Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

  • лекции по истории и теории дизайна. Введение Функции дизайна в жизни человека Что такое дизайн и его роль в общественной жизни


    Скачать 116.62 Kb.
    НазваниеВведение Функции дизайна в жизни человека Что такое дизайн и его роль в общественной жизни
    Дата28.01.2020
    Размер116.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекции по истории и теории дизайна.docx
    ТипДокументы
    #106126
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Введение Функции дизайна в жизни человека

    Что такое дизайн и его роль в общественной жизни


    Диза́йн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим.

    «Дизайн» – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

    Дизайн - специфический ряд проектной деятельности, объединивший художественно-предметное творчество и научно обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства.

    Дизайн - специфический ряд проектной деятельности, объединивший художественно-предметное творчество и научно обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства.

    Дизайн - это уникальное явление, которое открывает для человека широкие возможности материализации своих идей. Дизайнерская работа очень сложна, ведь конечный продукт должен удовлетворять всем требованиям. Дизайнер,  как правило, является частью творческого коллектива, команды, группы. Он интегрирует информацию и координирует действия других специалистов. Дизайнер проектирует вещи для Другого. Ему необходимо избегать субъективности и монологичности, позволительной, например, художнику.  Дизайнер очень часто необходим там, где требуется не столько новая форма, сколько новое назначение, новый набор существенных характеристик. Правда, в силу самых разных обстоятельств, практика дизайна демонстрирует прямо противоположное положение дел.

    Дизайнер проектирует вещи для Другого.

    Цель дизайна - стать гармоничным и найти баланс между эстетической красотой, безопасностью, практичностью, ценой и функциональными возможностями. Дизайн был практически всегда.  Идея «вечного» дизайна ценна и значима, поскольку позволяет увидеть необходимые черты продуктов современного дизайна, такие как:

    • гуманность, не отрицающую важности взаимосвязи человека и природы, человека и окружающего мира

    • эргономичность

    • полифункциональность

    • целесообразность

    • возможность превращения полезного и удобного в красивое, эстетически привлекательное

    • системность

    • экологичность

    Характеристика функций дизайна


    Существуют следующие функции дизайна:

    • Рационализирующая функция дизайна

    • Организующая функция дизайна

    • Созидательная функция дизайна

    • Гуманизирующая функция дизайна

    • Социализирующая функция дизайна

    • Гедонистическая функция дизайна

    • Сигнификативная функция дизайна

    • Утопическая функция дизайна

    • Знаковая функция дизайна

    • Экологическая функция дизайна

    • Эстетическая функция дизайна

    Рационализующая функция дизайна


    В своих продуктах дизайн стремится органично сочетать выразительность и целесообразность. Основоположник теории дизайна Г. Земпер говорил о «целесообразности» дизайна в смысле знания цели, для которой предназначена вещь, ее сущности.  .Последовательное проведение принципов рациональности приводит к появлению выверенных форм, выражающих не только сущность, но и способ «рождения» вещи, порой тоже становящийся более рациональным благодаря участию дизайнера в технологическом процессе. Но рациональность, как правило, способствующая улучшению функциональных качеств вещи, не усиливает ее выразительности, к которой тоже тяготеет человек.

    Организующая функция дизайна


    Эта функция  может быть названа также упорядочивающей или антиэнтропийной. Создавая вещи, дизайн организует предметный мир и пространство. Он помогает управлять чувствами, вниманием, эмоциями людей, акцентируя внимание на определенных предметах, позволяет воспринимать пространство как целостную систему. Дизайн также организует поведение людей, последовательность эмоций и чувств, испытываемых ими. Особое значение данная функция дизайна имеет в организации пространства выставочных залов, торговых центров, супермаркетов и т.д.  Дизайн позволяет управлять вниманием и поступками потребителей.

    Созидательная функция дизайна.


    Дизайн постоянно стремится найти что-то новое в уже переполненном пространстве.

    Дизайн постоянно стремится найти что-то новое в уже переполненном пространстве. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует. Он реализует замысел, создавая нечто новое, расширяя пространство культуры. Одновременно происходит самосозидание, помогающее определить человеку себя и свое место в мире. Специфика творчества в дизайне заключается в том, что принципиально новые формы в культуре чрезвычайно редки, прообразы большинства форм уже существуют. Новое часто оказывается хорошо забытым либо известным старым. Это хорошо можно проследить в дизайне одежды, мода отражает весь стиль жизни общества. Дизайнеры, модельеры часто обращаются к истории и находят вдохновение на создание новых коллекций.

    Гуманизирующая функция дизайна


    Исторически любой предмет, создаваемый человеком, представлял собой превращение вещества природы в вещь - носителя культурных достижений и смыслов. Вещная среда, образуемая дизайном – это гармоничный результат, который вбирает в себя все ценности человечества и связывает их в единую социальную среду. Дизайнер работает на конкретного потребителя, момент знания, научности как раз и будет заключаться в том, чтобы как можно более отчетливо его себе представлять. Граница же будет проходить между формами, подтверждающими человеку его статус, и формами отрицающими - между человечностью и бесчеловечностью, бытием и небытием. Дизайн способствует сближению вещной среды и человека.

    Дизайн способствует сближению вещной среды и человека.

    Социализирующая функция дизайна


    Создавая что-либо, человек материализирует свои сущностные силы. Когда другой человек пользуется вещью, то воспроизводит возможные движения, формы проведения и т.д. Пользуясь вещами, каждое  следующее поколение усваивает весь предметный опыт, накопленный культурой до него. Дизайн делает процесс менее обезличенным и более выразительным за счет осознанного «закладывания» индивидуализированных навыков, потребностей и качеств, следовательно, интенсифицирует его. При этом дизайнер ответственен за то, как поведет себя человек в сформированной им вещной среде. Таким образом, с одной стороны сам закладывает модели поведения людей, основываясь на истории, традициях и культуре общества, с другой стороны дизайн осуществляет контроль за поведением людей относительно окружающего его пространства.Идеологическая функция  дизайна. Вырастает из возможности вещей воплощать различные идейно-теоретические установки. Когда для заказчика на первое место выходят социально-политические, идеологические, рыночные мотивы, дизайнер оказывается проводником их в жизнь.

    Гедонистическая функция дизайна


    Гедонизм не подразумевает сведения всех потребностей человека к телесночувсвенным наслаждениям и их все более интенсивной дифференциации. Наслаждение может быть интеллектуальным, когда смыслы и символика вещи оказываются, донесены до того, кто ей пользуется. Нацеленность на удовольствие дает дизайну возможность компенсировать недостаточную удовлетворенность человека жизнью.

    Сигнификативная функция дизайна


    Функция означивания, называния реальности, активизирующим процесс обживания - освоения человеком своего предметного окружения. Давая название проекту, дизайнер как бы маркирует вещь. С другой стороны, форма вещи, различные ее качества непосредственно или опосредственно обозначают ее пользователя. Существование в культуре, позволяет заложить в вещь порой почти неуловимые детали отнесения ее к указанным разрядам. Именно эти детали играют важную роль в понятности, или востребованности вещи.

    Утопическая функция дизайна


    В современном мире человек стремится уйти от реальности в новые миры, переместиться на другие планеты, вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. прогнозируя вероятные тенденции развития человека и его предметного мира, дизайнер способен воплотить прогноз в вещь. Любая гипотеза  требует своего предметного воплощения для того, чтобы быть всесторонне воспринятой и оцененной. Утопическая функция дизайна материализуется в реальном мире в коллекциях одежды, в оформлении выставок и офисных помещениях и т.д.

    Знаковая функция дизайна


    Функция связана с возможностью создать предметную среду, свидетельствующую о вкусе, образованности, эстетической развитости вещей, но изменяет его у вещей более раннего происхождения.

    Экологическая функция дизайна


    Вещь не только существует, но рано или поздно должна исчезнуть. В ней могут быть учтены обстоятельства и механизмы утилизации, «возвращения» к природно-вещественному состоянию. В отличие от объектов инженерной деятельности, функционирующих как самодостаточные, продукты дизайна ответственны за гармоничное отношение человека с природой. Кроме того, экология включает в себя сохранение человека, не только как телесного, но и как духовного существа. В сложившейся ситуации социальная роль ландшафтных предприятий - предотвращение последствий разрушительной деятельности человека - становится весьма значимой. Появление зелёных аллей, парков и скверов в городе, зелёных садов частных усадеб повлечет за собой восстановление многих экологических факторов, благотворно влияющих на жизнь и здоровье человека.

    Вещь не только существует, но рано или поздно должна исчезнуть.













    Эстетическая функция дизайна


    Дизайн сознательно творит красоту. Он позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению «положительного человеческого смысла». Она неразрывна со всеми функциями. К примеру, организация предметного мира не возможна без гармонии, ибо понятие эстетики неразрывно с понятием определенного порядка. Взаимосвязь души человека и окружающего мира – вот в чем суть эстетического отношения.

    Автор предлагает рассмотреть более подробно эстетическую функцию дизайна. Что же такое эстетика? По мнению автора, эстетика – это красота и гармония во всем: в предметах, в архитектурных сооружениях, в дизайнерских вещах и т.д.

    Эстетика – это гармония внутреннего мира человека (души), тела и окружающего мира. Вещь, которую наблюдает зритель, должна быть красивой, удобной, грамотно и гармонично оформленной.

    Дадим определение эстетики, обратившись к толковому словарю Ожегова и Даля:

    • Эстетика -  философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии

    • Эстетика - система чьих-нибудь взглядов на искусство.Некоторые авторы (А.Спиркин) относят появление эстетического отношения к стадии формирование человека. Другие говорят о том, что эстетика связана с развитием любых живых организмов. Третьи же связывают эстетическое отношение с магическим. 

    Согласно утверждению Т.Ю. Быстрвой,  субстратом эстетического является отношение между человеком и объектом. Можно сказать, что эстетические качества предметного мира являются производными от этого отношения, диктуются состоянием духовной гармонии и свободы, переживаемым человеком. Эстетическое отношение позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению  «положительного человеческого смысла» (А.Ф. Еремеев) предметов, явлений действительности и проявлений человека. Утилитарное отношение неизбежно односторонне и в свою очередь приводит к односторонности человеческих проявлений в нем, к зависимости от него. Преодоление этой зависимости связано с достижением целостности и полноты путем выделения и концентрации положительных значений мира и их чувственного переживания в эстетическом отношении, когда объект перестает быть средством удовлетворения утилитарной потребности, превращаясь в самоцель.

    Дизайн целенаправленно творит красоту, установка на создание которой до него была прерогативой исключительно искусства, но при этом утилитарное приходит к диалектическому единству с эстетическим. Это происходит благодаря формированию собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции. Переживание эстетических ценностей ведет к духовной свободе. Поэтому «орудия труда древнего человека таят в себе следы не только утилитарного совершенствования, но и постепенного стремления людей к усилению выразительности формы. Форма предмета подтверждает позитивные проявления его создателя».

    Дизайн был практически всегда. Сторонники этой точки зрения [Н.П. Гарин] отождествляют любую деятельность по созданию предметов с дизайном и используют такие выражения как «первобытный дизайн», «средневековый дизайн» и т.п.  Начиная с древности, люди стремились к красоте, к пониманию окружающего мира через формы. Изобретая какие-либо орудия труда, предметы быта, люди задумывались не только о том, как ими пользоваться, но и как они будут выглядеть. Форма предмета «приноравливается» к тому, кто им пользуется, являясь как бы продолжением не только тела, но и психики, и души, т.е. всего человека в целом.

    В настоящее время появляется большое количество новых форм, различных элементов. Дизайнеры пытаются сделать свои творения более  оригинальными, но в то же время удобными, красивыми и эстетичными, отвечающими требованиям потребителей.

    В качестве примера хотелось бы рассмотреть предмет, который не отвечает, по мнению автора, требованиям эстетики. Это мягкая игрушка Филиппа Старка. Основным модулем данной игрушки является  медведь, на каждой лапе которого головы различных животных. Автор считает, что данная игрушка отрицательно воздействует на человека, а тем более на ребенка. Ребенок не сможет играть с этой игрушкой, так как у него есть определенной представление о том, как должно выглядеть то или иное животное. А если ребенок увидит, что у медведя, который должен ходить на четырех лапах, вместо этих самых лап головы других животных, это вызовет только страх и нанесет психологическую травму. Ребенок – ранимое существо, поэтому игрушка, которую приобретает для него родитель, должна быть веселой, доброй, красочной, смешной и вызывать положительные эмоции. Даже, если только рассматривать голову игрушки, можно сказать, что она не привлекает внимание (недобрый взгляд, без улыбки и т.д.). А представление ребенка об игрушке складывается из первого впечатления. То, какой игрушку ребенок увидел в первые минуты, такой она и сформировалась в его сознании. Возможно, что данная игрушка будет интересна очень маленькому ребенку, у которого еще не сформировалось представление об окружающем его мире, и которому будет интересно играть сразу же с четырьмя «зверьками». Но для детей постарше она неприемлема.

    Чтобы понять роль эстетической функции дизайна, можно привести простой пример: обустройство своего дома или рабочего пространства. Каждая вещь в доме должна быть не только удобной, качественной, но и  красивой, гармоничной и она должна вписываться в интерьер.  Подчеркнуть индивидуальность своего дома, а также воплотить в жизнь любые дизайнерские идеи, можно с помощью окружающих предметов, каких – либо декоративных элементов.
    Очень важно, какие предметы, вещи окружают человека большую часть его времени. Даже в обоях, которыми основная часть населения покрывает стены своего дома, можно увидеть эстетическую функцию дизайна. Очень часто дизайнеры придумывают различные рисунки, рельефы на обоях, имитируют разнообразные материалы (камень, дерево и т.д.) для того, чтобы  человек смог почувствовать атмосферу, которая ему необходима.

    В отличие от своих далеких предшественников, действовавших интуитивно и спонтанно, дизайнеры исходят из осознанной установки на гармонизацию предметной среды. В работе происходит не только усвоение опыта предшественников, но и формирование собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции, включающей определенное представление о человеке, его потребностях, нормах вкуса, образе жизни и т.д.

    Необходимо учитывать аспект, за который отвечает дизайн: внешний вид изделия, его формы, линии, пропорции, а также цвет. То есть все то, что формирует у потребителя образ продукта. Работу с внешним видом изделия осуществляет промышленный дизайнер. С точки зрения эстетики при разработке изделия нужно учитывать насколько важно созданному предмету отличаться от других. В настоящее время эстетические характеристики являются самыми основными при выборе изделия.

    Работу с внешним видом изделия осуществляет промышленный дизайнер.

    Также предмет должен соответствовать тенденциям моды. При разработке изделия, необходимо учитывать его целевую аудиторию. Чем шире аудитория предполагаемых потребителей, тем более усредненной и менее самобытной становится форма, тем более безликой - вещь.  Какие-то вещи предназначены для молодежи и должны быть модными, яркими и современными, а какие-то изделия, предназначенные для людей постарше, пожилого возраста, должны быть наиболее классические и консервативные.

    Смысл дизайна – «возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира». Эстетическая функция дизайна незаменимая. Именно она позволяет достичь гармонии между окружающим пространством и человеком.

    Дизайн – это особая отрасль жизнедеятельности людей, которая также, как и другие влияет на жизнь человека.

    «Дизайн - творческая деятельность, а творчество, как высший уровень познания, не мыслимо без предварительного накопления и освоения самой разносторонней информации…»

    Дизайн — это профессиональный поиск нового образа мира и разработка его концепции.Человеку необходима красота и гармония. Влияние эстетики на жизнь человека очень велико. Оно неразрывно связано с его деятельностью. К примеру, организация предметного мира не возможна без гармонии, ибо понятие эстетики неразрывно с понятием определенного порядка. Взаимосвязь души человека и окружающего мира – вот в чем суть эстетического отношения. Вся жизнь современного человека наполнена продуктами дизайна. Дизайн окружает человека  повсюду – в быту, на работе, отдыхе и т.д. И с течением времени  значение дизайна в жизни человека возрастает. Вещи, становятся показателями уровня жизни, определенного статуса,  благополучия и социальной защищенности человека. Форма постоянно эволюционирует, приспосабливаясь к новому в жизни человеческого общества.

    «Дизайн - это профессиональный поиск нового образа мира и разработка его концепции на основе эстетической рефлексии дизайнера. Только человеку присуща способность моделировать социально-культурный мир как единство объективной реальности и субъективно переживаемых человеком ценностей. В этом, по существу, и состоит смысл и метод дизайна».

    Цель дизайна - стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, функции дизайна должны быть направлены на возвышение личности, самосовершенствование себя и окружающего социального и природного мира

    Рекомендуемая литература

    1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001

    2. В.В.Бычков «2000 лет христианской культуры» том 1 Раннее христианство. Византия. Том 2 Славянский мир. Древняя Русь. Россия.

    3. Мосорова Н.Н. Теория дизайна. Екатеринбург, 2004 



    1. ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

    ( man - made environment — англ.) — непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их вещного наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами. Тем самым с позиции средового подхода Предметно - пространственная среда фактически включает в число своих компонентов процессы и обстоятельства жизнедеятельности - и обитания использующего среду человека.

    Целенаправленная организация Предметно - пространственной среды для оптимального обеспечения условий жизни и деятельности человека и общества — кардинальная задача - дизайнерской деятельности. Среда и ее элементы ( пространство, предметная среда, техническое и инженерное оборудование, социокультурное состояние и пр.) составляют объект этой деятельности, а формирование ( изучение, проектирование и реализация ) — ее предмет. Двойственность материальной структуры Предметно - пространственной среды (пространство + предметная масса) преобразуется в целостность тем, что обе ее стороны, каждая по своему, обслуживают одну сущность — жизненный процесс. Однако с позиций работы со средой ( от анализа до проектирования ) ее двойная природа имеет много следствий. Главная особенность «бытия» Предметно - пространственной среды — взаимодействие с субъектом ее потребления, из чего следуют:

    а ) принципиальная динамичность как ее отдельных составляющих или параметров, так и системы в целом, поскольку потребитель в процессе своей деятельности обустраивает, деформирует среду в соответствии со своими постоянно действующими или сиюминутными потребностями. Это чрезвычайно осложняет работу дизайнеров — им приходится отвечать не только на сегодняшние запросы потребителей, но и представлять изменения этих запросов в перспективе, закладывая в строение среды механизмы ее приспособления к новым задачам. При этом пространственная основа оказывается более консервативной и устойчивой частью среды, чем ее наполнение, которое много подвижнее и лучше отвечает приспособительным целям ;

    б ) «субъективность», вариантность структурных представлений Предметно - пространственной среды и ее построение определяются тем, кто именно выступает потребителем среды ( индивидуум или социальная общность ), какие процессы здесь осуществляются ( городская, сельская или производственная деятельность и т. д.). Рассматривает эти вопросы специальный раздел теории дизайна — типология видов и форм среды.

    При этом иерархия структурно - типологических связей всегда относительна и имеет смысл только в пределах данной проектной или аналитической конструкции, но трансформируется в других обстоятельствах. Так, в принципе невозможно отнести, скажем, пространство к доминирующей структуре среды — в зависимости от этапа ее развития, социальных условий и т. д. эту роль могут играть принципы организации системы в целом, технологическое оснащение, специальное обучение потребителя и другие «внепространственные» составляющие.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта