Отечество- 2021 Министерство образования и науки Российской Федерации. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области. Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество». Номинация : Этнография. Тема работы: «Возвращение к истокам(этнографическое наследие моей малой родины). Подготовил : Тарабановский Прохор, ученик 8А класса МБОУ Чертковской СОШ№1. Руководитель : Прищепа Юлия Фёдоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Чертковской СОШ№1. Цель работы: Узнать больше об этнографии как о науке, познакомиться с этнографическим наследием моей малой родины. Задачи работы: 1.Выяснить, как эта тема представлена в историко - краеведческом музее посёлка Чертково. 2.Встретиться с людьми, хранящими культурное наследие моей малой родины. 3.Создать работу, которую можно было бы использовать при изучении регионального компонента и на классных часах. У меня всегда вызывали интерес старые вещи: предметы быта, книги, костюмы, орудия труда. Я смотрел на фотографии и представлял, как керосиновая лампа когда -то, очень давно, освещала крестьянскую избу, как женщины выходили в поле с серпами, чтобы убрать пшеницу или рожь, как тяжёлым железным утюгом гладили бельё… В нашей семье тоже есть старинная вещь – прабабушкина ваза для цветов. Тема этнографии меня интересует давно, поэтому я и выбрал это направление. Освещение данной проблемы важно не только для этнографов, но и для молодёжи, которая должна знать традиции наших предков и сохранять достояния, которые помогают нам не потерять себя. В работе я использовал материалы, полученные в историко- краеведческом музее посёлка Чертково, интервью с Никитиной Екатериной Илларионовной, исполнительницей народных песен, сборники казачьих песен, также обращался к Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля. Чтобы убедиться в актуальности выбранного направления, я провёл анкетирование одноклассников. Результаты опроса свидетельствуют о следующем: восьмиклассники мало интересуются данной темой, многие не знают, что такое этнография, они не любят посещать музей. В социальных сетях такой материал есть, но подросткам он неинтересен. Несмотря на это, большая часть учащихся хотела бы получить информацию по данной теме. Значит, моя работа будет познавательной и интересной для моих сверстников. | | | | | Число опрошенных
| №П/П
| Вопросы
| Ответ : «Да»
| Ответ: «Нет»
| 24 человека
| 1.
| Знаешь ли ты , что такое этнография, этнос?
| 7
| 17
| | 2.
| Посещал ли ты самостоятельно музей пос.Чертково?
| 18
| 18
| | 3.
| Слушаешь ли ты русские народные песни?
| 2
| 22
| | 4.
| Смотрел ли ты телеперадачи, связанные с этнографией?
| 1
| 23
| | 5.
| Освещается ли эта тема в социальных сетях?
| 5
| 19
| | 6.
| Хотел бы ты больше узнать об истории культуры, быта наших предков?
| 18
| 6
| Что такое этнография? Чтобы ответить на этот вопрос, я обратился к Толковому словарю живого великорусского языка В.И.Даля. Этнография- это наука, изучающая происхождение народов, их материальную и духовную культуру. Её название произошло от греческих слов «этнос»- народ и «графио»- описывать, то есть дословно – описание народов. Я считаю, что познавать этнографию – значит возвращаться к самым истокам нашего народа, к своим корням. Чертковский историко- краеведческий музей – бесценное хранилище исторических событий, фактов, предметов, принадлежащих нашим прабабушкам и прадедушкам, хранящих тепло их рук и сердец. Музей основан 21 сентября 1983 года и находится по адресу: улица Петровского,89А. В нём собрано 2 706 единиц хранения. Экспозиции музея расположены в пяти залах, я посетил зал «История и быт нашего района». Интересно было рассматривать предметы, которыми пользовались люди давно, в 18-ом – 19-ом веках. Каждый экспонат сохранил дух того времени. Например, керосиновая лампа, которая служила источником света. В неё наливали керосин, поджигали фитиль, и комната наполнялась светом. При керосиновой лампе дети делали уроки, женщины пряли пряжу, вязали, вышивали. Не в каждом доме можно было увидеть ткацкий станок, так как он и стоил дорого, и занимал много места. Те, у кого он был, ткали полотно, из которого женщины шили рубашки и сорочки. На станке изготавливали покрывала, ковры, разноцветные половики. Эти изделия украшали крестьянские избы, делали их уютными. Прялка- обязательный атрибут в хозяйстве простой семьи. Из овечьей шерсти пряли пряжу, а потом вязали из неё тёплые вещи для детей и взрослых: носки, варежки, шапки, шарфы… Такие изделия и сегодня считаются самыми тёплыми, а в старые времена они спасали от холода, помогали пережить студёные зимы. Овец надо было постричь. Нужны были специальные ножницы. Их я впервые увидел в музее. Они отдалённо похожи на обычные, но намного больше и другой формы. Большой интерес вызывают игрушки, сделанные руками родителей для своих детей, искусно вышитые рушники, лапти, сплетённые вручную, кухонная утварь и другие экспонаты. Хранительница песенного наследия казаков В нашем посёлке живёт простая женщина- Никитина Екатерина Илларионовна. Работала в райпо, растила детей, а ещё пела в хоре. Она уроженка казачьего хутора Сетраки, обладает сильным, очень красивым голосом и знает множество казачьих песен. В основной части работы я привожу интервью с Екатериной Илларионовной. Из разговора с этой замечательной женщиной я узнал о её малой родине и что к пению она приобщилась с самого раннего детства. В семье пели и родители, и дедушка. Именно у них переняла любовь к казачьей песне Екатерина Илларионовна. Фрагменты интервью с Никитиной Екатериной Илларионовной Я: Екатерина Илларионовна, Вы записываете старинные песни? Может, у Вас есть песенник? Никитина Е.И.: Нет не записываю, но я их все помню. Пою в кругу своих родных, близких, друзей, передаю народную казачью песню слушателям, и она живёт. Я: А казачьи песни о чём? Какой смысл в них вложен? Никитина Е.И.: А вот я тебе сейчас спою, и ты сам поймёшь смысл казачьей песни. Она запела, и я понял значение выражения «играть песни». Женщина не пела, а играла, погружаясь в атмосферу того времени, выражая чувства людей, боровшихся за свободу… (аудиозапись прилагается) О чём же казачьи песни? О нелёгкой судьбе казаков, об их решимости защищать свою землю от врагов, о смелости, непоколебимости казачества, о его любви к Отечеству. Стоять насмерть, но не отдавать и пяди родной земли! Так было и будет во все времена. Вот почему сегодня эти песни без волнения слушать невозможно. Я: Екатерина Илларионовна, что Вы помните о казачестве Чертковского района? Никитина Е.И.: Мы жили в хуторе Сетраки, рядом с казачьим лагерем. Оттуда казаки уходили на службу. Я видела, как их провожали. Прощаясь с мужем, казачка подводила к нему коня и говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся». Расставаясь, конечно, пели. Екатерина Илларионовна сыграла такие песни, как «Из-за леса, леса копий и мечей…», «Конь боевой с походным вьюком», «За лесом солнце воссияло» и другие. Я уходил от неё с желанием рассказать людям об этой женщине, о её таланте, что и делаю в данной работе. Заключение Работая над темой «Возвращение к истокам (этнографическое наследие моей малой родины)», я столкнулся с такой трудностью: оказалось, что в нашем посёлке немного людей, знающих историю культуры, быта наших предков. Я решил продолжить изучать данную тему и планирую выявить людей ,проживающих на территории нашего района, интересующихся историей жизни народа, в том числе, казаков. Завершив работу, я пришёл к выводу: современное поколение должно знать, как жили наши предки, чтить их культуру, чтобы передать эти бесценные сведения своим детям и внукам, а значит, вернуться к истокам, к нашим корням. Библиография 1.В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», М., «Русский язык»,1985г. 3.Сборник «Казачьи песни», «Казачья старина»,1967г. 4.Сборник «Казачья воля», «Культура» ,1983г. 5.Материалы сайта Чертковского историко – краеведческого музея: chertkovo-muzey.ru Спасибо за внимание! |