Главная страница

Все эти факты связаны у нас определенными визуальными образами. Все эти факты связаны у нас определенными визуальными образами, иногда спорными с точки зрения истории, но тем лучше, они вызывают вопросы. Значит, визуализация информации может способствовать активизации познавательной деятельности


Скачать 17.92 Kb.
НазваниеВсе эти факты связаны у нас определенными визуальными образами, иногда спорными с точки зрения истории, но тем лучше, они вызывают вопросы. Значит, визуализация информации может способствовать активизации познавательной деятельности
Дата06.03.2020
Размер17.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВсе эти факты связаны у нас определенными визуальными образами.docx
ТипДокументы
#111134

Все эти факты связаны у нас определенными визуальными образами, иногда спорными с точки зрения истории, но тем лучше, они вызывают вопросы. Значит, визуализация информации может способствовать активизации познавательной деятельности.
Сравнение эффективности методов обучения показывает, что объединение таких методов обучения как практическое выполнение и ауди-визуальное представление резко повышает процент устойчивого воспроизведения материала.
Преимущества визуализации в обучении:

  • помогает правильно организовывать и анализировать информацию;

  • развивает критическое мышление;

  • помогает интегрировать новые знания;

  • позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.


Данная технология опирается на психологические особенности мышления. К особенностям мышления относят наличие стадий: активации, инкубации (созревание), инсайта ( проникновение в суть, озарение), рефлексии. Фазы технологии инструментально обеспечены методическими приемами.

Ментальная карта- способ развития визуального восприятия, визуального воображения. Это инструментарий для отображения в виде схем мыслей, планов, действий. Он позволяет не только фиксировать уже имеющуюся информацию, но и развивать мысль, визуализировать мышление. Прием разработан психологом Тони Бьюзеном. Обладанием навыком использования ментальных карт позволяет эффективнее запоминать и обрабатывать информацию.

Визуальная система координат – авторский вариант ментальной карты. Помогает работать с таким понятием, как «хронотоп» ( художественное время), например, в произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита», дать оценку истинным и ложным ценностям в художественном произведении.

Гугл-карта –это не столько приложение, сколько прием, способствующий сжатию информации (при изучении биографии поэта или писателя, при изучении хронотопа ( художественного пространства) и ее развертыванию.

Скрайбинг- создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл лекции или презентации более понятным. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.

Опорная схема – прием концентрации внимания на тексте, проблемк, регулятор погружения в ткань повествования. Это одно из активных деятельностных средств при работе с текстом, так как помогает учащимся разобраться в содержании произведения. Схемы, построенные пи изучении произведения, помогают систематизировать материал и подготовить ученика к написанию сочинения.

Кластер( кисть, гроздь) -графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Прием «Образ и мысль»5основан чувственно- эстетическом восприятии произведения искусства. Это стратегия вопросов, помогающих раскрыть суть картины, своеобразный диалог с ней: что вы видите? Кто видит что-то другое? Где находился художник? Какое у него было настроение? Как, по-вашему, называется картина? Это способ развития образного мышления посредствомпроникновения в суть картины. Авторский прием «Оживление картины» помогает глубже понять ее содержание: предлагаю детям представить себя в роли героев картины. Герои могут задавать друг другу вопросы, спорить, искать пути решения проблемы. К примеру, при работе над произведением А.С. Пушкина «Станционный смотритель» работаем с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Вопрос к отцу: что вы чувствовали, когда сын решил уйти от вас? Когда вернулся? Вопрос к сыну: что вы почувствовали, когда увидели отца?

Кроссенс6- «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей. Задача: составить ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Суть приема в том, что картинки, ушедшие с поля зрения, тут же забываются. «Умные картинки» кроссенса устроены по-другому: Они возникают пошагово, постепенно дополняя смыслы. В поле зрения учеников остаются визуальные образы. Кроссенс можно усложнить. За каждой картинкой может содержаться информация, изучив которую, дети будут готовы создать ассоциативную цепочку.

Прием ассоциаций – прием, основанный на «связи между отдельными представлениями, при котором одно из представлений вызывает другое».Данный прием позволяет работать с цветописью на уроках литературы. Так, при изучении стихотворения С. Есенина «Осень» работаем с ассоциациями к цветовым эпитетам («рыжему», «синему», «красному»). Прием не только развивает образное мышление, но и позволяет понять символику произведения. подтекстовую информацию.

Фоноспектограмма – прием, разработанный А.П.Журавлевым7. Он предположил, что не только слова, но и звуки обладают цветом: а- красный, и- синий, о- желтый...Этот прием позволяет увидеть «цветную музыку» стихотворения. Например, в поэме А. Блока «Двенадцать» первые строки стихотворения окрашены в спокойные цвета. К середине поэмы нагнетание красного (тревожного) цвета- и черного ( темно-синего). Красный - это  цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими «державным шагом» красногвардейцами, цвет «мирового пожара». Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой культуры, цивилизации, всего старого мира. Но А. Блок верил в революцию, в то, что ее участники сумеют преобразовать мир. Эта надежда воплощена в желтом  цвете ( преобладает в последних строках поэмы), который всегда был символом духовности, света. Именно в последних строках появляется Образ Иисуса Христа - вестника нового мироустройства

Таким образом, «сжатие» и «раскодирование» учебной информации в рамках технологии визуализации технологически могут быть достигнуты разными методическими приемами. Эти приемы можно использовать на разных этапах урока. Важно помнить, что данные приемы не самоцель, а средство достижения результата. Они способствуют не только умению работать с большим объемом информации, но и умению порождать новые визуальные образы и их вербализации.


написать администратору сайта