печатная реклама 1960-1980 гг.. печатная реклама 1960-1980 гг (1). Введение Глава Сущность рекламы
Скачать 0.66 Mb.
|
Содержание Введение………………………………………………………………………..3 Глава 1. Сущность рекламы…………………………………………………….5 Определение понятие реклама………………………………………………5 Цель и задачи рекламы……………………………………………………….7 Глава 2. Развитие печатной рекламы в России 1960 -1980-е гг………………. 9 2.1 Понятие и типы печатной рекламы ………………………………………..9 2.2 Развитие печатной рекламы в России 1960 -1980-е гг.……………………15 Заключение……………………………………………………………………..24 Список используемых источников и литературы………………………….27 Приложение……………………………………………………………………..29 Введение Реклама в современном мире как сложное, комплексное, многофункциональное явление, основанное на взаимосвязи множества экономических и социальных факторов, стала неотъемлемой частью социокультурной, политической и экономической жизни общества. Реклама представляет интерес как феномен культуры и экономики, что повышает ее значимость в экономической и образовательной практике. Реклама оказывает влияние на рациональную (посредством логической аргументации) и эмоциональную составляющие экономического мышления: эмоции, возникающие в результате влияния рекламы, формируют характер понимания экономических процессов. Чтобы понять суть явления, необходимо вернуться к его истокам, проследить реалии становления и тенденции развития. Актуальность работы в том, что вопросы рекламы очень интересны и многогранны. Для каждой страны национальная реклама - социокультурное явление и, чтобы его понять, нужно хорошо разбираться в менталитете, традициях и особенностях данной нации. Российская реклама - принципиально новое социокультурное явление. Период ее развития и становления совпадает с историческим отрезком, пройденным нашей страной с момента распада Советского союза. Поэтому для россиян реклама является феноменом, не имеющим аналогов в советский период истории нашего государства. Невозможно сравнивать те немногие рекламные тексты, которые существовали в СССР, с современной рекламой, поскольку в условиях государственной монополии отсутствовал основной побудитель рекламной деятельности - рыночная конкуренция, что, естественно, отражалось на оформлении и содержании текста. Проблему осуществления рекламной деятельности в своих трудах описывали такие отечественные ученые как: Бургонов Г.Н., Голубков Е.П., Дурович А.П., Каморджанова Н.А., Крылов И.В., Морозова Н.С., Сенин В.С., Феофанова О. А., а также ряд зарубежных ученых в лице: Уильям Аренс, Кортленд Бове, Филипп Котлер. Объект исследования: печатная реклама. Предмет исследования: развитие печатной рекламы в России (1960-1980гг). Цель работы состоит в анализе особенностей развития печатных средств массовой информации в России в 1960-1980 годы и использования периодической печати как инструмента рекламы. В соответствии с целью были определены задачи исследования: 1.Изучить сущность рекламы; 2. Проанализировать литературу, посвященную развитию печатной рекламной рекламы в России; 3. Показать особенности советской периодической печати в исследуемый период. Методы исследования: анализ литературы, синтез, наблюдение. Структура исследования: реферативное исследование состоит из 2 глав, по 2 параграфа в каждом, введения, заключении, списка используемой литературы, состоящий из 20 источников. Глава 1. Сущность рекламы 1.1 Определение понятие реклама Реклама — это однонаправленная форма неличной коммуникации, осуществляемая на платной основе с целью привлечения внимания к объекту рекламирования. К настоящему времени сложились два основных подхода к определению термина «реклама». В узком смысле понятие «реклама» означает объявление в средствах распространения информации. Эта точка зрения наиболее распространена в западной практике. В российской практике понятие «реклама» трактуется в более широком смысле. К рекламе относят также и выставочные мероприятия, коммерческие семинары, проспекты, каталоги, плакаты и так далее. На сегодняшний день существует множество определений понятия «реклама». Это свидетельствует, с одной стороны, о сложности самого явления, с другой стороны — о существовании различных точек зрения на его системообразующие характеристики. В российской практике к настоящему времени сложились три основные группы подходов к определению рекламы: информационная, деятельностная, а также объединяющая их группа, которую можно назвать интегральной. Первая группа подходов к определению понятия «реклама» идентифицирует рекламу, прежде всего, как информацию — сообщение, представляющее аудитории некоторый объект, явление, процесс и тому подобное. Именно такая точка зрения отражена в Федеральном законе «О рекламе». Вторая группа подходов к определению понятия «реклама» принципиально отлична от первой — реклама не сводится к «информации» и «сообщению», а понимается в этих определениях как деятельность по рекламированию, то есть по созданию таких «сообщений», и доведению их до получателей. Понятие «реклама» уравнивается, таким образом, с понятием «рекламная деятельность» и представляется в качестве системы видов деятельности. Именно такой позиции придерживается основная часть российского рекламного корпоративного сообщества в лице своих профессиональных объединений. Оно считает, что реклама — это не «рекламная информация», а вид деятельности. Соответственно, и законодательные нормы должны быть направлены на регулирование «деятельности», а не «сообщения»[18]. Поэтому неизбежным было появление и третьей, интегральной точки зрения на определение понятия «реклама», согласно которой это явление включает в себя одновременно и рекламную деятельность, и рекламную информацию. В рамках интегрального подхода определение рекламы формулируется следующим образом: «Реклама — это вид деятельности, либо произведенная в ее результате информационная продукция». Анализ формулировки этого определения рекламы показывает следующее. Сообщением в теории коммуникации называется информация, полученная адресатом. Следовательно, некоторая информация только тогда становится рекламным сообщением, когда она подготовлена особым образом и доведена до аудитории. До того момента сообщение можно назвать результатом профессиональной деятельности специалиста, но рекламой это сообщение станет только тогда, когда будет передано аудитории через каналы массовой коммуникации. Передача рекламного сообщения — это деятельность. Следовательно, в рекламе сообщение и деятельность неразрывно связаны, они не могут, фактически, существовать друг без друга. Поэтому рекламу можно рассматривать как системное единство двух компонентов — рекламной информации и рекламной деятельности. Реклама, таким образом, идентифицируется как область социальной практики, с присущими этой практике отношениями, процессами, результатами. Подтверждением обоснованности такого подхода может служить и тот факт, что последняя редакция Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» направлена на правовое регулирование, как рекламных сообщений, так и рекламной деятельности[2]. 1.2 Цели и задачи рекламыГлавная цель рекламы направлена на рост продажи различных товаров и увеличение объемов предоставляемых услуг. При этом каждый рекламодатель преследует свои цели, а именно: пропаганда своей торговой марки; увеличение спроса на продукцию; увеличение каналов сбыта; содействие узнаваемости товара; конечная цель продвижения – увеличение числа продаж. Чтобы прийти к этому всему, реклама должна быть умело составлена и широко распространена. Цели рекламы при этом должны быть сформулированы максимально конкретно. Если есть необходимость, должна быть определена целевая группа, регион размещения материалов и, что немаловажно, желательно обозначить сроки достижения данной цели. Однако помимо предоставления максимальной информации реклама должна постоянно наращивать уровень осведомлённости потенциальных покупателей о предлагаемых новинках, убеждать их в нужности конкретной покупки, постоянно напоминая о ней. Успешная реклама подразумевает под собой решение следующих задач: предоставить потребителю информацию о принципиально новом изделии и его основных качествах; проинформировать потребителя об условиях реализации товара; убедить потребителя в преимуществах данного изделия перед уже существующими аналогами; укрепить репутацию своего предприятия в глазах потребителя и других участников рынка. Чтобы рекламодатель достиг поставленных целей, размещение рекламы должно иметь еще и подкрепляющий характер, позволяющий постоянно подогревать интерес потенциальных потребителей к продукции производителя. Это могут быть различные дополнительные стенды с логотипом компании или бренда. При постановке рекламных задач необходимо изучить позицию предлагаемой марки среди товаров такой же категории. Важным моментом в вопросе о том, как будут решены задачи рекламы, является слаженное взаимодействие рекламодателя и рекламного агентства. Специалисты указанной службы должны хорошо ориентироваться в особенностях предмета рекламы, иначе поставленная цель не будет достигнута[5]. Глава 2. Развитие печатной рекламы в России 1960 -1980-е гг. 2.1 Понятие и типы печатной рекламы Под печатной рекламой подразумевается одна из старых форм рекламных акций, охватывающих большую целевую аудиторию. При изготовлении используется бумага или ее заменители, клиент воспринимает суть объявления путем чтения. Такой тип продвижения ориентирован на определенный потребительский круг, которому нужны отдельные товары или услуги. Существует большое количество разновидностей печатной рекламы. Простейшие из них представлены рекламными объявлениями в газетах или журналах, сложные подразумевают исполнение в форме каталогов, брошюр или проспектов. Правильно оформленная реклама – прямой путь к повышению продаж товаров или услуг. Листовки. Относятся к распространенным видам, представлены малоформатным изданиям. В листовках содержится информация о конкретном товаре, услуге. Текст носит рекламный характер, оформление допускается любое, но чаще встречается яркое и красочное. Ключевая цель, которую преследует печатная реклама – ускоренное распространение новостей среди целевой аудитории о новом продукте, проводимых акциях. Листовки изготавливаются большими тиражами. Внешний вид листка должен бросаться издалека, вызывать желание ознакомиться с содержимым. В них может содержаться фотоснимок товара и его основными характеристиками. Каталоги. Представлены брошюрой с большим количеством страниц и небольшим тиражом. В каталоге размещают: все товарные позиции или отдельную их подгруппу; описание; стоимость; изображение продукта. Информация о продукции не всегда состоит только из текста, в теле каталога можно размещать таблицы, технические чертежи, фотографии деталей. Журналы. Объявления в журналах встречаются повсеместно. Такой тип рекламы выигрывает за счет красочного оформления. Ненавязчивая информация лучше воспринимается клиентами – рекламные листовки чаще попадают в мусор, чем любимые журналы. Календари. Относятся к носителям рекламной информации, распространенной по всему миру. Продолжительное нахождение на одном и том же месте, просмотр напечатанного имени бренда, сведений о бизнесе или товарных позициях приводят к непроизвольному запоминанию нужных рекламщику данных[7]. Распространенной формой выпуска считают художественный календарь, состоящий из 1-6-12 листов и нанесенных на них иллюстраций. Распространенные картинки исполняются в виде: красивых мест; персонажей художественных или мультипликационных фильмов; живописи, автомобилей и пр. Существует несколько распространенных форматов календарей: для постоянного ношения с собой, закрепления на стенах или установки на рабочем столе. В них выделяют специальные полосы, на которых напечатаны сведения о рекламируемых услугах или товарах. Буклеты. Представлены небольшими по размеру рекламными изделиями, изготовленными на бумаге хорошего качества, с нанесенным рисунком или фотоснимком. В буклетах размещается данные о компании, определенной продукции или услуги. Эта печатная реклама внешне выглядит как сложенный в гармошку листок, без сшивания или придания ему формы брошюры. У каждого буклета собственный размер и объем, но при полном развороте он не превышает площади обычного типографского листа. Специфика рекламных материалов основана на ярких рисунках, снимках, дополняемых небольшим текстом. Буклеты чаще заказывают известные, брендовые компании, для поднятия собственного престижа. Их производство обходится дороже обычной листовки, ими пользуются непродолжительное время, поэтому материалы печатаются большими тиражами. Плакаты. Имеют большой формат, отличаются красочным оформлением. Предназначены для освещения продукции, фирмы-изготовителя, при помощи фотоснимка, картинки или короткого текста. Печатную рекламу на плакатах используют для оформления: Зала для торговли или демонстрации продукции; Стендов для показов и выставок; Обстановки служебных, офисных помещений, мест для переговоров; Рекламных щитов или специализированных тумб. К особенностям плаката относится лаконичность текстовой части. Над рисунком, фотоснимком или их комбинацией располагается крупный заголовок или слоган. Он предназначен для ознакомления конечных пользователей с продукцией или услугой. Увеличение функциональных качеств изделия достигается при помощи дополнения плаката календарём, в отдельных случаях он делается отрывным. Проспект. Представлен изданием с картинками, полным описанием предлагаемого товара, услуг. Рекламные проспекты требуют больше затрат, они изготавливаются более сложными способами, чем стандартные листовки. Этот тип печатной рекламы чаще выпускается в качестве юбилейного варианта, подчеркивающего престиж предприятия. На его страницах подробно расписывают: историю фирмы и занимаемую ею нишу на региональном или государственном уровне; выпускаемую продукцию или нюансы услуг; сведения о работниках. В другом случае рекламные проспекты заказываются для распространения сведений о новых вариациях дорогостоящих товаров. Примером может служить выпуск автомобиля. В издании перечисляются: Старые автомобили из той же линейки с фотоснимками и краткими характеристиками; Достоинства последней модели с перечислением достоинств; Снимки новых изделий в различном цветовом исполнении или в моменты эксплуатации. В рекламных проспектах содержится разное количество страниц, они изготавливаются в черно-белом или цветном оформлении. Отпечатываются на бумаге стандартного или повышенного качества. Эффективность издания зависит от информативности и достоверности новостей о продукции[4]. Открытки. Носят поздравительный характер, отпечатываются в малом формате с картинками. Большинство граждан привыкло использовать открытки для поздравления близких и родных, но при правильном подходе с их помощью можно добиться популярности у целевой аудитории. Небольшую открытку можно отправлять в качестве средства поздравления с наступающими праздниками постоянной и потенциальной клиентуре, бизнес-партнерам. Преимущества в использовании печатной рекламы представлены: короткими сроками изготовления; недорогой стоимостью по сравнению с иными видами рекламных пособий. Отрицательные стороны листовок, каталогов связаны со слабой избирательностью, узким кругом потенциальных покупателей. Многие люди негативно относятся к навязыванию им ненужной печатной продукцией. Чем привлекает полиграфическая реклама? Это недорого. Напечатать монохромные или цветные листовки может позволить себе даже совсем молодая фирма или частный предприниматель. Цифровая печать позволяет сделать небольшие тиражи весьма экономичными. Скорость производства. От нескольких часов для печати малых тиражей до нескольких дней для создания светового короба или вывески. Эффективность. С помощью визуальной рекламы идёт охват самого широкого круга потребителей. Она сопровождает человека везде: на улице и в магазине, в транспорте и в офисе, на трассе и в почтовом ящике. Разнообразие. Рекламодатель может выбрать несколько вариантов полиграфической рекламы и тем самым повысить результаты от её воздействия на клиентов. Современные технологии и смелые дизайнерские решения помогают в создании новых форм: 3D плакаты, ароматизированная печать, оригинальные POS-материалы. Удобство использования. При всём своём обилии, этот вид рекламной продукции достаточно ненавязчив. Ведь человек может полистать каталог с товарами сейчас или отложить это на потом. Может взять с собой в дорогу брошюру или буклет и изучать его в транспорте. Иногда можно услышать мнение, что полиграфия в рекламе отходит на задний план. Это далеко не так. Типографии внедряют инновационные технологии, изобретаются новые виды материалов для полиграфии, дизайнеры креативят без устали. А всё почему? Потому что спрос на полиграфическую рекламу только возрастает![8]. Полиграфическая реклама используется при любых торговых мероприятиях: непосредственной работе с клиентами; во время партнерских и деловых переговоров; на выставках в торговых центрах. Нельзя сказать, какой из видов поможет новой компании заявить о себе на региональном рынке сбыта. Некоторым удается решить проблему и выйти из тени при помощи листовок, другие вынуждены постоянно печатать календари и плакаты, напоминать о своем существовании. 2.2 Развитие печатной рекламы в России 1960 -1980-е гг. Первые признаки изменения стиля рекламы появились в период политической «оттепели». В 1960-1970-е годы. Это стало вторым периодом взлета рекламной активности в советское время. Стандарты дизайна и рекламы постепенно меняются. И снова, как и в 20-е годы, возрождается интерес к внедрению эстетического принципа в сферу производства стандартизированных потребительских товаров, другими словами, в техническую эстетику. В 1961 году был создан ВНИИТЭ - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, органом которого стал теоретический журнал «Техническая эстетика». Но, к сожалению, все исследования ВНИИТЭ в основном остались либо на уровне теории, либо на моделях и чертежах: в условиях плановой экономики промышленности не требовалось частой смены образцов. В лучшем случае были созданы прототипы промышленных изделий, которые в процессе внедрения в серийное производство были настолько сильно трансформированы, что их было трудно узнать даже самим авторам. Кроме того, путь от образца к серийному производству был сильно усложнен существующим гигантским бюрократическим аппаратом: каждый образец, чтобы попасть в серию, должен был быть одобрен 22 различными ведомствами. В своих творческих изысканиях ВНИИТЭ обращается к опыту первой волны русского авангарда, поставившего советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того времени. Возрождается художественное строительство. Конструкция на этот раз получила самый массовый заказ за весь период своего развития в СССР. В 60-70-е гг. прошлого века создаются крупные специальные рекламные организации: Союзоргреклама при Министерстве торговли СССР, Росторгреклама при Министерстве торговли РСФСР, Главкоопторреклама при Центральном союзе СССР (Центральный союз СССР является центральным орган управления системой потребительской кооперации), Внешторгреклама, рекламные организации Аэрофлота и Минкультуры, а также министерства и ведомства крупной промышленности (рыбная, химическая, легкая, текстильная, электронная). Для координации рекламной деятельности в сентябре 1965 г. был создан Межведомственный совет по рекламе, в который входят все министерства торговли, потребительской кооперации, 22 отраслевых министерства, государственное телевидение и радио, Госкино и Госкомпечать. Однако исследователи отмечают, что «несмотря на« межведомственный статус », рекламный совет фактически оставался« привязанным »к одному ведомству - Министерству торговли СССР»[18]. ВПО «Союзторгреклама» реализовало производство рекламных носителей и оказало комплексные рекламные услуги компаниям и организациям в сфере торговли, промышленности, агропромышленного комплекса, кооперативам. В состав указанного ВПО вошли республиканские и межрегиональные рекламно-производственные предприятия, творческое объединение по производству и прокату рекламных фильмов и радиопрограмм «Союзрекламфильм», центральное агентство «Реклама», а также журнал «Реклама». Рекламную службу в министерствах торговли союзных республик представляли отделы (управления) рекламы. В министерствах торговли автономных республик, в торговых ведомствах краев и областей рекламная работа возложена на отделы рекламы. В местных бизнес-администрациях была должность экономиста - организатора рекламы. Некоторые коммерческие отделы имели собственные рекламные фабрики и художественные и декоративные магазины, которые оказывали услуги по оформлению магазинов[15]. В 1960-1970 гг. Издано более 60 специализированных рекламных изданий, в т.ч. "Реклама", "Коммерческий вестник", "Реклама Москвы", "Новые товары", "Панорама", рекламные приложения к центральным, республиканским и региональным газетам. Под влиянием растущей внешнеэкономической активности, связанной с выпуском печатных рекламных носителей, созданных по западным стандартам, внешний вид советской периодики меняется. Постепенно уходит мрачность, присущая им в прошлом. Белое пространство на печатном листе считается одним из самых сильных средств выражения, а тонкая композиция - признаком стиля. Многие новые редакции создаются с исходной модульной сеткой. Последняя представляет собой систему, устанавливающую пропорциональные и пространственные закономерности в пропорциях и размещении основных структурных элементов таких знаковых команд, как журналы, фирменный стиль, деловая документация, рекламные материалы. В СССР первые модульные сети были использованы в журнале «Новые товары» в 1963 году[13]. Однако реклама в советской прессе с трудом пробивается. «Центральная пресса по-прежнему не разрешала размещать рекламу на своих страницах. Ограничения касались городских и вечерних газет, но и здесь был строгий лимит на публикацию рекламы - не более 25% от общего объема последней полосы. Учитывая, что наплыв рекламодателей рос как снежный ком, решением было то, что специальным указом им разрешили выпускать рекламные приложения к вечерним и городским газетам. Всего в 1985 году в ЕС было выпущено до 90 различных рекламных приложений. В середине 1980-х годов в СССР выходили тысячи газет и журналов, работали две центральные и республиканские телеканалы, общеевропейские и местные радиостанции. Вся мощь этой информационной машины заключалась в пропаганде социалистического образа жизни и в критике капиталистического «общества потребления». Установленные лимиты не позволяли редакции оперативно размещать рекламу, приток которой увеличивался. Появились длинные очереди на публикации, что сделало рекламу неэффективной. Тогда Управление ЦК КПСС разрешило редакциям городских и вечерних газет публиковать еженедельные рекламные приложения в виде четырехстраничных выпусков формата А3, два из которых можно было печатать в двух цветах. Эти издания практически избавили от очередей на размещение рекламы и, что самое главное, быстро завоевали популярность среди читателей. В начале 80-х годов в СССР уже выходило более 90 рекламных газет[6]. Основной проблемой рекламной индустрии было слабое проникновение рекламы в СМИ. Проблема качественного показа телевизионной рекламы пока не решена. Речь шла не столько об увеличении времени показа рекламы, сколько о «вживлении» рекламной информации в теле- и радиопрограммы, об использовании пауз, которые заполняются на экранах телевизоров нейтральными дисплеями. Государственная телерадиокомпания СССР, как и в 1970-е годы, игнорировала потребности эфирных рекламных агентств. Конструктивный диалог с рекламными организациями и, прежде всего, Союзреклама с ГТРК СССР не увенчался успехом. Из-за экономического отсутствия интереса СМИ к рекламе сотрудники РА стремились установить неформальные отношения с различными СМИ, что дало более положительные результаты, чем формальные отношения заказчик-подрядчик. Это было очень по-советски. Примером может служить появление проката рекламных фильмов в кинотеатрах. Рекламодатели давно жаловались на нежелание кинопрокатных компаний организовывать регулярные просмотры фильмов перед просмотром. Стороны кивали головами, предъявляя взаимные претензии. Наконец, была обнаружена причина нежелания снимать рекламный ролик. Для нормализации проката требовалось предварительно смонтировать блоки рекламных фильмов (до 100 метров), а не заставлять кинозрителей «торопиться» с каждой минутой ролика[16]. Одно из ведущих мест в работе РА занимала реклама в газетах и журналах. Главной заботой РА было увеличение их объема и количества рекламных объявлений в печатных СМИ. В 1980-х годах возникла ситуация, когда размер газетного и журнального пространства стабилизировался, а его рост был ограничен, в основном из-за высокотиражных газет и отдельных отраслевых журналов. Перед сотрудниками РА стояла задача повышения эффективности RO. Успешное решение зависело не только от роста профессионального уровня сотрудников РА, но и от характера взаимоотношений между агентством и редакцией газеты или журнала. Работа по развитию медийной рекламы совпала с созданием республиканского В / О «Союзоргрекламы» и передачей производственных и художественных фабрик в ведение министерств торговли профсоюзных республик. Необходимость значительного развития и совершенствования рекламы в прессе, на телевидении, радио и в кино потребовала, прежде всего, решения вопросов правового регулирования отношений рекламных организаций со средствами массовой информации. Однако, хотя большинство рекламных услуг работали на контрактной основе с редакциями и студиями, права и обязанности сторон были сформулированы в этих документах таким образом, что СМИ практически не несли ответственности за нарушение условий контракта. В какой-то мере это положение должно быть изменено совместными приказами, подписанными руководителями Министерства торговли СССР с Государственной телерадиокомпанией СССР и Государственным издательством СССР. Однако эти заказы не распространяются на рекламные услуги других отделов и поэтому не могут решить проблему в целом. С 1 января 1984 г. введены новые единые тарифы на публикацию информационных и рекламных материалов в печатных СМИ. Если ранее для республиканских, областных, областных, дневных газет и информационно-рекламных приложений были зафиксированы минимальная и максимальная площадь, занимаемая всеми видами рекламы и рекламных объявлений, то с введением новых цен данное ограничение снято[9]. Новые цены были увеличены и дифференцированы в зависимости от тиража газет и приложений к ним. Например, если ранее было установлено 12 цен для каждого вида рекламы или рекламы, количество цен увеличилось до 18. Новые цены на информацию и рекламные материалы, публикуемые в республиканских, региональных, региональных, городских газетах (SERA), а также на информацию и рекламу, дополнения к нему фиксировались за один квадратный сантиметр площади страницы в рублях и копейках в зависимости от разового тиража газет и приложений. Так, цены на объявления физических лиц о продаже тиражом газет и информационных и рекламных приложений к ним до 100 тысяч экземпляров, до 200 тысяч экземпляров и более 200 тысяч экземпляров установлены соответственно 90 коп. рубля 50 копеек и 1 рубля 80 копеек за квадратный сантиметр, а цены на рекламу (кроме брака и распродажи) отдельных граждан в газетах и аналогичных информационных и рекламных приложениях аналогичного тиража составляют 60 копеек, 1 рубль и 1 рубль 20 копеек. Радио- и телепередачи, различные объявления и уведомления партийных комитетов и исполкомов Советов народных депутатов (за исключением объявлений о вакансиях) должны бесплатно публиковаться в газетах, а также в информационных и рекламных приложениях. Срочные сообщения организаций, учреждений и частных лиц, опубликованные по запросу заказчика в следующих трех номерах газеты и в информационно-рекламных приложениях следующего номера, оплачивались по соответствующим ставкам, увеличенным на 40%. В случаях, когда реклама и рекламные объявления в информационных и рекламных приложениях были напечатаны с дополнительными цветами (в дополнение к фону), соответствующие цены за цвет увеличивались на 20%. Если по желанию клиента оформление объявления и объявления выполнялось издательством или редакцией, с клиента взималась дополнительная плата: за изготовление оригинальных фотографий - 5-10 рублей за фотографию; за изготовление фотомонтажа из готовых фотографий и рисунков - 3-5 рублей за один монтаж; для изготовления рисунков размером более 100 квадратных сантиметров - 15-25 рублей за рисунок; для изготовления рисунков размером до 100 квадратных сантиметров - 10-20 рублей за рисунок; за ретушь фотографий и рисунков - 2-3 рубля за ретушь фотографии или рисунка. При отправке специализированными рекламными организациями материалов для публикации в полном объеме цены снижаются на 15 копеек за квадратный сантиметр для газет и информационно-рекламных приложений тиражом до 300000 экземпляров и на 20 копеек за квадратный сантиметр при тираже более 300000 тысяч. Важным правительственным решением, которое стимулировало развитие рекламы на территории СССР в этот период, стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров «О мерах по коренной реструктуризации внешнеэкономической рекламы», принятое в феврале. 6, 1988 г. Рекламу здесь рассматривали как неотъемлемую часть всей внешнеэкономической деятельности; в контексте самофинансирования было разрешено использовать иностранную валюту для создания лучшей материально-технической базы международной информации. Впервые в официальном документе было использовано понятие «маркетинг», и это было очень важно, поскольку оно позволило преодолеть идеологические установки в официальной экономике, которая продолжает рассматривать концепцию маркетинга, не имеющую отношения к социалистическому способу производства, использовать маркетинговые возможности для повышения эффективности производства. С этого момента начался процесс серьезного осмысления маркетинговых процессов, который сразу вызвал интерес к психологическим и творческим возможностям рекламы[14]. Хотя указ, вопреки благим намерениям, не сильно изменил рекламную индустрию, он все же внес свой вклад в изменение самого подхода к рекламе - как со стороны властей, так и со стороны общества. Рекламные объявления стали все чаще появляться на страницах газет и журналов, увеличивая в среднем в 1,5 раза количество рекламных публикаций в российских журналах; появились новые специализированные рекламные издания. Наконец, центральные издания также участвуют в рекламном процессе. Первым из них была газета «Известия», которая 3 января 1989 г. опубликовала двухстраничное рекламное приложение к газете, подготовленное в сотрудничестве с немецким издательством Burda. На двух широкоформатных страницах разместили всего 7 объявлений, дороговизна рекламной страницы ($ 50 000) не отпугнула компании, разместившие здесь свою рекламу (западногерманский концерн MAN по производству грузовиков и дизельных двигателей, советский трест «Гидромеханизация», инновационный банк и др.). Затем в «Известиях» появилось еще одно объявление, которое вскоре переместилось на страницы газеты. 3 января 1989 года Государственное агентство телевидения и радиовещания издало постановление о развитии рекламной деятельности в аудиовизуальной системе, которое улучшило отношения между рекламодателями и продавцами рекламного времени. За использование эфирного времени была плата: например, минута рекламы в прайм-тайм до «Времени» сначала стоила 200 долларов, затем 500 долларов. Это значительно повысило экономический интерес работников СМИ к рекламе. Линейная и широкоформатная реклама печаталась в еженедельных журналах «Газета Господа», «Неделя», «Огонек». Причем здесь рекламировали свою продукцию не, только отечественные компании, но и зарубежные производители. В целом реклама этого периода отличается тематическим и творческим разнообразием. Натуралистические фотографии рекламируемых образцов переплетаются с оригинальными фотоколлажами, строго типовые решения - с карикатурными рисунками и серийными изображениями, например, комиксами[17]. Заключение В ходе работы была поставлена цель: изучить развитие печатной рекламы в России (1960-1980). По результатам этой работы можно сделать следующие выводы: Уровень развития рекламы в СССР всегда был ниже, чем в других странах с более развитой экономикой. Это связано с тем, что советская экономика развивалась совершенно по другим законам. В отличие от Запада, где реклама давала возможность покупателям выбирать, советская реклама не была инструментом конкуренции. Характеристики рекламы в СССР: - идеологизация коммерческой рекламы и превращение ее в часть советской пропаганды; - запрет на ведение бизнеса и конкуренцию в сфере рекламы, отсутствие материальной заинтересованности, связи рекламных компаний со СМИ, неразвитость рекламного рынка. В советской рекламе использовались так называемые «фронтальные» методы общения с потребителями. Это использование таких слов, как «купить», «выпить», «съесть», «купить», «украсть» и т. Д. Рекламу в СССР отличало отсутствие всемирной рекламы в СМИ. Потому что советская пресса выполняла пропагандистские и идеологические функции. Она была полностью на государственной безопасности. Поэтому прессу реклама не заинтересовала. Да и население не проявляло особого интереса к рекламе товаров и услуг. В послевоенный период (50-60) большая часть товаров была недоступна для граждан, так как их стоимость была слишком высокой. Практически все время существования СССР реклама была частью пропаганды, а точнее средством пробуждения населения. В 1950 году политическая концепция советской рекламы была заменена идеологической концепцией социалистической рекламы. В конце 1957 года в столице Чехословакии Праге прошла Международная конференция рекламщиков социалистических стран. В России на рекламные публикации и трансляции в средствах массовой информации приходится более 5 млрд. долларов. По уровню расходов на рекламу в СМИ она вышла на шестое место в Европе. Эта мощнейшая отрасль повсюду, в том числе и в нашей стране, развивается беспрецедентно высокими темпами, обусловленными потребностями информационного общества. На нее работают сотни тысяч россиян. Поэтому история отечественной рекламы интересует многих. Ее полезно знать, особенно тем, кто трудится на рекламном поприще или выбирает его для своей будущей деятельности. Таковы история, реалии и парадоксы советской рекламы 60-80-х. Сегодня реклама стала совсем другой - более совершенной, имеющей мощный теоретический фундамент, базирующейся на самых последних достижениях научно-технического прогресса. У нее современный инструментарий. Она обладает широчайшим ассортиментом видов, средств, форм и методов воздействия. Ресурсы современной рекламы огромны. На мировом уровне на маркетинговые коммуникации ежегодно тратится более триллиона долларов. В нем четко сформулированы основные задачи коммерческой рекламы при социализме: - формирование народного вкуса; - развитие потребностей; - активное формирование спроса на товары. Результатом социалистической рекламы должно стать появление новых потребностей и требований по развитию производства новых и модернизированных товаров. Реклама должна повышать культуру граждан и коммерции, быть средством информации, чтобы люди в розничных магазинах могли быстро найти нужные им товары. Главной характеристикой социалистической рекламы была ее идеология, правдивость и конкретность. Идеи рассматривались как образовательная цель рекламы. В рекламе раскрываются полезные свойства и свойства продукта, что свидетельствует о заботе государства о потребителях. Эксперты по продвигаемому продукту, а не знаменитости, участвовали в рекламе, как герои, которых сегодня можно увидеть по телевидению и в Интернете. Таким образом, задачи данной работы можно рассматривать как решенные, цель достигнута. Список используемых источников и литературы Вернбах Б., Левенсон Б. Библия Билла Бернбаха. История рекламы, которая изменила рекламный бизнес. М., 2017. – 175 с. Дальдинова, Э. О. Г. Функции и цели рекламы / Э. О. Г. Дальдинова, Д. Ю. Зодьбинова // Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 13 мая 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 97-99. Иванова Л.Д. Реклама в периодической печати России XVIII-XXI вв. Конспект лекций. Екатеринбург, 2018. – 120 с. Каневский Е. М. Эффект рекламы. М .: Экономика, 2018. – 198 с. Кармалова, Е. Ю. Теория и практика рекламы : Учебное пособие для студентов направления «Реклама и связи с общественностью». Часть II / Е. Ю. Кармалова. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. – 30 с. Коноваленко, В. А. Реклама и связи с общественностью: введение в специальность : учебник / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с. Кузьмичева, Ю. А. Социокультурные тенденции развития рекламы в современном мире / Ю. А. Кузьмичева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2020. – № 13. – С. 30-33. Музыкант, В. Л. Реклама : учебное пособие / В. Л. Музыкант. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 208 с. Остроушко, А. С. Основные теоретические подходы к осмыслению феномена рекламы / А. С. Остроушко, О. И. Закутнов // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования : сборник статей по материалам XXIII международной научно-практической конференции, Москва, 17 мая 2019 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2019. – С. 50-55. Панкратов, Ф. Г. Основы рекламы : Учебник / Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Баженов, В. Г. Шахурин. – 15-е издание, стереотипное. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. – 538 с. Репина, Н. С. Актуальные проблемы, связанные с использованием и распространением рекламы / Н. С. Репина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 7(41). – С. 231-233. Рзаева, Е. Р. История развития рекламы / Е. Р. Рзаева // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2019. – № 5(47). – С. 100-105. Рубцова, Е. В. Особенности современной рекламы: социально-психологическое воздействие / Е. В. Рубцова // Карельский научный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 1(30). – С. 57-60. Селезнева, Л. В. Написание рекламных текстов : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Селезнева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 159 с. Тарасова, Н. Е. Реклама и её роль в современном мире / Н. Е. Тарасова, Е. Д. Кадацкая // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. – 2020. – № 2(20). – С. 306-314. Трушина, Л. Е. История отечественной и зарубежной рекламы : Учебник / Л. Е. Трушина. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 244 с. Ученова В.В., Старых Н.В. Истрия рекламы. М., 2018. – 210 c. Цвик В.Л. Реклама как форма журналистики: Учебник / Институт современного искусства. М., 2017. – 220 с. Шкдин М.В. Типология периодических изданий. М .: Аспект-Пресс, 2017. – 159 с. Щепилова Г.Г. Реклама в СМИ. История, технология, классификация. М., 2018. – 169 c. Приложение |