Общество как предмет философского анализа. философия. Введение Общество как центральная проблема социальной философии
Скачать 36.24 Kb.
|
Введение…………………………………………………….3 Общество как центральная проблема социальной философии……….5 Анализ различных подходов к понятию «социальное» ……….5 Специфика общественных отношений…………………………….7 Сферы общественной жизни……………………………………….9 Генезис представлений об обществе в истории филососфии………..11 Античные мыслители об обществе………………………………11 Представления об обществе в эпоху Средневековья……………13 Социальные теории нового времени…………………………….15 Социальные теории ХХ века…………………………………….17 Основные характеристики современного общества с позиции философии………………………………………………………….17 Теория модернизации………………………………………….18 Центральная проблема развития современного общества………19 Заключение………………………………………………………….20. Список литературы………………………………………………23. Введение Развитие человеческого общества берет свое начало в глубокой древности. В VI в. до н.э. появляются первые философские представления о нем. На протяжении многих лет и по сей день у исследователей-философов, социологов, культурологов, политологов, не иссякает устойчивый интерес к проблемам общества по причине того, что все связанные с ним концепты являются многоликими и многосложными. Важность исследования общества в философском контексте обусловлена, прежде всего, необходимостью философского понимания бытия человека как личности, которая становится такой только в процессе социализации. Для представления общества во всем многообразии его процессов и явлений, а также описания различных подходов к его изучению. В своем исследовании я считаю необходимым указать основные положения и понятия, с помощью которых можно объяснить структуру самого общества, т.е. характер взаимосвязей его сторон, а также механизмы его развития и функционирования. Сложность и противоречивость развития общества, его способность к трансформациям под воздействием различных факторов обусловили необходимость теоретического исследования данного феномена. Объектом исследования выступает общество как феномен разностороннего существования. Предметом исследования является общество с позиций социально-философского подхода. Целью исследования является раскрытие сущности понимания общества в контексте социально-философского анализа. Данная цель предполагает решение следующих задач: - проанализировать различные подходы к понятию «социальное»; - проанализировать специфику общественных отношений; - проанализировать сферы общественной жизни; - рассмотреть генезис представлений об обществе в истории философии; - выделить основные характеристики современного общества с позиций философии. Теоретико-методологическую основу исследования составили произведения классиков мировой философии, начиная с древнейших времен, а также труды современных философов, в которых исследована сущность феномена «общество». Представленные в исследовании теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем общества в социально-философском контексте. Результаты работы могут позволить проследить тенденции развития представлений об обществе на современном этапе, выявить новые особенности трансформирующегося общества. 1 Общество как центральная проблема социальной философии 1.1 Анализ различных подходов к понятию «социальное» Перед началом анализа общества как социальной системы, имеющей целостный характер, необходимо определить основные значения понятия «социальное». В социально-философской литературе вышеуказанное понятие употребляется как в узком, так и в широком смыслах. Термин «социальное» в узком смысле понимается как существование отдельной сферы общественных явлений, которые входят в контекст социальной сферы жизни общества, где решается спектр проблем, затрагивающих определенные интересы людей1. Эти проблемы относятся к их социальному статусу, условиям труда, их положения в системе общественного разделения труда, перехода из одних социальных групп в другие, их уровня жизни, образования, социального обеспечения и др. Все эти социальные проблемы решаются в рамках социальных отношений, которые понимаются и в узком смысле. Их содержание состоит из вышеуказанных проблем, из-за которых они появляются. И в этом состоит их отличие от других общественных отношений, например, таких, как нравственные, правовые, политические, экономические и др. В широком смысле термин «социальное» является синонимом термина «общественное», которое совпадает с ним по смысловому содержанию. В этом случае понятие «социальное» («общественное») будет обозначать все происходящее конкретно в обществе. Общество – предмет социальной философии, которая занимается его анализом как целостной социальной системы и изучает законы ее функционирования и развития. Это означает, что социальная философия рассматривает и объясняет различные социальные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне общества как многосложной саморазвивающейся социальной системы. Социальная философия изучает также взаимодействие между собой различных общественных типов. В рамках ее интересов находятся и такие явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. Здесь предметом социальной философии является исторический процесс, взаимодействие его объективных и субъективных сторон и закономерности его развития. Представители различных школ социальной философии определяют общество как «социальный организм» и рассматривают его как систему отношений ее членов. При этом они расходятся в понимании его сущностной базы. Одни выделяют духовные основы деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности и ценности и др.), другие же берут за основу материальные потребности и условия жизни социума. Таким образом, общество представляет собой совместную жизнь активно взаимодействующих друг с другом людей, удовлетворяющих свои потребности, которые жизненно им необходимы. В итоге между ними складываются специфические отношения, которые касаются средств и различных способов удовлетворения их потребностей, исходящих из реальных жизненных условий. С течением времени такие отношения приобретают стабильный характер и общество становится совокупностью общественных отношений. 1.2 Специфика общественных отношений В процессе своей практической деятельности (производственно-экономической, социально-политической, духовно-нравственной, научно-исследовательской) люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создавая необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду. В процессе своей совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные отношения для решения определенных актуальных вопросов их общественной жизни. Здесь обращается внимание на различные социальные отношения: будь то производственные, семейно-бытовые, нравственные, политические и другие, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Общество – это, прежде всего, люди в их общественных отношениях друг с другом. Такое понимание общества играет ведущую роль в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их деятельности, создаются различные социальные институты: государственные, экономические, нравственные, развиваются все стороны и формы социальной культуры. В научно-социологической литературе термин «общественные отношения» встречается в двух смыслах: в широком, как любые отношения между людьми, по причине того, что они складываются и развиваются именно в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между крупными социальными группами (производственные, межнациональные и внутринациональные, межклассовые и внутриклассовые, внешнеполитические и внутриполитические, экологические и др.). В философии социальные отношения рассматриваются как с позиций материализма, так и идеализма. Материалистическое понимание социальных отношений впервые выдвинули идеологи марксизма. Оно заключается в том, что все многосложные социальные отношения – экономические, политические, правовые, нравственные и другие делятся на базисные и надстроечные. Базис и надстройка – теоретические понятия исторического материализма. Они называют общественные отношения исторически определенного общества целостной саморазвивающейся системой, в которой материальные отношения становятся его реальной основой, базисом, основанием общества, а политические и идеологические отношения – надстройкой, которая берет свое начало и вырастает в данных условиях, в итоге ими же и обусловливается. Общественный базис представляет собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройку определяется как совокупность идеологических отношений, в которую входят государство, право, мораль, искусство, философия, религия, политическая и правовая формы сознания Материальные экономические или производственные отношения являются главными в системе общественных отношений. Их специфика обусловливается производительными силами общества и ни в коей мере не зависит от воли и сознания людей. Идеологические общественные отношения – политические, правовые, нравственные и другие возникают на основе материальных общественных отношений и становятся надстройкой над ними, проходя перед этим через сознание людей. Итак, общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а их единую систему. 1.3 Сферы общественной жизни Специфический характер развития общества определяется его достаточно сложной многомерной структурой и наличием в ней неоднозначных факторов. В нем осуществляются различные по своему содержанию виды социальной деятельности. В результате этого появляются такие центральные сферы жизни общества, как экономическая, социальная, политическая, духовная и др. В экономическую сферу входит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это можно назвать неким экономическим пространством, в котором осуществляется хозяйственная жизнь страны, а также организовывается взаимодействие всех экономических отраслей. Глобальное значение имеет и международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощается в реальность экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в итогах своей производственной деятельности, а также их креативные способности. Значение данной сферы для развития общества является неоспоримым и основополагающим. «Социальная сфера состоит из взаимоотношений между социальными группами, классами, различными слоями населения, этническими общностями, касающихся социальных условий их жизни, трудовой и досуговой деятельности». Здесь большое значение имеет создание адекватных условий производственной и культурной деятельности людей, обеспечение необходимого жизненного уровня всех слоев населения, решение проблем образования, социального обеспечения, здравоохранения, однозначное следование нормам социальной справедливости в осуществлении каждым индивидом своих прав, а также в распределении и потреблении создаваемых в обществе различных материальных и духовных благ. В этот сложный и многоаспектный процесс входит мониторинг и многоуровневое профессиональное управление всем комплексом социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий быта, труда, образования и жизненного уровня членов социума. Политическая сфера представляет собой пространство политической активности различных классов, социальных групп, политических партий и других общественных организаций. Их деятельность основывается на уже сложившихся политических отношениях и имеет курс, направленный на осуществление их политических интересов, которые, прежде всего, касаются политической власти и реализации их политических прав и свобод. Это расширяет границы их политической активности, а также создает достаточные возможности для реализации их актуальных политических интересов. Современные политические процессы в значительной степени изменяют сознание многих людей в политическом плане, повышая их политическую активность, что увеличивает роль и значение политики в общественной жизни. Духовная сфера – это сфера отношений людей касаемо различных духовных ценностей, включая их создание и распространение среди всех слоев общества. Духовная жизнь общества состоит из каждодневного общения людей, а также направлений их деятельности, включая познание, образование, воспитание, мораль, искусство и религию. Следовательно, всё вышеперечисленное составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир социума и его представление о смысле жизни индивида, личности в общественной системе, оказывая значительное влияние на формирование духовных связей между людьми и духовных начал в их деятельности и поведении. 2 Генезис представлений об обществе в истории философии 2.1 Античные мыслители об обществе Люди, начиная с древнейших времен, пытались объяснить существование общества. Как оно возникло и по каким законам развивается? Каковы его перспективы? Ответы на эти вопросы определял уровень развития конкретного общества. На ранних стадиях развития общества основным способом понимания и толкования устройства мира была мифология. Мифы существовали практически у всех народов. Именно при помощи мифа люди могли объяснять явления реальной действительности, связывать прошлое с настоящим, и именно благодаря мифу обеспечивалась духовная связь поколений, сменяющих друг друга. В мифах о происхождении мира и людей четко прослеживаются две основных идеи: идея творения и идея развития. Одна либо другая всегда присутствуют в любом мифе. Например, идея творения объясняет появление вселенной божественной инициативой, в отличие от идеи развития, по которой все сущее появилось в результате возникшего само по себе явления или предмета (как вариант, из яйца, метеорита и др.). Как мифология и религия, так и позднее возникшая философия пыталась предложить свои ответы на вечные вопросы происхождения мира и людей в нем. Большой вклад в развитие представлений о происхождении общества внесли философы античности. Более подробного рассмотрения заслуживают представления об обществе двух древнегреческих мыслителей – Платона и Аристотеля. Вопросы устройства общества Платон подробно рассмотрел в двух своих философских произведениях: «Закон» и «Государство». Государство, по Платону, возникает по причине того, что человек сам не в состоянии удовлетворить свои потребности. Для этого необходимо создание государства. Платон не видел фундаментального различия между обществом и государством. По его мнению, государство – это человек, но в более крупном масштабе, высшая задача которого состоит в воспитании своих граждан в духе добродетели. Политическая цель идеального государства – совершенный человек, живущий в нем по его законам. Идеальное государство Платон описывает как общество, состоящее из трех социальных групп. Первая группа представляет собой правителей (философов), управляющих государством и составляющих его законодательство. В своих поступках такие люди руководствуются только логикой и разумом. Вторая группа состоит из стратегов (воинов), которые беспрекословно выполняют свой долг перед государством, защищая его устои. Это люди с благородным характером, главное для них – чувство долга. Третья группа – это производители (крестьяне и ремесленники), которые обеспечивают материальное благосостояние общества своей трудовой деятельностью. Этими людьми управляют эмоции и страсти, по этой причине они не могут разумно осуществлять управление государством. Таким образом, Платон представляет общество в виде организованного сообщества людей, которые объединились друг с другом для достижения всеобщего успеха и блага. При этом Платон понимает всеобщее благо не как счастье каждого отдельного человека, а как процветание всего государства. Поэтому каждый гражданин этого государства должен, в первую очередь, заботиться об интересах общества, но не о своих. Другой древнегреческий мыслитель и философ Аристотель свой взгляд на организацию общества и государства изложил в трактате «Политика». Ведущим в его взглядах на общество было представление человека как «общественного существа», в сферу бытия которого входят семья, общество и государство. Будучи учеником Платона, Аристотель развивал его идеи. В дальнейшем он выделил наряду с существованием государства семью как особый тип общения людей между собой, но, тем не менее, государство всё-таки поставил над всем. По Аристотелю, жизнь в государстве – это естественное проявление человеческой сущности. Общество Аристотель понимал как развитую семью, которая состоит из трех общественных классов: очень богатые, средний класс и очень бедные. Идеальным Аристотель считал государство, которое бы обеспечивало максимально счастливую жизнь как можно большему количеству людей. Такому государству он дает название «полития» и определяет его как форму государственного устройства, при которой власть принадлежит только среднему классу. Понятия «общество» и «государство» Аристотель отождествлял, определяя государство как политическое общество людей, объединенных между собой ради общего блага. Таким образом, рассмотрев теории двух наиболее значимых древнегреческих философ, можно сделать вывод о том, что они придерживались идеи первенства государства перед личностью, а государство и было идеальным обществом. В их работах государство обладает весьма широкими правами по отношению к человеку, но вопрос о правах человека по отношению к государству не ставился ими никогда. 2.2 Представления об обществе в эпоху Средневековья Средние века в Европе – эпоха варварства и мракобесия. Главную роль играла католическая церковь, которая контролировала все сферы общественной жизни. В связи с этим наука развивалось в рамках догматов Священного писания. Все явления в мире церковь объясняла проявлением божьей воли. Среди ученых-теологов и философов особого внимания заслуживают Аврелий Августин и Фома Аквинский, оказавшие сильное влияние на формирование основных положений католицизма. Социальная теория крупнейшего христианского мыслителя Средневековья Аврелия Августина основывается на идее неравенства, которое является признаком любого общества, созданного Богом. Земная иерархия представляет собой отражение иерархии небесной, управляет которыми Бог. Августин выдвигает мысль о том, что человеческая и божественная история имеют под собой единую основу, сутью которой является «вечная война» двух царств – земного и божьего. Царство Божье, по Августину, представляет католическая церковь. Царство земное (Рим) представляют грешники, люди, подверженные разного рода страстям – алчности, жестокости, самолюбию и эгоизму. Больше других Фому Аквинского интересовали духовные и социальные проблемы. Он ставит человека в общество и государство. Государство, по Фоме, существует для того, чтобы заботиться о всеобщем благе. Аквинский решительно выступает против социального равенства. Подданные, по его мнению, должны беспрекословно подчиняться господам, а покорность – главная человеческая добродетель. Лучшая форма государства для философа – монархия. Власть правителя должна быть отражением божьей власти в мире. Задача правителя состоит в сохранении мира и обеспечении благосостояния общества. «Цель и смысл жизни должны состоять в достижении небесного блаженства, но к нему человека ведет уже не государство, а церковь. Поэтому роль монарха Папы Римского (наместника бога на земле), бесспорно, выше, чем государства». 2.3 Социальные теории Нового времени По мере развития товарного производства и формирования в Европе нового экономического уклада жизни, у людей появляется потребность в принципиально новой идеологии, которая не считает накопление капитала и богатство грехом (в отличие от догматов католической церкви). В христианстве складывается новое направление – протестантизм. Влияние католической церкви ослабляется, начинают бурное развиваться науки, в первую очередь, естественные. Благодаря научной деятельности таких выдающихся ученых как Галилео Галилей, Джордано Бруно, Николай Коперник, Ньютон и др. сложилась новая картина мира. Новый взгляд на окружающий мир находит свое отражение и в представлениях об общественном устройстве, развитии и существовании. В эпоху Просвещения появляется большое количество различных социальных доктрин и теорий, зачастую противоположных друг другу по своему смысловому наполнению и взглядам на проблемы развития общества и государства, проблемы власти. Проблема сосуществования общества и государства стала вытекать из естественных законов развития человека и природы, а не из устаревших теологических представлений. Центр социальных теорий представляло государство, централизованное под единой властью и полностью освобожденное от церковной диктатуры. Так, широкое распространение в Новое время получила теория государственного абсолютизма Никколо Макиавелли, который свою точку зрения на власть и государство изложил в знаменитом трактате «Государь». Позднее в политике и политической философии возник термин – макиавеллизм, означающий бесконтрольное использование власти, которая не подчиняется никаким моральным установкам. Наряду с теорией Никколо Макиавелли была очень популярна теория естественного права Томаса Гоббса, английского философа. Гоббс создал светскую теорию политической власти, государства и права. Отправным пунктом положений его теории явилось «естественное состояние людей». Природу человека Гоббс не считает идеальной. Основным качеством человека для философа становится не стремление к общению, взаимопомощи и кооперации, а эгоизм и стремление к индивидуализму, власти и накоплению денег и материальных благ. Эта «естественность» всегда была присуща человеку в его до государственного состояния, где проявлялись две крайности – стремление к всеобщему равенству и вражда из-за этого. Во всеобщем равенстве, по Гоббсу, заложена опасность раздора, так как для всех не хватит тех благ, на которые люди претендуют. Поэтому, в свободном обществе, где не будет верховной власти государства, права человека неизбежно будут ущемляться, из-за чего будут возникать постоянные конфликты между людьми. Выход из этого Гоббс видит в образовании общества, которое должно быть основано на согласии интересов. Люди могут заключить договор о подобном согласии, но оно будет носить искусственный характер, а, значит, недолго существовать. Поэтому, необходимо, чтобы «кроме договора о согласии было что-то еще, что это согласие бы упрочило. Этим является общественная власть, которая будет держать людей в узде и направлять действия людей к общему благу». Таким образом, проанализировав представления об обществе в различные исторические эпохи, можно проследить как с изменением исторической действительности меняются и социальные взгляды. 2.4 Социальные теории XX века Значимый вклад в исследование общества как системы внес К. Маркс, написав учение об общественно-экономической формации. По К. Марксу и Ф. Энгельсу, общественно-экономическую формацию понимается как общество, стоящее на определенном этапе развития с характерными для него способом производства, общественной структурой, политической и экономической системами и духовной жизнью. Ученые выделяют несколько общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, каждая из которых характеризуется как определенный тип общества и ступень достигнутого обществом прогресса. Понятие «общественно-экономическая формация» позволило дать определение обществу как целостной социальной системе. Вышеперечисленные общественно-экономические формации в меньшей степени придают значение развитию отдельной страны, чем мировому историческому процессу. Они возникли на разных этапах развития человеческого общества. Каждая последующая из них представляет собой, следуя учению Маркса, новый и качественно более высокий тип общества. Обществознание в конце прошлого тысячелетия уже состоит из целого комплекса наук об обществе – философии, в том числе социальной и политической философии, социологии, экономики, политологии, социальной психологии и др. Итак, социальные теории прошлого дали отличный задел для появления новых теорий и подходов к изучению общества уже в ХXI веке. 3 Основные характеристики современного общества с позиций философии 3.1 Теория модернизации Современный тип постиндустриального общества начинает образовываться в последние десятилетия XX в. в США, Японии и ряде стран Западной Европы. Главной составляющей системы общественного производства становится труд, который направлен на получение, обработку и хранение информации. Для современного общества характерно развитие техники на основе научного прогресса. В контексте постиндустриального типа общественного устройства впервые отношения человека с природой заменяются отношениями между людьми в различных аспектах их деятельности. В 70-е г.г. XX в. появляется теория модернизации, основателем которой стал американский ученый-социолог О. Тоффлер. Современные философы, изучив специфику данной теории сделали вывод, что она направлена в первую очередь на выявление последовательных стадий общественного развития, которые являются базовой характеристикой уже существующих, но находящихся на разных этапах эволюции современных обществ. В контексте вышеуказанной теории исследователь выделяет два типа общества: традиционное и современное. Процессу перехода от традиционного общества к современному он дал название «модернизация» В соответствии с теорией модернизации современное общество характеризуется следующими чертами: превалированием инноваций над традициями, светским характером жизни социума, ярко выраженным индивидуально-личностным началом, ориентацией на материальные ценности, демократической системой власти, наличием способности и желания производить не ради насущных потребностей, а ради будущего, преобладанием индивидов с активным деятельным практичным складом ума. В контексте теории модернизации понятие современного общества не соответствует хронологии современности, т.е. не все существующие в данный период времени общества представляется возможным назвать современными. Во многих из них преобладают черты традиционного общества, а некоторые уже перешли к стадии постсовременного общества. Следует подчеркнуть, что на теорию модернизации ссылаются многие современные исследователи, считая ее достаточно актуальной. 3.2 Центральная проблема развития современного общества Одна из базовых актуальных проблем развития современного общества заключается в вопросах формирования, сохранения и обогащения духовного мира людей, приобщения их к подлинным духовно-нравственным ценностям и отдалении их от ложных, которые разрушают человеческую душу и общество в целом. Следует подчеркнуть, что роль, которую играет духовно-нравственная сфера в развитии современного общества для его настоящего и будущего, сложно переоценить. В смысловом содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Эта мысль являлась двигателем развития философии на протяжении многих столетий. Центральным звеном духовной жизни общества выступает общественное сознание, которое, естественно, состоит из совокупности индивидуального сознания каждого человека. Различные общественные явления всегда отражаются в образах, понятиях, идеях и теориях, так как представляют собой две стороны практической деятельности людей. Таким образом, общественное сознание истолковывается как результат совместного понимания и осмысления социальной действительности взаимодействующими друг с другом людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его фундаментальная особенность. Заключение Итак, в работе рассмотрено общество как предмет философского анализа. Данный феномен исследован с различных сторон, рассмотрены его основные элементы в их связи и взаимодействии. Выявлено, что общество находится в непрерывном развитии. В этом несложно убедиться, если сравнивать современное общество с тем уровнем его состояния, который имел место в прошлых столетиях. Из данного сопоставления видно, насколько ушло вперед в своем развитии материальное производство (техника, производство, экономика), а также социальная структура, политическая система общества, духовная культура. Большие качественные изменения происходят в обществе и по сей день, оно развивалось и продолжает развиваться в различных направлениях. С недавних пор большинство стран мира развивается в тесном контакте между собой, что проявляется в их экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни. Из данного выгодного взаимовлияния складывается исторический процесс развития человечества. Так, следует подчеркнуть, что исторический процесс развития общества одной страны является неотъемлемой частью исторического процесса развития всего человечества. Исторический процесс представляет собой последовательное развитие общества и выражается в смене способов производства, обновлении общественных структур, политических систем и духовно-нравственной культурной жизни. Но полностью понять все условия жизни социума, как и последствия действий людей в их ближайшем или отдаленном будущем, весьма сложно. Поэтому, в общественном развитии присутствуют элементы стихийности. Их количество может уменьшаться по мере развития науки и увеличения социального опыта. Так, общество получает возможность шире осмысливать различные актуальные процессы в экономической, политической и духовной жизни. Но полное избавление от элементов стихийности никоим образом не представляется возможным. Следует обратить внимание на то, что речь идет о правильном соотношении стихийности и сознательности в обществе на всех этапах его развития. Суть в том, чтобы до минимума уменьшить стихийные проявления и расширить область проявления сознательного начала в жизни и деятельности людей и, как следствие, в развитии общества. К этому, бесспорно, стремятся все цивилизованные общества. Большую роль в этом процессе играют новейшие достижения научно-технического прогресса, в том числе информационные технологии. Продвижение в этом сфере некоторые исследователи определяют как достижение современной «компьютерной революции». В своем развитии общество подчиняется определенным законам. Есть особые закономерности развития политической, экономической и духовной жизни общества. Закономерным является взаимодействие общественного бытия и общественного сознания, которое по своей природе является отражением социального бытия, тем самым активно воздействуя на него. Работа данной закономерности увеличивается с развитием общества. В XXI веке в науке и политике часто упоминают человечество как самостоятельный субъект исторического процесса. Бесспорно, для этого есть серьезные основания. В нынешних условиях человечество становится единым целым в связи с расширением и упрочением международных экономических, политических и культурных связей, усилением их взаимовлияния и взаимозависимости. Только в рамках представления человечества как единого целого, как совокупности обществ всех народов должны решаться актуальные проблемы обеспечения всеобщей безопасности, мира, сохранения и развития природной среды, а также создания выгодных условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты. Благодаря этому будет найдено решение проблемы выживания и дальнейшего развития всего человеческого рода. Список литературы Абачиев С.Н. Социальная философия: учебник. – М.: Феникс, 2012. – 640 с. Антология мировой философии. Т.1. – М.:, 1969. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 2006. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2007. – 312 с. Кулик С.П., Тиханович Н.У. История философии. М.: Вышэйшая школа, 2007. – 320 с. Зеленцова М.Г. Мир, человек, общество. Актуальные проблемы философского знания. Ч. 2. Специфика бытия человека в мире: учеб. пособие / ГОУВПО Иван. гос. хим.-технол. ун-т. – Иваново, 2008. – 100 с. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2011. Макиавелли Н., Андреев М., Рутенбург В. Государь. История Флоренции. – М.: Эксмо, 2009. – 532 с. Орехов А.М. Социальная философия. Предмет, структурные профили и вызовы на рубеже XXI века. – М.: Либроком, 2011. – 272 с. Швеглер А. История философии. От досократиков до средневековой схоластики. – М.: Либроком, 2012. – 172 с. 1 |