Главная страница
Навигация по странице:

  • Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида

  • 2.3. Структура компоновочного и композиционного формообразования изделия 2.4. Основные структурные элементы формообразования изделия

  • лекции по истории и теории дизайна. Введение Функции дизайна в жизни человека Что такое дизайн и его роль в общественной жизни


    Скачать 116.62 Kb.
    НазваниеВведение Функции дизайна в жизни человека Что такое дизайн и его роль в общественной жизни
    Дата28.01.2020
    Размер116.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекции по истории и теории дизайна.docx
    ТипДокументы
    #106126
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению. Это свойство определяет эстетическую целесообразность изделия. Форма, ничего не говорящая о практическом назначении изделия и усложняющая его использование, будет нерациональной.

    Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения контуров, сопряжений деталей, узлов и агрегатов. Они определяют качество покрытий и отделки поверхностей, качество и четкость исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов, а также защиту элементов формы и поверхности от повреждений. Например, поверхность изделия должна быть защищена таким образом, чтобы предотвратить стирание и изменение поверхности.

    2.3. Структура компоновочного и композиционного формообразования изделия
    2.4. Основные структурные элементы формообразования изделия

    2.5. Архитектоническое творчество и его особенности
    О СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ КОМПОЗИЦИИ В ДИЗАЙНЕ

    Основным методом дизайна (воплощающим наиболее плодотворный методический идеал дизайн-деятельности) является художественно-образное моделирование объекта дизайнерского проектирования посредством композиционного формообразования

    «Композиционное формообразование – это процесс пространственно-пластически-колористической организации элементов структуры и формы изделия, средства и методы которой нацелены на решение задачи привнесения человеческой меры в объекты промышленного производства, выявления культурного смысла проектируемой вещи для человека в определенной среде и сфере жизнедеятельности»

    Композиция в дизайне – это методическая система гармонизации формы объекта разработки, позволяющая реализовать принцип органичности формирования объекта как системы взаимосвязанных элементов формы и содержания. Ее цель заключается в достижении целостности (гармонической организованности) формы и ее выразительности – образного отражения в эстетически значимых признаках формы утилитарно-технической и социально-культурной сторон сущности объекта дизайна.

    Результатом процесса композиции является эстетическое совершенство объекта разработки, которое проявляется в единстве, неразрывности достоинств выразительности и образности формы (гармонии формы и содержания) с ее композиционной целостностью (гармонической организованностью), а также высоком качестве производственного изготовления .

    Эстетическая выразительность и художественная образность произведений дизайна относятся к содержательно-эстетическим категориям композиции, а гармоническая организованность формы – к формально-эстетическим категориям.

    И содержательность, и композиционной целостность формы объектов дизайн-проектирования достигаются профессиональным выбором и умелым использованием средств и приемов композиции.

    В процессе композиции, на каждом этапе работы и содержательная и формальная стороны эстетической ценности объекта дизайна формируются практически синхронно, далеко не всегда сознательно расчленяясь дизайнером на взаимосвязанные составляющие сложного целого. Однако при анализе композиции как самим автором разработки, так и другими субъектами профессиональной эстетической оценки произведения дизайна целесообразен дифференцированный подход к выявлению содержательно-эстетических и формально-эстетических свойств композиции.

    Основными принципами композиции, обеспечивающими формально-эстетическую зрительно воспринимаемую целостность формы объекта являются:

    – единство целого и частей формы;

    – соподчиненность элементов формы;

    – уравновешенность элементов формы;

    – соразмерность элементов формы.

    Именно в соответствии с этими принципами на основе преобразования используемых в композиции геометрических и физических свойств формы материальных объектов (исходного «композиционного материала») осуществляется процесс гармонизации формы объекта при помощи средств и приемов композиции, относящихся к ее основополагающим категориям.

    Основными средствами первого порядка являются: пропорции, ритм, масштаб; приемами композиции – пропорционирование, ритмизация, масштабирование.

    Основными средствами второго порядка (в которых так или иначе воплощаются средства первого порядка), являются: симметрия – асимметрия, динамика – статика; контраст – тождество – нюанс. Приемами композиции здесь являются: создание симметричной или асимметричной формы, динамичной или статичной формы, контрастирование, обеспечение тождественности элементов, нюансировка.

    В результате процесса композиционной гармонизации достигаются такие свойства формы как: пропорциональность, ритмичность, масштабность, симметричность (асимметричность), динамичность (статичность), контрастность (тождественность, нюансность).

    Приемы композиции обеспечивают и целостность и выразительность формы объекта дизайна в соответствии с его сущностью и композиционным замыслом автора.

    Все эти средства и приемы, закономерно взаимосвязанные и взаимообусловленные, по-разному (с разной весомостью одних по отношению к другим, с преобладанием одних над другими) используются во всех основных видах композиции: пространственной, объемно-пластической, живописно-плоскостной и линейно-графической. В зависимости от видов объектов дизайна в них могут сочетаться все 4 вида композиции, или 3, или 2 вида. Первый вариант характерен для дизайна пространственной среды, дизайна интерьера, последний – для графического дизайна (живописно-плоскостная и/или линейно-графическая композиции).

    Интегральными категориями композиции (а не одними из средств гармонизации формы, рассмотренными выше) являются такие категории, которые выражают закономерные связи формы и содержания. К этим содержательно-эстетическим категориям относятся: объемно-пространственная структура, тектоника и колорит.

    Объемно-пространственная структура отражает закономерности строения объекта дизайна, присущие конструктивно-компоновочной схеме и принципам технического решения, обусловленным рабочей функцией (функциями) объекта, особенностями контакта с человеком (людьми) и характером использования в определенной среде и ситуации (ситуациях) жизнедеятельности.

    Тектоника отражает в соответствующем пластическом характере формы этого же самого объекта дизайна закономерности работы конструкции и свойства конструкционных материалов, применяемых для его создания. (Вместе с объемно-пространственной структурой эта категория применима лишь к пространственным и объемно-пластическим видам композиции).

    Колорит (гармонизированный цвет) воплощает закономерное сочетание цветов в композиции (по цветовому тону, насыщенности и светлоте) этого же объекта на основе принципов гармонизации цветовых отношений и выбора схемы согласования цветов, соответствующей сущности объекта, условиям и среде его функционирования и восприятия [12].

    Цвет, как колорит, нельзя рядополагать вместе со средствами и приемами композиции, потому что цветовые пятна, фигуры, тела, линии, точки (узоры, орнаменты, шрифты) имеют определенные пропорциональные отношения, могут образовывать различные виды ритмов, могут быть симметричными/ асимметричными, контрастными/тождественными/нюансными, зрительно статичными или динамичными. Гармонизированный цвет является такой же интегральной категорией композиции как объемно-пространственная структура и тектоника. Но цвет как исходная категория гармонизации может рассматриваться в ряду многих других, называемых «композиционным материалом».

    Объемно-пространственная структура объекта, его тектоника и колористическое решение – это разные стороны гармонизации формы одного и того же объекта, разные аспекты результата композиции и/или ее анализа.

    Все эти категории, так же как и категории средств и приемов композиции первого и второго порядка, имеют, как известно, много видов и разновидностей. В этом проявляется многообразие способов решения композиционных задач и отражается весь накопленный опыт композиционного творчества в сфере изобразительных и архитектонических искусств.

    Характерные особенности не только формообразования, но и стилеобразования объектов дизайна, связанные с формированием их художественной образности и эстетической выразительности, обеспечиваются общностью и своеобразием применяемых средств и приемов и находят воплощение в объемно-пространственной структуре, тектонике и колорите.

    Систематизация основных категорий композиции в дизайне, выявляющая уровни их соподчинения, приведена в таблице.

    Таблица. Иерархическая структура основных категорий композиции в дизайне

    Иерархическая

    группа

    категорий

    композиции

    Состав (или содержание)

    категорий

    группы

    Виды и разновидности

    категорий композиции в группах

    1. Исходные

    категории

    Геометрические

    и физические

    свойства формы

    материальных

    объектов

    Пространство, объем, конфигурация, величина, масса, поверхность (плоская, цилиндрическая, коническая, шаровая, многогранная, и т.д.), линия, точка;

    цвет, фактура, текстура

    2. Категории

    гармонизации

    структуры и

    формы

    I-го порядка

    Базовые

    средства

    композиции:

    пропорции,

    ритм, масштаб

    Пропорции:арифметические (модульные),геометрические,гармонические.

    Ритм: метрический (интервальный), уплотненный, разреженный, равно- и разноэлементный; беспериодный, периодный, (однопериодный, разнопериодный), сложный, неравномерный (нарастающий, убывающий, расширяющийся, сужающийся); прерывистый, текучий, прямолинейный, криволинейный, спиралевидный.

    Масштаб: размерный (численный, линейный), геометрический (модульный), композиционный (выражаемый в степени членения формы и соразмерности объекта и его элементов человеку, другим объектам, среде).

    3. Категории

    гармонизации

    структуры и

    формы

    II-го порядка

    Вторичные

    средства

    композиции:

    симметрия –

    асимметрия,

    динамика –

    статика,

    контраст –

    тождество –

    нюанс

    Симметрия: зеркальная, осевая, винтовая, центрально-радиальная, угловая, с разными осями симметрии, с разными координатами осей.

    Асимметрия: варианты приемов закономерного отклонения от осей симметрии, смещения в разных направлениях различных элементов композиции при обязательном их зрительном уравновешивании.

    Динамика: варианты приемов достижения зрительного впечатления реального или мнимого движения, развития благодаря контрасту отношений величин объекта по разным координатам пространства.

    Иерархическая

    группа категорий

    композиции


    Состав (или содержание) категорий

    группы

    Виды и разновидности

    категорий композиции в группах

    3. Категории

    гармонизации

    структуры и

    формы

    II-го порядка

    статика,

    контраст –

    тождество –

    нюанс

    Статика: варианты приемов достижения зрительного впечатления устойчивости благодаря равенству или нюансу отношений величин объекта по трем координатам пространства.

    Контраст: варианты приемов достижения резко выраженного противопоставления однородных свойств элементов целого (структуры, объема, конфигурации, тона, цвета, текстуры, фактуры, характера пластики, графического рисунка, величины, направленности, протяженности),

    Нюанс: варианты приемов достижения слабо выраженного различия однородных свойств элементов целого (по таким же признакам, как и в контрастных отношениях).

    Тождество: отсутствие различий у однородных элементов целого, их идентичность (по таким же признакам, как в контрастных и нюансных отношениях).

    4.Интегральные

    категории

    композиции

    Объемно-

    пространственная

    структура,

    тектоника, колорит


    Объемно-пространственная структура: варианты закрытых моно- и полиблочных структур, варианты открытых моно- и полиблочных структур, варианты полуоткрытых моно- и полиблочных структур различных геометрических форм и конструктивно-технических решений (с жесткой или трансформируемой, в том числе складной конструкцией).

    Тектоника: варианты приемов отражения в форме, характере ее объемно-пластического решения, особенностях членений, пропорциях закономерностей работы конструкции и используемых материалов.

    Колорит: варианты приемов достижения гармоничности цветосочетаний в композиции объектов на основе выбора цветовых гармоний: хроматических цветов (контрастных, родственных, родственно-контрастных, триады, эквитональных); ахроматических цветов; хроматических с ахроматическими; сложных цветов (друг с другом, с хроматическими и

    Окончание табл.

    Иерархическая

    группа

    категорий

    композиции

    Состав (или содержание)

    категорий

    группы

    Виды и разновидности

    категорий композиции в группах

    Интегральные категории

    композиции

    колорит

    ахроматическими) в соответствии с функцией объекта, его культурным смыслом, условиями и средой его использования и эстетического восприятия.


    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта