Теории государства и права. основные теории происхождения государства и права. Возникновение государства и права
Скачать 124.77 Kb.
|
Оглавление Введение 1. Возникновение государства и права 1.1 Характеристика первобытного общества 1.2 Предпосылки к возникновению государства 1.3 Предпосылки к возникновению права 2. Общая характеристика теорий происхождения государства и права 2.1 Основные концепции происхождения государства 2.2 Основные концепции происхождения права Заключение Список использованной литературы Введение Вопрос о происхождении государства и права еще с древних времен занимал умы великих мыслителей, а в последствии и умы ученых прошлых эпох. Даже по сей день, этот аспект остается одним из самых спорных в науке. Среди современных теоретиков государства и права, впрочем, как и у теоретиков былых времен, отсутствует единое мнение о процессе происхождения государства и права. Данный процесс, является одним из основополагающих звеньев развития социума. Исследование этого процесса имеет коренное значение в науке и общественной практике. Верное понимание причин, условий и закономерностей их происхождения дает возможность вникнуть в суть этих явлений, определить причины и условия их существования, показать основные функции и значение, а также получить представление об исторических рамках их существования. Актуальность выбранной темы, объясняется тем, что человечество уже на протяжении нескольких тысячелетий проживает в условиях государственно-правовой реальности. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды и суждения всевозможных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. Чтобы глубже и всесторонне понять сущность и особенности существующих ныне государств и правовых систем, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, нужно прежде всего изучить, как эти государства и государственные образования возникают, какой путь они проходят и чем становятся. На сегодняшний день мы все чаще возвращаемся к первоисточникам того или иного вопроса, таким образом, и ответы на возникающие вопросы мы находим в прошлом. В общей сложности процесс познания всех составляющих государственно-правового устройства начинается с изучения теорий происхождения государства и права, а также поиска ответа на вопрос всегда ли государство и право существовали, как социальный институт или же их появление стало результатом каких-либо исторических изменений. Цель работы - изучение мнений приверженцев тех или иных теорий происхождения государства и права, освоение свойственных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций. Задачей работы является: - Изучение процесса формирования государства и права, а именно что стало причиной возникновения государства (права) как явления. - Выявить и рассмотреть основные теории происхождения государства и права. право государство происхождение общество - Определить положительные и отрицательные стороны основных теорий права и происхождения государства, опираясь на сведения из учебных пособий. Объектом исследования в данной курсовой работе станут - основные теории происхождения государства и права. Предметом исследования - особенности теорий происхождения государства и права. 1. Возникновение государства и права 1.1 Характеристика первобытного общества Первоначальным звеном в истории развития государства, было формирование первобытно-общинного строя, поэтому не лишним будет дать краткую характеристику этому социальному явлению. Ученые солидарны во мнении о том, что экономической основой первобытно-общинного строя была коллективная собственность на средства производства. Этому строю соответствовали конкретные формы человеческого общежития. Наиболее устойчивой формой была родовая община. Она представляла собой объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. В первобытном обществе власть исходила от родовой общины, от всех взрослых членов рода. Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем и в любое время могли быть смещены собранием. Специального аппарата, который занимался бы управлением на профессиональной основе, не было. В первобытном обществе действовали и определенные правила поведения. К ним прежде всего относились обычаи. Посредством обычаев, тесно связанных с первобытной моралью, религиозными нормами, регулировались производственные, семейные и иные общественные отношения. Крайней мерой наказания было изгнание из рода. В первом приближении характерные признаки первобытных обычаев можно сформулировать следующим образом: - они исходили от рода и выражали его волю и интересы; - исполнялись добровольно в силу привычки, а при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке; - специальных органов управления, охраняющих незыблемость обычаев, не было; - не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.1 С точки зрения социальной власти и управления, первобытное общество характеризуется следующими признаками: - полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. Жизненно важные для общины решения принимаются на общем собрании путем голосования; - оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборный глава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет (лучшего среди равных) и не несет каких-либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т.п.); - социальное управление осуществляется при помощи неписаных правил поведения, передаваемых из поколения в поколение с помощью устных мифов. Основной формой выражения этих правил поведения являются запреты (табу), особенность которых заключается в отсутствии какого бы то ни было логического обоснования (нельзя, потому что нельзя); - в основе правил поведения находятся неразличаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами; - основным принципом социального регулирования является принцип талиона — равным за равное (око за око, зуб за зуб) Но при этом становятся обязательны два безусловных постулата публичного характера — два древнейших табу, призванных подавить внутри общины зоологические половые побуждения и агрессивность. Эти два императива гласят: 1) не убивай своих сородичей (табу на убийство); 2) не вступай в половую связь со своей матерью, братьями и сестрами (табу на инцест); - нарушение табу влечет за собой изгнание из рода (остракизм), что, в большинстве случаев, означало смертный приговор. Окончание первобытного строя ученые традиционно связывают с возникновением первых государств (протогосударств), которые появились в Азии и Африке около 5 тыс. лет назад. Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой, определяло возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий, иными словами в обществе постепенно складываются объективные предпосылки возникновения государства и права. 1.2 Предпосылки к возникновению государства Прежде чем начать рассмотрение основополагающих причин возникновения государства необходимо четко определить, что же в современном понимании есть само государство. Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную, публичную власть и придающая праву общеобязательное значение.2 Итак, дав определение государству, следует перейти к ключевым моментам развития государства. Процесс возникновения государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии (естественного состояния) к цивилизации, т. е. обретение социумом качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Для того чтобы государство получило свое практическое воплощение в качестве особой формы социально-политической организации общества, были необходимы определенные условия (предпосылки). К таким предпосылкам относятся: три крупных разделения труда и возникновение института частной собственности; изменение социальной структуры общества; выделение из общества аппарата публичной власти; закрепление сообщества за определенной территорией3, которые являются соответственно экономическими, социальными, политические и географические предпосылками возникновения государства. Рассмотрим вышеперечисленные предпосылки более подробно. - Восточный (азиатский) и западный пути развития государства. Древневосточные государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, в зонах поливного земледелия, которое позволяло за счет повышения урожайности резко повысить производительность труда. Основными причинами появления здесь государства были: – потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия; – необходимость объединения в этих целях значительной массы людей и больших территорий; – необходимость единого централизованного руководства этими массами. Таким образом, восточный путь формирования государства отличается тем, что политическое господство основывается на отправлении какой-либо общественной функции, общественной должности. В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) – неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) – его ближайшие советники, визири; далее – чиновники более низкого ранга и т. д., а в основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически, реально все является государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного бюрократически-чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом. Существовала там и частная собственность. Верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой. Как итог, в рамках восточного общества человек выступает не в качестве гражданина, обладающего политическими правами, а подданного, имеющего в основном политические обязанности. Ведущим фактором при образовании государств на территории Европы было классовое разделение общества, оно возникало непосредственно и прежде всего из классовых противоречий (антагонизмов). Одновременно постепенно и интенсивно формируется частная собственность на землю и средства производства, которая стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. По мере развития института частной собственности растет их влияние и стремление передать власть своим представителям в обход народного собрания. В конечном счете наиболее богатые собственники начали занимать ответственные государственные должности – господство родовой знати было ликвидировано. Аналогичной восточному пути происхождения государства структуры в государствах, развивающихся западным путем, не создается, поскольку каждый ищущий защиты волен самостоятельно выбирать покровителя, обладающего большей властью на данной территории и способного отстоять как свои, так и интересы своих подзащитных. Таким образом, осуществление государственной власти было необходимым условием, которое в конечном итоге позволяло защитить свои, в первую очередь, имущественные интересы. Соответственно, человек в западном обществе по отношению к государству становится его гражданином, что позволяет говорить о наличии у него совокупности политических прав и обязанностей, в целом необходимых для развития всего общества. - Разделение труда. Колебание климатических условий, усиленное высокоэффективной, но хищнической охотой на животных, привело к такому уменьшению их общей биомассы, что создалась угроза их воспроизводству. Люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Этому способствовала возросшая плотность населения, при которой общины уже не могли свободно кочевать, не вступая в конфликты друг с другом. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием. Кроме того, люди стали замечать, что в некоторых регионах гораздо выгоднее разводить, одомашнивать животных, нежели охотиться на них. Скотоводство позволяло иметь не только постоянный, изобильный и достаточно надежный источник питания (так как охота не всегда была удачной), но и давало дополнительные блага – молоко, шерсть и т.д.4 Глобальное значение для развития земледелия и скотоводства получила и широко практиковавшаяся в неолите вырубка лесов, повлекшая эрозию почв и расширение ареалов степей, способных служить пастбищами для животных и объектами земледелия. Так произошло первое крупное общественное разделение труда. Люди стали специализироваться на выполнении различных видов общественно-полезной деятельности. Совершился революционный переход от присваивающее - потребительской экономики к экономике производящей, что коренным образом изменило всю систему социальных отношений первобытного общества. Это явление получило название неолитической революции5. - Возникновение частной собственности. Постепенно на смену социальным отношениям, обусловленным кровным родством, приходят договорные отношения, характеризующиеся принятием участвующими в этих отношениях лицами определенных взаимных обязательств друг перед другом (прежде всего в сфере производства и распределения материальных благ). Основным предметом таких отношений являлась собственность, возникающая как результат человеческого труда по преобразованию природы. Именно приложение труда к тем или иным предметам природы (земле с ее недрами, предметам животного и растительного мира и т. п.) создает разницу между общим и частным. Труд видоизменяет предметы природы, придает им качественно новые свойства. Но поскольку труд является несомненной собственностью трудящегося, то и сами видоизмененные предметы становятся частной собственностью того, кто затратил труд. Специализация общественно-полезного труда обусловливает усиление его эффективности и как следствие, приводит к получению избыточного продукта, который можно накапливать и которым можно распоряжаться в соответствии с личными (корпоративными) интересами. Возникает и постепенно усиливается имущественное неравенство, а как следствие – и необходимость в специальных средствах принуждения. В этой связи следует признать в достаточной степени точным замечание Е. А. Суханова, согласно которому «право (и государство как особый аппарат принуждения к его соблюдению) возникает именно в связи с необходимостью охраны отношений собственности. Такая охрана, в сущности, составляет основное содержание правового регулирования экономических отношений, а право собственности, с данной точки зрения, становится ядром, центром всей правовой системы»6. - Изменение социальной структуры общества. Наиболее яркое выражение процесс дифференциации общественных отношений получил в ходе замены полигамных отношений моногамными, по сути, это означало возникновение супружеских связей (в их современном понимании). Запрет на кровосмешение близких сородичей (табу на инцест) имел двоякое значение. С одной стороны, род утрачивал свое значение в качестве замкнутой самодостаточной социальной структуры, а с другой – появлялась возможность установления новых общественных связей, формирования на их основе качественно отличных от существовавших ранее социальных форм: племен, союзов племен и т. д. Запрещение инцеста не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру7. Поэтому, можно сказать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности8. - Выделение из общества аппарата публичной власти. Социальное расслоение означало усиление социального неравенства. В первую очередь это проявилось в порядке формирования управленческих структур и осуществления последними властных полномочий. Если в начальный период развития власть в одинаково принадлежала всем дееспособным членам общины, а вождь осуществлял функции, связанные с оперативным руководством, не претендуя на какие-либо льготы, то впоследствии верховная власть утрачивает непосредственный характер и практически полностью переходит к представителям властных структур (вождям, старейшинам, шаманам и т.д.), которые перестают заниматься не связанным с управленческими функциями общественно-полезным трудом. Для того чтобы поддержать свою жизнедеятельность властители начинают изымать в виде налогов часть общественного продукта, полученного рядовыми членами сообщества. В целях подавления возможного сопротивления создается специальный механизм принуждения, который, с одной стороны, необходим для обеспечения установленного порядка сбора налогов, а с другой – для защиты власти от недовольных ее решениями. Властные полномочия уже не делегируются членами общества «лучшему из равных», а передаются по наследству. Публичная власть все больше отделяется от общества. Принятие управленческих решений перестает быть полномочием каждого члена общества и становится функцией специального аппарата власти. - Объединение членов общества по территориальному принципу. Рассматривая характер связей, соединявших членов первобытного сообщества, мы отмечали, что первоначально это были кровнородственные, а впоследствии семейные и производственные отношения. Однако возникновение товарообмена обусловило возникновение общих интересов между людьми, которые не были связаны ни родственными, ни семейными, ни производственными контактами. Для того чтобы осуществлять эффективное регулирование социальных процессов на данной стадии человеческого развития, необходимо было сформировать принципиально новые отношения. Такими отношениями стали отношения между людьми, проживающими на определенном участке местности (территории). При этом сам факт проживания на той или иной территории автоматически приводил к возникновению у человека определенных «прав» и обязанностей, определяемых степенью возможного и необходимого поведения по отношению к другим членам сообщества и институту власти. 1.3 Предпосылки к возникновению права Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Под социальной личностью в научном мире понимают индивида, усвоившего характерные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедшего в соответствии с ними свое место в существующей системе общественных связей. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай. Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, и в связи с коллективистским характером деятельности рода были приурочены не к отдельным лицам, а к определенным социальным группам. Личные интересы членов сообщества не принимались во внимание. Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае либо желаемый результат не будет достигнут, либо поступок вызовет негативные последствия для всего сообщества. Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также религиозными догмами. Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше. Например, ритуалы подготовки, производства и окончания полевых работ9. Религиозные запреты, всевозможные табу были более эффективными средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое наказание или общественное принуждение (угрожавшее иногда разрушить необходимое единство рода). С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие жизненно важные вопросы человеческого общежития. Большое значение для социальной ориентации человека имели многочисленные мифы и сказания, обосновывающие образцы должного и запретного поведения10. Однако обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди не содержали четких дозволений, обязательств, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали, прежде всего, коллективный интерес. Личность вне общества – ничто. В то же время переход к «производящей» экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений, изменилось само положение человека в обществе. Осознанное восприятие своих потребностей и способность личным трудом удовлетворить их сделало индивида свободным. Однако эта свобода – свобода Робинзона, была относительной. Жить в обществе и не зависеть от общества нельзя11. Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои возрастающие потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Как это ни парадоксально, но для наиболее полного удовлетворения своих личных интересов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, достижения равнозначного компромисса. Жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид приобретает свободу реальную и наиболее полную, получая возможность более полноценного и гармоничного развития. Монопольная зависимость личности от общества потеряла былое значение. Наряду с ней возникла более динамичная, гибкая система зависимостей от других членов общества. Важен был взаимный, паритетный характер этих зависимостей. Товаропроизводители, вступая в отношения обмена продуктами своего труда, находятся в равных условиях и должны считаться как с интересами друг друга, так и с интересами общества в целом. Интересы каждого собственника должны быть гарантированы от возможного произвола и обмана со стороны других лиц. В роли подобного гаранта выступали и выступают органы, представляющие общество и наделенные для управления его жизнедеятельностью определенными властными полномочиями. Эту роль сначала выполняли вожди и другие властные органы первобытно-общинного строя, а впоследствии и церковь, и государство. Обеспечивая компромисс интересов, участвующих в обмене товарами субъектов, стороны наделялись определенным комплексом взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, приобретают общеобязательные свойства. Рождается синтез индивидуальных и общественных интересов. Социальная природа обычаев, морали и религиозных норм мало отвечала специфике формирующихся отношений. Они не фиксировали ни должного паритета общественных и частных интересов, в котором нуждалась нарождающаяся система социальных связей, ни четкого, детального закрепления прав и обязанностей12. Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно ограничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных правил поведения. Благодаря своему положению в обществе им удалось добиться изменения, бытовавшего ранее равноправия, получив, к примеру, льготную возможность материально откупиться за совершенное правонарушение. По мере усиления публичной власти, роста численности формирующегося государственного аппарата и обособления его от общества основная масса населения устраняется от формирования содержания правовых предписаний. Это становится прерогативой избранных. Баланс интересов, закрепляющихся в юридических нормах, перераспределяется в сторону лиц, осуществляющих экономическое и политическое господство в обществе. Создается иллюзия, что единственный автор и источник права – это государственная власть. Подобная иллюзия во многих странах со временем превратилась в реальность и по весьма прозаическим причинам активно поддерживалась и поддерживается как политическими деятелями, так и официальной юридической наукой13. Однако государство никогда не являлось и не является единственной правотворческой силой. Так, в правовых системах стран Востока Коран – не только источник религиозных догм, но и основной источник права. В большинстве стран Западной Европы достаточно продолжительное время, наряду с государством и автономно от него, правовые акты создавались представителями церкви. В то же время право не может быть бесформенным и противоречивым. В современных условиях государство, будучи официальным единственным представителем всего общества, призвано выявлять, координировать, защищать и закреплять в виде правовых предписаний единую волю. Содержание этой воли должно отражать равновесный общественный интерес. В противном случае при противопоставлении воли государства и воли общества теряется объективно необходимый, - справедливый, правовой паритет общественных, государственных и личных интересов, а право превращается в узаконенный произвол14. 2. Общая характеристика теорий происхождения государства и права 2.1 Основные концепции происхождения государства Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи всевозможных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. |