семинар по истории. Возникновение революции. Расстановка социальнополитических сил
Скачать 56.62 Kb.
|
1 2 Государственный строй по Конституции 1791г. Аграрное законодательство Законодательство первого этапа Французской революции определялось политическими целями пришедших к власти либеральных буржуазно-дворянских политических сил. Эти цели включали в себя ограничение власти короля путем принятия Конституции, расширение политических прав третьего сословия, создание необходимых условий для развития капиталистического производства и торговли, прежде всего за счет действенных гарантий прав собственности и личности. Законодательная политика первого этапа Революции была продиктована и тем, что умеренные политические силы — пришедшие к власти конституционные монархисты (фейяны) — очень рано были поставлены перед необходимостью создания заслона крайне радикальным требованиям революционных масс — городских низов, малоземельного и безземельного крестьянства. На решение этих задач и были направлены декреты Учредительного собрания. Одними из первых стали Декрет о подавлении беспорядков от 10 августа 1789 г., Закон о военном положении от 21 октября 1789 г., Декрет Учредительного собрания от 18 июля 1791 г., Закон относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии 1791 г. (Закон Ле Шапелье) и др., лейтмотивом которых стало требование сохранения «общественного порядка». Студенту необходимо проанализировать тексты этих документов, раскрыть их содержание, определить социальную направленность и значение. Среди других декретов первого этапа особого внимания заслуживают правовые акты, связанные с первыми, непоследовательными попытками решения остро стоящих перед страной проблем: аграрной проблемы, ликвидации института наследственного дворянства и т. п. Главным результатом принятия этих декретов и законов (Декрета Учредительного собрания об уничтожении феодальных прав и привилегий от 11 августа 1789 г., Декрета, передающего в распоряжение нации земли духовенства от 24 ноября 1789 г., Декрета о феодальных правах от 15 марта 1790 г., Декрета об отмене института наследственного дворянства и всех титулов от 19 июня 1790 г.), наряду с «отказом» земельных собственников от личных, сословных прав, привилегий и отличий, от вотчинной юстиции, при сохранении поземельной ренты с крестьян, подлежащей выкупу, стало утверждение частной собственности на землю, превращение земли в товар. Изменение форм собственности и изменение форм власти являются, как известно, основными задачами любой революции. Пониманию антифеодального характера Французском революции, осознанию исторического значения ее социально-экономических завоеваний, того вклада, который внесла она не только в развитие современного государства и права, но и в формирование общечеловеческих демократических ценностей, служит изучение ее конституционных документов, и прежде всего Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Не случайно эта Декларация входит в число действующих конституционных документов V республики (к ней, как действующему конституционному акту, отсылает Конституция Франции 1958г.). Декларация 1789 г. в четкой обобщенной форме отразила политико-правовые позиции многих просветителей, энциклопедистов, но наибольшее влияние на ее содержание оказали взгляды французского просветителя Ш. Монтескье, его произведение «О духе законов», идеи естественных, неотчуждаемых прав человека и естественно-договорной теории происхождения государства. Как отражены эти идеи «отца буржуазного либерализма» Ш. Монтескье в Декларации, студенту следует выяснить на основе анализа ее положений о «естественных, неотчуждаемых правах человека», среди которых первое место занимала «свобода» и лишь последующие — «собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2). Логическим продолжением этих положений стала трактовка понятий «свобода» и «закон» (ст. 4), а также основных гарантий естественных прав человека, содержащихся, по убеждению авторов Декларации (вслед за Ш. Монтескье), в «хороших» уголовных законах, «воспрещающих лишь деяния, вредные для общества» (см. ст. 4, 5, 8, 9 и др.), и основанных на демократических принципах: презумпции невиновности, уголовной ответственности только за деяния, признанные законом преступлениями, соответствия наказания тяжести преступления, запрещения обратной силы закона и пр. Перечисленные принципы в качестве общечеловеческих демократических ценностей стали основой всех современных уголовных кодексов. Главный практический смысл Декларации, «которая долго держалась в тени» (А. Олар), заключался в требованиях законности, неприкосновенности частной собственности, свободы капиталистического предпринимательства, в осуждении феодального произвола, правового неравенства и пр. О социально-политическом содержании Декларации свидетельствует и то, что она обходит молчанием, например, вопросы, связанные с властью короля, с запрещением рабства, со свободой ассоциации собраний и т. п., на что также нужно обратить внимание студенту. Нельзя не отметить и то, что только одно из «естественных прав» было названо в Декларации «священным»- это право частной собственности, лишить которого, согласно ст. 17 Декларации, можно было не «иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого, предварительного вознаграждения». Эта формула была закреплена впоследствии во всех западноевропейских конституциях. Следует подчеркнуть, что провозглашение права собственности «священным» было направлено в то время не только на всемерную защиту частной собственности, но и на прямое отрицание права крестьян на землю, «на революционную отмену даже повинностей крепостного содержания» (П. А. Кропоткин). Характеризуя первую Конституцию революционной Франции 1791 г., нужно также ответить на важный дискуссионный вопрос, стала ли она «шагом вперед» или, как утверждалось ранее в отечественной исторической литературе, привела к отказу от демократических, республиканских принципов Декларации 1789г., так как закрепила цензовое избирательное право, сохранила сильную королевскую власть и т. п. Конституция не могла «отойти» от Декларации в вопросах избирательного права, хотя бы потому, что деление избирателей на «активных» и «пассивных» в зависимости от имущественного, возрастного ценза и ценза оседлости было закреплено задолго до ее принятия Декретом 22 декабря 1789 г. В этой связи необходимо учитывать не только предшествующую конституционную практику Англии и США, но и определяющий характер господствовавших в то время в общественном сознании идеологических установок, согласно которым необразованный бедняк не мог быть приобщен к политической жизни, а также то обстоятельство, что в провозглашении ряда прав и свобод Конституция (см. разд. I «Основные положения») шла дальше Декларации 1789г. Сравнение первого раздела Конституции 1791 г. с Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. даст возможность студенту обосновать собственную оценку характера и исторического значения Конституции 1791 г. Необходимо также подчеркнуть, что отказ от всеобщего избирательного права стал прямым следствием провозглашенной Декларацией идеи «национального», а не «народного» суверенитета. Эта идея основывалась на теориях «избирательной функции» и «представительного мандата». Согласно первой — суверенная воля всей нации проявляется не в результате суммирования воль всех избирателей (как это понимали якобинцы), а «лишь путем уполномочия», согласно второй — избранные по департаментам представители «являются представителями не отдельного департамента, но всей нации», следовательно, «избиратели не могут выдавать им никаких наказов». Подтверждение этому студент найдет в ст. 2 разд. 3 и ст. 7 отд. III гл. I разд. 3 Конституции 1791 г. Установление «священной» наследственной монархической власти по Конституции 1791 г. определялось также доминирующим в начале Революции убеждением, что король — сторонник Революции. На монархических позициях вплоть до конца 1791 г. стояли лидеры якобинцев Робеспьер, Сент-Жюст и др. Создание единого централизованного государства как одна из целей и задач антифеодальной революции казалось возможным в то время только под эгидой короля — «наследственного главы нации». Показательно, что ни в одном из наказов третьего сословия Учредительному собранию не встречалось критики короля, а парижские санкюлоты осаждали Бастилию с криком «Да здравствует король!». К числу главных задач, стоящих перед студентом, относится и выявление основных принципов и институтов конституционной монархии — формы правления, которая утверждалась на первом этапе Французской революции; анализ тех статей Конституции 1791 г., которые касались структуры и функции органов государственной власти, их взаимоотношений на основе принципа разделения властей (ст. 3—5 разд. 3) и некоторых элементов механизма «сдержек и противовесов» (ст. 1—5 отд. III гл. 3 разд. 3). При этом следует обратить внимание на полномочия короля в сфере исполнительной власти и его ограниченные законодательные полномочия, выделить прежде всего те положения конституции, которые говорили об ответственности министров не только перед королем, но и перед Национальным собранием. Этой ответственности они не могли избежать даже по «указу короля» (ст. 3—6 отд. IV гл. 2 разд. 3). 2. Законодательство второго этапа революции (10 августа 1792 г. — 2 июня 1793 г.). Установление I республики Франции. Аграрное законодательство. Создание первых чрезвычайных органов государственной власти Ответ на вопрос о законодательстве второго, самого короткого этапа Французской революции связан главным образом с началом формирования чрезвычайного законодательства, вызванного к жизни обострением внешних (начало войны с монархическими европейскими государствами) и внутренних (роялистские мятежи, радикализация требований санкюлотов, стихийные выступления крестьян за раздел земли и пр.) противоречий. Этот этап характеризуется непоследовательными, противоречивыми мерами жирондистов по проведению земельной реформы, начатой, как известно, еще на первом этапе Французской революции. Выявить эту непоследовательность и противоречивость в решении аграрной проблемы студент может на основе анализа Декрета об уничтожении остатков феодализма от 25 августа 1792 г., Декрета о защите собственности от 18 марта 1793 г., Декрета об общинных землях от 10—11 июня 1793г. и др. (Как решили аграрную проблему якобинцы, студенту надлежит выяснить, проанализировав законодательство третьего этапа революции.) В осмысление процесса создания жирондистами под влиянием якобинцев чрезвычайных органов власти и первых чрезвычайных репрессивных законов студенту поможет изучение Декрета об учреждении Комитета общественной безопасности от 2 октября 1792 г., Декрета об учреждении и способе организации Чрезвычайного уголовного трибунала от 10 марта 1793 г., Декрета об учреждении наблюдательных комитетов от 21 марта 1793 г., Декрета об учреждении Комитета общественного спасения от 6 апреля 1793 г. Чрезвычайное законодательство приобрело, как известно, гипертрофированные формы в период проведения якобинцами «революционного террора». (В этой связи особого внимания заслуживают два одиозных террористических документа якобинцев: Декрет о подозрительных от 17 сентября 1793 г. и Декрет о реорганизации революционных трибуналов от 10 июня 1794 г.) 3. Законодательство третьего этапа революции — якобинской диктатуры (2 июня 1793 г. — 27 июля 1794 г.). Декларация прав человека и гражданина 1793 г.: история создания, идеология, правовое содержание. Конституция 1793 г. Государственный строй Франции по Конституции 1793 г. Аграрное законодательство. Система чрезвычайного законодательства и чрезвычайных органов государственной власти. Политика революционного террора Последний вопрос темы связан с анализом Декларации прав человека и гражданина 1793г., Конституции 1793 г. (которая не была введена в действие) и системы органов чрезвычайной власти якобинцев. Содержание Декларации, принятой якобинцами в 1793г., следует рассматривать в сравнении с Декларацией 1789 г. Необходимо учитывать, что Декларация 1793 г. в значительной мере была создана под влиянием другого направления естественно-правовой школы, в частности теоретических взглядов Ж. Ж. Руссо, выраженных в его произведении «Об Общественном договоре, или Принципы политического права» (1762г.). В нем была развита идея общественного договора и утверждения на его основе народного суверенитета, несовместимого по своей сути с разделением властей. Идея Руссо, впервые определившего закон «как выражение общей воли» (это понятие закреплено в обеих декларациях), использовалась в конституционных документах якобинцев для обоснования необходимости введения всеобщего избирательного права и принятия закона как выражения воли всех избирателей. Авторы Декларации 1793 г. и Конституции 1793 г. вслед I за Руссо рассматривают народ как сообщество всех граждан, которому в целом принадлежит суверенитет. Он непосредственно осуществляет свою власть через законедательный корпус, «единый, неделимый, действующий постоянно», которому принадлежат две неразделимые функции: предлагать законы, утверждаемые народом, и издавать декреты, а также обеспечивать их исполнение, т. е. осуществлять непосредственный контроль над исполнительной властью. Административно-распорядительная власть создаваемого путем многоступенчатых выборов Исполнительного совета (сначала собрания выборщиков каждого департамента избирали общего кандидата, затем Законодательный корпус выбирал членов Совета, состоящего из 24 членов, по общему списку (ст. 62, 63 Конституции 1793г.) ограничивалась исполнением законов и декретов законодательного корпуса. Эгалитарно-радикальный характер Декларации 1793 г. проявился в главенствующем месте «равенства» среди естественных неотчуждаемых прав (ст. 2), в защите прав «каждого», касалось ли это права на безопасность (ст. 8) или возможности располагать по собственному усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла (ст. 16). В Декларации провозглашалось равенство не только в обладании правами, но и в исполнении обязанностей, в том числе и обязанности бороться против всех проявлений «деспотизма», «угнетения» со стороны «правящих». Особое место в документе отведено трактовке народного суверенитета, «единого, неделимого, не погашаемого давностью и неотчуждаемого» (ст. 25). Немедленной смерти, согласно Декларации 1793г., должен был придаваться каждый, кто присваивал себе принадлежащий народу суверенитет (ст. 27). Способы воплощения идеи народного суверенитета в положениях Конституции 1793 г., которые касались структуры и функций органов государственной власти, студент может выявить на основе анализа ст. 7, 10 и др. Особое внимание следует обратить на то, как якобинцы предлагали выявлять «волю всего народа» при принятии законов. Это явствует из анализа крайне сложных и даже неосуществимых в условиях того времени статей Конституции «Об образовании закона» (ст. 56-59). Недостатки принятой в спешке («чтобы успокоить испуганных собственников» (Сент-Жюст) Конституции 1793 г. в утверждении форм демократической республики проявились прежде всего в том, что в ней не был затронут ряд острых проблем того времени, например, разграничение полномочий центральных и местных органов власти и пр. Они усугублялись отказом от общедемократического принципа разделения властей, с предписаниями о концентрации всей власти в руках Национального конвента, при полной зависимости от него Исполнительного совета (ст. 65—77), о возможности направлять вооруженные силы на поддержку «внутреннего порядка и мира» (ст. 112) и др. Борьба против феодальной и буржуазной контрреволюции и против внешнего врага сплачивала те силы, которые шли за якобинцами. Но когда произошел перелом на внешних фронтах, а внутри страны мятежники потерпели поражение, в лагере французской буржуазной революции усилились внутренние противоречия и в среде самих якобинцев начались раздоры. Буржуазия во время революции не может сплотить вокруг себя на сколько-нибудь длительный период миллионы трудящихся и эксплуатируемых масс, так как она заменяет цепи феодализма цепями капитализма. В этом - основная причина крушения якобинской диктатуры. Беднота города и деревни настойчиво требовала коренного улучшения своего положения, «свободы, равенства и братства», а при якобинцах господство феодалов-помещиков заменилось господством буржуазии, гнетом капиталистов. «Новые господа,- заявлял Шометт деятелей Коммуны Парижа, - не менее ужасные, не менее жадные, поднялись на развалинах феодализма. Они захватили собственность, принадлежавшую их старым господам, и продолжают двигаться по пути преступлений». Революция во Франции много дала народным массам. Были уничтожены королевская власть и произвол королевских чиновников. Были отменены сословия, уничтожены феодальные повинности, конфискованы и пущены в продажу часть земель дворян и все земли церкви. Но имущественное неравенство сохранялось. Гнет буржуазии над рабочими и крестьянами оставался. Народные массы требовали коренного улучшения положения крестьян, городской бедноты, рабочих. Часть якобинцев, левые якобинцы, во главе с Шомет-том и Эбером, продолжавшие в общем линию «бешеных», требовали вместе с трудящимися массами усилить борьбу против контрреволюции, разделить все имущество контрреволюционеров между беднотой, реквизировать хлеб у богатеев в деревне и направить его в города, усилить террор против спекулянтов, контрреволюционеров. Правые же якобинцы, во главе с Дантоном, выражали требования буржуазии: они хотели отменить всякие твердые цены на продукты и прекратить революционный террор против спекулянтов и контрреволюционеров. Якобинцы - сторонники Робеспьера арестовали и казнили вожаков левых якобинцев, во главе с Эбером, и правых, во главе с Дантоном. Но при этом якобинцы, стоявшие у власти, все больше склонялись к правым. Особенно подорвала влияние Робеспьера и его сторонников в массах расправа с эбертистами. Оставив в силе закон 1791 г., которым запрещал стачки, якобинцы поддержали капиталистов-предпринимателей. Проведя закон об обязательной работе бедняков деревни у богатеев, якобинцы оттолкнули от себя деревенскую бедноту. Таким образом, якобинцы лишились поддержки бедноты города и деревни. Теряя поддержку народных масс, Робеспьер и другие якобинцы оказались перед опасностью контрреволюционного переворота со стороны той части буржуазии, которая яростно боролась против максимума и ненавидела якобинцев. Как раз в этот период возникло много новых предприятий, развилась спекуляция. Контрреволюционный переворот 9 термидора II года республики (27 июля 1794 г.). В термидоре (июле) 1794 г. в среде буржуазного «болота» и части якобинцев созрел заговор против Робеспьера и его сторонников. Робеспьер был арестован. Это было 9 термидора II года от провозглашения республики - по новому календарю, принятому во время революции. На следующее утро объявленным вне закона Робеспьеру, Сен-Жюсту и их виднейшим сторонникам отрубили головы. К власти пришли термидорианцы - контрреволюционная буржуазия, которая начала яростный террор против народных масс. Крестьянство не выступило в защиту якобинцев. Крестьяне уже добились уничтожения феодальных повинностей и частью получили землю. Контрреволюционная буржуазия, придя к власти, не встретила сопротивления крестьянства, и она использовала свою власть для угнетения как трудящихся города, так и крестьян. Историческое значение Французской революции. Французская революция оставила глубокий след в истории. Для народов Европы она служила и служит до сих пор точкой отсчета в движении по пути общественных преобразований. Именно со времени Французской революции возникло понимание того, что государство и общество могут быть изменены к лучшему не только «сверху», в результате мер, принимаемых по своему усмотрению правительствами, как это показал еще опыт просвещенного абсолютизма в Европе второй половины XVIII в., но и благодаря прямым энергичным действиям простых граждан «снизу». Вместе с тем Французская революция положила начало и затянувшемуся на два столетия спору о том, какой способ общественных преобразований лучше — мирные реформы «сверху» или революционное насилие «снизу». Революция, бесспорно, изменила Францию. Общество «старого порядка» навсегда осталось в прошлом. Сеньориальным повинностям, сословным и корпоративным привилегиям уже не суждено было возродиться. Новое административное деление страны на департаменты стерло границы между историческими провинциями — свидетелями средневековой раздробленности. Глубокий след революция оставила в нравах народа. В сознании людей новые политические и гражданские ценности потеснили старые религиозные и монархические. Представления о том, что народ является источником власти и что он вправе призвать к ответу свое правительство, глубоко проникли в народную психологию. Большое влияние оказала революция на развитие науки и культуры. Королевские научные учреждения были преобразованы. В 1795 г. возник Национальный институт наук и искусств, впоследствии названный Институтом Франции. В 1794 г. были основаны Политехническая школа, Нормальная школа и Консерватория искусств и ремесел, по сей день остающиеся крупнейшими центрами науки и высшего образования. Но как ни странно, революция не только не прервала, но в чем-то даже усилила преемственность между Францией «старого» и «нового» порядка. Это выразилось прежде всего в том, что революционные правительства в кратчайшие сроки осуществили заветную мечту французских монархов начиная с XVI—XVII вв. — административную централизацию государства. Причем наибольшей степени эта централизация достигла в период правления самых ярых противников монархии — монтаньях ров-«цареубийц». Это же правительство практически решило и центральную внешнеполитическую задачу королей из династии Бурбонов: благодаря победам республиканских армий в 1794—1795 гг., Франция обрела «естественную границу» на востоке — по реке Рейн и сделала решающий шаг к установлению своего господства в Европе. 1 2 |