Главная страница
Навигация по странице:

  • Общие черты развития врачевания в рабовладельческом обществе Одним из величайших достижений эпохи рабовладения было изобретение письменности

  • Врачевание в древнем Египте

  • Георг Эберс

  • Врачевание в государствах древнего востока


    Скачать 74 Kb.
    НазваниеВрачевание в государствах древнего востока
    Дата16.05.2022
    Размер74 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDrevniy-Vostok-_gosudarstva-Mesopotamii_-Drevnego-Egipta_.doc
    ТипДокументы
    #532594

    Тема: ВРАЧЕВАНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

    ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (ШУМЕРЕ, ВАВИЛОНИИ И АССИРИИ) И ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
    Процесс разложения первобытно-общинного строя и образование древнейшего рабовладельческого общества лучше всего может быть прослежен в истории народов, живших на обширной территории от пустыни Сахары на западе, до берегов Тихого океана на востоке. Издавна в Европе страны Северо-Восточной Африки, Восточного Средиземноморья, Передней, Южной и Восточной Азии назывались восточными. Поэтому, история древнего Востока есть первая страница во всемирной истории классовых обществ и государств.
    Общие черты развития врачевания в рабовладельческом обществе

    Одним из величайших достижений эпохи рабовладения было изобретение письменности. Сначала появилось наиболее простое письмо – пиктография, а затем более сложное – иероглифическое и клинопись. Дошедшие до нашего времени древние памятники медицинской письменности: египетские папирусы, глиняные таблички Вавилона и Ассирии, рукописные книги, являются основными источниками информации о развитии врачевания в рабовладельческих государствах древнего Востока.

    В эпоху рабства в классовом обществе формируются два философских мировоззрения: материализм и идеализм. Причем, воззрения древних философов и врачей первоначально имели стихийно-материалистический характер, так как вели свое начало от наивного реализма первобытных людей. В рабовладельческих государствах народная медицина продолжает оставаться основой формой врачевания. Естественнонаучной основой народной медицины является древняя натурфилософия, объединявшая в себе все естественные науки своего времени. Впоследствии, медицина первой выделилась из натурфилософии и стала самостоятельной наукой.

    В течение длительного времени в рабовладельческом обществе медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом и храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческой или храмовой медицины. С возникновением и развитием религии изменились представления о причинах здоровья и болезней. В мифологических представлениях появились злые боги болезней и добрые боги здоровья. Жрецы считали себя посредниками между людьми и богами, умеющими с помощью молитв и жертвоприношений умилостивить богов и, следуя их указаниям, возвращать утраченное здоровье. Кроме культового врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях, формируется эмпирическое врачевание, основанное на многовековом практическом опыте народа.

    Появление классов и государств послужили предпосылкой к появлению врача-профессионала. Это был врач-универсал, который лечил все болезни, мужчин и женщин, взрослых и детей. Однако в древнем Египте в IV тысячелетии до н. э. среди врачей уже появляется узкая специализация. Профессия врача не только становится самостоятельной, но и получает признание со стороны государства.

    В эпоху рабовладения формируются две системы подготовки врачевателей:

    1. Школы при храмах;

    2. Семейные школы.

    В рабовладельческом обществе начинают формироваться основы врачебной этики, и закладываться основы классового подхода к врачеванию.
    Врачевание в древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия)

    Месопотамия (Междуречье, Двуречье) – обширная область между реками Тигр и Евфрат (южная часть современного Ирака) является одним из древнейших очагов цивилизации. Богатейший археологический материал дает основание считать Месопотамию первобытным очагом культурно-исторической жизни человечества. На территории Месопотамии сформировались государства: Шумер (около III тысячелетия до н. э.), в последствии Вавилония (начало II тысячелетия до н. э. – VI в. до н. э.) и Ассирия (XV – VII вв. до н. э.).

    Источниками информации о врачевании в древней Месопотамии являются клинописные тексты, выполненные на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле, данные археологических исследований, свидетельства историков и ученых древности.

    При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов – Ниппура была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Еë текст был составлен в III тысячелетии до н. э., который является самым древним руководством по изготовлению и применению лекарств растительного, минерального и животного происхождения. Врачеватели Шумера использовали в своей практике семена, корни, ветки, кору и смолы различных деревьев и растений. Так, древнешумерийские фармацевты пользовались кассией и чебрецом, они умели изготовлять различные мази, настойки и отвары, к которым добавляли щелочь и соль. Популярными были при лечении многих болезней лук и чеснок. Как лечебное средство при некоторых заболеваниях использовались финики. В состав лекарств включались молоко, шерсть, панцирь черепах и т.п. Готовили лекарства на пиве, вине и растительном масле. Табличка не содержит указаний при каких заболеваниях различные лекарства должны были применяться. Это связано с тем, что в тот период истории Месопотамии знания передавались устно, а записывались лишь конкретные, точные сведения.

    Недостаток местных лекарственных средств компенсировался их ввозом из Индии, Ирана, стран Средиземноморья и Египта, чему способствовало выгодное географическое положение государств Междуречья на мировых торговых путях.

    В Шумере выработались строгие гигиенические традиции, основанные на многовековом народном опыте: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в употреблении определенной пищи и т.п.

    Достижения шумеров в области врачевания, арифметики, геометрии, сельского хозяйства, литературы и искусства послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Вавилонии и Ассирии.

    Одним из источников изучения состояния врачевания в Вавилонии является свод законов царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Будучи одним из наиболее выдающихся правителей древности, Хаммурапи объединил разрозненные земли Двуречья и создал могущественное государство. Как мудрый правитель, он уделял большое внимание хозяйственной, финансовой, военной и судебной сферам государственной деятельности. Законы царя Хаммурапи являются древнейшими из сохранившихся законодательств мира и ярко отражают общественные отношения той эпохи. Они включают около 300 параграфов, некоторые из них касаются правовых аспектов деятельности врача в Вавилонии. Кроме этого, встречаются указания на специальные глазные и зубные операции.

    При археологических раскопках дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (около 668–626 гг. до н. э.) в городе Ниневие была обнаружена древнейшая «библиотека» – собрание клинописных текстов, составленное из тщательно обожженных глиняных табличек. Около 1000 табличек посвящено медицине, причем, большинство из них являются отражением жреческой медицины.

    Жреческая медицина подходила к определению состояния здоровья и болезни с религиозных позиций. Именно в Месопотамии зарождается астрология, основанная на длительном наблюдении за разливами рек Тигра и Евфрата, которым соответствовало определенное положение звезд на небе. С точки зрения астрологов именно звезды управляют миром и всем, происходящим на Земле, включая разливы рек, здоровье и болезни людей. Поэтому, все следует делать сообразно положению звезд. Исход болезни определялся при помощи специального астрального календаря, учитывающего положение светил на небе. С расположением звезд связывались возникновение и ход эпидемий («мора»), которые часто поражали страны древнего Востока. Широко применялось гадание на различных органах жертвенных животных. Считалось, что лечебные приемы изначально известны богам, а задача врачей состоит лишь в познании таинства богов. Отсюда и основные приемы врачевания: ношение амулетов, чтение молитв и заклинаний, жертвоприношения, а также применялись средства народной медицины (растительного, животного и минерального происхождения).

    Так, при лечении болезней использовались лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена, овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соль), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, масло, кровь, рыбий жир, скорлупа мидий, кожа ягненка). Особенно широко применялись вода и масло. Очевидно, поэтому врачевателей называли «знающий воду» или «знающий масло». Врачеватели сами собирали и готовили лекарственные средства, варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили в клизмах, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.

    Анатомия была развита слабо и некоторые анатомические знания были связаны с жертвоприношениями. На глиняные таблички наносились рисунки сердца, кишок и других органов. На рисунках печени показаны отростки, линии, доли, желчный пузырь и протоки с указанием их длины.

    При определении симптомов заболеваний выделяли лишь основные органы, например, сердце, печень, почки. Особое место занимала печень, считавшаяся главным органом тела, и служила для гаданий.

    Необходимость диагностики при помощи установления симптомов привела к первым попыткам изучения болезней и реальной борьбы с ними. Врачи Вавилонии считали, что болезнь «не может быть успокоена повязками и жало смерти не может быть вырвано … если врач не узнает её существа». Некоторые тексты содержат описания признаков (симптомов) различных заболеваний, например, боли в желудке, жжение, рвота, желтуха, изменение цвета языка, метеоризм, понос, снижение аппетита, мышечные боли, насморк, выделение мокроты, кашель, ломота в конечностях. Часто описываются симптомы лихорадочного состояния: жар, озноб, холодный пот. Весьма образно показаны симптомы «удара» (инсульта), приведшего к параличу: «… губы поражённого сведены, глаз закрывается … рот скован и он не может говорить». Ярко описывается особая болезнь «височной жилы», возможно, связанная с приливом крови к голове, отчасти к глазам, что вызывало помутнение зрения.

    При распознавании болезни врачеватели особое значение придавали состоянию рта, носа, губ, длине и расположению волос на голове. Виду ног, ладоней, движению или покою тела, крикам, судорожным состояниям, различным проявлениям половой жизни. Визуально исследовалась кровь, моча, молоко женщин.

    Врачеватели Вавилонии и Ассирии пытались лечить болезни сердца, почек, глаз, ушей, опухоли, водянку, мочеполовые и женские болезни. В медицинских текстах можно обнаружить некоторую, часто непоследовательную, попытку систематизации. Так, например, описание болезней органов дыхания объединено одним заглавием или, вернее, вступительными словами: «Когда дыхание его рта затруднено». В особый раздел выделены болезни внутренних органов: печени, желчного пузыря и сердца. Наконец, в специальном трактате описаны болезни «большой жилы», похожие по своим признакам на воспаление нервов, подагру и ревматизм.

    При раскопках крупнейших городов (Вавилона, Ниневии) обнаружены следы благоустройства и сооружений общественной гигиены: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб. Имелись законы об выдворении из городов больных заразными болезнями и в первую очередь – «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» зачастую обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.

    Светских врачевателей в Вавилонии и Ассирии было очень мало и врачеванием в основном занимались жрецы, которые получали образование при храмах. Передача медицинских знаний осуществлялась в достаточно узком кругу посвященных в секреты врачевания. В текстах древней Месопотамии о медицинских школах для подготовки врачевателей не упоминается, видимо, они ещё не существовали.

    Общественное положение врачевателей во времена царя Хаммурапи было весьма высоким. В случае успешного излечения больного они получали достаточно высокое вознаграждение. Так, на один сикль (около 8 граммов серебра) можно было купить 300 литров зерна, а годовая норма мужчины составляла 550 литров в год. Столь высокая оплата связана с большим риском в профессии врачевателя из-за существовавшего в то время закона «талиона», который заключался в причинении виновному такого же вреда, который был нанесен им («око за око, зуб за зуб»).

    На протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии. Вместе с клинописью широко распространялись и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменений до начала нашей эры.
    Врачевание в древнем Египте

    Первые поселения в плодородной долине реки Нила, как считают историки, появились в VI тысячелетии до н. э., затем превратившиеся в города-государства. К IV тысячелетию до н. э. В северной части долины реки Нила сформировалось 20 таких государств, а в южной – 22. Впоследствии , на этих территориях образовалось два крупных царства: Северный (Нижний) и Южный (Верхний) Египет. Заслуги объединения обоих царств в единое государство приписываются царю Южного Египта – Менесу, которого считают основателем первой династии фараонов. Объединение Верхнего и Нижнего Египта способствовало формированию мощного централизованного государства.

    История древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э. до 395 г. н. э., когда после распада Великой Римской империи древний Египет вошëл в состав Византии.

    Характерные черты для древнеегипетской культуры сформировались в додинастический период (до III тысячелетия до н. э.). Это – периодическое письмо, религиозные представления, культ мертвых и характерный художественный стиль.

    Основу древнеегипетского хозяйства составляли ирригационное земледелие и скотоводство. Значительного развития достигли строительное искусство и ремёсла, а также прикладная химия, ветеринария и медицина.

    В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных периода: царский (XXX – IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. – 395 г. н. э.) и византийский (395 – 638 гг.), который переходит в средние века.

    Источниками информации о врачевании древнего Египта являются: иероглифические надписи и изображения на стенах гробницах и пирамидах, связанные с заупокойным культом, знаменитые медицинские папирусы, а также описания историков древности (греческий историк Геродот; V в. до н. э.).

    В настоящее время известно более десяти папирусов, которые частично или полностью посвящены врачеванию. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших. Древнейшим медицинским папирусом является Кахуанский, относящийся к эпохе Среднего царства и датируется примерно 1850 г. до н. э., посвящен родовспоможению и женским болезням. Папирус Бругша (около 1450 – 1350 гг. до н. э.) – самый древний из дошедших до нас документов по

    __________________________________

    Генрих Бругш (1827–1894) – немецкий учёный-египтолог


    педиатрии. В нем описаны болезни детей и проблемы здоровья матери и ребенка. Лечение болезней сосудов, сердца и суставов изложено в Берлинском папирусе № 3038, составленном около 1300 г. до н. э. В некоторых папирусах большое внимание уделено приемам магического врачевания, например, Лондонский папирус № 10059 и др. Наиболее полную и обширную информацию о врачевании древнего Египта дают два замечательных трактата, составленные в середине II тысячелетия до н. э. (эпоха Нового царства). Это, папирус Эберса, посвященный лечению заболеваний «всех частей тела» (найден в Фивах) и папирус Смита, посвященный лечению травматических повреждений (найден в Луксоре). Что касается описаний историков, то первый яркий очерк по истории древнего Египта дал в V в. до н. э. греческий историк Геродот.

    В медицинских папирусах сохранился перечень древних рецептов для лечения различных заболеваний. Так, папирус Эберса включает в себя 108 листов, достигает в длину более 20 метров и является своего рода «медицинской энциклопедией» древних египтян. Папирус содержит около 900 рецептов, что вполне соответствует его названию «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Встречаются лекарственные прописи для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных и кожных заболеваний, а также диетические и косметические рецепты.

    Древнеегипетскими врачами широко использовались для приготовления лекарственных средств: трава белены, полыни, листья подорожника, цветы ромашки, морской лук, можжевеловые ягоды, опий, кедровое и касторовое масло, спирт, уксус, вино, ладан, пивные дрожжи. Из минеральных продуктов применялись: селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль, мемфисский камень. Среди веществ животного происхождения получили распространение

    _______________________________________

    Георг Эберс (1837–1898) – немецкий учёный-египтолог и писатель

    Эдвин Смит (1822–1906) – американский учёный-египтолог

    жиры, желчь, мозг, печень, кровь, мед, молоко.

    В Древнем Египте существовали ботанические сады и огороды, в которых разводили лекарственные растения, при этом многие растения привозили из других стран. До нашего времени сохранились длинные списки привозных лекарственных средств, служивших объектом международной торговли.

    В каждом конкретном случае заболевания назначались определенные мази, пластыри, припарки, микстуры, полоскания, пилюли, клизмы и т. д.

    Врачеватели группировали лекарства по их фармакологическому действию: слабительные, рвотные, обезболивающие и т.д.

    Древнеегипетские врачеватели признавали существование как естественных причин болезней (кишечные паразиты, нарушение питания, изменения погоды), так и сверхъестественных (воля богов, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). Одновременно с этим существовало гуморальное учение, которое исходило из представления о четырех основных соках, являющихся носителями основных четырех элементов мира – огня, воды, земли и воздуха. Эти соки составляют человеческий организм и определяют его здоровье или болезнь. Среди врачевателей того времени также было распространено учение о «пневме» – живительном начале человеческого организма. По представлениям египтян, «пневма» – это особое содержащееся в воздухе невидимое и невесомое вещество. Во время вдоха оно поступает в лёгкие, оттуда проникает в сердце и далее по артериям расходится по всему телу. При болезни изменяются свойства крови и «пневмы». Этими представлениями определялся характер лечения, а именно: вызвать из больного организма выделение гнилостных веществ, которые в нём образовались, и удалить «дурную кровь». Египетские врачи применяли клизмы не только в лечебных целях, но и для очищения кишечника. Для удаления «испорченных веществ» давались рвотные, слабительные, мочегонные и потогонные средства. Применялись кровопускания для удаления «испорченной крови».

    Накапливая и используя множество эмпирических наблюдений, врачеватели при лечении заболеваний наряду с лекарствами использовали действия и обряды религиозного характера (молитвы, магические заклинания, заговоры).

    Ознакомление с внутренним строением человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачевателям присматриваться к строению и функционированию человеческого организма. Так постепенно появляются первые знания в области анатомии и термины для обозначения частей тела и органов человека: мозг, сердце, сосуды, позвоночник, желудок, мышцы, кишечник и т. д. Особое значение отводилось сердцу и сосудам, которые, по их мнению, играли определенную роль в жизни человеческого организма и течение заболеваний.

    Описание ряда болезней и их симптомов позволяет предполагать о некоторых знаниях египтян в области диагностики. В медицинских текстах описываются желудочно-кишечные заболевания (дизентерия, болезни, вызванные глистами), болезни дыхательных путей (бронхит, астма), глазные болезни (блефарит, конъюнктивит, трахома, катаракта) и кожные болезни (гангрена, жировые опухоли, мокрая экзема). Кроме этого, ревматизм, скарлатина, кровотечения различного происхождения, «опухоль одного дня», главным признаком которой был «зуд во всем теле или на одном месте» (возможно, это аллергия) и др.

    В папирусах дается описание ранних и поздних родов, а также указываются средства, позволяющие диагностировать бесплодие – «распознать женщину, которая может родить, от той, которая не может».

    Папирусы, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о накоплении сведений в области лечения ран, переломов и других травм. В хирургическом папирусе Смита описываются травматические повреждения различных частей тела: черепа, носа, подбородка, ушей, губ, гортани, ключиц, плеч, груди, грудной клетки, позвоночника и т. д. Папирус украшен рисунками частей и органов тела до и после операции, при этом он не содержит заклинаний и магии. На полях папируса Смита сделаны пометки следующего содержания: «Это лекарство хорошее», «Мне удалось вылечить эту болезнь».

    На одной из гробниц Древнего царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен), а на стене одного храма – изображения хирургических инструментов.

    В медицинских текстах дается своеобразная методика лечения, требующая от врачевателя осмотра больного, определения симптомов, постановки диагноза и способа лечения. Существовала и особая врачебная этика. Врачеватель должен был сообщить больному о возможном исходе лечения, применив одну из трех формулировок: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

    Большое значение египтяне придавали соблюдению гигиенических требований в связи с предупреждением заболеваний, в том числе инфекционных и паразитарных. Элементы санитарии и благоустройства обнаружены археологами при изучении развалин древнеегипетских городов.

    В древнем Египте существовала определенная специализация среди врачевателей: одни лечили внутренние болезни, другие оказывали хирургическую помощь. Причем, среди хирургов различались врачеватели, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов. Так, об уровне развития зубоврачевания свидетельствует найденная мумия (III тысячелетие до н.э.), у которой зубы, прикреплёны к другим зубам золотой проволокой, а в челюстях имеются отверстия, просверлённые при операции. Пользовались популярностью глазные врачи, так как заболевания глаз были характерны для жаркого климата Египта. Кроме того, жаркий и влажный климат способствовал распространению глистных заболеваний, поэтому наука о глистах являлась весьма важной отраслью врачевания и имела особое значение. Имелись «утробные врачи» – специалисты по лечению болезней желудочно-кишечного тракта.

    По свидетельству Геродота «врачебное искусство разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей; одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».

    Передача медицинских знаний осуществлялась в специальных школах при храмах, а также по наследству – от отца к сыну. За полвека до нашей эры в медицинские школы древнего Египта стали принимать хорошо подготовленных состоятельных иностранцев, что способствовало распространению медицинских знаний египтян в странах древнего мира и, прежде всего, в странах античного средиземноморья – древней Греции и древнем Риме.


    написать администратору сайта