Феодализм как соц эко система. Феодализм как социально. Вся сосредоточена в руках класса феодалов
Скачать 31.07 Kb.
|
Феодализм как социально-экономическая и политическая система. Его признаки, причины и пути становления. Смысл феодальной системы. Организация феодального класса. Сословия. Феодализм – соц. - экономический строй в средневековой Европе. Концепция сословий: Церковники, клир (умственный труд, наука, культура, религия) Феодал Крестьяне Горожане (бизнес) В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находившегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. Переход к феодализму от рабовладельческого уклада можно рассматривать прогрессивным явлением всемирной истории. При феодализме оформляется мелкое крестьянское производство, парцелярное хозяйство Крестьянин, в отличие от раба, был заинтересован в своем труде. Хар-е черты феодального строя: Господство крупной земельной собственности, которая вся сосредоточена в руках класса феодалов и является основой средневекового феодального общества. Сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, т.е. крестьян, которым феодалы на разных условиях раздавали в держание землю. Крестьяне, получая от феодалов землю в держание, никогда не становились ее полными собственниками. Сущность производственных отношений феодализма состояла в том, что вся земля была разделена между землевладельцами и они наделяли землей крестьян. Наделение феодалами крестьян землей являлось своебразной формой их эксплуатации. Земля являлась видом натуральной з/п, она давала крестьянину прибавочные продукты, которые поступали землевладельцу. Внеэкономическое принуждение крестьянина. Первые формы внеэкономического принуждения сводились только к судебной зависимости крестьянина от феодала. Феодальная рента являлась экономическим механизмом реализации собственности феодала на землю. В феодальном обществе рента выступала в трех видах: барщина, или отработочная рента; продуктовая рента, или натуральный оброк; денежная рента, или денежный оброк. Организация феодального класса: Монарх Герцоги – главы больших областей Графы – главы небольших областей Бароны – командиры местных военных ополчений Рыцарь – конный воин Каждому войну давали опред. кол-во крестьян и земли. Крестьяне должны были содержать военную элиту, т.к. крестьянин не могу позволить себе купить обмундирование, so войны их защищали. Взаимовыгодное сотрудничество и все дела. Феодальная раздробленность. Её причины и результаты. Страны Европы в эпоху феодальной раздробленности, IX-XI вв. (рассказать о любой стране на выбор). Х—XII вв. являются периодом политической раздробленности. Феодальная раздробленность - это политическая и экономическая децентрализация государства, создание на территории одного государства практически независимых друг от друга самостоятельных государственных образований, формально имевших общего верховного правителя. Причины: Сложившаяся монопольная собственность феодалов на землю находила отражение в нормах права. Результаты: Феодальная раздробленность - завершение процесса формирования феодальных отношений и расцвета феодализма в Западной Европе. Это был закономерный и прогрессивный процесс, обусловленный подъемом внутренней колонизации, расширения площади обрабатываемых земель. Средневековые города. Причины и пути их становления. Цехи и гильдии. «Коммунальная революция». Средневековые города – концентрат цивилизации. Городища – укрепления военных, крепости. Численность городов на территории Западной Европы была неравномерна. Больше всего городов сосредоточено в романизированных ареалах Европы — прежде всего, в Италии. В городах развивалась внутригородская и внешняя торговля. Феномен средневекового города – следствие обособления и развития ремесла. С эволюцией развитого феодализма ремесло становится все более и более самостоятельной и ведущей отраслью в городе. Ремесло развивалось поэтапно: ремесленное производство на заказ. соединение ремесла с рынком; ремесленник уже становится товаропроизводителем. За самоуправление в городах, против зависимости от феодалов. Коммунальное движение, которое привело к городской независимости, послужило причиной еще одного явления — складывания городского патрициата, которого не было на ранней стадии развития средневекового города. Суд, финансы, городская администрация начинают постепенно сосредотачиваться в руках патрициата. В результате в XIII-XV вв. почти во всех странах Западной Европы развертывается борьба уже внутри города — борьба горожан с патрициатом. Несмотря на некоторые особенности в разных городах Западной Европы эта борьба заканчивается победой богатых ремесленников и торговых слоев города, которые устанавливают городское олигархическое управление, практически сливавшееся с городским патрициатом. Олигархическое управление действует в интересах богатых горожан. Социальная борьба, развернувшаяся в городе, прошла три этапа. Первый этап — коммунальное движение, второй этап — борьба с патрициатом, и третий — борьба городского ремесленного плебейства против богатых мастеров и купцов, слившихся с патрициатом, и против городской олигархии. А дальше надо рассказать о Промышленном севере и торговом юге, так что вешайте ей любую поебень из Борделя, которую знаете. Например: С ростом городов возрастает ремесленное производство, растет и торговля. Город и возникший вокруг него рынок становятся основой для образования единого внутреннего рынка. В это же время начинают складываться крупнейшие торговые купеческие компании, которые были важны не только для самой торговли и образования торгового капитала, но и играли огромную роль в политических коллизиях Западной Европы, являясь средоточием ее богатства и тем самым определяя ее политическую жизнь. Крестовые походы. Причины, направления походов, события, вожди, результаты. В исторической науке принято рассматривать Крестовые походы как войны западно-европейских феодалов, горожан, крестьян, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Африка) против «неверных» (мусульман) и для освобождения из-под власти «неверных» Гроба Господня, христианских святынь и Святой Земли — Палестины. Это движение было организовано с благословения римско-католической церкви, которая идеологически оформила все восемь Крестовых походов. Крестовые походы продолжались с 1096 г. по 1270 г. В дальнейшем, т.е. после 1270 г., делались попытки возрождения Крестоносного движения. Сами участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), походы же свои — паломничествами, или «священной дорогой». Причины: Демографический взрыв в Европе По закону все средства отходят старшему сыну. Поэтому в Крестоносное движение активно и в огромном количестве включаются младшие сыновья феодальных родов. Кроме них, в первые Крестовые походы вливались обедневшие крестьяне и горожане. Типа желание наживы и все дела. (Первый; остальные больше с рыцарями и королями, но суть не меняется – бабло). + там еще голод был, чума, в Европе кризис… почему бы не разграбить Восток, хули? Ну религиозные мыслишки тоже проскакивали. Тяжелая ситуация в Европе в эту эпоху порождала апокалиптические настроения. Население жадно внимало призывам проповедников посетить Святую Землю и этим религиозным подвигом достичь спасения. + папа Урбан 2 пообещал отпуск грехов всем участникам. Шлюхи, бабки и блэк-джек на халяву! Церковь в Средние века. Её роль и значение в политике, культуре, идеологии. Борьба пап и светской власти. Нищенствующие ордена. Ереси и инквизиция. Христианство - сложившаяся религиозная идеология феодального общ-ва. Господствующий класс этого общества, приспособляя христианство к условиям нового феодального строя на протяжении всего средневековья, стремился всемерно укреплять церковь в экономическом, политическом и идейном отношении. Христианская религия в Западной Европе — католицизм — в средние века являлась господствующей формой идеологии. Она доминировала во всех областях общественной, идейной, культурной жизни, подчинила себе мораль, науку, культуру, образование, облекла в свои формы и пронизала все стороны средневекового мировоззрения. Исключительно большая роль религии и церкви в феодальную эпоху, их сильнейшее воздействие на умы людей определялись тем, что мировоззрение средневекового человека было по преимуществу теологическим. Церковные феодалы занимали видное место в складывающейся феодальной иерархии. Являясь вассалами королей и других светских государей, сами они имели многочисленных не только духовных, но и светских вассалов. Крупные церковные феодалы располагали широкими иммунитетными правами. Большое значение в укреплении экономического и социального влияния церкви имели монастыри. Церковь все более приобретала характер мощной централизованной и вместе с тем иерархической организации. Притязания пап на политическое влияние в Италии и остальной Западной Европе наталкивались на сопротивление и внутри церкви, и со стороны светских государей. Потом в 9-11 вв. произошел упадок папства. Церковь все более “обмирщалась”, все дальше отходила от идеала бедности и аскетизма, что подрывало ее авторитет и влияние на массы. В связи с этим в среде монашества возникло движение, направленное на укрепление морального престижа церкви и ее самостоятельности по отношению к светским властям, на создание сильной церковной организации, в частности на усиление папской власти. Это движение в начале X в. возглавил монастырь Клюни, вскоре ставший центром крупного объединения монастырей. Клюнийский аббат подчинялся непосредственно папе. Страны Европы в XII-XV вв. Сословно-представительная монархия, причины её возникновения и суть. Рассказать о любой стране на выбор. Сословно-представительная монархия - это форма феодального государства, при которой наряду с относительно сильной королевской властью, концентрирующей в своих руках все нити управления, существует сословно-представительное собрание, обладающее совещательными, финансовыми (разрешение налогов), а иногда и некоторыми законодательными функциями. Предпосылки возникновения: Развитие городов Складывание внутреннего рынка Обострение классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к обеспечению безопасности торговых путей – условий, необходимых для развития внутреннего рынка. Централизация феодального государства при сословной монархии выражалось в концентрации в руках короля его аппарата судебной и военной власти в ущерб политической самостоятельности крупных феодалов. Наибольшее развитие и четкое формулирование сословия получили при феодализме, сословия делились на «высшие» привилегированные, и «низшие». 1. Все феодальные государства проходят следующий путь развития: образуются как централизованная монархия, затем переживают период феодальной раздробленности, в следующий период происходит становление сословно-представительной монархии и, наконец, утверждается абсолютная монархия. 2. Во всех феодальных государствах с развитием феодальных отношений происходит закрепощение крестьянства, и утрата последними личной свободы. 3. В сословно-представительных учреждениях феодальных государств присутствуют три сословия: светская аристократия, духовенство и горожане. 4. Становление абсолютной монархии происходило благодаря городской буржуазии. Абсолютная монархия отличалась сосредоточением всей власти в одних руках. |