Главная страница
Навигация по странице:

  • Сведения об авторах О композиторе.

  • Музыкально-теоретический анализ

  • 3.Вокально –хоровой анализ

  • Вокально-хоровые трудности

  • Исполнительский анализ

  • Список использованной литературы

  • Аннотация Кюи Всюду снег. Всюду снег


    Скачать 427.73 Kb.
    НазваниеВсюду снег
    АнкорАннотация Кюи Всюду снег
    Дата27.05.2021
    Размер427.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАннотация Кюи Всюду снег.docx
    ТипДокументы
    #210851

    Министерство культуры РФ

    Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова

    Кафедра хорового дирижирования

    Аннотация

    на произведение

    Цезаря Антоновича Кюи

    «Всюду снег»

    Выполнила: студентка

    I курса

    Музыкальная педагогика

    Леонтьева Екатерина

    Класс доцента

    Буткевич Н.Е.

    Уфа – 2021

    Содержание

    Сведения об авторах…………………………………………………………3

    Музыкально-теоретический анализ………………………………………...6

    Вокально-хоровой анализ………………………………………………….10

    Испольнительский анализ………………………………………………….14

    Список использованной литературы……………………………………...15


    1. Сведения об авторах

    О композиторе.

    «Всюду снег» ˗ произведение a capella для женского или старшего детского хора. Автором музыки является Цезарь Антонович Кюи, автор литературного текста – Иван Алексеевич Белоусов.

    Цезарь Антонович Кюи (1835 — 1918) — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружкапрофессор фортификацииинженер-генерал (1906).

    Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепианоскрипкивиолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

    В отличие от остальных членов Балакиревского кружка, как отмечалось ранее, сочинения для хора занимают видное место в наследии Кюи. Являясь продолжателем традиций Глинки и Даргомыжского, Кюи внес серьезный вклад в развитие светского хорового искусства России. К сожалению, эта область творчества композитора фактически не изучена. Не существует даже полной библиографии музыкальных сочинений Цезаря Антоновича.

    Проблема соотношения музыки и слова, практическое решение которой композитор искал на протяжении всей жизни, получила теоретическое осмысление в ряде его критических статей и наиболее последовательно разработано в написанной им работе "Русский романс".

    Эта работа еще раз подтверждает, что стремление Кюи к "реалистической, правдивой передаче жизненных явлений" в музыке сочетается с воззрениями, типичными для романтической эстетики.

    Выбирая тексты сочинений, начиная с 59 опуса (конец 1890-х – начало 1900-х годов) Кюи не отходит от традиционных сюжетов, но круг поэтов значительно меняется - это Сологуб, Греттнер, Ратгауз, в поэзии которых преобладали реалистические тенденции.

    Анализируемое произведение «Всюду снег» входит в цикл семи маленьких хоров на стихи Ивана Белоусова (ор. 77), написанный в 1908 году.

    1. Весеннее утро («Загорелась в небе зорька золотая») 
    2. Всюду снег
    3. Затихают песни 
    4. Гроза («Из-за гор и леса») 
    5. В лесу («Я в лесу») 
    6. Ласточка («Хатку бедную певучья птичка полюбила») 
    7.В лесу («Потянул ветерок»)

    О Поэте

    Иван Алексеевич Белоусов (1863 -  1930) — русский поэт и писатель. Один из руководителей «Суриковского литературно-музыкального кружка».

    Родился в Москве в семье ремесленника из крестьян.
    Печататься стал с 1882 года. Его произведения появлялись в журналах «Вестник Европы», «Русское Богатство», «Русская Мысль» и др. Издавал журналы «Путь», «Наш журнал».

    Белоусову принадлежит полный перевод «Кобзаря» Тараса Шевченко. Кроме Шевченко, переводил итальянскую поэтессу Аду Негри, польскую — Марию Конопницкую, ряд украинских и белорусских поэтов.

    Писал историко-литературные статьи и рассказы для детей.
    В последние годы выпустил две книги воспоминаний — «Литературная Москва» и «Ушедшая Москва», где, в частности, вспоминал об Антоне Чехове, с которым был лично знаком.
    Кроме хоровой миниатюры «Всюду снег» у Ц. А. Кюи написаны на стихи И. А. Белоусова следующие произведения: «Весеннее утро», «Гроза», «Затихают песни», «Ласточка».

    Тематикой данного произведения выступает природа. В основе сюжета лежит такое природное явление, как зима, демонстрирующая собой полную власть над всем вокруг. В тексте произведения повествуется о том, что вся земля вокруг покрыта снегом, природа пребывает в состоянии зимнего сна. Небо окутано седыми, хмурыми тучами, сквозь которые изредка пробивается солнышко. Но вдруг посреди всего этого мрачного зимнего антуража автор обнаруживает птичье гнёздышко. Несмотря на то, что это гнездо оказывается пустым, поэт видит в нём предвестие приближающейся весны, которая несёт за собой цветение растений, много солнца, тепла и света.

    На протяжении всего текста автор неоднократно использует такие лексические средства выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения. Например, «зимний сон», «седые, хмурые тучи» ˗ эпитеты; «тускло солнышко глядит» ˗ метафора; «природа спит», «солнышко глядит», «гнёздышко напомнило» ˗ олицетворения.

    Стихотворный размер литературного текста – хорей. Хорей – двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

    «Всюду снег; кругом всё тихо;

    Зимним сном природа спит…»

    Музыка и текст произведения неразрывно связаны между собой идейным замыслом композитора и автора литературного текста и прекрасно дополняют друг друга. Это подтверждает неторопливый темп произведения, трёхдольный метр, несложный ритм с применением пунктира в некоторых местах, частое использование динамического оттенка p, символизирующего зимний сон природы, тишину и покой.



    1. Музыкально-теоретический анализ

    Жанр произведения «Всюду снег» – хоровая миниатюра.

    Форма произведения – простая двухчастная, состоящая из 2 периодов. Период состоит из двух квадратных предложений повторного строения (4+4) тактов. Таким образом в буквенном обозначении форма выглядит таким образом: (а+b) + (a+c) = (4+4) + (4+4). В произведении две каденции: одна полная несовершенная (7-8 т.), вторая полная совершенная (15-16).

    Размер постоянный - ¾, благодаря трехдольному размеру особенно ощущается мягкость движения, без углов. Темп умеренный, «Moderato», в конце осуществляется расширение

    Преобладающая динамика – р, переходящая в f только в кульминациях. Встречаются подвижные нюансы cresc. (<) и dim. (>). Робкая нисходящая мелодия (у альтов), статичность двух верхних голосов, узкий диапазон звучания (as1 – c2) создают застылое, прозрачное впечатление зимнего пейзажа («Всюду снег, кругом всё тихо, зимним сном природа спит…»).

    Основная тональность – As-dur, светлая жизнеутверждающая тональность. В процессе развития появляется ряд отклонений. Так, в первой части осуществляется отклонение в c-moll, звучит печально, уныло, описывается образ зимы.

    Гармония произведения довольно яркая, встречается множество альтераций, задержания, плавное голосоведение, D c секстой, всё это придает образу мягкость, лиричность, возвышенность, изысканность, трепетность.

    Фактура произведения гомофонно-гармоническая. Состав хора однородный женский. Приемы изложения - общехоровой.

    Тональный план

    Тональности

    As

    c

    As

    Des

    As

    Такты

    1-4

    5-6

    7-12

    13-14

    15-16


    Первая часть произведения

    Пример №1

    Состоит из двух предложений по 4 такта, начинается с совместного вступления всех партий. Мелодия партии альтов является ведущей, а партии I, II сопрано выступают в качестве подголоска. Динамика p помогает создать образ зимы, сна природы, тишины, спокойствия. В 5 такте в динамике наблюдается crescendo ˗ постепенное увеличение силы звука, стремящееся ко 6 такту. Затем происходит постепенное возвращение к исходной динамике p. Слова первого и второго предложения: «Всюду снег; кругом всё тихо; зимним сном природа спит, и сквозь туч седых и хмурых тускло солнышко глядит.»

    Первое предложение периода оканчивается полной совершенной каденцией. Второе предложение оканчивается полной несовершенной каденцией.

    Ритмический рисунок всех партий одинаков и выглядит следующим образом:

    | · | | · | | · | | · |

    Мелодия в партии альтов изначально имеет нисходящее поступенное движение, затем переходит в поступенное, волнообразное движение.

    В партии I, II сопрано мелодия движется статично в большую терцию до 3-го такта. С 3 –го такта мелодия переходит из партии альтов к I сопрано. У них появляется скачок вниз на чистую кварту, а в 4-ом такте мелодия переходит в поступенную волнообразную. У II сопрано мелодия продолжает звучать статично до 5-го такта, там она также переходит в волнообразную.

    Кульминация в первой части произведения находится в 5-6 тактах.

    Вторая часть произведения

    Пример № 2



    Вторая часть также состоит из двух предложений по 4 такта. Первые его четыре такта представляют собой повтор первых четырёх тактов первой части. Ведущей изначально также является партия альтов, но с 4-го такта мелодия снова переходит к партии I сопрано.

    Начинается вторая часть в динамике p. В 5 такте появляется crescendo, стремящееся к 6 такту. С 7 такта сила звука ослабевает (на это указывает появление dim.) и происходит постепенное возвращение к исходной динамике p. Слова второго предложения: «Под моим окном пустое птички гнездышко одно, - но весну, цветы и солнце мне напомнило оно!...»

    Первое и второе предложения второй части оканчиваются полной совершенной каденцией.

    Мелодия в партии альтов с 1-го по 4-ый такты имеет нисходящее поступенное движение, затем с 5 такта переходит в поступенное, волнообразное движение.

    В партии сопрано мелодия снова, как и в первом предложении, движется статично на одной ноте до 3-го такта. С 4 такта мелодия переходит в эту партию. В 3 такте совершается скачок вниз на чистую кварту, а затем мелодия переходит в поступенную волнообразную. У партии II сопрано мелодия звучит на одной ноте до 6-го такта, там она также переходит в волнообразную.

    Ритмический рисунок всех партий:

    | · | | · | | · | | · |

    Кульминация второй части произведения находится в 4-7 тактах. Она является общей для всего произведения.

    3.Вокально –хоровой анализ

    Хоровая миниатюра «Всюду снег» написана для трёхголосного женского или старшего детского хора.

    Диапазон I сопрано: g1 – g2

    Диапазон II сопрано: es1 – c2

    Диапазон альтов: bм – as1

    Общий диапазон: bм - g2

    Тесситурные условия считаются не совсем удобными, но вполне подходит для детского возраста. Динамика песни преимущественного «р», в кульминации – «f». Вторая часть также на тихой динамике, где происходит небольшая фразировка в заключении до «mf». В тихой динамике в высоком регистре петь довольно сложно, можно зажать звук. Для преодоления сложности необходимо крепкое дыхание, свободный голосовой аппарат и хорошая артикуляция

    Дыхание в данном произведении берется каждые 4 такта. Дыхание брать следует легко и спокойно, в характере произведения.

    В произведении основной тип атаки – мягкий - сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. Мягкая атака сохраняет чистоту тембра и создает условия для эластичной работы связок.

    Взятие дыхания перед нотой должно быть спокойным, легким, обязательно со свободным голосовым аппаратом. «Взятие звука» должно быть «без подъездов» и шумовых призвуков. Переход от звука к звуку должен совершаться без glissando.

    Звуковедение в произведении: legato. Legato - непрерывное связное пение. Для достижения такого штриха необходимо выразительное исполнение интонации, фраз, ясное ощущение движения. Штрих legato придает композиции певучесть, мягкость.

    Чистота строя в хоре - непременное условие всякого хорового исполнения. В то же время - это одно из сильнейших средств музыкальной выразительности. Горизонтальный и вертикальный строй имеют немаловажное значение в произведении. Нельзя добиваться вертикального строя до тех пор, пока не будет интонационно точно выверена каждая партия в отдельности.

    Вокально-хоровые трудности:

    Интонационные трудности:

    Хоровая миниатюра «Всюду снег» исполняется a capella, что создаёт необходимость точного звучания встречающихся скачков на различные интервалы, чистых переходов на секунды вверх и вниз, а также исполнения окончания произведения в исходной тональности.

    На протяжении всего произведения встречаются следующие интервальные скачки: в третьем и в одиннадцатом тактах в партии сопрано – ч4↓, во пятнадцатом такте в партии сопрано – ч5 ↓и ч4 ↑. (См. пример № 3)

    Их необходимо петь точно, «без подъездов». Способы преодоления этих трудностей: пение вне ритма, с помощью графического показа, объяснения (как должен петься этот интервал), остановки на данном звуке.

    Пение на одной ноте также нужно петь осторожно, в высокой позиции.

    Трудными для исполнения также являются хроматические проходящие и вспомогательные звуки. Здесь важно понимать характер возникновения альтерации ступени.

    Пример № 3




    Ритмические трудности

    Для достижения ритмического ансамбля нужна точность переходов в аккордах. Этому должна помочь четкая, внятная дикция, выстроенное ощущение пульсации более мелкими длительностями, чем исполняемые.

    Темповые трудности:

    В произведении может возникнуть тенденция вместе с наращиванием динамики ускорить темп. Надо сказать, что к этому располагает музыкальный материал, но такую тенденцию нужно сдерживать, стараясь выпевать фразы до конца.

    Нужно следить, чтобы ритмический рисунок исполнялся четко и своевременно. В этом случае может помочь внутренняя пульсация и точный жест дирижера. Также особое внимание надо уделить тому, чтобы короткие длительности (восьмые с точкой - шестнадцатые) не проговаривались, а пропевались.

    Умеренный темп придает характеру лиричность, экспрессивность и созерцательное настроение. Динамика песни достаточно разнообразная. Звучность распределена таким образом, что в каждой части осуществляется «crescendo» к вершине, а затем происходит спад. В конце первой части происходит главная кульминация, соответственно динамика в вершине наиболее значимая.

    Замедления относятся к сложности в достижении ритмического ансамбля. Необходимо синхронно и единовременно расширить фразу, сохраняя четкую ритмическую структуру

    Ладово-тональные трудности:

    Основная тональность произведения As-dur. Произведение тонально неустойчиво. В 5-6 тактах наблюдается отклонение к тональности c-moll, с 7 по 12 такты возвращение к исходной тональности, с 13 по 14 такты наблюдается появление Des-dur, и завершается произведение тоническим секстаккордом основной тональности.

    Ансамблевые трудности:

    Во избежание ансамблевых трудностей нужно уделить внимание чистоте звучания каждой партии в отдельности, а также динамическим нюансам, дикционным и ритмическим трудностям для создания естественного гармоничного ансамбля. Кроме того, важно правильно выстроить унисоны, проработать качественное исполнение скачков в партии сопрано и переходов по секундам в партии альтов.

    Дикционные трудности:

    Главный принцип вокального произнесения слова заключается в том, чтобы гласные имели максимальную протяженность, а согласные произносились в самый последний момент. Там, где встречаются 3 согласных подряд, произносить нужно быстро и достаточно четко. Например: «и-скво-зьту-чсе-ды-х’и-хму-ры-хту-скло-со-лны-шко-гля-дит».

    Динамические трудности:

    Динамика произведения колеблется от «р» до «f». Практика показывает, что crescendo и diminuendo во многих случаях происходит неровно и малоорганизовано. Звук либо сразу усиливается (затихает), либо исполнение этого динамического оттенка наступает внезапно только в самый последний момент. Нужно правильно рассчитать усиление звука на длительностях, оно должно быть равномерным.


    1. Исполнительский анализ

    При работе с хором над произведением Ц. А. Кюи «Всюду снег» дирижёру необходимо учесть все вышеперечисленные вокально-хоровые трудности. Он должен чётко показать все ауфтакты и снятия. Ещё ему следует обратить особое внимание на пунктирный ритм и сохранить единый темп. Кроме того, ему необходимо показывать развитие, кульминацию и развязку произведения, связанные с содержанием текста и динамическими нюансами, при помощи использования контрастных жестов.

    Важно проработать с хором все ритмические трудности: прохлопать длительности, показать дробление или связность длительностей, чётко подчеркнуть сильную долю.

    Для работы над интонацией хора дирижёру следует продемонстрировать должное исполнение на примере собственного голоса.

    Дирижёрские жесты должны быть строго подчинены спокойному характеру и стилю произведения – плавные на legato, в соответствии с музыкальным и поэтическим замыслами, символами которых здесь выступают тишина, спокойствие, сон природы. Дирижёру необходимо уметь замечать и исправлять все недочёты и неточности, допущенные хором.

    Список использованной литературы:

    1. Чесноков П.Г. «Хор и управление им» Москва: «Государственное музыкальное издательство», 1961 год.

    2. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. – М.,1967г.

    3. История русской музыки. В 10-и т.Т.7. 70-80-е годы XIX в. /Ю.В. Келдыш и др. – М.:Музыка,1994 г.


    написать администратору сайта