Главная страница

СВЕДЕНИЕ — курс. Vstсинты Omnisphere Korg Legacy Collection Roland Cloud Sublab ezkeys Плагины для обработки


Скачать 159.19 Kb.
НазваниеVstсинты Omnisphere Korg Legacy Collection Roland Cloud Sublab ezkeys Плагины для обработки
Дата06.01.2022
Размер159.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСВЕДЕНИЕ — курс.docx
ТипДокументы
#324845

VST-синты:


1. Omnisphere
2. Korg Legacy Collection +
3. Roland Cloud +
4. Sublab +

5. EZkeys


Плагины для обработки:


1. Fabfilter Pack +
2. Waves Pack +
3. Valhalla Pack +
4. Cableguys ShaperBox 2 +
5. Guitar Rig или AmpliTube VST
6. ADPTR Metric AB (Plugin Alliance PACK) +
7. BX meter (BrainWorx Bundle + Alliance) +
8. Bx refinement (BrainWorx Bundle + Alliance) ?

9. Slate Digital Pack (Fresh Air) +

11. Lurssen Mastering Console - IK Multimedia +

12. Wavesfactory Trackspacer 2.5 +

13. RC-20 +

14. ADPTR METRIC AB

15. STREAMLINER
Буферизация — чем ниже, тем лучше. Но ПК может не вывозить.
(8 сэмплов — 1024 и так далее)

при записи лучше делать минималку


Виды обработки:



1. Динамическая обработка — приведение громких и тихих участков к среднему значению [компрессия, лимитр, гейт, диэссер]

2. Частотная обработка — обработка частот вокала (или инструментов)
[эквалайзер, сатуратор, многополосная компрессия]
3. Психоакустическая обработка — сатурация, AMP модуляторы (комбик)
4. Пространственная обработка — добавление пространства в микс [ревёрб, дилей]

ВАЖНО: чтобы микс звучал хорошо, нужно выбрать КАЧЕСТВЕННЫЕ исходники! Подход к обработке — «лечить» болезни микса.


нужный подход к обработке:


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: необходимо полностью подписать и распределить каналы по группам.

    (мелодии к мелодиям, ударные к ударным, вокал — к вокалу)




  1. ОФОРМЛЕНИЕ ПОСЫЛОВ

    (лучше сделать готовый темплид: заготовить самые необходимые плагины/пресеты):

    необходимо выставить плагины на return канале
    (преимущественно ревёрб и дилей)

    (примечание: insert эффект лежит прямо на дорожке, return лежит на aux/return канале)

    ВАЖНО: плагины на посыле должны быть сто процентов WET



  2. Начать делать баланс громкости проекта (сюда также входит панорамирование)

    А ПОТОМ ТОЛЬКО НАДО НАЧИНАТЬ СВДЕНИЕ


ВАЖНО ПОМНИТЬ ПРО HEADROOM — запас громкости.

Общая громкость проекта (до этапа мастеринга) должна быть в диапазоне
от -12 до -6 децибел.

Затем при мастеринге громкость поднимается L2 + компрессией до -14 luffs.

АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ:

1. Психоакустическая обработка (сатурация) [герцы]

2. Частотная обработка [герцы]

3. Динамическая обработка [децибелы]

4. Пространственная обработка
Обработки нужны конкретно для решения определенных задач!



  1. ПСИХОАКУСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА



— воздействие на тембры звука (amp модуляторы, сатураторы, преампы)

Сатурация — искажение синусоидной волны, придание новых гармоник.
Синус лишён гармоник, остальные рисунки имеют.
Чем больше гармоник, тем ощутимей сигнал в спеткре
Тон — спектрум (spectrum)

Любой аналоговое устройство даёт сатурацию (из-за электрический цепи)
Как работают настоящие миксы?


сатураторы:

DEVASTOR D 16 GROUP — многополосный дисторшн
DECIMORT – биткрашер
REDOPTER — ламповый дисторшн

WAVESFACTORY — касета

WAVES J 37 — касета

SOUNDTOYS DECAPITATOR
Вокальная стаурация-эквализация — SLATE DIGITAL FG-N

TREX Bundle:
1) LA 2A – компрессеро с идеальной сатурацией
2) SoftTube FullRange EQ — вокальный эквалайзер
3) Waves SCHEPS 73 — вокальный эквалайзер

ВОКАЛЬНЫЕ ЭКВАЛАЙЗЕРЫ — нужны для подкрашивания голоса
(используется после Q3)

TUBE-TECH — мастеринговый компрессор и эквалайзер

Транзиент Шейпер — контролирует затухание сигнала и аттаку сигнала.

2. ЧАСТОТНАЯ ОБРАБОТКА
ЧАСТОТЫ:

низкочастотный диапазон (саббасс + басс) — от 20 ГЦ до 300 ГЦ

среднечастотный диапазон — от 300 ГЦ до 3-6 кГЦ

высокочастотный диапазон — от 6кГЦ до 20кГЦ

частотный диапазон инструментов:



примечание: скорость длины волны звука на низких частотах очень низкая, поэтому там можно услышать много косяков
ВАЖНО: Эквалайзером нужно срезать неслышимый диапазон (гармоники), чтобы они впоследствии не конфликтовали с другими тембрами при повышении громкости (например: нужно срезать низкие у хай-хетов).

Режимы работы эквалайзера:



  1. Стерео (классика)

  2. Канальная эквализация (лево/право)

  3. Mid/Side эквализация (моно/стерео)


один и тот же звук, записанный в 2 канала с противофазой, исчезает.

СТЕРЕО
МОНО — одинаковая громкость сигнала и в обоих динамиках
ПСЕВДОСТЕРЕО — одна волна панорамирована влево, другая вправо (отличий от моно никаких)
Imager расширяет стерео либо из моно звука делает псевдостерео.
ТРУ СТЕРЕО — две волны с небольшой разницей в фазе, которые звучат в обоих динамиках немного по-разному
У ТРУ СТЕРЕО 3 составляющих:

  1. моносигнал (сумма фаз) — mid

  2. левая фаза сигнала — side

  3. правая фаза сигнала — side


PS:
Левая и правая фаза — side
Монофаза —
mid
ТРУСТЕРЕО = МОНО (mid) + СТЕРЕО (side)
Параметрический эквалайзер (Q3) — частоты, которые регулируются зафиксированы — есть выбор частоты, громкость частоты

Графический эквализация — фиксированный частоты
3. ДИНАМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА
Представители: компрессоры, гейт, многополосные компрессоры, лимитер, динамический эквалайзер, диэссер, максимайзер
Динамический диапазон (RMS или LUFS) — диапазон от минимальной громкости до максимальной.

Акцент — момент, который должен звучать громче
ISO — стандартные динамические диапозоны

Инструменты нужно записывать с большим динамическим диапазоном (очень громко) (декомпрессии (расширения диапазона звука) не существует)
если звук -60 дб, то ничего не слышим
GLUE КОМПРЕССОР:

Верхний потолок компрессора — Treshhold
Нижний потолок — Makeup (или gain в других)
Release — затухание тембра

Attack — первый всплеск звука

Decay — длительность фундамента тембра

Ratio — cила сжатия (сила компрессии)
Oversampling — позволяет просчитывать процессы компрессором быстрее в несколько раз. (на лимитере лучше ставить как можно больше для лучшего результата)

FET Компрессор — CLA76 (подходит для мелодичного звука)
Оптический компрессор — CLA2A (быстрее работает, подходит для фаст флоу, быстрее работает)
все компрессора имеют свой характер — делают уникальными тембры.

GATE — Шумодав — cтавится первым в цепочке.

Лучше использовать для акустических ударных. Жестко гасит release (хвост).
Можно использовать чтобы внести реверб в тембр.
Чтобы использщзовать тригеры — нужно на дорожке нажать sends on.



Тембры с малым динамическим диапазоном — звучат громче и плотнее чем обычные.

Компрессор делает громкие и тихие участки звучащими одинаково.
Limiter — срезает всё выше 0 db.

HEAD ROOM — запас громксости. Необходим для того, чтобы мастерить. (от –6 до -12)


RMS — степень плотности
МНОГОПОЛОСНЫЙ КОПРЕССОР (идёт после основного компрессора)
Fabfilter MB — создает 6 полос (чаще на групповые обработки или мастеринг)
Помогает точечно скомрпессировать звук по диапазонам частотам
(это может сделать динамический эквалайзер, но он это делает точечно и зачастую меняет характер
Динамический эквлайзер — прооперировать малееткуб частоту

Многополосный компрессор — жесткие моменты

Динамический эквалайзер — проблемная частота не вырезается на протяжении всей дорожки, а только тогда когда она проблемная.




  1. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА


в миксе существуют ПЛАНЫ ПРОСТРАНСТВА (их обычно 5-6)
и ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЗВУКА —
расположение звука правее/левее, выше/ниже

ПЛАН ПРОСТРАНСТВА — расположение звука в миксе: дальше/ближе

1 ПЛАН (самый близкий) — барабаны/ударная партия
(бочка, бас, клеп снеер — в центре перед слушателем)

(основной хэт обычно по центру, но возможны эксперименты)

ЛИД-ВОКАЛ тоже находится в центре

2 ПЛАН (средний план)

больше подходит для мелодий, которые задают ритм песни

3 ПЛАН (дальний план)

для полноты объёма микса используется дальний план — туда пойдут пэды, фоновые гитары и тд.





4 ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПЛАНОВ ПРОСТРАНСТВА: реверберация, дилей, громкость, эквализация (чем дальше — тем меньше верхних и низких частот)

2 ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ:

панорама, эквалайзер

ВАЖНО: сначала строится позиционирование звука (правее/левее, выше/ниже) — а затем план пространства (дальше/ближе)

ДЗ 1: статья (+), книга Гибсон, скачать плагины

ДЗ 2: попробовать режимы эквалайзера, понимание противофазы, стерео/моно, кижка

ДЗ 3: попробовать компрессию, посмотреть как работает атака
ДЗ 5: тестировнани сатурации
ДЗ 6:

1) КАК МОНИТОРИТЬ ЗВУКОВУЮ ВОЛНУ
— bx meter
СТАТЬЯ:



В этой статье я хочу кратко остановиться на плагинах, предназначенных для обработки сигнала (в простонародье ? эффектах и примочках). Для тех, кто не знает, что такое плагин, (plugins - по буржуйски, если перевести дословно, получится нечто вроде "подключи к".
Поясню: плагин – это модуль, который подключается к какой либо программе (в нашем случае к программе обработки звука типа Cubase, Sonar и т.д.), в результате чего программа приобретает некие дополнительные функции (в нашем случае появляются дополнительные аудио-эффекты). В большинстве случаев плагины не могут работать самостоятельно, а работают только под управлением основной программы (ее еще называют программа-хост).

Плагины бывают двух типов:DX (директ-икс) –  плагины, использующие стандартный для Windows способ подключения к хост-программе, 
и VST- плагины, использующие стандарт фирмы Steinberg (фирма – разработчик знаменитого Cubase). Для пользователя Cubase и WaveLab разницы практически нет, так как эти программы поддерживает оба формата. Пользователям Sonar, SoundForge и некоторых других программ не поддерживающих VST для использования VST-плагинов придется использовать специальную программу-адаптер. В дополнение к сказанному стоит заметить, что многие плагины-обработки поставляются не по одиночке, а целыми комплектами (пакетами).

 

2. Краткая справка по эффектам

В этой главе я кратко раскажу о назначении эффектов (полезно прочитать начинающим).

 

Приборы динамической обработки

Компрессор (compressor)

Компрессор – это прибор, позволяющий сгладить динамический диапазон сигнала. Если говорить упрощенно: то что было тихим, станет громче, а то что было громким, станет несколько тише. В результате звук станет более плотным. Кроме того компрессор позволяет выровнять технические дефекты записи: например при записи вокала вокалисты (особенно не опытные) мотают головой, размахивают туда-сюда микрофоном, периодически подпрыгивают, дрыгают ногами и вытворяют прочие развеселые выкрутасы, что приводит к плаванию уровня громкости. В этой (и во многих других ситуациях) поможет компрессор, который сгладит изменение уровня.

Применение компрессора также позволяет поднять уровень трека, если простое увеличение уровня сигнала уже не помогает (начинается клипование).

Советы:

Если какой-либо трек звучит недостаточно мощно, не спешите выводить до конца его фейдер громкости или ставить "крутую" компрессию. Сначала посмотрите, звук с каких треков может его заглушать. Приберите слишком громкие треки. Это поможет вам сохранить прозрачность звука.
    Первые претенденты на компрессирование это вокал и бас-гитара. Как правило их в той или иной мере компрессируют всегда. Трек гитары с овердрайвом и прочими "металлическими" примочками компрессировать бессмысленно, т. к. подобные примочки сами по себе являются компрессорами. Дополнительная компрессия этих треков приведет к перекомпрессии, т.е. к плоскому неразборчивому звуку.
    Не переусердствуйте: перекомпрессия любого трека может привести к плоскому невнятному звучанию и к искажениям.
Обратите внимания на то, что компрессор, включенный после ревербератора (эффект искусственного эха) вытянет "хвосты" реверберации, т.е. усилит эхо-эффект. Компрессирование тарелок приведет к тому, что их звук будет медленнее затухать, тарелка будет дольше "шипеть". Кроме того сильная компрессия обычно "вытягивает" и усиливает присутствующие в исходном сигнале шумы.

 

Многополосный компрессор (Multi Band Compressor)

Многополосный компрессор это достаточно сложный динамический прибор, который состоит из кроссовера (фильтра, разделяющего сигнал на несколько частотных полос. Обычно деление производится по принципу высокие-средние-низкие, но бывают и более сложные случаи, напр. четыре, пять и более полос), и нескольких модулей компрессии, каждый из которых производит компрессию в своей частотной области.

Зачем это нужно: Например компрессируется акустическая или ?непримоченная? гитара. Основа звука этих инструментов лежит в среднечастотной области (от 500 Гц до 5 кГц). Звук в низкочастотной области отвечает за плотность звучания, за "мясо". Если применить для обработки гитары обычный компрессор, то он откомпрессирует все частоты одинаково. Таким образом, пытаясь вытянуть "серединку", мы заодно откомпрессируем "басы", что может привести к бубнящему, неразборчивому звуку, и "верхи", где находится шипение, производимое компонентами звуковой карты микрофонного предусилителя (если таковой имеется). Многополосный компрессор компрессирует каждую область частот отдельно, что позволяет, например в случае с гитарой, "зажать" верхи выше 5 КГц, и наоброт, "вытянуть" среднечастотную область. Очень неплохо применить многополосный компрессор для обработки вокала и бас-гитары. Возможно применение многополосного компрессора и в мастеринговой цепочке, для общей коррекции звука микса.

 

Нормалайзер (Normalazer)

Самый беспонтовый из приборов динамической обработки. Этот эффект просто поднимает уровень сигнала таким образом, чтобы максимальный пиковый уровень сигнала был на уровне 0 дБ (иногда этот уровень можно регулировать). В некоторых источниках рекомендуют производить нормализацию трека сразу после его записи. Подобный подход позволяет свести к минимуму цифровые искажения звука, связанные с ?потерей битности? низкоуровневых сигналов. Хотя трек, с правильно подобранным уровнем записи в подобной обработке не нуждается.

 

Максимайзер (Maximizer)

Максимайзер – это разновидность компрессора, предназначенная для финального мастеринга (т.е. для обработки уже сведенного произведения). Если говорить упрощенно, то компрессия в максимайзере происходит таким образом, что он не реагирует на мелкие всплески сигнала, а усиливает усредненную (обычно среденквадратическую) мощность. Обычно мастеринговый максимайзер работает в сочетании с лимитером, т.е. прибором, который не дает сигналу превысить некоторый уровень (обычно 0 дБ).

Советы:

    Если вы вещаете мастеринговый лимитер-максимайзер в мастер-секцию вашего редактора (Sonar, Cubase), вешайте его последним (перед дизеринговым процессором, если он идет отдельным плагином).
    Сначала сведите композицию без максимайзера, таким образом, чтобы уровень сигнала не превышал 0 дБ (иногда в пиках можно допустить незначительное клипование, его впоследствии сгладит лимитер), после чего подключите лимитер-максимайзер, и установите желаемый уровень компрессии (обычно 2,5-3 дБ) . Возможно после этого потребуется дополнительная корректировка уровней некоторых дорожек.
    Не переусердствуйте. Если вы установите слишком большой уровень компрессии, то звук начнет ?проваливаться?, появятся искажения.

 

Деэссер (Deesser)

Дээссер – это прибор, производящий компрессию в узкой области частот, соответствующей шипящим и свистящим звукам (с, ш, щ, ц, ч) таким образом, чтобы избежать в этом диапазоне резких всплесков и выбросов. Использование дээссера позволяет сгладить дефекты исполнения, когда вокалист слишком "цыкает", "плюется", и т.д.
 

 

Психоакустические преобразователи

Психоаккустические преобразователи – это приборы, обрабатывающие звук с учетом физиологических и психодогических особенностей восприятия звука человеческим ухом.

 

Энхансеры и эксайтеры (Enhancer & Exciter)

Эти приборы относятся к классу психоаккустических преобразователей. В основное их работы лежит спектральное обогащение исходного сигнала специальным образом сгенерированными гармониками. Если перевести все это на нормальный человеческий язык то звук становится более ярким, а партии инструментов – более разборчивыми. Эксайтерами можно обрабатывать как отдельные инструменты, так и всю композицию в целом. Особенно хорош эксайтер для обработки голоса.

Советы:

    Неправильная настройка эксайтера может привести к искаженному звуку и усилению высокочастотного шипения.
    Если в цепочке обработки сигнала участвует ревербератор, то лучше ставить эксайтер до него, во избежание насыщения шумового "хвоста"реверберации.

 

Ламповые Амплиффер-моделлеры и комбо-эмуляторы   (Ampliffer-modeler & Combo Emulator)

Это целый класс устройств, позволяющий приблизить звучание к опять входящему в моду старинному ламповому звуку. Комбо-эмуляторы предназначены в первую очередь для обработки электрогитар, и зачастую содержат модули овер-драйва, хоруса и других гитарных примочек. Эмуляторы ламповых усилителей предназначены для мастеринговой обрабртки сигнала.

 

Дизеринг-процессоры (Dithering processor)

Если не вдаваться в подробные и сложные описания, то дело обстоит примерно так: процессы преобразования аналогового звукового сигнала в цифровой и цифрового в аналоговый сопровождаются специфическими искажениями сигнала, (появлением так называемого шума квантования).

Дизеринг-процессор добавляет к обрабатываемому сигналу специальным образом подобранный шум, который маскирует шум квантования. Такой вот парадокс: добавляем к сигналу шум, в результате звук получается чище. Кроме того, процессоры дизеринга часто бывают совмещены с системой нойз-шейпинга (noise-shaping). Суть нойз-шейпинга заключается в переведении получившейся после дизеринга шумовой компоненты сигнала в область частот, слабо воспринимаемую человеческим ухом.

Советы:

    Хотя на практике разницу между сигналом, прошедшим дизеринг-обработку и не прошедшим ее можно услышать только на хороших студийных мониторах использовать дизеринг при мастеринге все же следует (по крайней мере хуже от этого никому не будет). Особенно это касается случаев, когда треки в проекте имеют частоту дискретизации 48.000 Гц, а сведение производится на обычный CD с качеством 44.100 Гц. Внимательно следите за тем, чтобы дизеринг был включен только один раз. В противном случае увеличится уровень шума.
    Включайте дизеринговый процессор в мастеринговой цепочке последним (обычно сразу после лимитера-максимайзера). 
 

 

Приборы частотной коррекции

 

Эквалайзеры, фильтры

Частотные фильтры и эквалайзеры, наравне с приборами динамической обработки, можно назвать самым главным инструментом звукооператора. С помощью фильтров можно "развести" инструменты по частотам, сделать микс более прозрачным и сбалансированным. Но неумелое использование фильтров может и напрочь "убить" звук, создать перегруженное, грязное звучание. Применение фильтров (или эквализация) это целая наука, которой можно посвятить не одну статью. Но основной критерий, это конечно же уши…

Фильтры бывают разные, низкочастотные фильтры, (LP), высокочастотные фильтры (HP), полосовые фильтры режекторные (заграждающие), а так-же эквалайзеры – приборы состоящие из нескольких десятков полосовфх фильтров, из которых можно самостоятельно выстроить практически любой фильтр. Рассмотреть все принципы эквализации в рамках небольшой статьи не представляется возможным, да, честно говоря, я и сам в этом порой плаваю…

Но пару хороших советов дать могу:

    Лучше отрезать, чем накрутить. Не спешите добавлять фильтром (эквалайзером) уровень каких-либо характерных частот инструмента, возможно просто нужно найти частоты, которые "забивают" звук. Срежьте эти частоты, и вы выделите инструмент, сохранив прозрачность звучания.
    Срезайте ненужное. Если вы обнаружили у бас-гитары что-то выше 5 Кгц, это можно смело срезать. 
Основной звук бас-гитары формируется в диапазоне 150 -800 Гц,
в районе 1,5 – 5 Кгц лежат частоты, ответственные за щелчки струн и "пальцовку",  а выше – грязь, мусор, шип и высокочастотные наводки). 
У хай-хета можно смело отрезать все ниже 100-300 Гц, общий звук от этого только выиграет. 
 

 

Приборы, основанные на временной задержке сигнала
 

Дилэй (Delay)

Дилэй в грубом переводе с английского означает задержать. В принципе это отражает сущность прибора в простейшем случае – он состоит одной или нескольких из линий задержки, которые как попугаи повторяют входной сигнал. В результате получается нечто вроде эхо в горах. Особенно вкусно этот эффект выглядит, когда скорость повтора кратна темпу композиции. Можно повесить подобный эффект на гитару, или на ключевые слова вокальной партии (типа "кровь", "любовь", "жизнь" и. т.д.).

 

Ревербератор (reverb)

В примитивном случае ревер представляет собой делей, часть сигнала с выхода которого поступает обратно на вход. В результате получается "хвост", состоящий из большого числа затухающих повторов, что имитирует многократные отражения сигнала от пола, стен, и т.д. в реальном помешении. Существуют ревербераторы на более сложных принципах, напр. конволюционные ревербераторы, суть действия которых заключается в востоновлении аккустических свойств помещения по единственному эхо-образцу (так называемому импульсу), путем сложных математических процедур.

 

Хорус (chorus)

Хорус- это прибор, иммитирующий эффект хорового пения, который достигается путем сложения двух сигналов: исходного, и сигнала с небольной задержкой. Обычно параметры модуля задержки модулируется низкочастотным генератором, что создает специфический "плавающий" эффект. Хорус –  очень хорош для обработки вокала и "непримоченных" электрогитар, создает теплое и немного старомодное звучание.
 

 

Флэнжер (Flanger)

Если говорить упрощенно, то фленжер – это экстремальный вариант хоруса. Создает своеобразное очень узнаваемое звучание. В настоящее время используется довольно редко.

Совет: При работе с подобными приборами старайтесь подобрать частоту модуляции, скорость повтора, и тому подобные параметры кратными скорости вашей песни. На многих плагинах есть кнопка "SYNC" или что-то в этом роде… Если подобной кнопки нет, можно подстроить скорость вручную, например под метроном или под бас-бочку…

Иногда в плагинах присутствует кнопка "TAP". Кликая мышкой по этой кнопке в такт ритму можно подобрать необходимую скорость повторов.
 


написать администратору сайта