Возникновение жизни на Земле. Возникновение жизни на Земле
Скачать 3.5 Mb.
|
Возникновение жизни на Земле Как возникла жизнь на Земле? Этот вопрос волновал человека с древнейших времён. Сторонники креационизма (от лат. creatio [креацио] — «создание») считают, что мир в его разнообразии был создан Богом (или богами) по заранее продуманному плану. Практически все религиозные учения утверждают, что человек и все другие живые существа созданы Богом. Фактов, подтверждающих эту концепцию, не существует. Главный аргумент сторонников креационизма: целесообразность устройства живых организмов и их сообществ, хорошая приспособленность к условиям обитания. Рис. 1. Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды. Картина Яна Брейгеля Младшего, 1620-е гг. . До XIX в. многие учёные-естествоиспытатели были креационистами. Основоположник систематики, шведский учёный Карл Линней считал, что все виды растений и животных существуют со времени сотворения мира и созданы Богом независимо друг от друга. Французский анатом и палеонтолог Жорж Кювье полагал, что после божественного акта творения в течение истории Земли происходили обширные катастрофы (землетрясения, потопы, извержения вулканов), после которых опустошённые места заселялись организмами, пережившими катаклизмы в отдалённых местах. Эту гипотезу Кювье называют теорией катастроф.
Рис. 2. Учёные — сторонники креационизма: а — Карл Линней; б — Жорж Кювье . И Линней, и Кювье отрицали также изменение видов и их эволюцию. Они считали, что виды сразу были сотворены совершенными и всегда оставались такими, какими были созданы. Другие, более поздние последователи креационизма соглашались с существованием эволюционного процесса, но считали, что начало эволюции было связано с актом творения. Так как концепцию креационизма невозможно ни доказать, ни опровергнуть, её нельзя рассматривать в качестве научной гипотезы и следует относить к вопросам веры. Однозначный ответ на вопрос о возникновении жизни не может дать даже современная наука, поскольку гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует обоснований. В ходе рассмотрения и доказательства одни из гипотез ложатся в основу научных теорий, другие уточняются и видоизменяются, а третьи отбрасываются, если не выдерживают проверки. Это интересно: научный факт, гипотеза, теория Существует несколько научных гипотез о происхождении жизни. Все эти гипотезы формировались на основе двух противоположных идей. Идея биогенеза (от греч. bios [биос] — «жизнь» и genesis [генезис] — «происхождение») заключается в том, что живое происходит только от живого. Идея абиогенеза (от лат. a- [а] — отрицательная приставка) основывается на том, что живое возникло (или возникает до сих пор) из неживого. Гипотеза стационарного состояния Эта гипотеза утверждает, что Земля и жизнь на ней никогда не возникали, а существуют вечно. При этом живое может произойти только от живого (идея биогенеза), а у всех живущих видов есть две возможности развития: поддержание численности или вымирание. Эта гипотеза опровергнута данными астрономических наблюдений, геологических и палеонтологических исследований и всерьёз наукой не рассматривается. Гипотеза панспермии Согласно гипотезе панспермии (от др.-греч. pan [пан] — «весь, всякий» и sperma [сперма] — «семя»), жизнь занесена на Землю из космоса. Такое объяснение не предлагает решения проблемы происхождения жизни в целом, например во всей Вселенной, а лишь объясняет её появление на нашей планете. Рис. 3. Летящий метеорит (реконструкция) . Главный аргумент сторонников этой гипотезы состоит в том, что некоторые микроорганизмы, а особенно их споры, могут сохранять жизнеспособность при очень жёстких воздействиях — в отсутствие воды, при очень низких или высоких температурах, при радиоактивном облучении. При этом до сих пор никаких форм жизни в космосе обнаружено не было, однако при изучении метеоритов и марсианского грунта были найдены органические молекулы. Предполагается, что их синтез осуществлялся абиогенным путём из неорганических веществ. Гипотеза самозарождения жизни Эта гипотеза — о возникновении жизни абиогенным путём — существовала с древности, параллельно с креационистскими представлениями о сотворении живых организмов. Сторонники гипотезы самозарождения считали, что условия, необходимые для возникновения жизни, имелись в далёком прошлом, поскольку они имеются и в настоящее время. Так, знаменитый древнегреческий учёный Аристотель считал, что лягушки родятся из ила; из домашней пыли образуется моль; из гниющего мяса появляются черви и мухи; роса, сгущаясь на листьях капусты, порождает гусениц, которые, в свою очередь, порождают бабочек-капустниц. Так же обстоит дело и у растений: лишь некоторые из них развиваются из семян, но многие под действием сил природы возникают из определённых частей растений, разлагающейся земли и гниющей травы. Доказательства самозарождения мышей: опыт Яна ван Гельмонта В начале XVII в. голландский учёный и врач Ян Баптиста ван Гельмонт поставил опыт. Он поместил в тёмную кладовую глиняный горшок с грязной одеждой, пшеничными зёрнами и горстью пыли. Через три недели исследователь обнаружил в кладовой мышей. Ван Гельмонт предположил, что при определённых условиях — в темноте, при наличии зерна и грязного белья — мыши способны самозарождаться. Активным началом в процессе самозарождения ван Гельмонт считал человеческий пот. Рис. 4. Эксперимент Яна ван Гельмонта . Опровержение самозарождения личинок мух: опыт Франческо Реди Итальянский учёный Франческо Реди в 1668 г. опубликовал результаты опытов, опровергающих теорию самозарождения. Он оставлял гнить куски мяса и рыбы в разных сосудах — открытых или затянутых тонкой материей — и доказал, что в закрытых от мух сосудах никогда не происходит самозарождения червей (червями он называл личинок мух). На основании этого опыта Реди выдвинул новую гипотезу: мухи и черви не зарождаются самопроизвольно в гниющих продуктах, они выводятся из яичек, отложенных туда другими мухами. Рис. 5. Эксперимент Франческо Реди . После опытов Франческо Реди и его последователей научное сообщество стало склоняться к мысли, что самозарождение относительно крупных животных (головастиков, червей, насекомых), скорее всего, не происходит. Примерно в то же время, когда Реди проводил эксперименты, учёные начали активно использовать новое изобретение — микроскоп. Наблюдения в микроскоп доказали существование микромира — мира крошечных живых организмов. Стало известно, например, что в настое сена или в мясном бульоне через некоторое время обнаруживается большое число микроорганизмов (их называли анималькулями — от лат. «зверюшки»). Сторонники самозарождения жизни считали, что эти микроорганизмы возникали в жидкостях благодаря существованию в воздухе «жизненной силы», превращающей неживое вещество в живую материю. Попытка опровержения самозарождения микроорганизмов: опыт Ладзаро Спалланцани Во второй половине XVIII в. итальянский исследователь Ладзаро Спалланцани предложил эксперимент, проверяющий возможности спонтанного возникновения микроорганизмов в питательной среде. Учёный считал, что микроорганизмы возникают не из воздуха, а от других микроорганизмов. Было известно, что при кипячении микроорганизмы погибают, поэтому Спалланцани разлил мясной бульон по стеклянным колбам и прокипятил их. Контрольные колбы он оставил открытыми, а экспериментальные — запаял. В результате микроорганизмы появились только в открытых колбах (то есть они были занесены туда из воздуха), что позволило учёному сделать вывод о невозможности их самозарождения. Однако противники Спалланцани не сдавались. По их мнению, во время кипячения вместе с микроорганизмами в колбах была убита и та самая «жизненная сила», а анималькули не могут возникнуть там, где этой силы нет. Окончательное опровержение самозарождения микроорганизмов: опыты Луи Пастера Окончательно разрешил вопрос возможности самозарождения французский биолог Луи Пастер. Это произошло только во второй половине XIX в. Пастер использовал колбы с горизонтальным S-образным горлышком. В открытое горлышко из воздуха могла проникать «жизненная сила», а споры микроорганизмов оседали на изгибе трубки и не попадали в колбу. Питательный бульон в колбе оставался стерильным, микроорганизмы в нём не возникали. В результате ряда экспериментов Пастер окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения жизни и доказал справедливость теории биогенеза: «всё живое от живого».
Рис. 6. Луи Пастер (а) и колба Пастера с S-образным горлышком (б) Рис. 8. Условия древней Земли: а — частые грозы; б — жёсткое ультрафиолетовое солнечное излучение; в — бурная вулканическая деятельность; г — безжизненный океан . Одновременно с А. И. Опариным подобные взгляды на возможность зарождения жизни были высказаны американским учёным Джоном Холдейном. Их гипотеза возродила интерес учёных к идеям самозарождения (абиогенеза). |