это самая цель их предприятия. Не нужда заставляла их покидать свою страну; они оставляли в ней общественное положение, которое стоило пожалеть, и надежные средства существования. Они и не для того переселились в Новый Свет, чтобы улучшить свое положение или улучшить свои богатства; они отрывались от приятностей родины, чтобы удовлетворить чисто духовные потребности, подвергаясь неизбежным неудобствам переселения, они хотели доставить торжество идее».

Итак, первой формой организованного общества в Новой Англии была конгрегационная (главное отличие от пресвитериан – полная автономия церковных общин) форма теократического государства (особая форма организации гос-ва и власти, при которой она полностью принадлежит церковным иереархам), созданная в полном соответствии с доктриной Кальвина.

С течением времени общины дробились. При этом учреждение новых колоний и общин начиналось, как правило, с написания «общественного договора», который подписывался всеми жителями новой колонии или общины. В этих договорах уже тогда высшим принципом провозглашалось то, что позднее станет лозунгом освободительного движения янки: «Истинные христиане соединяются в общины верующих, подчиняющихся путем добровольного договора с Богом…»

Очень скоро идея учредительного договора, заключенного с Богом, у этих людей будет заменена на идею заключения договора с властями, т.е., иными словами, будет создана правовая база для учредительной власти народа.

Английские колонии пользовались значительной свободой от власти метрополии, что объяснялось в немалой степени тем, что учреждение их было делом частной инициативы. Сильно повлияли на политическую самостоятельность колоний события «Великого мятежа», когда на два десятилетия фактически была утрачена связь с метрополией. Интересно отметить, что революция на родине дала о себе знать и за океаном. Юг, где изначально создавалось плантационное хозяйство и в основной массе селились дворяне, встал за короля, тогда как Север (собственно, Новая Англия) с энтузиазмом приветствовал казнь короля и учреждение республики. Тем не менее, со временем метрополия считает необходимым вмешаться в процесс управления колониями. Это регулирование исторически приобрело три основные формы.

Первая представляла собой самоуправление колонии. Как правило, самоуправление даровалось короной в виде привилегии особой грамотой. На основе этой привилегии колонисты создавали собственные учреждения из выборных лиц. Вторая представляла собой прямое губернаторское правление, которое осуществлял назначенный короной чиновник. Некоторые колонии управлялись юридическими лицами — торговыми компаниями, которым правительство давало монопольное право на эксплуатацию, торговлю и тому подобное на определенной территории. Компания на свой страх и риск заселяла эту местность и управляла ею. Пример таких компаний — Вест-Индская компания, Ост-Индская компания, Компания Гудзонова залива и т.п. Это был распространенный способ первоначальной колонизации. Например, Аляска осваивалась русским правительством точно таким же образом — при помощи Русско-Американской компании. Таким стал порядок управления колониями в правление Карла II, поскольку при нем метрополия признала факт существования собственных колоний за океаном.

«Славная Революция» Glorious revolution имела своими последствиями для колонистов то, что метрополия стала жестче относиться к населению колоний. Колонистов почти повсеместно заставляют принимать губернаторов, старые хартии, дарованные королем Карлом II, отменяются. Сами губернаторы начинают активно вмешиваться во внутреннее управление не только колоний, но и в дела Общих собраний граждан. Губернаторы присваивают себе право назначения должностных лиц колониального управления. В среде колонистов начинает вызревать недовольство, что провоцирует создание целой литературы политического содержания. Эти трактаты, где колонисты рассуждают о своих неотъемлемых правах, со временем оформятся на американской почве в стойкую доктрину прав человека (human rights), на которой основана современная американская цивилизация.

Во многом, следует это признать, появление подобных настроений было спровоцировано до сих пор не вполне понятным снобизмом метрополии, отказывавшейся видеть в янки таких же англичан, что и собственное население. Пресловутый американский акцент (от которого англичане покатываются со смеху) тогда еще не был так явно заметен. Социальное происхождение многих колонистов мало в чем уступало родовитости пэров — членов палаты лордов. Единственное, что сильно разъединяло колонии и метрополию, — радикальное расхождение во взглядах на организацию церкви. Утвердившееся в результате революции на Британских островах англиканство для «божьих людей» Нового Света было не чем иным, как «римским суеверием». Приходится признать, что именно это, а не что-то другое заставляло англичан смотреть на янки как на людей второго сорта. Формально же камень преткновения был найден в нежелании допускать представителей колонии в парламент. Янки справедливо требовали, что коли они платят налоги, то имеют полное право знать, как эти налоги расходуются, т.е. имеют право наряду с жителями метрополии утверждать бюджет страны. Англия, тем не менее, отказывалась признавать это требование, ограничивая при этом расселение колонистов на новые земли и тормозя промышленное развитие. Очевидна была цель метрополии — превратить колонии в сырьевой придаток собственной экономики.

В 1765 г. метрополия попыталась обложить гербовым сбором деловые бумаги, на что колонисты вполне резонно ответили отказом. Они собрались на свой конвент в Нью- Йорке, где приняли Декларацию прав колонистов и причин их неудовольствий. В этой Декларации колонисты среди всего прочего потребовали выборов для себя в английский парламент. Англия отказалась прислушаться к требованию колонистов.

Репрессалии англичан вызвали восстание и принятие в 1776 г. Декларации независимости, положившей начало революции.

Решающее революционное значение имел Третий континентальный конгресс, принявший Декларацию независимости 1776г, который положил начало революции. Анализируя положения Декларации 1776г., студенту необходимо выделить в ней три главные смысловые части.

Первая часть посвящена провозглашению, в полном соответствии с естественно-правовой теорией, неотъем­лемых прав американцев как «созданных равными» лю­дей. К числу этих прав были отнесены «право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Необходимо подчерк­нуть, что в число указанных прав не вошло право соб­ственности, так как автор декларации Т. Джефферсон, не считал его «естественным».

Провозглашая в своих первых строках принцип равен­ства, Декларация обошла молчанием вопрос о рабстве, распространяя этот принцип не на всех людей, а только на белых мужчин — собственников, так как ни рабы, ни коренные жители Америки — индейцы, которые не яв­лялись рабами, не были приобщены к политической жизни колоний.

Декларация 1776 г. провозглашала и демократический принцип «народного суверенитета», порывая с божественной теорией происхождения государства, государственной власти, которая, как утверждалось в документе, основывается «только на согласии управляемых», важнейшее значение имели положение Декларации о праве и даже обязанности народа изменить или сверг­нуть неугодное ему правительство.

И все же в основном Декларация 1776 г. была написа­на в умеренных тонах, преследуя главную цель — объяс­нить американскому народу и миру, что только «неогра­ниченный деспотизм» (английского короля) при дол­гом терпении со стороны колонистов заставил последних «изменить прежнюю систему своего правительства». Большая часть документа посвящена перечислениям зло­употреблений английского короля и парламента, что и составило ее главное содержание.

Новыми, как было записано в последней части Дек­ларации, должны были стать правительства свободных штатов, освобожденные «от всякой зависимости по от­ношению к британской короне». Провозгласив право американского народа распоряжаться своей собственной судьбой, Декларация 1776г. впервые сформулировала право народа на самоопределение.

В Декларации независимости просматривается и идея будущего объединения штатов в единое государство. Она выдвигалась от имени тринадцати Соединенных Штатов Америки.

Прямым следствием провозглашения независимости стало принятие в отдельных штатах собственных кон­ституций, в одиннадцать из которых были включены билли о правах, с перечислением в той или иной редак­ции классических прав «первого поколения»: неприкос­новенности собственности и личности, свободы слова, вероисповедания и пр.

Следует обратить внимание на трудные поиски шта­гами приемлемых для них форм правления. При общем признании республиканского строя они расходились в толковании принципа разделения властей. Первые конституции закрепляли (в соответствии с учением Джон Локка) принцип верховенства законодательного орга­на, памятуя о деспотической деятельности колониаль­ных губернаторов. И только в штатах Нью-Йорк и Массачусетс позиции исполнительной власти были усилены, намечены контуры будущего механизма «сдержек и противовесов». Эти конституции и положили начало раз­работке американского варианта принципа разделения властей, основанного не столько на теории Дж. Локка или Ш. Монтескье, сколько на собственном опыте борьбы за независимость. Данный принцип стал основополагающим в федеральной Конституции США 1787 г.

Вопреки расхожему мнению, определенного юридического значения этот документ не имел, разве что некоторые его идеи повлияли на содержание статей будущей конституции США.

Статьи конфедерации 1781 г.: переход от конфедеративной к федеративной форме государственного устройства США

Война с метрополией заставила колонистов объединить свои усилия. Как указывалось выше, в 1643 г. колонии заключили между собой союз с целью борьбы против индейцев. Старая идея была использована на новый лад. Континентальный конгресс, представлявший собой скорее дипломатическую конференцию представителей восставших колоний, предложил принятие формального международного договора — такова юридическая природа первого конституционного акта США, — которым бы создавался конфедеративный союз между колониями. Проект такого союза получил наименование «Статьи Конфедерации» (Articles of Confederation). Статьи должны были быть ратифицированы легислатурами колоний как формальный международный договор. Необходимое количество ратификаций было достигнуто только к 1781 г. Мериленд вообще счел нужным присоединиться к конфедерации, когда Война за независимость уже закончилась — в 1783 г. Однако для будущего конституционного развития США важно то, что в статьях впервые упомянуто официальное название нового государства — «Соединенные Штаты».

При рассмотрении этого вопроса студенту необхо­димо уяснить, с какой целью (эти цели ясно изложены в ст. 3 Статей конфедерации 1781 г.) и на каких прин­ципах создавался первый конфедеративный союз шта­тов.

Цель «общей защиты... против всяких нападений» не заслоняла других важных целей: создания единого эконо­мического пространства путем поощрения взаимной тор­говли; введения всемерной защиты экономических инте­ресов жителей штатов, которые имели право свободно въезжать в другие штаты или выезжать из них, пользо­ваться там «наряду с местными жителями промышлен­ными и торговыми привилегиями», свободно распоря­жаться ввозимой в другие штаты собственностью и свои­ми доходами, без «наложения одним из штатов каких-либо податей или ограничений на собственность Соединенных Штатов или одного из них» (ст. IV) и пр. Достижению этой цели должны были способствовать те статьи вышеназванного документа, которые устанавли­вали единство мер и весов, требовали равноценности де­нег, единой системы почтовой связи и др. (ст. IX).

Статьи конфедерации предписывали создание нескольких общих органов, главным из которых должен был стать постоянно действующий Конгресс Конфедерации. Сам Конгресс формировался за счет делегации по меньшей мере двух представителей от каждого штата. Наибольшее количество представителей, которое могло быть послано штатом, равнялось семи. Однако каждый штат, несмотря на количество своих представителей, в Конгрессе имел только один голос. Конгресс обладал широкими полномочиями в законодательной сфере и сфере исполнительной власти: он вступал в отношения от имени конфедерации с иностранными государствами, ратифицировал международные договоры, командовал армией и флотом, руководил финансами, делал займы, выступал посредником в спорах между отдельными штатами. Но так гладко дело обстояло только на бумаге.

Позже первый президент США Д. Вашингтона скажет, что конфедеративный союз был «веревкой из песка». (нужно обосновать собственными аргументами, почерпнутыми из положений Статей конфедерации, которые касались системы органов конфе­деративной власти, структуры, принципов создания, компетенции конфедеративного Конгресса (ст. V, VI, /III, IX и пр.) и Комитета штатов (ст. IX—X). Особо следует при этом обратить внимание на порядок принятия Конгрессом совместных решений.)

Слабость конфедеративных связей, фактическое отсутствие конфедеративных исполнительных органов, общей казны дало основание ряду американистов расценивать Статьи конфедерации 1781 г. не как первую конституцию конфедеративного государства США, а как простую «разновидность международного договора».

Конституция США 1787 г.

Развал вечного союза, чудовищный партикуляризм (разобщенность права), экономический хаос, угроза гражданской войны – все это хар-ло ситуацию в стране. Поэтому американцы не стали останавливаться на достигнутом.

В 1787 г. Конгресс конфедерации сделал предложение всем штатам избрать новый Конгресс, чтобы пересмотреть Статьи конфедерации. В том же 1787 г. в Филадельфии собрался Constitutional Convention — Конституционный Конвент, уполномоченный к пересмотру Статей. Конвент действовал быстро и энергично. Выработка проекта новой конституции уже федеративного государства заняла всего несколько недель. Злые языки объясняли эту скорость тем, что практически все депутаты Конвента состояли в одной и той же масонской ложе, поэтому договориться «братьям» большого труда не составляло.

Источниками Конституции США 1787 г. послужили Статьи Конфедерации и Декларация независимости. Немаловажный вклад был сделан Декларациями независимости и прав штатов, которые мы упоминали выше. Определенный вклад в конституционную доктрину был сделан актами колониального правительства Вкб. В частности, прообразом Верховного суда США, как считают, стал Judicial Committee of the Privy Council (На русском я вообще не поняла че она сказала), на который в старые времена были возложены обязанности рассмотрения жалоб от колоний и проверка актов колоний на предмет их соответствия законам метрополии, в данном случае — актам короля, касающихся колоний. Судебная система, созданная common law, может быть отнесена к очередному источнику конституции страны.

Колонисты принесли с собой судебные учреждения своей родины и право, применимое этими учреждениями.

Наконец, к одному из важнейших источников конституции США может быть отнесена конституционная теория, выработанная отцами-просветителями, как их называют сами американцы. В данном случае можно привести пример Томаса Пэна (крестный отец США) и его «Здравый смысл» послужившим идеологическим обоснованием содержания текста Декларации независимости 1776 г.

Но, безусловно, важнейшим теоретическим источником американского конституционализма является коллективный труд Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Джон Джей под названием «Федералист». Книга, хотя и появилась в свет после принятия конституции, в 1788 г., однако состояла из статей, публиковавшихся в прессе в дни заседании Конституционного Конвента. В этих статьях была выработана стройная концепция федерализма, воплощенная в тексте конституции. Особенно важна для юриста эта работа еще и тем, что в ней глубоко проработан другой основополагающий принцип современного конституционного механизма США, а именно принцип «сдержек и противовесов» (checks and balances), составляющий суть концепции разделения властей по-американски.

К разряду широких источников конституции США доктрина этой страны относит, к примеру, ее дух, понимая под ним те принципы и идеи, выводимые из ее текста, которые составляют фундамент учения о естественных правах человека. Разумеется, концепция естественного права трактовалась и трактуется американцами исключительно в либеральном духе: незыблемость права частной собственности, прав и свобод человека, «свободного образа правления» и многое другое. Дух конституции со временем менялся, особенно тогда, когда США как страна вошла в стадию постиндустриального развития общества, потребовавшего жесткого вмешательства в сферу частного предпринимательства в том числе.

Авторы Конституции США 1787 г. отказались от прин­ципа «парламентаризма», от английского варианта прин­ципа разделения властей, основанного на верховенстве неограниченного в своих правах законодательного органа.

Текст Конституции США 1787 г. начинается с преамбулы, которая дает наглядное представление об авторитете Священного Писания у молодого народа, каким являются американцы. Необходимо заметить, что именно они ввели моду на преамбулы в конституционных текстах. Кальвинизм американцев, однако, был смягчен в первой поправке к конституции. Сам конституционный документ имеет в своем составе семь статей, разбитых на разделы. Статья 1 посвящена законодательной власти страны; ст. 2 — исполнительной; ст. 3 — судебной; ст. 4 определяет положение штата в союзе (федерации). Статьи 5 и 7 касаются порядка внесения изменений в конституцию. Особняком стоит ст. 6, гарантирующая верховенство федерального законодательства над законодательством штатов.

Содержание Конституции определяли 3 основополаг установления:

Республиканизм

Федерализм

Разделение властей

Республиканское правовое федеративное государство, основанное на разделении властей, в к-ом законодательная власть строится на базе «смешанной» системе бикамерализма – значит что Конгресс состоит из 2 Палат: Палаты Представителей и Сенат . Исполнительная власть – единоличная выборная срочная магистратура с правом отлагательного вето (президент). Судебная власть осущ-ся пожизненно назначаемыми судьями и судом присяжных (Верховный суд). ТО вводится «гибкое» разделение властей, к-ое предусм систему сдержек и противовесов.

Система С и П – все это было сделано, чтобы один человек не мог развернуть корабль Америка

Основополаг Принципы системы С и П:

1.Все три ветви имеют различные источники формирования.

Носитель законодательной власти – Конгресс состоит из 2 палат – и каждая из них формируется особым образом: Палата Представителей избирается народом (избирательным корпусом, который состоял только из белых мужчин-собственников), Сенат – легислатурами (представителями) Штата.

Президент – носитель исполнительной власти избирался косвенным путем коллегией выборщиков, которые избираются населением отдельных штатов.

Что касается носителя судебной власти – Верховного суда, то он формируется совместно Президентом и Сенатом.

2. Все органы государственной власти согласно Конституции имеют различные сроки полномочий:

Палата представителей избирается на два года. У Сената нет установленного срока полномочий, так как его состав обновляется каждые два года на одну треть путем перевыборов. Президент избирается сроком на четыре года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

Различн сроки полномочий властей были уст ГО для предотвращения возможного временного безвластия в период выборов.

3. К предусм создание такого механизма, в рамках к-го каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой

Прогресс значение К во многом умалялось сохранением старой избирательной системы, к-ая была отягчена множеством цензов, которые лишили значит часть населения права участвовать в легальной политической жизни (выбирать, быть избранным), в южных штатах ваще рабство.

В итоге введенная демократия в то время носила во многом элитарный характер.

Поправки в К США – лапидарность (краткость) в текстах К– как оказалось не являлась исключительным достоинством. Общая теория К требует закрепления не только основ функционирования гос власти, но и основ взаимоотношения органов власти с гражданами. Отс-ие этого незыблемого пункта было исправлено американцами уже 4 года спустя – когда были приняты первые 10 поправок – они образовали Билль о правах 1791 г.

Источником этого акта стали как Декларация независимости США, так и образцы континентального законодательства. Несомненно влияние на этот Билль Декларации прав человека и гражданина, принятой в ходе Французской революции в 1789 г.

Билль декларировал исключительно светский характер власти, гарантировав в радикально сектантском духе полную свободу совести (попр. /); установил гарантии демократического правосудия (попр. V—VII)4, закрепил гарантии неприкосновенности личности (попр. IV). Особо стоит отметить поправку II, разрешавшую народу «хранить и носить оружие».

НА ПРАКТИЧЕСКОМ РАССМ ВСЕ ПОПРАВКИ.


написать администратору сайта