Главная страница
Навигация по странице:

  • Что уцелело от нея

  • Любовь с силою Архимедова рычага движет миром. Всемогущий рычаг


    Скачать 17.87 Kb.
    НазваниеВсемогущий рычаг
    АнкорЛюбовь с силою Архимедова рычага движет миром
    Дата05.04.2023
    Размер17.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛюбовь с силою Архимедова рычага движет миром.docx
    ТипДокументы
    #1038440

    Любовь с силою Архимедова рычага движет миром. 
        И. А. Гончаров

        Этот “всемогущий рычаг” двигает и Ф. И. Тютчева. Тютчев — поэт любви! Но любовь у него не тиха, не спокойна, не блаженна, как у Гончарова в романе “Обломов”. Основной идеей творчества Тютчева является противопоставление хаоса и космоса: под этим углом у Тютчева показана любовь. Хочу привести слова В. Соловьева: “Но и сам Гете не чувствовал так сильно ту таинственную основу всякой жизни — природной и человеческой — основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества...” Уж не любовь ли это? “Таинственная основа всякой жизни ” ?

        Любовь, любовь — гласит преданье — 
        Союз души с душой родной — 
        Их съединенье, сочетанье, 
        И роковое их слиянье, 
        И... поединок роковой...

        Эти строки из стихотворения Ф. И. Тютчева “Предопределение”. Здесь мы видим любовь в понимании поэта. Хочу обратить внимание на сильную паузу после союза “и”: таким образом Тютчев выделяет основные слова стихотворения “поединок роковой”. Он как бы обрушивает их на нас, как бы говорит, что возражений этому определению нет и быть не может! В этом стихотворении поединок любви предстает нам борьбой двух душ, с одной стороны, родных, а с другой — противостоящих друг другу. А как это отражено с точки зрения полифонии? Здесь преобладают звуки “л”, “м”, “р”, “о”, “е”, “и”, которые одновременно представляют вещи нежные, мягкие и громкие, страшные, мрачные. Мы опять видим противопоставление, поединок. 
        А теперь я хочу разобрать стихотворение, в котором мы видим поединок любви и судьбы. Конечно, мы не можем точно говорить о борьбе любви с судьбой, так как любовь и судьба одновременно и соединяются, и противопоставляются.

        ...О, оглянися, о, постой, 
        Куда бежать, зачем бежать?.. 
        Любовь осталась за тобой, 
        Где ж в мире лучшего сыскать?..

        Здесь Тютчев, можно сказать, осуждает человека за его ненасытность: человеку дано высшее благо — любовь, а он еще куда-то бежит, чего-то хочет. Поэт показывает, что человек все равно бессилен перед любовью, перед судьбой:

        ...Из края в край, из града в град 
        Судьба, как вихрь, людей метет, 
        И рад ли ты, или не рад, 
        Что нужды ей?.. Вперед, вперед!..

        И чтобы усилить этот роковой смысл роковой любви, Тютчев использовал в этом стихотворении кольцевую композицию. 
        Действительно, роковой для жизни любовь предстает перед нами в стихотворении “Близнецы”. Вспомните его последние строки:

        И кто в избытке ощущений, 
        Когда кипит и стынет кровь, 
        Не ведал ваших искушений — 
        Самоубийство и Любовь!

        Вот уж точно, что любовь может привести к самоубийству. Поэтому Тютчев не случайно называет их близнецами. При этом одни близнецы — Смерть и Сон — противопоставляются другим близнецам — Самоубийству и Любви. Вот он опять — “поединок роковой”! 
        Продолжая тему объединения, хочу обратить внимание на стихотворение “Два единства”:

        “Единство, — возвестил оракул наших дней, — 
        Быть может спаяно железом лишь и кровью...” 
        Но мы попробуем спаять его любовью, — 
        А там увидим, что прочней...

        Здесь любовь, конечно, не роковая. Но я хочу показать поединок “железа, крови” и любви. В этом стихотворении Тютчев говорит о франко-прусской войне (“кровь льется через край...”) и призывает к миру — к любви! Что можно сказать об полифонии: [жъл'э'зъ, кро'в' и л'убЪ'в']. в первых двух словах преобладают мрачные и страшные вещи: звуки “р”, “ж”, “я”; а в слове “любовь” звуки “л”, “в”, “о” обозначают вещи мягкие и нежные — мы видим противопоставление... 
        А почему же Тютчев пишет о роковой любви, почему не о любви мягкой и спокойной? Мы знаем, что поэт много раз любил, и, очевидно, он от этого страдает, любовь для него — “роковой поединок” двух душ. Например:

        ...Не верь, не верь поэту, дева; 
        Его своим ты не зови — 
        И пуще пламенного гнева 
        Страшись поэтовой любви!..

        Очевидно, здесь Тютчев пишет про себя самого; рассказывает о своей любви — “пламенном гневе”, роковом “гневе”. 
        Сейчас я хочу разобрать еще одно автобиографическое стихотворение Тютчева, связанное с любовью поэта к Е. А. Дени-сьевой. Это мое любимое стихотворение “О, как убийственно мы любим...”. Здесь поэт говорит о том, что любовь не вечна и что ее нужно охранять, иначе она умрет:

        Год не прошел — спроси и сведай, 

        Что уцелело от нея?

        Также Тютчев показывает, как прекрасное чувство любовь может стать роковым для человека:

        Судьбы ужасным приговором 
        Твоя любовь для ней была, 
        И незаслуженным позором 
        На жизнь ее она легла!

        Таким образом, в этом стихотворении мы видим “роковой поединок” любви в душе поэта: он хочет любить, не боится обжечься, не желает делать кому-либо больно. А теперь я хочу сказать о том, что любовь у Тютчева становится роковой именно из-за его хаоса-космоса, из-за его двойного бытия. В этом самом двоемирии, которое, надо сказать, является и основным мотивом лирики Фета, любовь у Тютчева тоже раздваивается и начинает бороться сама с собой: с одной стороны, тютчевская любовь ласковая и нежная, а с другой — страшная, губящая людей, роковая... В связи с этими мотивами хаоса, двойного бытия последним стихотворением, которое я бы хотела разобрать, будет “О вещая душа моя!..”. Может показаться, что это стихотворение не связано с любовью, но ведь “сердце, полное тревоги, бьется на пороге как бы двойного бытия”?!

        ...Так, ты жилица двух миров...

        Вот она, наша душа, которая все время мечется в двойном бытии, мечется из-за “рокового поединка” любви. Выражение любви в этом стихотворении мы найдем и в полифонии: преобладают звуки “е”, “о”, “а”, “л”, “в”, “н”, “ш”, “ж”, которые обозначают нежные, ласковые, любовные вещи и в то же время вещи великие, глубинные, всеобъемлющие — хаос. 
        Таким образом, подводя итог, хочу сказать, что любовь как “роковой поединок” пронизывает все творчество Тютчева, всю его душу. Из любви как “рокового поединка” у Тютчева выросла вся любовная лирика Блока, Цветаевой. Вот какое наследие подарил нам великий поэт! 
        Поистине “любовь с силою Архимедова рычага движет миром”. Она “двигала” Фета, Тютчева, потом Блока и до сих пор “двигает” всех нас. Ведь в нашей жизни любовь — тоже “поединок роковой”.


    написать администратору сайта