Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Восприятие детей дошкольного возраста.

  • 1.2 Развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 2.1 Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы.

  • Курсач. курсач.docx. Введение одной из основных причин проблем в современном обществе считается низкий уровень культуры его членов


    Скачать 37.62 Kb.
    НазваниеВведение одной из основных причин проблем в современном обществе считается низкий уровень культуры его членов
    АнкорКурсач
    Дата04.10.2022
    Размер37.62 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлакурсач.docx.odt
    ТипДокументы
    #713664

    ВВЕДЕНИЕ

    Одной из основных причин проблем в современном обществе считается низкий уровень культуры его членов. Необходимой составной частью общей культуры является культура поведения. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что собственно нет. Единые и общепринятые критерии обеспечивают высокую степень взаимоотношений и общения в обществе. Культура поведения - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. По этой причине важно научить ребенка различать добро и зло везде и во всем уважать окружающих и относиться к ним так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, воспитать в ребёнке чувство справедливости. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.  Исследования Л.М. Гурович, М.А. Саморуковой, В.И. Логиновой, Л.Ф. Островской показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение, мотивирует поведение.

    В психологии восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять, доброту, участие, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается, честность, гражданственность, принципиальность.

    Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические представления. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что художественная литература является могучим действенным средством интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающим большое влияние на развитие и обогащение их внутреннего мира.

    Цель исследования: выявить особенности восприятия детьми художественной литературы.

    Объект исследования - восприятие детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования - особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

    Задачи исследования:

    1. Подобрать и изучить литературу по рассматриваемой проблеме.

    2. Проанализировать особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений.

    3. Выявить методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.


     

    ГЛАВА 1. ОСОБЕННОИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

      1. Восприятие детей дошкольного возраста.

    Восприятие – это основной познавательный процесс дошкольного возраста. Дошкольный возраст более продуктивен для становления психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в собственном психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе воздействия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие; у ребенка оно непроизвольное. Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета. Форма служит ребенку базой для узнавания предмета. Наблюдаемые ребенком предметы притягивают его своей яркостью, вызывая выраженную чувственную реакцию. Восприятие является сложным процессом, заключающимся в разнообразных движениях глаза при рассматривании особенности предмета, в различных ощупывающих движениях руки при осязании и т. д. Оно подразумевает широкое использование прошлого опыта. Такая сложная психическая деятельность не может существовать у ребенка с рождения. Она формируется постепенно в результате практической деятельности и специального обучения на протяжении жизни ребенка. Хотя к концу дошкольного возраста восприятие ребенка достигает относительно высокой ступени развития, но оно во многих отношениях еще не совершенно. Дошкольник ещё не овладел тончайшими многообразными движениями воспринимающих органов, важными для верного восприятия сложных предметов и явлений. Так, рассматривая какую – либо иллюстрацию он всего лишь бросает на нее беглый взгляд или останавливается на какой – либо одной детали, не замечая других ее качеств. Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта значительно безопаснее других способов исследования. Лишь только в раннем возрасте, когда ребенок начинает изучать реальную действительность, его «глазами» являются руки. Но на данном этапе родители следят, чтобы ребенок находился в защищенном месте и в его руках оказывались только безопасные предметы. Одновременно со зрительным восприятием у дошкольников развиваются и другие виды восприятия, среди которых нужно отметить осязательные и слуховые. Осязательное восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало. Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего вещества в чашке. Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте, потому что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали. От него зависит умение читать, видеть красоту окружающего мира, оценивать опасность. При осязании предмета ребенок берет его всей рукой, не прослеживая пальцами его контура, не прощупывая углублений и выступов на его поверхности, не испытывая нажимом пальцев его твердости. В результате такого грубого и ограниченного исследования объектов, образы воспринимаемых предметов возникшие у ребенка в голове оказываются иногда не точными и несовершенными. Дошкольники не умеют подчинять свое восприятие поставленной перед ними задаче, согласовывать его с теми требованиями, которые предъявляют к ним окружающие в словесной форме. Поэтому восприятие ребенка носит недостаточно целенаправленный мало организованный характер. Задача взрослого в дошкольном возрасте обострить зрительное восприятие ребенка, а также помочь ему расширить объем воспринимаемых деталей. С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения. Развитию музыкального слуха способствуют движения под музыку, пение, слушание музыкальных композиций. Дети постепенно научаются смотреть и слушать то, что требует воспитатель, согласовывать свое восприятие с тем планом игры, который дают им в словесной форме. Работа над культурой речи составляет необходимое условие для развития восприятия звуков родного языка. К концу дошкольного возраста ребенок должен безошибочно различать элементы устной речи и правильно произносить звуки родного языка. Работа, направленная на развитие восприятия, имеет очень важное значение в развитии детской психики. Без этого нельзя формировать ни мышление, ни воображение, ни память ребенка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки детей к школе. Школьное обучение сразу предъявляет большие требования к умению внимательно слушать учителя и сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока и пр. В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первым впечатлениями, а более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие образы восприятия окружающей действительности становятся более богатыми по содержанию.

    1.2 Развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период это - одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса. Д. Б. Эльконин считал что "процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны "рекламации" нельзя возвратить юношу в школу для "доделки", "доразвития". (ССЫЛКА)Поэтому очень важно заметить раннее отступление от нормального хода развития ребенка. Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне. Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Выготского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются быстрее, и имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно. В раннем возрасте в процессе взаимодействия с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется и восприятие. Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, Он видит свойства слитно с предметом. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других. Например: небо синее, банан желтый и сладкий. Действуя с предметами, ребенок обнаруживает их отдельные свойства. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие в разных предметах и разные в одном предмете. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: прикладывание, наложение, измерения и др. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства. Он учится воспринимать их проявления, осваивает названия, способы обнаружения, учится различать их особенности и оттенки. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах; о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины; о времени.

    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    2.1 Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы.

    Младший школьный возраст. Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного опыта ребёнка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты, противоречащие опыту, нередко осознаются неверно. Иногда дети неожиданно по-своему осмысливают самые простые вещи. В связи с такой особенностью детского восприятия особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль начального импульса для воссоздания героев и событий, без рисунков художника воображение ребенка не может включиться в работу и текст не будет понят. Однако наряду с непосредственным и ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий осознавать содержание произведений. Определенную трудность вызывает у детей восприятие сказок с двухчастной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй («Кот, петух и лиса», «Коза-дереза, «Лиса и волк» и др.). Обычно ребенок улавливает и воспроизводит только одну из историй (частей) сказки. При этом опора происходит чаще всего на первую часть или на эпизоды, либо более простые по содержанию. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка ключевой(главный) персонаж. Детей интересует его внешность, поступки и действия. Мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядном примере — иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится то, что, прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не осознает его переживаний и мотивов поведения. Например, нередко дети позитивно рассматривают поведения медведя из сказки «Маша и медведь» - «потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес», игнорируя то, что девочка хитростью подтолкнула его к этому. Эмоциональное отношение детей к героям ярко выражено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, позитивному финалу истории. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети иногда пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением отрицательного персонажа). Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям бывает часто не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который иногда не дает возможность правильно понять произведение. Своеобразие восприятия литературных произведений у детей 2-4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок главным образом опирается на имеющийся у него на непосредственно ограниченный опыт. Личный опыт доминирует над осознанием текста, мешая ребенку понять те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной практикой. Большой интерес к ритмически организованному складу речи, звуковым ритмам, выразительной интонации - это еще одна характерная для младшего дошкольника особенность. Средний дошкольный возраст. После четырех лет у ребенка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его определенных представлений, обогащением его знаний и жизненного опыта. Как свидетельствуют исследования (А.В. Запорожца, Т.И. Титаренко, О.О. Хоменко и др.), дети начинают более четко ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют правила сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинно-следственные связи в сюжете, могут при необходимости выделить из ряда событий отдельные главные или важные факты. Описывая героев, дети чаще всего высказывают верные суждения об их поступках, при этом делая упор на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный жизненный опыт. Вместе с этим при восприятии литературных произведений ребенок не считает главной своей задачей оценить героя или событие. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное значение. Ребенок, прежде всего- активный участник происходящих событий; он переживает их вместе с героями. Старший дошкольный возраст. В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешняя эмоциональность и появляется интерес к самому сюжету произведения, понятию его жизненного смысла. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетом, драматичностью, препятствиями, с яркими сильными характерами героев. К старшему дошкольному возрасту у ребенка довольно большой опыт, который теперь поможет осмыслять более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких не было в их жизни. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный состав, относиться к нему как к авторскому приему. Появляется умение замечать и осознавать роль выразительного яркого необычного слова в тексте. Усложняется и понимания главного персонажа, хотя у ребенка все еще большая часть внимания направлена на действия и поступки, он начинает вникать и в переживания и мысли этого персонажа. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию не только герой с однозначным характером (плохой или хороший), но и более сложный, чье поведение иногда характеризуется противоречивым и поступкам и нравственными переживаниями, сложными мотивами. В этом возрасте ребенок может понимать скрытые мотивы поведения, проникая в сферу состояний, мыслей, чувств героев. Усложняется и эмоциональное отношение детей к героям, оно чаще всего не зависит от отдельного, наиболее яркого поступка, а основывается с учетом всей коллизии произведения. На седьмом году жизни ребенок способен понять внутренний смысл произведения, эмоциональный подтекст. Формирование у ребенка умения устанавливать эмоциональный подтекст произведения поможет найти новые возможности для эстетического восприятия литературы. Но следует иметь ввиду, что в старшем дошкольном возрасте эта способность еще только зарождается и далеко не всякий подтекст доступен детям.

    2.2 Особенности и методика ознакомления с литературными произведениями детей раннего и дошкольного возраста

    Художественная литература вызывает интерес к личности, характеру и внутреннему миру героев. Дети учатся сопереживать персонажам, и так начинают замечать настроение и эмоции других людей. На основе зарождения гуманных чувств, способности проявлять участие, доброты, протесту против несправедливости воспитывается честность, принципиальность, гражданственность. Произведения художественной литературы дают образцы литературной речи. Они дают готовые языковые формы которые и использует ребенок. Из книг ребенок изучает новые слова, готовые выражения, обороты, и его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой еще больше. Литература способствует тому, что дети учатся излагать отношение к прослушанному используя сравнения, эпитеты, метафоры и другие средства образной выразительности, владение которыми поможет развитию художественного восприятия литературы. Перед тем, как читать детям, воспитатель сам должен разобрать и проанализировать выбранное произведение: определить идею и направленной стихотворения или рассказа, понять соответствие содержание и формы, выделить главные, смысловые сюжетно-логические части, настроение, понять, что хотел сказать автор в каждой из частей. Правильное понимание замысла автора произведения поможет выразительно и чувственно прочитать книгу. Часто для того чтобы облегчить детям понимание истории и сделать занятие интереснее, воспитатели готовят наглядный материал, использование которых предполагается во время чтения (игрушки, муляжи, портрет, картину, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям). Не достаточно просто прочитать произведение и понять его смысл. Для выразительного, эмоционально окрашенного преподнесения текста нужно некоторые технические приемы: уметь регулировать тембр голоса, его силу, дыхание. Важно следить за дикцией и правильностью ударений. Необходимо разнообразить чтение интонацией, уметь через эмоции окрасить голос и придать смысловое значение истории. Исключительно выразительное чтение побуждает ребенка к рассуждениям, оценке содержания, персонажей и их действий, способствует полноценному правильному восприятию произведения. Рассуждения детей по поводу прочитанного нужно поддержать беседой и вопросами о том, что понравилось или нет, почему, и что запомнилось. Такие беседы направляют ребенка на осмысление содержания, красоты языка, подводя к тому, что он сам может охарактеризовать образы и оценить их, подготовиться к сопереживанию героям, творчески отнестись к прочитанному. Для подготовки ребенка к восприятию произведения воспитатель проводит предварительные беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого ребенка вызывая в его памяти соответствующие ассоциации. Предварительную беседу можно провести во время прогулки, дети узнают о фактах и событиях положенных в основу сюжета. Чтобы чтение и рассказывание было обучающим- нужно чтобы дети видели и лицо воспитателя, а не только слышали его голос. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее форму и содержание, и усваивать правила литературной речи. Поэтому, читая по книжке, воспитатель должен научиться время от времени смотреть на лица детей, а не только в текст, следить за там, как они реагируют на чтение. Перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения и практикуется в чтении вслух. Ведь умение посматривать на детей во время чтения формируется у воспитателя в результате тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать без подготовки новое для него произведение «с листа». На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, с которыми дети уже были знакомы, которые они слышали раньше. Многократное чтение необходимо, ведь дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им истории, рассказы, сказки и стихи. Повторение не обедняет восприятие, а наоборот, ведет к лучшему усвоению языка, к более углубленному осмысливанию событий и поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые произведения и герои, а следовательно, их радует повторение. Для каждой возрастной группы выбирается произведение своего размера; в младших группах зачитывают такое, с которым можно закончить работу в течение одного занятия. В старших и подготовительных к школе группах выбираются произведения большим объемом, работа над которым рассчитана на 2-3 занятия. Рассказывание и чтение художественных произведений в детском саду проводится не когда захочет воспитатель, а по строго определенному плану, в котором учитываются праздники и времена года. Воспитатель помогает формированию у детей умений воспринимать литературное произведение. Ребенок должен не только усвоить содержание, но и прочувствовать те ощущения, которые хотел передать автор. В детском саду у ребенка должны быть сформированы некоторые умения анализировать произведение. К поступлению в школу дети должны уметь определить главных героев, высказывать свое к ним отношение, определять жанр и улавливать яркие примеры образного языка. Не со всеми произведениями дети должны работать одинаково; некоторые из них уметь передавать близко к тексту(пересказывать), а часть других знать наизусть. Благодаря этому ребенок учится исполнять роли в сценках, игре- драматизации по литературным сюжетам. Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать и улучшать их творческие способности. Также нужно стараться воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в многообразии книг. Необходимо воспитать правильное отношение к книге и чтению; выработать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой. Показывая иллюстрации, воспитатель одновременно комментирует их текстом стихотворения (рассказа и т.д.). Это усиливает восприятие и способствует лучшему запоминанию. Вместо иллюстраций можно показать диафильм. В старшей группе усложняются задачи ознакомления с художественной литературой. Например, читая сказку, воспитатель помогает детям понять не только ее идейное содержание, но и особенность жанра, своеобразие композиции, типичность сказочного стиля, богатого образными выражениями, поговорками, пословицами, специфическими словесными оборотами. Большую помощь в работе с детьми оказывает магнитофон. Педагог может использовать его в целях ознакомления детей с записанными на пленку стихотворениями, рассказами, инсценировками. Это дает возможность детям самим оценить придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие для них. Кроме того, магнитофонные записи занятий (по пересказу, выразительному чтению наизусть) дают возможность увидеть эффективность методики работы по развитию речи или отметить недостатки, помогают проследить постепенный рост художественно-речевого развития ребенка (если сравнить записи детских суждений о какой-либо сказке, пересказа или собственного творчества, сделанные в начале и конце года). Для активизации восприятия произведений художественной литературы существуют методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе с художественной литературой:

    — беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;

    — тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;

    — выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, которое вызывает у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;

    — беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;

    — упражнения для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;

    — творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;

    — применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.
    2.3 Особенности восприятия детьми дошкольного возраста сказок

    Словесное творчество является основной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Особое место среди литературных произведений занимает жанр сказки. Сказка — это повествовательное, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Дети на пороге дошкольного возраста недостаточно дифференцируют изображение и изображаемое. Они относятся к изображению как к реальному предмету. Однако в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в ряде случаев довольно четко различает то, что относится к области искусства, и то, что относится к изображенной в ней действительности. Художественный образ связан с изображаемым не внешней связью, как условный знак со своим значением. Он является образом в собственном смысле слова, отражая характерные, типичные черты предмета. В зависимости от изображаемого сюжета и рода художественного произведения отображение действительности в искусстве может приобретать различные формы. Сказка очень своеобразно отражает действительность. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая пространство для творческого воображения. Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетической оценки. В сказке многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные ситуации, животные и неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершающие всевозможные поступки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны только для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства. Таким образом, художественное произведение не только знакомит ребенка с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете. Реалистический подход к сказочной фантастике вырабатывается у ребенка на определенной ступени развития и лишь в результате воспитания. Дети которые не обладают соответствующим опытом, часто готовы поверить в любой вымысел. Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий. Старшие дошкольники настолько укрепляются в этой реалистической позиции, что начинают любить всякие небылицы. Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет правильное понимание окружающей действительности. Для правильного понимания тех или иных частных психических процессов необходимо учитывать характер мотивов, побуждающих ребенка действовать, то, ради чего он совершает данную операцию. Эти вопросы очень мало освещены в традиционной психологии. С точки зрения психоаналитиков, интерес ребенка к сказке обусловлен темными, асоциальными влечениями, которые из-за запрета взрослых не могут проявиться в реальной жизни и поэтому ищут себе удовлетворения в мире фантастики. К. Бюлер полагает, что в сказке ребенка привлекает жажда необычного, неестественного, примитивное стремление к сенсации и чуду. Такого рода теории находятся в противоречии с действительностью. Огромное влияние правильно организованного эстетического восприятия на духовное развитие ребенка заключается в том, что это восприятие не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует более высоких мотивов деятельности ребенка. В дошкольном возрасте деятельность усложняется: то, на что она направлена, и то, ради чего она производится, оказывается уже не тождественным, как было в раннем детстве. Новые мотивы деятельности, формирующиеся в общем ходе развития ребенка в результате его воспитания, впервые делают возможным настоящее понимание художественных произведений, проникновение в их идейное содержание. В свою очередь, восприятие художественного произведения влияет на дальнейшее развитие этих мотивов. Конечно, маленького ребенка увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя, смысловая, сторона повествования. Постепенно перед ним открывается идейное содержание художественного произведения. Художественное произведение увлекает дошкольника не только внешней стороной, но и внутренним, смысловым, содержанием. Если младшие дети недостаточно осознают мотивы своего отношения к персонажу и просто заявляют, что тот хороший, а этот плохой, то старшие дети уже аргументируют свои оценки, указывая и на общественное значение того или иного поступка. Здесь уже сознательная оценка не только внешних поступков, но и внутренних качеств человека, оценка, исходящая из высоких социально значимых мотивов. Для осознания чего-либо ребенку-дошкольнику нужно действовать в отношении познаваемого предмета. Единственная форма деятельности, доступная преддошкольнику, - это реальное, фактическое действие. Для того чтобы познакомиться с предметом, маленький ребенок должен взять его в руки, повозиться с ним, засунуть его в рот. Для дошкольника кроме практического контакта с действительностью становится возможной и внутренняя деятельность воображения. Он может действовать не только реально, но и мысленно, не только в непосредственно воспринимаемых обстоятельствах, но и в воображаемых. Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития внутренней деятельности воображения ребенка. Здесь имеются как бы переходные формы от реального, фактического взаимодействия с предметом к размышлению о нем. Когда ребенок начинает овладевать этой формой деятельности, перед его познанием открываются новые возможности. Он может осмыслить и пережить ряд событий, в которых не принимал непосредственного участия, но за которыми следил по художественному повествованию. Иные положения, которые не доходят до сознания ребенка, будучи преподнесены ему в сухой и рассудочной форме, понимаются им и глубоко его трогают, когда они облекаются в художественный образ.
















    написать администратору сайта