Митрополит Иннокентий. реферат митрополит Иннокентий. Введение. Основная часть
Скачать 0.78 Mb.
|
3. Амурский период. Было бы несправедливо забыть об участии Вениаминова в освоении Амура и Приморья, в этом огромном по своему историческому значению мероприятии. Исконно Русская, приобретенная еще храбрыми землепроходцами семнадцатого столетия дальневосточная земля, была окончательно возвращена России на глазах Вениаминова и не без его помощи. Его перу принадлежат конкретные планы использования естественных богатств, природных ресурсов края, расселения в Приморье русских крестьян, разведения пашен, скота и строительства городов. Он продолжал путешествовать, занимался наблюдениями быта и культуры туземцев, много плавал по Амуру. Могучая река не могла не привлекать его своими пейзажами, своими размерами, своей красотой. Глазами русского крестьянина он видел, что «земли на Амуре плодородны: начиная от Стрелочного караула до Лимана, и далее нет решительно места, где бы не мог жить хлебопашец, или скотовод, или огородник, или даже садовод» [5, стр.138]. По Амуру, по мысли Вениаминова, должен был пролечь удобный и краткий путь для снабжения Камчатки, «приморских и морских наших мест хлебом». А ведь для снабжения Русской Америки тогда приходилось совершать кругосветные плавания. После знакомства святителя Иннокентия с Н.Н. Муравьевым мысль о перенесении кафедры поближе к берегам Амура, с целью проповеди там Евангелия овладела им. Для выполнения столь важного дела необходимо было лицо незаурядное. Преосвященный решил поручить его своему сыну, священнику Гавриилу Вениаминову, достаточно уже испытанному на миссионерском поприще. Он назначил его для исправления треб в командах Камчатской флотилии, направлявшихся к зимовьям на Северо-Восточных берегах Сибири. Необходимость же открытия миссии стала очевидной вскоре после успешного завершения экспедиции 1854 г. под руководством Н.Н. Муравьева, когда русские стали интенсивно осваивать левый берег Амура. Побывав в конце 1855 г. в Амурской области, святитель Иннокентий узнал все о духовных нуждах Амурского края. Это помогло ему составить проект организации амурской паствы. В феврале 1856 г. этот проект был утвержден Святейшим Синодом. С наступлением весны 1856 г. святителю Иннокентию удалось совершить свою первую поездку по всему течению Амура, познакомиться с местными условиями. По его распоряжению были сооружены церкви в Николаевске, Мариинске и Новой Деревне. В 1857 г. Святитель предпринял путешествие вверх по реке Амгуни, где крестил 154 человека. 5 мая 1858 г. святитель Иннокентий вместе с Н.Н. Муравьевым прибыли в Усть-Зейскую станицу, где они решили обосновать главный город Приамурья и изменили название станицы на Благовещенск. 8 декабря того же года Благовещенск был возведен в степень города, а 21 декабря состоялось Высочайшее повеление о том, чтобы Камчатской архиерейской кафедре быть в Благовещенске. 24 мая I860 г. Преосвященный Иннокентий прибыл в Благовещенск. В это время в городе был всего один священник Сизой, и об открытии тотчас епархиального управления нельзя было и думать. Поэтому продолжало действовать Якутское духовное управление, а сам Преосвященный целых два года провел в путешествиях и только с 1863 г. обосновался в Благовещенске. 25 октября 1863 г. была открыта духовная консистория, а с 10 июня 1870 г. титул епископа был изменен на епископа "Камчатского, Курильского и Благовещенского". В 1867 г. Святитель совершил новое апостольское путешествие по Амуру, посетив самые дальние порты восточного побережья и проповедуя Евангелие не только коренным жителям, но даже монголам и китайцам. Вениаминову было хорошо известно о желании гиляков (нивхов) присоединиться к России по примеру тунгусов. Когда Невельской отправился в Аян, нивхи попросили его взять с собой двух своих представителей, Позвейна и Паткена, для переговоров с «джанги» - начальником Аянского порта Завойко - о принятии русского подданства. События тех дней сблизили Вениаминова и Завойко. Кроме того, у них были общие взгляды. Они оба приветствовали распространение русского влияния на Амуре и Дальнем Востоке и старались его упрочить. Они понимали, что это имеет большое прогрессивное значение для судеб края и его коренного населения - нивхов, коряков, ительменов, которые, по замечанию Г.И. Невельского, знаменитого и деятельного современника Вениаминова, исследователя дальневосточных морей и рек, «думали о нас нехудо». Немалая заслуга в том и Вениаминова. В Аяне состоялась встреча Вениаминова с посланцами; тогда он усиленно допытывался у них, «по своей ли воле они пришли?» - Позвейн и Паткен ответили ему утвердительно, добавив, что все нивхи на Сахалине хотят, чтобы русские оградили их от бесчинствующих китобоев и маньчжурских купцов. Невельской и Вениаминов верили, что в дальнейшем русские смогут ознакомить коренное население края с прогрессивными формами хозяйствования, и не ошиблись: знакомство нивхов с земледелием началось с 1850 года. Это был первый шаг от их примитивного хозяйства, небольшой, но значительный по смыслу. В 50-е годы XIX века Иннокентий Вениаминов становится участником борьбы за решение Амурского вопроса. Стоит отметить, что наряду со своей миссионерской деятельностью и огромным вкладом в этнографические, лингвистические, географические и другие исследования архиепископ Иннокентий оказал серьезное влияние на многих деятелей администрации Восточной Сибири. Это влияние было основано, во-первых, на его личном авторитете и четкой гражданской позиции; во-вторых, на его активном участии в жизни церкви и ее отношениях с государством; в-третьих, на взаимной поддержке и сотрудничестве с генерал-губернатором Н.Н. Муравьевым-Амурским; и, в-четвертых, на личных контактах Иннокентия с чиновниками и офицерами, служившими в крае. Он поддержал и одобрил обследование устья Амура экспедицией Геннадия Ивановича Невельского, благословил деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева по восстановлению прав России на Приамурские земли. Когда в 1850 году был основан пост Николаевский на Амуре, Иннокентий заложил там церковь и оставил священником своего сына Гавриила. Еще в 1840 году, будучи в Петербурге, Иннокентий ставил вопрос перед Синодом о возвращении Амура. С 1849 года резиденцией Иннокентия Вениаминова был Петропавловск-Камчатский, но там он находился лишь в суровые зимние дни. Лето Иннокентий обычно проводил в поездках по своей обширной епархии. И действительно, в мире еще не было столь обширной территории в одной епархии. В нее входили вся северная часть Тихого океана с Беринговым и Охотским морями, множество островов, Охотское побережье, Чукотка, Аляска, Камчатка, Алеутские и Курильские острова, а с 1852 года и Якутия. Иннокентий Вениаминов проявлял потрясающую работоспособность, отвагу и мужество, стойкость в преодолении невзгод и опасностей, часто бывая на грани жизни и смерти. Вениаминов не боялся брать на себя самую тяжелую, самую ответственную работу, даже если она никак не вязалась с представлениями о его сане. В самых трудных ситуациях ему никогда не изменяло чувство реальности, и казалось, что в мире нет дела, которое было бы ему не по плечу. Он свято верил, что для исполнения долга перед Отечеством не должно быть никаких препятствий. На собаках и под парусами, на веслах и на буксире, часто в лихую непогоду совершал он свои многомесячные поездки по епархии. Ни одному из русских иерархов не приходилось еще приносить свое благословение в столь отдаленные уголки страны. Рискуя жизнью, святитель Иннокентий делал прививки во время эпидемий, лечил больных, помогал обездоленным, организовывал строительство церквей, часто сам их проектировал и делал эскизы оформления, открывал при церквях школы, осваивал языки аборигенов и переводил на местные языки священные книги, составлял буквари для алеутов и коряков, якутов и камчадалов. В короткие сроки он освоил шесть языков коренных народов Америки и Азии. С 1855 года Иннокентий перенес епархиальную резиденцию в Якутск. В 1856 году он выехал в Иркутск, где вместе со сплавом войск и забайкальских казаков направился на Амур. Результатом этого плавания стала обстоятельная записка «Нечто об Амуре», подготовленная им для обоснования заселения и освоения этого края. В ней доказывалось огромное значение Амура для России, и определялись перспективы хозяйственного освоения этого края. «Река Амур – одна из огромнейших рек не только в России, но даже в целом мире … по воле Провидения оставалась в забытьи … теперь она возбудила внимание многих, а с тем вместе разные толки о ней. Так, например, одни говорят: зачем занимать Амур, когда у нас без того много мест, еще незаселенных; другие называют ее неудобной к судоходству … иные, Напротив…желая выхвалить Амур, превозносили его до чрезвычайности, увеличивая все до крайности. Прошедшая война доставила случай и мне сплыть по Амуру и кое-что заметить, слышать и видеть. И с моей стороны было бы даже недобросовестно не высказать моих замечаний и мнений касательно Амура… Прежде всего следует указать на цель занятия Амура. Конечно, главная цель есть одна, то есть приобрести во владение наше такую огромную реку и тем яснее определить границу нашу с Китаем. Но цель эта совмещает в себе множество разных целей: частных и общих, отдаленных и ближайших… Главнейшая и важнейшая из отдаленных целей занятия левого берега реки Амура…есть та, чтобы…приготовить несколько мест для заселения русских, когда для них тесно будет в России ... места по Амуру … представляются удобными для поселения, а между тем, самая река представляет большое и важное удобство для сообщений Сибири с океаном… Из ближайших целей занятия Амура есть снабжение Камчатки и других приморских и заморских наших мест хлебом и другими сибирскими и отчасти русскими произведениями… Когда обозначена цель занятия Амура, тогда сами собой рождаются многие вопросы, например: а) Удобен ли Амур для судоходства? б) Удобны ли берега его для заселений? в) Где первоначально сделать заселения? г) Кем заселить и заселять, и какими способами? И прочее…» [5, стр.139]. Генерал-губернатор Н.Н. Муравьев очень высоко оценил этот труд. Во всех начинаниях Н.Н. Муравьева по Амурскому вопросу Иннокентий Вениаминов был его деятельным помощником, всецело поддерживал его инициативы по возвращению Дальнего Востока российскому государству. «Подобно тому, как преподобный Сергий Радонежский благословил благоверного князя Димитрия Донского на освобождение и объединение русских земель, так и святитель Иннокентий вдохновил графа Муравьева на труды по возвращению Приамурья и Приморья в законное владение России» (Из интервью с архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком). Все необъятное левое побережье Амура и берег Тихого океана, вплоть до залива Петра Великого, были присоединены графом Муравьевым, почти против воли петербургских властей. И действительно, убеждать петербургских чиновников в нужности и полезности амурских дел было не так-то легко. И не раз Муравьев оказывался едва не на грани отчаяния. И как раз в такие моменты очень важную поддержку оказывали ему два близких друга и соратника: капитан Невельской и святитель Иннокентий (Вениаминов). Они всегда находили нужные слова для того, чтобы укрепить и вдохновить Николая Николаевича на дальнейшие труды. Во многом благодаря именно поддержке Владыки Иннокентия и Невельского Муравьев довел "амурское дело" до победного конца. И 16 мая (28 мая по новому стилю) 1858 года между Российской империей и Дайцинской империей был подписан исторический Айгунский договор. А в 1860 году он был ратифицирован и подтвержден Пекинским договором. В результате этой серии дипломатических ходов Россия добилась неизмеримо лучших результатов, чем Великобритания. Российская империя приобрела колоссальные территории и получила право торговать в Китае наравне с Англией и Францией. При этом ей не потребовалось тратить огромные деньги и вести многолетнюю войну. Это был потрясающий успех российской дипломатии. В дальнейшем труды и подвиги генерал-губернатора Муравьева были высоко оценены Императором Александром II. За подписание Айгунского договора ему был пожалован графский титул. С этого времени генерал-губернатор Восточной Сибири и начинает именоваться Муравьевым-Амурским. Сразу же после подписания исторического документа в Айгуне Муравьев вместе со святителем Иннокентием отплыли к устью Амура, выбирая удобные места для поселений, закладывая храмы, окрыленные надеждою процветания этого края. Вскоре на берега великой реки, в Благовещенск, святитель перенес из Якутска свою архиерейскую кафедру. Тесное сотрудничество святителя Иннокентия и графа Муравьева-Амурского продолжалось все четырнадцать лет генерал-губернаторства Николая Николаевича. В 1861 году Муравьев-Амурский оставил эту должность и был назначен членом Государственного Совета. А служение святителя Иннокентия на Дальнем Востоке продолжалось еще семь лет. После успешного завершения переговоров и подписания Айгуньского договора Н.Н. Муравьева торжественно встречало все население станицы Благовещенской. Сойдя на берег, Н.Н. Муравьев получил благословение архиепископа, который совершил торжественный молебен. После молебна собравшиеся Крестным ходом прошли к Никольской церкви, где богослужение было продолжено. Амурские просторы снова стали российскими владениями. В 1859 году прибыли первые десятки семей крестьян-переселенцев из Забайкалья. Но главная его цель была не в этом, а в широком развитии на Амуре церковного строительства, в миссионерской деятельности. Каждое лето, как только начиналось судоходство на Амуре, Иннокентий на специально выстроенном по его проекту катере, отправлялся в длительные плавания по Амуру. Катер был оснащен парусами и веслами, на нем была оборудована походная церковь, в которой постоянно совершались богослужения. Вместе с этим Иннокентий давал прихожанам наставления, как жить в миру, успешно трудиться, советовал многое по садоводству и огородничеству, разведению скота, земледелию. В этих поездках Иннокентий закладывал новые церкви, освещал законченные строительством. Для прихожан его приезд всегда был большим событием. Иннокентий был прекрасным кормчим: сам лично распоряжался ходом своей ладьи, управлял рулем и парусом и следил за фарватером глубокого и широкого бассейна амурских вод. Известный амурский краевед А. Кириллов так писал о Преосвященном Иннокентии: «Он открывал церковные приходы, сообразуясь с местными условиями, строил церкви, сам выбирая для них места и изыскивая на постройку их средства, заботился об украшении храмов, выписывая иногда лично от столичных фабрикантов все необходимое по более приемлемым ценам, и сам освящал новоустроенные храмы во время постоянных путешествий» [4, стр.106]. Кириллов отметил интересную деталь: чтобы дать возможность бедным сельским церквям приобретать по умеренным ценам разные церковные принадлежности, Иннокентий «организовал учреждение, известное под именем Комитета по устройству церквей Приамурского края». Всеми возможными способами архиепископ привлекал в свою епархию хорошо подготовленных священнослужителей. Он добился повышения им жалования, которое увеличивалось в зависимости от срока службы, заботился об устройстве для них квартир, об улучшении быта духовенства, открывал церковные попечительства. Заслуга Иннокентия Вениаминова и его миссионерской деятельности не только в том, что он сам лично обратил в христианскую веру тысячи новых прихожан, но в большей степени – в придании миссионерскому делу широкого размаха, мобилизации средств и подвижников для широкой и разноплановой миссионерской деятельности. Он был для всех примером бескорыстной преданности этому святому делу. В 1862 году Иннокентий Вениаминов был высочайше пожалован алмазным знаком ордена Святого Александра Невского. В высочайшем царском рескрипте отмечалось: «Вашим попечением богослужение у православных инородцев ныне совершается на понятном для них языке; Вашею заботливостью вновь устраивается викариатство Якутское, кафедра Камчатская переносится на берега Амура, и в отдаленном крае отечества, пренебрегая опасностями, забывая и о себе, Вы являетесь неутомимым благовестником слова Божия, на огромных пространствах среди разноплеменной Вашей паствы. В ознаменование искреннего уважения к пастырским подвигам Вашим, Всемилостивейше жалую Вам алмазные знаки ордена Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, с искренним желанием, да не оскудевают силы Ваши среди тяжких трудов и да укрепляются оне благодатною помощью свыше» [4, стр.107]. А в апреле 1865 года он был избран членом Святейшего Синода – высшего органа Русской православной церкви. Он вошел в состав 12 высших церковных иерархов. 16 апреля 1867 года он был пожалован орденом Святого Владимира. Подвижническая деятельность Вениаминова на Амуре продолжалась вплоть до 1868 года. Несмотря на достигнутые успехи в миссионерской и исследовательской деятельности, распространении слова Божьего и устройстве церквей, постепенно преклонные лета и плохое здоровье заставляли высокопреосвященного Иннокентия задумываться об уходе на отдых. К тому времени архиепископ Иннокентий уже был постоянным членом Священного Синода, более 8 лет руководил деятельностью православного духовенства на Дальнем Востоке России. Начав апостольские труды приходским священником, святитель Иннокентий завершил их на кафедре Московских первоиерархов, в возрасте 71 года став одним из первых иерархов Русской Православной Церкви – митрополитом Московским (с 5.01.1868 по 31.03.1879). 4. Митрополит Московский и Коломенский. 5 января 1868 года Иннокентий Вениаминов был назначен Святейшим Синодом митрополитом Московским и Коломенским. 15 февраля1868 года Иннокентий Вениаминов выехал из Благовещенска. Отъезд его стал значительным событием для всего населения города и области. Тысячи горожан пришли проводить своего любимого пастыря. От села к селу сотни людей сопровождали его в поездке: это были действительно всенародные проводы. И несмотря на преклонный возраст, значительную часть пути он шел пешком, беседуя с провожающими его прихожанами. Его переезд в Москву занял несколько месяцев. Москва торжественно встречала своего нового первого иерарха. Избрание Иннокентия Святейшим Синодом в митрополиты было признанием его заслуг. Рекомендовал его на эту должность перед своей смертью митрополит Московский и Коломенский, выдающийся церковный деятель Филарет. Еще в первый свой приезд в центр Иннокентий Вениаминов нашел приют в доме Филарета. Тот высоко оценил его просветительскую деятельность и содействовал в публикации трудов. Тогда были изданы: трехтомная монография «Записки об островах Уналашкинского отдела», статьи «Мифологические предания колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки» и «Население русских владений в Америке», книга «Указание пути в Царство Небесное», которая с 1839 года по 1881 год переиздавалась 22 раза. «Записки об островах Уналашкинского отдела» были удостоены Демидовской премии. Имя священника Вениаминова стало широко известным в литературных и ученых кругах России. Конечно, митрополит Московский и Коломенский Филарет не мог не оценить деяний такого священнослужителя. Между ними установились самые дружеские отношения. В свои редкие приезды в Москву Иннокентий Вениаминов останавливался в гостеприимном доме Филарета. Они постоянно переписывались, и Филарет оказывал всяческое содействие его благим деяниям. Предсмертное предложение Филарета получило одобрение Синода, и по воле Александра II Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским. В те годы Московская митрополия занимала ведущее место в системе русской православной церкви. Иннокентий Вениаминов стал признанным ведущим иерархом в церковном сообществе. Одиннадцать лет пробыл Иннокентий на этом высоком посту, успев многое сделать на благо русской православной церкви. Работы было сверх меры. Он основал Православное Миссионерское общество, которое помогало нести Слово Божье в самые дальние края. Сам он выработал устав Миссионерского общества и возглавил Совет этого общества, постоянно заботился о создании новых храмов, не забывал и далекий Амурский край. За заслуги в науках 8 января 1869 года Иннокентий Вениаминов был избран почетным членом Русского географического общества. Ученые общества России, признавая заслуги Иннокентия, почтили его избранием в члены императорского Московского университета, Московской, Петербургской, Казанской духовных академий. Иннокентий был также избран попечителем Московского общества любителей духовного просвещения. Но силы уже сдавали, слабело зрение. В начале 1879 года здоровье его еще более ухудшилось. После непродолжительной болезни 31 марта 1879 года, накануне Святой Пасхи, Преосвященный Иннокентий умер. Погребение состоялось в Троице-Сергеевой лавре. Там и сегодня покоится его прах. Но его деяния принесли благодатные плоды. Интенсивно шло заселение Дальнего Востока, возникали сотни новых поселений, возводились новые храмы, тысячи коренных жителей нового края приобщались к православной вере, продолжала развиваться и епархия. Таким образом, социокультурное, общественно-политическое и территориально-административное развитие Приамурья в конце 1860-х гг. во многом было обусловлено пастырскими и организационными усилиями святителя Иннокентия (Вениаминова), внесшего немалый вклад формирование инфраструктуры этого отдаленного региона России. |