Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности оформления газет.

  • Композиция газетной полосы.

  • Передовую статью

  • Окно

  • Стояк

  • Подверстка

  • Колонтитулы

  • Оригинал и макет газетных полос.

  • Элементы сетки

  • курс лекций корректура. КУРС ЛЕКЦИЙ 1(3). Введение. Краткая история развития издательского дела i. Издательское дело как отрасль производства


    Скачать 2.62 Mb.
    НазваниеВведение. Краткая история развития издательского дела i. Издательское дело как отрасль производства
    Анкоркурс лекций корректура
    Дата13.12.2022
    Размер2.62 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУРС ЛЕКЦИЙ 1(3).docx
    ТипРеферат
    #843832
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    4.ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ.


    Особенности оформления журналов.

    Основными элементами любого журнала является обложка, оглавление и внутренние полосы.

    Внешнее и внутреннее оформление журналов должно удовлетворять целевым и композиционным требованиям.

    По составу основных компонентов, по определенному стилю верстки все журналы можно разделить на группы:

    1) «толстые» текстовые журналы: литературно-художественные, науч­ные.

    Основные элементы во многом совпадают с оформлением книжных изда­ний. Включают в себя колонтитулы, текстовые начальные и концевые по­лосы, содержание. Практически не отличаются от книжных изданий, поэтому для их оформления можно пользоваться правилами книжной верстки.

    2) литературно-художественные журналы.

    Специфика, которых заключается в наличии в их составе драматических и стихотворных произведений, что определяет необходимость соблюдать правила технического редактирования в стихотворных и драматических про­изведениях.

    3) научные.

    Специфика, которых использование таблиц, химических формул, диа­грамм, графиков. При верстке которых необходимо соблюдать специальные правила технического редактирования.

    4) «тонкие» журналы большого формата.

    Представляют собой одну тетрадь, заключенную в обложку. Титул в виде шапки оформляется на одном развороте (странице). Колонтитулы в «тонких» журналах чаще всего не применяются. Информация в «тонких» журналах располагается в две-три колонки, реже в четыре-пять. При этом соблюдаются правила многоколонной верстки.

    5) иллюстрированные многокрасочные журналы.

    Характеризуются большой насыщенностью иллюстраций и графических материалов (до 70% и более).

    Основное и принципиальное отличие журнальной верстки от газетной и книжной – высокое качество полиграфии в большинстве современных журналов. Благодаря высокому качеству бумаги становится возможным использовать тонкие элегантные шрифты, качественная печать позволяет тексту «наползать» на фотографии, дает возможность применять подложки и фоновые изображения для текста. Цветная печать разрешает не только размещать цветные фотографии и иллюстрации, но и использовать цвет для элементов оформления и для самого текста.

    В остальном журнальная верстка являет собой как бы «промежуточный» этап между версткой газетной и книжной.

    С газетной ее сближает многоколоночная верстка, однако для журнала, в отличие от газет, традиционно и предпочтительно применяется более свободная компоновка. Дизайнер больше не ставит себе целью максимально заполнить имеющееся в наличии место; наоборот, считается, что журнальная полоса должна «дышать». Для этого оставляют свободное пространство на начальных полосах разделов и статей (особенно в непосредственной близости от заголовков), иногда это пространство заполняют бледным фоновым абстрактным рисунком или осветленной фотографией.

    С книжной версткой журнальную объединяет способ изготовления – скрепленные в корешке страницы. В журнальной верстке также часто используется верстка под обрез, когда фотографии и иллюстрации не заканчиваются на границе полей, а заполняют страницу до самого края, или же под иллюстрацию может отводиться страница полностью, вообще без полей. Изначально прием верстки под обрез считается «книжным», в книгоиздательской практике является скорее исключением из правил, в то время как в журналах употребляется достаточно часто.

    Обложка журнала любой группы выполняет во первых информационную функцию- знакомство с тематикой номера (тема номера; названия наиболее интересных статей с указанием номеров страниц), и во вторых рекламную фунункцию- чем привлекательней дизайн обложки, тем большее потребителей заинтерисует журнал.

    Главная составляющая обложки — иллюстративный и информативный блоки. Информативный блок включает в себя дату выпуска, логотип, поряд­ковый номер, целевое назначение журнала. Основное требование к его ис­полнению: стилевое и шрифтовое единство, а также целостность.

    Титульный лист журнального издания существенно отличается от книж­ного. На нем располагается название журнала и выходные сведения, а также содержание (рубрики; названия статей; нередко содержание, аннотации к статьям). Титульный лист журнала зачастую снабжен иллюстрациями. Текст и иллюстрации могут накладываться друг на друга.
     



    Рис. 4.1. Оформление журнальных обложек

    В книгах оглавление чаще располагается на последних страницах, в журнале же традиционно оно выносится в начало. Связано это с тем, что книги обычно читают от начала до конца, а в журнале почти все читатели выбирают только те материалы, которые им интересны, поэтому важность оглавления возрастает.

    Оглавление может располагаться на первой странице журнала (или даже на обороте обложки), а может быть упрятано немного глубже – на третьей, пятой или седьмой странице. Это связано с тем, что многие издания предпочитают выносить рекламные страницы, заполненные полосными рекламными иллюстрациями, в самое начало журнала – так у них больше шансов быть замеченными читателем.



    Рис. 4.2. Оформление оглавления журнала

    Верстка внутренних полос, отличается более свободной композицией (рис. 4.3).

    Большинство материалов журнала не обладает такой актуальностью, как газетные статьи, и ничто не мешает перенести материал, не вошедший в данный номер, на будущую неделю или месяц. В такой ситуации необходимость экономить пространство страницы несколько отступает, и дизайнер может оставлять свободные места на полосе. В частности, принято начинать каждую статью с новой страницы – это не всегда возможно, но к этому нужно стремиться, особенно если статья большая и занимает несколько страниц. Если дизайнер обнаруживает, что объема статьи не хватает для заполнения полос целиком, он может решить эту проблему увеличением площади или добавлением новых иллюстраций, вставкой новых врезок в текст (о них мы поговорим в следующем разделе). То же, но с точностью до наоборот, выполняется, если статья занимает несколько больше, чем целое число полос.

    Рис. 4.3. Оформление внутренних полос журнала

    При верстке журналов плотная верстка практически не используется. Больший арсенал выразительных средств дизайнера одновременно определяет более высокий уровень оформления. Плотная верстка, уместная в строгих деловых газетах, в журналах считается нежелательной и применяется достаточно редко. Вместо этого используется более свободная компоновка, дополнительно подчеркиваемая фоновыми изображениями на странице, графическими элементами и цветными или серыми подложками для текста (рис. 4.4).

    Рис. 4.4. Компоновка журнальной полосы

    Стандартный элемент оформления журнальных статей – врезка. Это художественно оформленный фрагмент текста, заверстанный посреди полосы со статьей – «врезанный» в колонки текста. Текст врезки – обычно характерная цитата из текста, какой-то вступительный или подытоживающий материал текст либо «интригующий» фрагмент текста.

    Нетрудно догадаться, что задача врезки – привлечь внимание читателя, дать ему возможность составить первоначальное впечатление о статье, ведь заглавия часто бывает недостаточно (рис. 4.5). В газетной практике врезки также используются, однако в журнальной верстке они имеют гораздо большее значение: объем журнала куда значительнее, и читателю может быть труднее сориентироваться в немаленьком количестве разных статей.



    Рис. 4.5. Оформление врезки

    Оформляются врезки выделениями кеглем, начертанием, цветом шрифта (если журнал полноцветный). Могут использоваться рамки, разграничивающие линии, выворотка, цветные подложки под текст.

    Особенности оформления газет.

    Газеты являются периодическими листовыми изданиями, содержащие оперативную информацию, официальные материалы, статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам. В газетах может быть размещена реклама, включены литературные произведения и многое другое. Кроме того могут выпускаться газеты чисто рекламного содержания. Газеты обычно состоят из отдельных листов большого формата, подобранных в комплект. Газеты выпускаются в строго установленные дни недели и время суток. Объем газет изменяется весьма в широком диапазоне.

    Основными частями газеты являются:

    - первая (титульная) полоса, на которой размещаются название газеты, важнейший материал и/или анонсы других материалов номера;

    - последняя полоса, на которой должны быть размещены выходные данные газеты, информация об издательстве, типографии и подобные данные;

    - все остальные полосы.

    Для всех полос, кроме первой и последней, нет устоявшихся традиций оформления, которым необходимо неукоснительно следовать. Конечно же, есть разница между оформлением телепрограммы и обычных статей, поэтому можно выполнить и дальнейшее деление полос по типам информации, размещенной на них:

    -информационные полосы - различными статьями, интервью, даже с самостоятельными литературными произведениями;

    - развлекательные полосы – с кроссвордами, анекдотами, головоломками и другим подобным материалом;

    - полосы телепрограммы – название говорит само за себя;

    - рекламные полосы – содержащие рекламные статьи и объявления;

    - полосы объявлений – с различными частными и официальными объявлениями без уникального оформления (как на рекламных полосах).

    Такое деление достаточно условно, поскольку в зависимости от издания те или иные полосы могут отсутствовать или на них может быть отведен фрагмент одной из полос. К примеру, в газетах развлекательного характера можно найти по несколько полос, отведенных на анекдоты и кроссворды (а то и вся газета от начала до конца). В то же время в более серьезных изданиях таким материалам отводится только часть одной из полос или их может не быть вообще.

    С точки зрения дизайнера, работающего над газетой, разница невелика – независимо от того, заполняет он анекдотами пять полос или две колонки на последней полосе, он пользуется одинаковыми устоявшимися приемами оформления.
    Особенности газетной верстки.

    Композиция газетной полосы. Отдельные части газетной полосы имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций в газете.

    Каждая газета начинается с заголовочной части. Основные ее элементы: название газеты, название организации, выпускающей газету, помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы.

    Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Текст названия может быть наборным или рисованным. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.

    Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.

    Официальные материалы следуют за передовой статьей.

    Подборка — материал, однородный по теме; размещают на не­скольких колонках и объединяют одним общим заголовком — «шапкой». Подборки могут быть тематическими и разнотемными. В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого матери­ала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.

    Окно — статья (рисунок), заверстанная в верхнем правом углу полосы. Окно отбивается от текста жирными линейками.

    Фонарь — статья (рисунок), заверстанная в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой колонки должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.

    Подвал — статья, размещенная в нескольких или во всех колонках внизу полосы. Подвал отделяется от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагается над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше 1/3 и не меньше 1/4 высоты полосы.

    Стояк статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.

    Уголок — статья или иллюстрация, заверстанная в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.

    Чердак — крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.

    Подверстка — материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ней не связанный.

    Объявления заверстывают в зависимости от вида газеты.

    Колонтитулы располагают либо сверху на весь формат полосы, либо внизу заверсткой в углу на формат одной колонки. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.

    Газеты чисто рекламного характера композиционно могут иметь другое оформление.

    Оригинал и макет газетных полос. В связи со сжатыми сроками производства газет допускаются оригиналы с небольшим процен­том правки (телеграммы, информация телеграфных агентств и др.). Для каждой газеты составляют графики сдачи.

    Оригинал, поступающий в набор, должен быть тщательно вычитан и размечен; сокращения и условные обозначения должны быть унифицированы.

    На оригинале помечают время сдачи материала в производство. Первую страницу оригинала печатают на сопроводительном бланке, но при одновременном наборе нескольких газет штамп с наименованием газеты, кегль набора, гарнитура шрифта и формат набора ставят на каждой странице оригинала.

    Каждая страница оригинала должна печататься с абзацного отступа. Заголовки размечаются с указанием гарнитуры, кегля и начертания шрифта, формата и заверстки заголовков.

    К оригиналу прилагается спецификация, в которой указывается название материала, расчетное число строк. Материал поступает в набор частями. Некоторые материалы поступают в процессе набора и верстки. Все оригиналы поступают в производство в соответствии с графиками, разработанными редакцией совместно с типографией. Для правильного расположения и выделения материа­ла составляют макет каждой газетной полосы, на котором точно рассчитано расположение текста всех статей, иллюстраций, заголовков и других элементов. Макет изготавливается в редакции и поступает в производство чаще всего вместе с оригиналом. Макет может быть выклейным или графическим, но может быть и расчетно-графическим. Выклейной макет с использованием распечаток текста и ксерокопий иллюстраций более нагляден, но требует предварительного набора текста всей полосы, что не нужно при совре­менной технологии компьютерного набора и верстки.
    Элементы сетки

    В
    полиграфии каждый из элементов образовавшейся модульной сетки имеет определенное название и предназначение. На рисунке № представлены следующие элементы сетки:

    1. Рубрика

    2. Заголовок

    3. Подзаголовок

    4. Поднятая буквица

    5.Элемент под обрез

    6. Окно под иллюстрацию

    7. Подрисуночная подпись

    8. Основной текст

    9. Отточие

    10. Средник

    11. Обтекающий текст

    12. Колонцифра

    13. Внутреннее поле

    14. Растрированный фон

    15. Рамка

    16. Нижнее поле

    17. Нижний колонтитул

    18. Строка продолжения

    19. Обрез страницы

    20. Внешнее поле

    21.Верхний колонтитул

    22. Верхнее поле

    23. Врезка

    24. Вставка

    25. Опущенная буквица

    26. Линейка



    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта