Теория естественного права. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. Возрожденная теория естественного права введение
Скачать 23.78 Kb.
|
Возрожденная теория естественного права ВВЕДЕНИЕ Среди политико-правовых учений ХХ века особое место занимает возрождённая теория естественного права. Данная теория является своего рода возрождением классической школы естественного права. В настоящее время возрождённая теория естественного права является одной из самых влиятельных в правоведении, фундаментальной основой современной теории прав человека. Естественноправовая идеология выражает отрицательную реакцию демократической общественности Запада на антигуманность военных диктатур, опасность неофашистских тенденций, обострение международной напряжённости. Возрождённая теория естественного права очень важна и интересна тем, что она широко используется в борьбе за мир, демократию, права человека. В настоящее время естественное право не утратило своего значения. Несмотря на то, что оно прошло огромный путь своего развития и претерпело весьма радикальные изменения, естественное право по-прежнему продолжает привлекать к себе большое внимание, вызывать споры, разноречивые суждения и нередко политические и идеологические раздоры. Основными целями моей работы является выявить основные причины возрождения естественного права, раскрыть его сущность, а также отметить различия с классической школой естественного права и провести исследование основных направлений естественноправовой мысли ХХ-ХХІ веков. Причины возрождения естественного права. Сущность возрождённой теории естественного права Возрождение естественного права было вызвано рядом причин. Особенно бурно данный процесс начал протекать в первые десять-пятнадцать лет после Второй мировой войны. Как раз в это время окончательно углубился кризис юридического позитивизма. Возрождающееся естественное право выступало в качестве общей платформы для всех противников юридического позитивизма. Активное возрождение естественноправовой теории явился реакцией на фашистскую и коммунистическую тоталитарные системы, которые формально не противоречили нормативным представлениям о праве. Поэтому новое правопонимание в различных концепциях естественного права было связано с антитоталитаристской трактовкой права. После Второй мировой войны происходило переосмысление многих жизненных ценностей, в это время проводилась активная разработка проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства. Возрождённая теория естественного права имеет ряд существенных отличий от классической школы естественного права. Во-первых, по сравнению с эпохой буржуазных революций коренным образом изменились взгляды на человека как на носителя естественным прав. Если в то время он рассматривался как изолированный, обособленный индивид, то правоведение ХХ века видит человека как участника многообразных общественных связей. Поэтому в перечень его естественных прав включаются социальные, экономические, информационные, экологические, коллективные и политические права. Новейшие естественноправовые учения смыкаются с теорией социального государства и плюралистической демократии. Во-вторых, для возрождённого естественного права характерен заметный поворот к реальным и конкретным аспектам правовой практики, который свидетельствует о внимании естественноправовой мысли к актуальным проблемам действительности. В-третьих, возрождённое естественное право не признаёт вечного, неизменного для всех времён и народов права. Оно исходит из того, что в мире существует естественное право только с исторически меняющимся содержанием. И отсюда следует, что естественные права не рассматриваются как неизменные, а интерпретируются под время. В-четвёртых, для возрождённого естественного права характерна множественность различных направлений частных теорий. «Следует заметить, что в современной теории естественного права эти различные направления и подходы нередко переплетаются между собой и дополняют друг друга»3 Также важной особенностью современной теории естественного права является её ярко выраженная политическая и идеологическая направленность. Данная теория всегда была не только юридической, но и политико-идеологической. Это значит, что её использовали не только в юридических, но и в политических целях, например, для укрепления или расшатывания существующего строя, для усиления или ослабления революционного движения. Так, с помощью различных положений теории естественного права в 30-40 годы ХХ в некоторых странах (Германия, Италия, Португалия и др.) фашизм и тоталитаризм сначала оправдывались, а затем, после победы над ними стали осуждаться. Основные направления возрождённой теории естественного права В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления – неотомистская теория права и светские концепции естественного права. Также ещё существует ряд других направлений, таких как неокантианство, экзистенциалистское направление и др. Представители неотомизма возводят своё понимание естественного закона к философии Августина Блаженного и Фомы Аквинского, которые считали, что его источником является Бог. К ним относятся Ж. Маритен, Ж. Дабен, И. Месснер и др. Жак Маритен – виднейший представитель неотомизма, французский философ и общественный деятель, участвовал в подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Согласно его концепции естественное право изначально вложено в природу человека вечным законом. «Естественный закон – совокупность вещей, которые делать нужно и которые делать не нужно, которые вытекают из него необходимым образом и только из факта, что человек есть человек, исключая всякое другое рассмотрение». Источником естественного закона является Бог. Бог – первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознавать их из-за своей сопричастности Божественному разуму. Будучи ревностным католиком, Маритен считал, что верующие более полно и глубоко ощущают веления естественного закона, чем атеисты. По его мнению, католическая церковь является хранительницей естественного права. Маритен считал, что естественное право раскрывается перед людьми постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к Богу. Учёный полагал, что каждая эпоха имеет свой «конкретный исторический идеал». Поэтому он считал свои попытки составить полный перечень прав человека на все времена бесплодными. «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории». Учение Маритена явилось одной из концепций, которая идейно подготовила разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. Маритен предложил собственную классификацию прав человека, разделив их на три вида: фундаментальные, политические и социальные. Фундаментальные права включают права на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными, потому что коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа. Маритен полагал, что человеческая личность принадлежит миру высших ценностей, который недоступен государству. Политические права определяются законами государства, но они тоже косвенно зависят от естественного права и образуют его продолжение. Это происходит потому, что установления государственной власти становятся законом только лишь в случае их соответствия естественному праву. К политическим правам относятся: право народа устанавливать конституцию государства, право граждан на активное участие в политической жизни, свобода высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом. Маритен полагал, что реализация этих прав с помощью церкви приведёт к христианской демократии. Социальные права человека охватывают право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, на социальное обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости. Трудящиеся вправе участвовать в управлении предприятием, стать его совладельцами. Ещё одним представителем неотомизма является бельгийский учёный Жан Дабен. Для него естественное право является естественной моральной нормой. Естественное право есть моральный принцип, взятый в его единой всеобщности. «Определённое таким образом естественное право соотносится с законами, издаваемыми государством двумя способами. С одной стороны, гражданское право приходит на помощь естественному праву, с тем, чтобы заставить людей сойти с пути зла, и дополняет естественное право, предоставляя ему выводы, взятые из первых принципов. С другой стороны, естественное право даёт действующим законам их базис, а также обоснование необходимости подчинения этим законам». Австрийский представитель неотомизма богослов Йоханнес Месснер выступал за исследование естественного права в духе традиционной естественноправовой этики, которая восходит ещё к Платону и Аристотелю и была дальше развита Августином и другими теологами. В учении Месснера всеобщность требования естественного закона трактуется как внутренне свойство самой человеческой природы. Среди правовых принципов, которые выражают смысл естественного права, учёный выделял основной (главный) принцип (поступай справедливо, избегай несправедливости). Из него выводятся «первичные элементарные принципы» (соблюдение меры, мира, внешнего порядка и др.) и «вторичные элементарные принципы» (отвергают ложь, воровство и др. как зло). Светская доктрина естественного права исходит из различения права и закона, настаивает на существовании этической первоосновы для писаного права. Для этой теории характерно признание в качестве основы правильного и законного права естественной нормативной системы, которая не совпадает с позитивным правом. Сторонники светской теории считают, что естественное право существует само по себе, при этом оно вытекает из особенностей человека как социально-биологического существа. Это очень ярко можно проиллюстрировать на примере права на жизнь. Человек рождается и живёт, тем самым реализуя своё право на жизнь, которое, согласно данной доктрине, дала ему природа. Человек живёт независимо от того, что об этом может записать законодательный орган. В данном случае человек ничем не отличается от другого живого существа, поскольку на первый план здесь выходят природные инстинкты, и право на жизнь можно назвать естественно-биологическим. Среди направлений возрождённой теории естественного права выделяют такое учение как неокантианство. Основополагающим принципом данного направления является принцип данности истинного права лишь через субъективное мышление. «Для неокантианцев естественное право – не содержание справедливых и конкретных решений, а само формальное требование справедливости, требование к законодателю и к судье стремиться к априорному идеалу упорядочивания общественных отношений и разрешения социальных конфликтов, требование отыскивать для конкретных обстоятельств содержательные формулировки должного»8. Значимыми представителями неокантианства были немецкие учёные Р. Штаммлер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др. Ещё одним направлением современной теории естественного права является экзистенциалистское учение. «Экзистенциализм выводит естественное право из существования человека». Особенностью экзистенциалистских воззрений выступает отрицание классических представлений о естественном праве. Экзистенциалистское предполагает понятие права в качестве правоотношения. Его сторонники провозглашают конкретность, антинормативность, непрерывность развития истинного права в качестве возникающих в социальной жизни индивидуальных правовых решений. Экзистенциалисты объявляют все общие принципы фикцией и связывают понятия истинного права именно с конкретными содержательными формулировками. На мой взгляд, такое понимание права значительно увеличивает риск несправедливости, который связан с отказом от нормы в пользу конкретного решения. Основные представители экзистенциалистского направления – М. Хайдеггер, Макс Мюллер и др. В последней трети ХХ века американский учёный Дж. Роулз разработал свою концепцию справедливости, основанную на теории распределяющей справедливости Аристотеля, согласно которой блага, существующие в обществе, должны распределяться на основании взаимных требований людей и на основании максимально возможного равенства. Роулз использовал понятие «первичные блага», которые подлежат распределению (свобода, равные возможности, определённый уровень материального достатка). Все эти «первичные блага» обеспечивают человеку самоуважение и независимость. Большую роль здесь играют принципы справедливого распределения. Понятие «справедливость» Роулз характеризует как правильность, добросовестность, беспристрастность, как «процессуальную справедливость», которая обеспечивается правовыми нормами, соответствующими принципам справедливого закона. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Естественноправовая мысль имеет более чем двухсотлетнюю историю своего существования, и естественное право ХХ века отчасти опирается на теоретическое наследие средневековья и даже древности. Повышение интереса к естественному праву в наше время играет очень большую роль, потому что оно имеет глубокую демократическую и гуманистическую направленность. Теория естественного права демонстрирует благородное стремление её сторонников утвердить понятие права как исключительно гуманного, демократического явления, которое воплощает в себе высшую справедливость. Во всех концепциях естественного права выясняется сущность правовых явлений, лежащей за внешними, формальными свойствами позитивного права, объясняются и оцениваются правовые явления с позиций знания о должном праве и сточки зрения ценностных идеалов. Современные естественно-правовые концепции главным образом направлены против крайних форм диктатуры и тоталитаризма, ориентированы против позитивизма и неопозитивизма. Естественное право как бы предписывает, каким должно быть позитивное право, оно в свою очередь должно закреплять и охранять права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ История политических и правовых учений: учебник / П. С. Грацианский [и др.]; под ред. В. С. Нерсесянца. – 2-е изд. – Москва: Юридическая литература, 1983. – 816 с. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права: учебник / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбатюк, В. А. Кучинский; под ред. В. А. Кучинского – 2-е изд. – Москва: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с. Гроций, Г. О. О праве войны и мира / Г. О. Гроций – Москва: Ладомир, 1956. – 856 с. |