Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ

  • РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ’ 1.Определение понятия Слово «

  • 2.Подходы к изучению

  • 3.Функции религии

  • 4.Роль религии в обществе

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • религия. Религия 2. Введение Определение понятия


    Скачать 36.76 Kb.
    НазваниеВведение Определение понятия
    Анкоррелигия
    Дата16.03.2021
    Размер36.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРелигия 2.docx
    ТипДокументы
    #185112

    Введение…………………………………………………………………2

    1.Определение понятия………………………………………………....3

    2.Подходы к изучению…………………………………………………5

    3.Функции религии…………………………………………………......7

    4.Роль религии в обществе……………………………………………..9

    Заключение……………………………………………………………...11

    Список литературы……………………………………………………..12

    ВВЕДЕНИЕ


    Религиоведение сегодня ориентируется все больше на цивилизационный подход к осмыслению религиозных феноменов. Религия с точки зрения данного подхода рассматривается как социокультурное явление, как важнейший духовный фактор цивилизационного развития.

    Почему Вебер ограничился "предварительным" определением религии и не вернулся к дефиниции религии в конце предпринятого им исследования? Религиозное действие как действие социальное является осмысленным. Почему же наблюдателю так нелегко понять его значение? Очевидно, прежде всего, потому, что это значение действия не лежит на поверхности, каждый раз его нужно разгадывать. Иногда это несложно, а иногда - крайне трудно и не всякому удается.

    Проницательностью люди наделены в разной мере. Но важнее объективная трудность: внешне разные действия для совершающих их людей могут иметь одинаковое значение, и наоборот - сходные действия, жесты и т.д. могут иметь разное, подчас противоположное значение. Нужно знать те системы значений, которые определяют поведение изучаемых социологом индивидов и групп. В религии они заключены в символической системе, включающей культ и верования, и выражены на языке мифа и ритуала. Задача социолога - расшифровать социальный смысл религиозной символики.

    Таким образом, одна из трудностей определения религии связана с тем, что социальный смысл эмпирически фиксируемого поведения может быть раскрыт лишь в более широком контексте, в рамках более общей теории, чем социологическая теория религии. Еще одна трудность понимания религии обусловлена тем, что в современном обществе наиболее характерные "смыслы", культурные ориентации чаще всего уже не воспринимаются как религиозные. Абубакиров Е.К. Влияние процессов глобализации на религию // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2014. - Т. 8. № 8. - С. 163-167.



    РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ’

    1.Определение понятия

    Слово «религия» возникает в древнеримской культуре. Считают, что впервые его употребил, выводя из латинского «relegere» («собирать», «вновь перечитывать» относящееся к богопочитанию), Марк Тулий Цицерон (106–43 до н.э.). В трактате «О природе богов» он определяет религию как «благочестивое почитание богов». Христианские авторы Лактанций (III в.) и Августин (IV в.) объясняли этимологию этого понятия от «religare» («вновь связывать, воссоединять»), и трактовали его как «путь примирения человека с Богом после того, как он стал на путь греха». В современной философии базовую категорию религиоведения нередко выводят от латинского «religio» («благочестие», «благоверие», «святость», «предмет культа» и т.п.). Впрочем, любой этимологический подход не в состоянии раскрыть объема и глубины содержания данного понятия. Серьезные противоречия и трудности возникают при определении религии. Самое краткое и распространённое определение религии – вера в существование сверхъестественное. Однако в научной литературе существует несколько сотен определений религии. В общем, они сводятся к следующим положениям:

    Религия – один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой;

    Религия – один из фундаментальных институтов человеческого общества;

    Религия - специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. совокупность взглядов на мир как творение бога;

    Религия - сфера общественного сознания (наряду с идеологией, научными знаниями, обыденными мнениями), отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное;

    Религия - совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование;

    Религия - совокупность ритуальных действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п.;

    Из приведенных определений с очевидностью следует, что религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, что самое главное, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. Явлениями духовной жизни являются вера, любовь, страдание, смысл жизни и т.д. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа.

    Религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей между ними: сознание со своими специфическими чертами и уровнями, внекультовые и культовые отношения, и деятельность учреждения для организации деятельности в религиозной и внерелигиозной областях. Следовательно, для анализа роли религии в обществе необходимо учитывать и идейную позицию, и практическое отношение религиозных организаций по тем или иным вопросам жизнедеятельности общества и отдельных людей.

    Религиозная культура - это духовный феномен, который возникает среди народных масс и определяет особенный образ жизни, быта и поведения, в пределах которого народ находит покой, люди приобретают веру в сверхприродные силы; который влияет на отношения между людьми, на семейные узы, общественные отношения, экономическое взаимодействие и отношения с законной властью.

    2.Подходы к изучению

    Попытки постичь феномен религии, понять его природу и значение, определить его сущность предпринимались в истории человеческой мысли с глубокой древности. Столетия религиоведческого поиска привели к формированию ряда подходов к пониманию религии: теологического, объективно- и субъективно-идеалистических, антропологического, социологического, биологизаторского, марксистского и других, различающихся по специфике восприятия объекта, главному объяснительному принципу и методологии исследования.

    Теологический подход. Теологическому (от греч. theos – бог и logos – учение, буквально – учение о боге) или богословскому подходу свойственно постулирование идеи бога как сверхъестественного источника религии и бытия вообще, понимание религии как взаимоотношения между богом и человеком. Религия в данном подходе понимается и как субъективное отношение к богу, и как объективная реальность. Вера видится арбитром любой человеческой души, поскольку та сотворена богом и тяготеет к своему создателю. В результате вопрос о природе религии превращается в вопрос о сущности и бытии бога. Своей задачей теологи видят разъяснение божественного откровения, изложенного в Священном писании. Предпосылкой теологии выступает идеалистическая философия. Основными философскими истоками традиционной теологии христианства, иудаизма и ислама выступают учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма, получившие развитие в эпоху Средневековья.

    Объективно-идеалистический подход близок к теологическому и развивался в связи с ним. И здесь мы встречаемся с утверждением существования внеэмпирического источника религии, «Абсолюта», однако не личного бога, а объективного духовного начала – трансцендентального – имевшего у каждого философа-идеалиста свое наименование («единое», «необходимо сущее», «мировой дух», «мировая душа», «мировая воля» и т.п.). Бог философов лишен антропоморфных черт, он – «чистое понятие», которое избавлено от конфессиональной догматики, не требует и не может требовать по своей природе поклонения.

    Биологизаторский подход трактует религию как порождение человеческих инстинктов, атрибут биологической природы человека.
    Антропологический подход объясняет религию из «человеческой природы», как продукт человеческой фантазии, воображения. Догадки такого рода звучат уже в древнегреческой мысли (Ксенофан из Колофона, VI в. до н.э.). Антропологическая тенденция получает существенное развитие в философской культуре Нового времени. 
    Марксистский подход. Основоположники марксизма рассматривали религию как форму общественного сознания, исходили из ее социальной природы, ее порождения исторически определенными общественными отношениями. В соответствии с этим они утверждали ее преходящий характер, неизбежность ее угасания и отмирания вслед за ликвидацией классового общества и связанных с ним форм социального отчуждения. 

    3.Функции религии
    Всовременном обществе религия выполняет ряд важных социальных функций мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, интегрирующую, культурно-транслирующую и легитимирующую.

    Свою мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенной системы взглядов на мир в целом, на человека и на его место в этом мире.

    Наряду с мировоззренческой религия выполняет серьезную компенсаторную функцию, восполняя ограниченность зависимость, бессилие людей - как в плане сознания, так и в плане изменения условий своего существования. Компенсаторная функция религии состоит в том, что в ней угнетение преодолевается свободой; социальное неравенство превращается в равенство в грехах, в страдании; разобщенность и изоляция сменяются братством в общине; безличное общение людей заменяется общением с Богом и другими верующими. Важнейшим психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение, очищение, наслаждение.

    Религия, обеспечивая устойчивое общение среди верующих выполняет коммуникативную функцию. Общение между людьми складывается как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности. В процессе обмена информацией и взаимодействия верующий человек получает возможность контактировать с людьми по установленным правилам, которые облегчают процесс общения и вхождения в определенную социальную среду. Требования к общению между верующими, принятые практически во всех известных конфессиях, нередко помогают наполнить атмосферу взаимодействия между верующими людьми гуманистическим содержанием, духом дружелюбия и уважения.

    Регулятивная функция религии осуществляется с помощью определенных идей, ценностных установок, стереотипов, мышления, традиций и институтов, которые управляют развитием сознания, деятельностью и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система религиозной морали и нравственных установок. Религия обладает определенной системой контроля за выполнением своих моральных заповедей.

    Интегрирующая и дезинтегрирующая функции религии проявляются в том, что религия, в одном отношении, соединяет, уплачивает религиозные группы, а в другом - разъединяет их. Интеграция верующих осуществляется в тех пределах, в которых ими признается единое вероисповедание.

    Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культурнотранслирующую функцию. Но при этом религиозные организации накапливают охраняют и развивают только те ценности, которые имеют отношение к религиозной культуре.

    Легитимирующая функция религии означает узаконивание некоторых общественных порядков, институтов (государственных политических и правовых) отношений, норм образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности некоторых из них.

    4.Роль религии в обществе

    В современных условиях социальную роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает большое влияние на экономические отношения и другие сферы жизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп организаций санкционируя определенные взгляды и действия. Но и взгляды, и деятельность верующих во всех областях общественной жизни подвергаются обратному влиянию объективных факторов развития экономики, политики, культуры. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

    Степень влияния религии на жизнедеятельность человека и общества изменяется в процессе сакрализации и секуляризации. Сакрализация означает, что в сферу контроля со стороны религиозных организаций входит все больше институтов, которые определяют действия, сознание, отношения индивидов и групп людей. Таким образом, в ходе сакрализации религия может оказывать влияние на все большее количество людей в их частной и общественной жизни. Секуляризация означает ослабление влияния религии и религиозных организаций на общественное и индивидуальное сознание ограничение возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности.

    Религия влияет на современное общество сообразно своим специфическим чертам отраженным в вероучении, культе организации и этике. Так, например, в каждом вероисповедании существует определенная мотивация хозяйственной деятельности человека, так называемая трудовая мораль. В связи с этим результаты хозяйственной деятельности у представителей разных религиозных конфессий неодинаковы. По - разному объясняет религия и способы взаимоотношений верующих с другими конфессиями, что опосредованным образом сказывается на состоянии межэтнических и межнациональных конфликтов.

    .

    Каждая религиозная конфессия стремится к положению единственного общественного арбитра присваивая себе роль высшего судьи в делах морали. Это происходит потому, что моральные нормы светского общества чаще поддаются модификации в процессе исторического развития, чем религиозные принципы.

    Содержание религиозной морали задается религиозным сознанием и имеет сложное строение. Существенной особенностью религиозной морали является «удвоение» нравственных обязанностей. Основные установки религиозной морали ориентируют человека на два объекта, на две группы ценностей: человеческие и сверхчеловеческие. При этом задачи человеческого существования оказываются, подчинены задачам религиозного служения. С религиозной точки зрения, истинно нравственным поведением будет то, которое соответствует религиозным догмам. Но даже внутри религиозного вероучения всегда немало противоречий определяемых условиями и временем возникновения.

    В широком спектре моральных традиций, религиозная мораль сосуществует с современными формами светской морали, такими как консеквенциализмсвободомыслиегуманизмутилитаризм и другими. Имеется много типов религиозной морали. Современные монотеистические религии, такие как исламиудаизмхристианство, а также в определённой степени другие, как сикхизм и зороастризм, определяют хорошее и плохое законами и правилами, формулируемыми их священными книгами и толкуемыми религиозными лидерами в рамках веры. Политеистические религиозные традиции имеют тенденцию к меньшему абсолютизму. Например, в буддизме намерения человека и внешние обстоятельства учитываются при оценке моральности поступка. Религии предлагают различные пути решения моральных дилемм. Например, в индуизме нет абсолютного запрета на убийство, там признаётся, что «при определённых обстоятельствах этого невозможно избежать и это становится действительно необходимо».[41] В монотеистических традициях определённые действия рассматриваются как однозначно неприемлемые, как например аборт или развод.[a] Религия не всегда положительно ассоциируется с моралью.

    К сильным сторонам религиозной морали можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обоснование критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые ответы, которые имеются в системе религиозной морали, способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность людей. К сильной стороне религиозной морали можно отнести и постановку проблемы ответственности человека за совершенные им деяния.

    Но, с другой стороны, эти же качества религиозной морали в состоянии придать сознанию верующих нравственный догматизм, пассивность, нетерпимость, фанатизм. Неоднозначно и решение проблемы нравственной ответственности человека. Расплачивается он за свои дела вроде бы перед Богом. Однако на практике - перед церковью, священником, лидером общины, которые принимают решения в зависимости от их собственного понимания проблем. Критерии и гарантии религиозных истин не вполне надежны, в реальной жизни нормы религиозной морали интерпретируются и применяются по - разному.

    При различии взглядов религиозных и нерелигиозных людей на источник моральных ценностей на практике они могут иметь сходный нравственный образ жизни разделять одни и те же принципы. Опасна не безрелигиозная позиция, а позиция, в которой нет твердых духовно - нравственных оснований объективных ценностей. Безрелигиозный выбор заставляет человека задуматься о таких проблемах, которые не возникают у верующего, ведь нерелигиозному человеку не приходится рассчитывать на помощь Бога, остается надеется только на собственные силы. Это требует огромного мужества интеллектуальных и волевых ресурсов, духовной зрелости и нравственного здоровья.

    Популярность и степень воздействия религиозных нравственных установок зависят от экономической мощи религиозной организации и от авторитета политической силы, избранной ею в качестве союзника. На фоне этих проблем заметно возрастает конкуренция между различными вероучениями. Можно выделить два направления, внутри которых происходит конкурентная борьба: первое - организации традиционных для религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; второе - традиционные религии объединено выступают против появления «новых религий».

    Основные мировые религии подчеркивают, что мир находится под властью этического правления. Принятие этой этической власти они считают основным условием здоровья человеческого общества. Это убеждение в том, что, невзирая на наличие многочисленных проявлений зла в этом мире, существует Благой ум, осознать сущность которого люди не в состоянии. Именно этот ум ведет все драматическое мировое развитие к справедливой и достойной цели. Эти религии соглашаются между собой в том, что этот единственный мировой ум и есть Единственный Всемогущий Господь. Христианство привнесло в эти убеждения новый момент, подчеркнув, что Единственный Господь появляется в трех ипостасях. Иудаизм считает, что сомнение в единстве этого единственного ума. Ислам же считает, что эта идея представляет собой многобожье. По сути дела, эпоха веры - это эпоха влияния трех книг - Тори, Евангелия и Корана. Средневековье представило миру не что иное, как духовное противоборство между этими Священными книгами, что временами переходило в кровопролитие.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Религии нет без веры. И все же религию следует отличать от веры. Вера, которой живут люди в ту или иную эпоху в разных сообществах, находит свое выражение в религии, но не только в ней, а и во всех социально значимых решениях, действиях и институтах. Религия - социальный институт веры, так же как наука - институт знания.

    Если поиски определения религии все же не приносят полного удовлетворения тем, кто спрашивает, что есть религия, то достаточно определенно можно указать элементы, из которых она складывается, и ее место в социальной системе и культуре, т.е. что представляет собой религия как социокультурный феномен.

    Чтобы обеспечить ее существование в качестве социального феномена, необходим определенный набор средств коммуникации, форм выражения, способов интернализации интерпретации и распространения: это верования (мифы); ритуалы (культ); этос (склонности и моральные ценности группы); мировоззрение (познавательная перспектива, в которой жизненный опыт рассматривается как составная часть общего понимания бытия как осмысленного целого, космологии) - в целом система символов, помогающих выразить "невыразимое", обозначить словом не укладывающиеся в рациональные понятия чувства, эмоции, переживания, в которых живет вера на психологическом уровне.

    Таким образом, следует указать на те функции в жизни человеческих обществ, которые религия выполняет в качестве социального института и культурной системы, поддерживая их жизнедеятельность.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Абубакиров Е.К. Влияние процессов глобализации на религию // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2014. - Т. 8. № 8. - С. 163-167.

    2. Айснер С.Ю. Роль, место и функции религии в системе культуры // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2009. - № 3. - С. 238-241.

    3. Ересько М.Н. Язык религии: пролегомены к когнитивному дискурсу // Религиоведение. - 2014. - № 2. - С. 98-115.

    4. Жамсуева Д.С., Цыренжапов А.Д. Религия как социокультурное явление в условиях трансформирующегося общества // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 8. - С. 28-34.

    5. Санаи М. Глобализация и диалог между религиями // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2014. - № 3. - С. 16-20.

    6. Тарапанова Е.А. Проблема взаимоотношения религий в цивилизационном развитии народов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 5. - С. 139-142.

    7. Филимонова Е.А. Взаимодействие религий: культуротворческий аспект // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2010. - № 4-5. С. 108-113


    написать администратору сайта