История тема Возникновение Древнерусского государства и образова. Возникновение государственности у славян
Скачать 2.01 Mb.
|
История России.Тема: Возникновение Древнерусского государства и образование русского централизованного государства(IX-н.XVII вв.)Савинченко Т.И. Структура материала по теме:
8)Основные направления внешней политики ИванаIV. 9) Смутное время в России: причины, сущность, проявления. 10)Начало правления Романовых. Древнейшие предки славян – праславяне – зеледельческо - пастушеского племена, известны историкам с середины II тыс. до н.э. Они занимали большую территорию в Центральной и Восточной Европе. Первую версию истории образования государства Русь изложил Нестор в летописи «Повесть Временных лет». ( начало XII в. ) . Возникновение государственности у славян. Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относятся к индоевропейской группе народов. Предков славян, которые населяли бассейны рек Одры, Вислы и Днепра, принято называть праславянами. В VI веке н.э. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русские, украинцы, белорусы). Примерно в это же время возникают крупные союзы славянских племен – поляне, кривичи, древляне, угличи, северяне, радимичи и другие. Образование государственности у восточных славян было обусловлено ими с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть слаянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда. В 882 г. Два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусскоегосударство. С конца IX до начала XI вв. это государство включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия. Накапливая ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военную дружинную организацию, совершая походы с целью захвата военной добычи, собирая дань, торгуя и занимаясь ростовщичеством, знать восточных славян, превращается в силу, стоящую над обществом и подчинившую себе ранее свободных общинников. Таков был процесс классообразования и формирования ранних форм государственности у восточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию на Руси в конце IX в. раннефеодального государства. Киевская Русь: тенденции становления, развития, особенности социально-политического строя. Во главе Древнерусского государства стоял князь, который именовался Великим, поскольку на местах (в землях) существовали и другие зависимые от него князья. Великий князь был верховным законодателем, военным предводителем, получателем дани от зависимых территорий, функции князя: владеть и судить по праву. Для Древнерусского государства, как и для всякого другого раннефеодального государство, была характерна неотделенность суда от администрации, отсутствие специальных судебных органов. В Х в., видимо, действовало обычное право. Самое интересное - дружинники не были подданными князя: они могли ему советовать и опротестовывать его решения. Материальной основой существования дружины до середины Х в. были, с одной стороны, военные походы и связанные с ними грабежи и торговля, с другой - так называемое «полюдье» (сбор дани). С середины Х в. полюдье заменяется ранними формами налога. В Х в. сложилась дворцово-вотчинная система управления, характерная для раннефеодальной монархии. В этом случае государство управляется подобно феодальном вотчине; управление государством было как бы продолжением управления доменом великого князя. Создаются органы местного управления. Их возглавляют местные князья, а в непосредственно подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляют его наместники (посадники) и волостели - должностные лица, назначаемые великим князем. Принятие христианства, его значение. Затрагивая данную тему, нельзя не сказать, что это важнейшее событие связано с именем великого кн.Владимира(980-1015гг.). Проводя религиозную реформу, князь Владимир стремился укрепить государство, сплотить разрушавшийся межплеменной союз и сохранить в нем господствующие позиции киевской знати. Было предпринято 2 попытки религиозной реформы: 1) языческая реформа 980 г., которая не решила поставленных перед ней задач. Суть ее заключалась в том, чтобы собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить в Киеве пантеон, обязательный для всего государства; 2) введение христианства (988). Историки называют различные причины обращения Владимира именно к христианству. Став христианином, Владимир крестил и Русь. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. Однако далеко не сразу христианство утвердилось в сознании людей, особенно в деревнях. На протяжении веков сохранялось двоеверие Руси: христианская вера сочеталась с верой в прежних языческих богов. Стремясь облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник масленицы. Праздник Ивана Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Велеса стал святой Власий. Эти верования прочно вошли в русское христианство. Значение принятия христианства: • Изменилось международное положение Киевской Руси. • Русская церковь стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. • Способствовало укреплению власти князя. • Способствовало обогащению культуры древнерусского общества и распространению византийской живописи, архитектуры, письменности, литературы. • Привело к смягчению царивших на Руси нравов (запрещались человеческие жертвоприношения ). Итак , принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси. Феодальная раздробленность. Начало феодальной раздробленности на Руси обычно датируется XII веком. После возникновения во второй четверти XII в. самостоятельных княжеств Киев около века продолжал оставаться номинальной столицей Руси, хотя в этот период взяли своё начало два противоположных процесса: процесс образования удельных княжеств (внутри княжеств, на которые распалась Киевская Русь), и процесс объединения земель вокруг новых политических центров (Владимир, Галич). Феод.раздробленность После монгольского нашествия золотоордынские правители выдавали ярлык на Великое княжение Владимирское, дававшее право сбора дани для хана с других русских княжеств. Новгородская земля, Смоленское княжество, Рязанское княжество, а также образовавшиеся в XIV в. на территории Владимиро-Суздальского княжества Тверское, Московское и Нижегородско-Суздальское великие княжества собирали и отправляли дань хану самостоятельно. К примеру, во времена правления Дмитрия Ивановича(Калиты) за Москвой закрепилась роль центра объединения северо-восточных русских земель, великое княжение Владимирское стало наследоваться московскими князьями. Концом феодальной раздробленности принято считать XV в. Монголо-татарское иго, его социально-экономические и политические последствия для русских княжеств. Социально-экономические процессы, происходившие у монгольских племен, привели к созданию в нач.XIII в. единого Монгольского государства – Орды (от монгольского «орду» - ставка хана) – военно-государственного образования кочевников. Военным лидером Орды стал Темуджин. В 1206 году на реке Онон на общемонгольском съезде знати, Темуджин был провозглашен Чингисханом – «великим ханом», «посланным богом». Битва на Калке Покорив Закавказье монголо-татары вышли в тыл своим давнишним противникам – половцам. Понимая, что в одиночку им не справиться со столь опасным врагом, половцы отступили к западу, к русской границе, и попросили помощи у русских князей. Весной 1223 года начался поход объединенного войска южнорусских князей и половцев. 31 мая 1223 года у впадающей в Азовское море реки Калки союзные русско-половские силы встретились с монголами и были разгромлены. Причины поражения: умелые действия монголов, бегство половцев в начале битвы и серьезные разногласия между русскими князьями. Впервые Русь понесла столь тяжелый урон , что татаро-монголы обессилев повернули назад. После смерти Чингисхана (1227) великим ханом был избран его сын Угэдэй. Монгольское государство было поделено на обширные административные части – улусы, которые возглавили сыновья и внуки Чингисхана. 1235г. –принято решение о походе на Запад, руководителем которого похода был назначен внук Чингисхана Бату (1208-1255), в русской традиции Батый. Осенью 1237 г. Татаро-монголы двинули на Северо-Восточную Русь. 21 декабря после упорной 5-дневной осады было взято и уничтожено Рязанское княжество. Затем – напали на Владимиро-Суздальское княжество и разгромили его объединенное войско под Коломной. Сильное сопротивление (5 дней) оказывали жители Москвы. Разграбив её- осадили Владимир. Захвачен и сожжён 7 февраля 1238. В пер. 1239-1240 гг. войска хана Батыя разгромили Южную Русь. Последствия монголо-татарского нашествия
Долговременные последствия: Социально-экономические предпосылки складывания централизованного государства. В процессе образования единого русского государства можно выделить три этапа. Еще в XII в., наметилась тенденция к объединению земель под властью одного князя во Владимиро-Суздальском княжестве.
Первым царем всея Руси и высшим судьей стал Иван IV Васильевич Грозный. Централизованное государство в XVI в. стало называться Россией. Страна вступила на новую ступень своего развития. Эпоха Ивана Грозного. После Василия III на великокняжеский престол был возведен его сын трехлетний Иван IV . ( 1533 – 1584 г. ) . 16 янв. 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания, чин которой был составлен митрополитом. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя. Складывание сословно-представительной монархии. В России сословно-представительная монархия в значительной степени оформилась в XVI веке, период правления Ивана IV. Событием, фактически оформившим сословно-представительную монархию на Руси, можно считать созыв Земского Собора 1549 г. Система управления на местах отныне стала единой. Важным моментом было упразднение в 1556 г. системы кормления. Бояре-кормленщики, по сути, были представителями великого князя, «Государя Всея Руси», в провинциях, они собирали налоги с территорий, которые поступали в их личное распоряжение, и только часть которых они отправляли в государственную казну. Они были фактическим правителями этих земель, «кормились» за счет этих территорий, а размер подати с населения зависел от их неумеренных аппетитов. Теперь же кормление было отменено. Управление на местах было передано губным старостам (губа- округ), которых избирали из местных дворян, кроме управления они были уполномочены проводить сыск и суд по очень важным государственным делам. На землях, принадлежавшим государству, власть передавали земскому старосте, который был из зажиточных черносошных крестьян, в городах – появляются управленцы – городовые приказчики/излюбленные головы. Реформы 50-х гг. XVIв.
Опричнина, её причины и последствия. Иван Грозный называл «опричниной» выделенный им для себя удел, имевший аппарат управления и особое войско. Причины: Начало политики опричнины было связано с событиями 1565 г., когда царь вследствие измен бояр отказался от престола. Политический расчет данного шага был в следующем: Иван Грозный согласен был возвратиться на престол только при соблюдении трех условий: ему позволялось по своему усмотрению казнить изменников; введение опричнины для обеспечения обихода и безопасности царя; выплата на первоначальное устройство частью страны (земщиной) 100 тыс. р. – огромной суммы по тем временам.
Последствия: Отмена опричнины связана с полным упадком страны. Она привела к тяжёлому кризису. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Основным направлением внешней политики Русского государства XVIв. стало восточное:
Смутное время в России: причины, сущность, проявления. Этапы:
Начало правления Романовых. Конец Смуты ознаменован коронованием на русский престол М.Ф.Романова.
В первые годы царствования Михаила Романова страной фактически управляли бояре Салтыковы, родственники «инокини Марфы», а с 1619 года, после возвращения из плена отца царя патриарха Филарета Романова - патриарх и «великий государь» Филарет. Переход трона к Романовым разрушил старую систему. Первостепенное значение стало приобретать родство с новой династией. Но новая система местничества утвердилась не сразу. В первые десятилетия смуты царю Михаилу пришлось мириться с тем, что первые места в думе по-прежнему занимала высшая титулованная знать и старые бояре. Чтобы заручиться поддержкой знати, царь Михаил, не имея казны и земель, щедро раздавал думные чины. При нём Боярская дума стала как никогда многочисленной и влиятельной. После возвращения Филарета из плена состав думы резко сократился. Началось восстановление хозяйства и государственного порядка. В 1617 году в деревне Столбово был подписан «вечный мир» со Швецией. Шведы возвратили России Новгород и другие северо-западные города, однако шведы удержали за собой Ижорскую землю и Корелу. Россия потеряла выход к Балтийскому морю, но ей удалось выйти из состояния войны со Швецией. В 1618 году было заключено Даулинское перемирие с Польшей на 14 лет. Россия потеряла Смоленск и еще около трех десятков смоленских, черниговских и северских городов. Противоречия с Польшей не были разрешены, но только отложены: та и другая сторона не были в состоянии дальше продолжать войну. Условия перемирия были очень тяжелыми для страны, но Польша отказывалась от претензий на престол. Цари из династии Романовых:
Список рекомендованной литературы:Основная:
( Из электронной библиотечной системы НИБЦ университета им.академика Л.И.Абалкина) 2) Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие/А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина, М.: Проспект, 2014 г. Дополнительная: 1) История России с древнейших времен до конца XVII в. Под ред. Милова Л.В.- М.: Эксмо, 2010 3) История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. М.: Проспект, 2010. |