Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Зарождение редактирования 1.1. Природа редактирования и его проявления в дописьменный период Выводы

  • Редакторские начала в издательской деятельности России ХVII века 2.1. Общая характеристика книгоиздани Выводы

  • Развитие редактирования в издательской практике России первой половины XVIII века 3.1. Общая характеристика книгоиздания Выводы

  • Редактирование в книгоиздании России второй половины XVIII века 4.1. Общая характеристика книгоиздания Выводы

  • Редакторская деятельность в издательском деле первой трети ХIХ века 5.1. Общая характеристика книгоиздания Выводы

  • Формирование принципов редактирования в издательской практике 40-50-х годов ХIХ века 6.1. Общая характеристика книгоиздания

  • Глава 7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века 7.1. Общая характеристика книгоиздания Выводы

  • Глава 8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов ХIХ века 8.1. Общая характеристика книгоиздания

  • Глава 9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917) 9.1. Общая характеристика книгоиздания Выводы

  • Глава 10. Редакторский опыт в советский период 10.1. Общая характеристика книгоиздания

  • ВВЕДЕНИЕтаймлайн. Введение понятие редактирование


    Скачать 51.55 Kb.
    НазваниеВведение понятие редактирование
    Дата29.01.2022
    Размер51.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВВЕДЕНИЕтаймлайн.docx
    ТипЗакон
    #345433

    ВВЕДЕНИЕ

    Понятие редактирование происходит от латинского слова redaсtus - приведенный в порядок. Это значение как нельзя лучше отражает суть редактирования, которое всегда направлено на то, чтобы сделать отдельный текст или целое издание наиболее адекватными для восприятия, чтобы обеспечить их соответствие определенным нормам, а также на то, чтобы текст или издание были представлены целостной законченной системой.

    Говоря о редактировании, имеют в виду самые разные комплексы работ. Прежде всего - деятельность в сферах массовых коммуникаций. Она охватывает руководство содержательной стороной работы издательств, редакций газет, журналов, студий и включает подготовку изданий, теле- и радиопередач, работу с текстами кинофильмов и спектаклей. Редактирование используется и в системах управления, маркетинга и менеджмента при подготовке управляющей, статистической, юридической документации.

    В издательском деле редактирование способствует удовлетворению потребностей населения в книге. Оно реализуется системой форм и методов работы редактора и предполагает осуществление редакционно-издательского процесса, обеспечивающего выход в свет произведений литературы.

    Редактор в своей работе опирается на специально книговедческие знания в области издательского дела и редактирования, теоретическое обоснование книги и произведения литературы как объектов редактирования, учитывает опыт крупных редакторов прошлого и современности.

    В задачи редактора входит подготовка конкретного издания, формирование репертуара издательства, организация редакционно-издательского процесса. Можно сказать, что он является организатором, руководителем, менеджером книгоиздательского дела.

    Круг его задач чрезвычайно широк. Редактор занимается литературной, методической, информационной, организационной, творческой деятельностью.

    При подготовке конкретного издания главной задачей редактора является оценка представленной автором рукописи, определение задач и путей ее доработки и подготовка оригинала к изданию. Редактор собирает творческий коллектив, способный принять участие в подготовке к печати литературного произведения. В такой коллектив могут входить художник, который иллюстрирует и оформляет книгу, литературоведы, искусствоведы, библиографы, специалисты различных областей знания - они создают справочный аппарат издания, рецензенты и консультанты, художественный и технический редакторы. Редактор должен обеспечить слаженность работы творческого коллектива, «подключать» тех или иных специалистов к работе над изданием на различных этапах редакционно-издательского процесса.

    Работа редактора над текстом литературного произведения включает критическое чтение рукописи, дающее возможность оценить тему и проблему, связь фактического материала с темой и проблемой. Эта оценка важна для определения значимости содержания литературного произведения. Кроме того, редактор оценивает форму подачи материала, анализируя композицию произведения и использованные автором языково-стилистические средства. Над подготовкой произведения к печати редактор работает вместе с автором, обсуждая с ним все свои замечания. Если для издания отбираются ранее выходившие в свет произведения литературы, редактор должен быть готов к тому, что придется осуществлять текстологическую работу, которую проводит либо он сам, либо специалист в области текстологии.

    Для работы над языком и стилем произведения очень важно хорошее знание языка, на котором оно написано, основ практической и функциональной стилистики.

    Но для подготовки издания этого недостаточно. Необходимо знать типологические признаки изданий, основные требования к ним. Прежде всего эта группа вопросов важна при формировании издательского репертуара. Часто бывает так, что до того, как отобрать произведение для издания, редактор разрабатывает концепцию будущей книги. В основе такой концепции лежат маркетинговые исследования потребностей в тех или иных изданиях, возможностей читателей приобрести их, а также возможности предложить читателю отвечающий его запросам материал.

    Ориентируясь на концепцию книги, редактор отбирает произведение из ранее изданных или заказывает автору новую работу, получив которую разрабатывает модель будущего издания. Тогда-то и формируется творческий коллектив создателей книги, руководителем и организатором которого является редактор. Он же обеспечивает и прохождение рукописи в издательстве и в типографии - так называемый редакционно-издательский процесс, результатом которого является готовое издание.

    При разработке концепции и модели редактор привлекает типологию книги, которая позволяет определить тип и вид издания, опираясь на специфику предмета, читательского адреса и целевого назначения будущего издания. Эти признаки определяют требования к литературному произведению с учетом характеристик видов литературы и жанров произведений. Работая над литературным произведением, редактор в качестве одного из основных методов использует редакторский анализ, который предполагает не только оценку различных аспектов и элементов рукописи, но и включает определение направлений доработки произведения с учетом того, как планирует редактор его издать.

    При подготовке издания к выпуску в свет редактирование является основной составляющей редакционно-издательского процесса. Часто редактору приходится работать вместе с автором над планом-проспектом литературного произведения, он занимается доработкой текста, определяет принципы иллюстрирования и оформления, а также создания справочного аппарата будущего издания.

    Как самостоятельная деятельность в книгоиздательском деле редактирование сформировалось не сразу. Этот вид деятельности складывался по мере развития книгоиздания в связи с необходимостью обеспечивать определенные операции, процессы, решать конкретные задачи выпуска литературы.

    В России редактирование не имело самостоятельного значения вплоть до начала ХIХ века. Однако в течение ХVII-XVIII веков формировались предпосылки для выделения такого рода деятельности. ХIХ век можно рассматривать как время, когда редактирование постепенно получает собственный статус, становится самостоятельной сферой деятельности со своими целями, задачами, методами, формами работы. Это происходит не сразу, а поэтапно - в связи с развитием издательского дела и усложнением репертуара изданий, проблемно-тематической и организационно-функциональной структуры выпуска литературы, а также с изменением потребностей и интересов читателей.

    В это время редакционно-издательская деятельность тесно переплеталась с основными направлениями общественного и национально-освободительного движения в России и в Европе, с процессами становления и развития российской культуры.

    Но опыт редактирования в то время еще не обобщался, и редакторов специально не готовили. Только в середине ХХ века начинает формироваться специальное знание в области редактирования, причем многие аспекты этого знания основываются на анализе собственно редакторской практики именно XIX века, и можно назвать этот век своеобразной фактологической базой современной теории редактирования. При обосновании форм и методов этой деятельности исследуются варианты редакторской работы отдельных писателей, редакторов, издателей, и на этой основе создается теория и методика самой деятельности.

    Известный историк книги Е.А. Динерштейн показал, что в течение XIX века постепенно меняется количественный и качественный состав читателей. До 50-х годов в общей массе потребителей преобладают дворяне, в пореформенный период ведущее место среди читателей занимает разночинная интеллигенция, а к концу века резко обозначается новый слой читателей из крестьянской и рабочей среды. Это определяет отношение издателей и редакторов к выпускаемой литературе - они начинают учитывать специфику читательского восприятия.

    Следует иметь в виду, что редактирование - персонифицированная деятельность. Личность редактора определяет его работу над произведением и вносит собственное индивидуальное начало в чужое произведение. Это отчетливо просматривается в материалах, сохранивших правку писателей, работающих над чужими рукописями. Например, это становится ясно при анализе правки Чеховым нескольких произведений авторов.

    Все эти аспекты определили отбор материала для показа особенностей развития редактирования в издательском деле России. В учебнике рассмотрены общие вопросы и конкретный опыт подготовки изданий, редакторская практика издателей, писателей, редакторов, имеющие значение для характеристики становления и развития редактирования как самостоятельной сферы деятельности. Кроме того, дана общая характеристика работы современного редактора.

    В конце 30-х годов XX века, когда активно развивается система отраслевых издательств, которые нуждаются в специалистах-редакторах, Московский полиграфический институт (ныне Московский государственный университет печати) открывает редакционно-издательский факультет. С этого времени начинается подготовка профессиональных редакторов. Развивается и теория редактирования, включающая систему знаний о закономерностях издательского процесса, подготовки изданий, работы над текстом и др.

    Книговедческое знание в области редактирования делает первые шакги в 20-е годы ХХ века. Появляются отдельные работы, обобщающие опыт подготовки издания, рассматриваются вопросы языка и стиля, изучается редакционно-издательская деятельность. К концу 50-х и в 60-е годы оформляется самостоятельное направление книговедения - теория редактирования. Находят обоснование состав, структура, цели, задачи, предмет, объект науки. Ее прежде всего связывают с именами Н.М. Сикорского, А.В. Западова, Р.Г. Абдуллина, Л.Н. Кастрюлиной, Э.А. Лазаревич, А.Э. Мильчина, К.М. Накоряковой, В.И. Свинцова, Б.Г. Тяпкина, М.Д. Феллера, Е.В. Шлюпер. В 70-90-е годы развиваются отдельные направления научных основ редактирования. Исследуются особенности произведений отдельных видов литературы, типов и видов изданий, рассматриваются элементы изданий и формы, методы, способы их подготовки, находит обоснование специфика восприятия содержания произведений и возможности активизации этого процесса, рассматриваются проблемы чтения и особенности их удовлетворения. Кроме того, изучаются компьютерные технологии применительно к редакционно-издательскому процессу, специфика их использования в издательском деле.

    Дисциплина «Редактирование. Общий курс» является вводной в системе дисциплин редакторского комплекса. Ее задача показать, как формировалось редактирование в процессе развития книгоиздания, раскрыть направления работы редактора, обозначить основные вехи процесса становления редакторской деятельности, дать характеристику опыта наиболее известных деятелей науки, культуры, книжного дела, внесших вклад в этот процесс.


    Глава 1. Зарождение редактирования

    1.1.

    Природа редактирования и его проявления в дописьменный период

    Выводы

    Таким образом, можно констатировать, что редактирование явилось прежде всего составной частью подготовки текста и было направлено, как сказали бы сегодня, на подбор адекватных средств выражения содержания информации. Развиваясь, усложняясь, редактирование начинает обеспечивать преобразование текста в произведение литературы, имеющее определенные признаки завершенности. Далее при редактировании осуществляется поиск средств дополнительного оснащения текста для наилучшего его понимания и удобства использования. А затем редактирование становится важнейшим элементом процесса подготовки отдельной книги или серии книг. Причем оно проявляется не только в творческой, литературной, но и в организационной работе, что в дальнейшем станет одним из главных направлений редакторской деятельности.

    Редакторские начала в издательской деятельности России ХVII века

    2.1.

    Общая характеристика книгоиздани

    Выводы

    В XVII веке в практике русского печатного дела получили начало некоторые методы,  приемы и навыки редактирования, которые нашли дальнейшее развитие в XVIII веке.

    В рассмотренный период начинает складываться редакционно-издательский процесс, определяются отдельные аспекты работы над произведением и изданием, закладываются основы обучения специалистов, профессионально работающих в книгоиздании. Осуществляются первые попытки дифференциации изданий с учетом читательского адреса. Наиболее активно формируется учебная книга как тип издания, при подготовке которой реализуются возможности повышения степени усвоения содержания при помощи средств книгоиздания.

    Развитие редактирования в издательской практике России первой половины XVIII века

    3.1.

    Общая характеристика книгоиздания

    Выводы

    В первой половине XVIII века начали формироваться требования, приемы, навыки редакторской работы над произведениями научной, политической, технической литературы, переводными изданиями. Делают первые шаги полиграфическое и художественное оформление издательской продукции, становится разнообразнее видо-типологический состав массива изданий.

    Книга тех лет была разнообразна и по тематике, отражая архитектуру, фортификацию, горное дело, артиллерию, кораблестроение, географию, мануфактурное производство и т.д. Развиваются жанры публикаций, формируется корпус профессиональных издателей.

    Книга приобретает новый вид: произведение дополняется иллюстрациями и аппаратом.

    Формируются требования к переводу, языку и стилю публикаций.

    Все эти начала получают развитие в последующее время.

    Редактирование в книгоиздании России второй половины XVIII века

    4.1.

    Общая характеристика книгоиздания

    Выводы

    В издательском деле второй половины XVIII века редакторская деятельность в самостоятельный вид деятельности еще не выделилась. Однако в процессе подготовки изданий используются различные формы и методы, которые составляют редакторские начала.

    Прежде всего редакторские аспекты подготовки изданий связаны с тем, что в это время появляется осознание языковой нормы и осуществляется попытка выработки правил русского светского языка.

    Кроме того, активная переводческая деятельность выдвигает проблему передачи содержания литературного произведения на русском языке. Издатели, переводчики, писатели рассуждают о возможностях и правилах подготовки переводного текста.

    В рассматриваемый период продолжается формирование изданий различных типов. Особенно активно развивается учебная литература. Выпущены учебники для различных форм обучения и категорий читателей. С точки зрения их редакторской подготовки особенно важна выработка принципов подачи материала и отбора данных для обучения.

    Начинается разработка принципов подготовки научных изданий, собраний сочинений, рассматриваются особенности справочных изданий, осуществляется выпуск самых различных календарей. Появляется осознание того, что существуют свои особенности чтения у разных категорий читателей. Намечаются первые шаги в подготовке детской литературы, изданий для женщин.

    Изменяется и само издание. Разрабатывается справочный аппарат, формируются его отдельные его элементы, произведение дополняется иллюстрациями.

    В значительной мере расширяется тематика, появляются новые жанры публикаций.

    Все эти аспекты в дальнейшем продолжат свое развитие, что в конечном счете приведет к выделению редактирования в самостоятельную сферу деятельности и будет способствовать профессионализации работы редактора.

    Редакторская деятельность в издательском деле первой трети ХIХ века

    5.1.

    Общая характеристика книгоиздания

    Выводы

    В начале XIX века редакторская деятельность начинает осознаваться как самостоятельный аспект книгоиздания, в словарях закрепляется понятие «редактор». Начинают обозначаться самостоятельные функции издателя и редактора. Особенно отчетливо проявляются качества редакторской деятельности в подготовке альманахов. Деятельность журналов показывает роль и значение редактора в формировании изданий, определяет некоторые направления его организационных функций. Ведется полемика об особенностях подготовки собраний сочинений, вырабатываются принципы отбора и расположения произведений в таких изданиях.

    Формирование принципов редактирования в издательской практике 40-50-х годов ХIХ века

    6.1.

    Общая характеристика книгоиздания

    В 40-е годы Россия вступает в период 

    Выводы

    Подводя итоги, можно сказать, что в 40-е, 50-е годы XIX века редакторское дело активно развивается, причем отчетливо проявляются некоторые важнейшие принципы редактирования. Во-первых,  редактор лучше знает читательскую аудиторию, ориентируется всегда на определенного, хорошего ему известного читателя, отражает в своих изданиях его интересы и отвечает на его потребности.

    «Северная пчела» «Русский инвалид»,  «Библиотека для чтения» знали своего читателя и обращались именно к нему. Отсюда достаточно долгое их существование в книжном деле.  «Отечественные записки»,  «Современник» в разные периоды своего существования также ориентировались на определенные запросы и интересы общества, влияли на своего читателя и отражали его интересы.

    Во-вторых,  редактор объединяет вокруг себя литераторов - единомышленников и опирается на их знания в какой-то области науки, искусства, на их жизненный опыт в своей издательской деятельности. В процессе подготовки журнала или другого издания происходит активный обмен информацией между ними, что и способствует выработке определенного направления издания.

    В-третьих, редактор постепенно вырабатывает те критерии оценки произведений литературы, которым отвечает все подготавливаемое им издание. Это и обеспечивает изданию целостность и определяет его «лицо».

    И, наконец, в деятельности редактора важнейшую роль играет субъективный фактор: редактор ориентируется на собственные личные пристрастия, интересы. Эти пристрастия и интересы, а также принципиальная общественная позиция редактора во многом определяют характер и направление издания, которое он готовит.

    Выявляется любопытная закономерность: основой издания является произведение, ведущее значение имеет именно редактор, так как он определяет, какое именно произведение будет использовать при подготовке издания, с одной стороны. А с другой - он ограничен автором, так как выбирает произведение из тех, которые предлагает автор. Этого противоречия не существует при подготовке редактором переиздания. Тут роль его снова можно определить как ведущую.

    По сути,  издательское дело в целом и конкретное издание к середине XIX века начинает управлять литературным процессом. Вводя то или иное произведение в массив изданий, публикуя его в журнале, редактор определяет для его оценки те критерии, которые отражают принципы журнала в целом.  Журналы стремятся обозначить для себя и проводить решительно определенную тенденцию. Этим определяется отбор материалов и отбор самих сотрудников. Теперь редакция журнала собирает вокруг себя единомышленников. Например, редакция журнала «Современник» объединяла людей с одинаковыми общественно-политическими и эстетическими убеждениями.

    В отличие от журналов предшествующих периодов, журналы 40- 50-х годов воплощали взгляды редакционного коллектива. Их отличали коллегиальность и коллективность. Сложились и коллективы профессиональных литераторов, которые постоянно сотрудничали в определенных журналах.

    Некрасов не публиковал произведений авторов, которые печатали свои произведения в журналах, позиция которых была враждебна  «Современнику» и  «Отечественным запискам». Теперь редактирование включает и идейную направленность редакторской работы, четкое обозначение политической линии, в обществе постепенно формируется понимание редактирования как самостоятельной сферы профессиональной деятельности.

    Опыт XIX века говорит также о том, что только государственные или поддерживаемые государством издания могут осуществлять свою деятельность без поддержки читателей. Частные же издания процветают только в том случае, если они сумели уловить основные интересы общества в духовной сфере. Причем это должны быть интересы актуального звучания. В противном случае издание теряет подписчиков и существует только на собственные средства издателя.

    Большую роль в развитии редактирования сыграла редакционно-издательская деятельность  А.И. Герцена. Созданная им Вольная русская типография обеспечила публикацию большого массива политических, художественных, научных произведений, которые были запрещены в России. Тем самым было достигнуто более полное отражение русской демократической, революционной мысли. Работа Вольной русской типографии была целенаправленна, объединялась революционным направлением, способствовала распространению революционных идей в России.

    Ее опыт показывает, что редактор-издатель, определяя состав репертуара изданий, влияет тем самым на качество издаваемой литературы.

    Кроме того, еще раз необходимо подчеркнуть, что, благодаря умелому использованию жанрово-видовых возможностей изданий, Герцен сумел обеспечить удовлетворение потребностей в политическом чтении самых разных групп читателей. Нельзя не отметить и того факта, что Герцен был блестящим литератором и имел вполне сложившееся мировоззрение. Все это обеспечило самый высокий уровень содержания его редакторской деятельности.

    Глава 7. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века

    7.1.

    Общая характеристика книгоиздания

    Выводы

    Таким образом, в 60-70-е годы XIX века окончательно выделяется профессия редактора. Появляется понимание того, что именно редактор определяет качество изданий. Как и в предыдущее десятилетие, редактор связывает отбор и оценку произведений для издания с идеологическими, мировоззренческими позициями. Кроме того, в этот период определяющим направлением в книгоиздании является просветительство, способствовавшее выработке критериев оценки научно-популярной литературы.

    Глава 8. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов ХIХ века

    8.1.

    Общая характеристика книгоиздания

    В 80-е годы усиливается политическая реакция, которая определялась борьбой 

    Выводы

    XIX век оказался самым плодотворным по сравнению с предыдущим периодом развития отечественного книгоиздания с точки зрения становления  редактирования как самостоятельной сферы деятельности.

    Образно говоря, этот век подхватил и развил редакторские начала, проявившиеся в издательской практике ХVII-ХVIII веков, и стал временем формирования базы для дальнейшего развития  редакторской деятельности ХХ века.

    Именно в ХIХ веке появилось осознание самостоятельности труда редактора, началась разработка подходов к обоснованию специфики его работы.

    Начало века связано с редакционно-издательской деятельностью декабристов и  Пушкина, конец с редакторской работой  Короленко и  Чехова. На развитие  редактирования оказали сильнейшее влияние крупные деятели отечественной культуры  Белинский,  Некрасов,  Писарев,  Салтыков-Щедрин, x Герцен.

    Рассматривая процесс становления и развития  редактирования как самостоятельной области деятельности, следует учитывать тот факт, что издательское и редакторское дело тесно связано с цензурой и в какой-то мере реализует те правила, которые разрабатываются цензорами. Это отчетливо проявилось в XIX веке, и получило свое развитие в отечественном книгоиздании ХХ века.

    Редакторское дело в ХIX веке развивалось и расширялось в процессе становления и развития различных типов и  видов изданий и прошло путь от разработки общих подходов к подготовке альманахов и «толстых» журналов, а также отдельных изданий к формированию принципов создания собраний сочинений и обоснованию требований к произведениям определенных видов литературы.

    Постепенно структурируется  массив изданий по жанрово-видовому признаку, ведутся дискуссии о принципах формирования того или иного типа и вида изданий. В этих дискуссиях активно участвуют редакторы, издатели, литераторы, накапливаются формы и методы редактирования, формируются традиции, обосновываются критерии оценки произведений литературы, требования к изданиям, складываются представления о задачах, целях работы редактора, о его правах и обязанностях, об основных составляющих редакторской деятельности, о специфике редакционно-издательского процесса.

    Кроме того, массив изданий структурируется по отраслевому признаку и появляется нужда в редакторах, знакомых с той или иной областью знания. Особенно активно развивается медицинское, сельскохозяйственное, искусствоведческое книгоиздание. Складывается структура  медицинской,  сельскохозяйственной,  искусствоведческой периодики, выпускаются  отраслевые монографии,  практические пособия,  учебные издания. Развивается литература для детей.

    Редактированием занимаются как люди, владеющие литературным языком, так и специалисты соответствующей отрасли. Например, медицинские издания редактируют специалисты, профессионально знающие медицину, художественные произведения - литераторы. В собственно редактировании как бы переплетаются профессиональные (сегодня мы назвали бы их деятельностными) моменты и знание литературного языка. Это со временем приведет к разграничению обязанностей научного и литературного редактора при подготовке к изданию научной и справочной литературы по различным отраслям знания. Литературное редактирование осуществлялось тогда исключительно на основе вкуса и знания редактора, так как специальной теории редактирования, которая обосновывала бы подходы к этой работе, тогда не существовало.

    Нужно иметь в виду, что прежде всего редакторское знание развивалось в процессе издания художественной литературы. Причем редакторские функции выполняли профессиональные литераторы. Поэтому часто работа редактора выходила за рамки чисто редакторской работы: писатель, используя собственный писательский опыт, как бы вторгался в сферу чужого языка и стиля. Это отчетливо видно, например, в работе  А.П. Чехова с чужими рукописями. В то же время конкретная правка писателями рукописей позволяет формулировать критерии редакторской оценки произведений литературы, общие подходы к анализу произведения - не только художественной, но и других видов литературы в практике редактирования.

    В ХIX веке в основных чертах формируются критерии редакторской оценки художественной, научно-популярной, научной и справочной литературы. Особенно активно развивались проблема популяризации знания и методы его представления для неспециалиста. Многие выдвинутые в XIX веке положения легли в основу разработанной значительно позже теории редактирования научно-популярной литературы.

    Редактирование определяется характером развития книжного дела в целом и книгоиздания в частности.

    В рассматриваемый период получают развитие два направления в  подготовке издания - авторское, когда автор решает вопрос о характере издания, и редакторское, когда речь ведется о том, что редактор и издатель исправляют текст произведения в соответствии с собственным отношением к содержанию. Последнее особенно отчетливо проявилось в деятельности  Сенковского, который писал: «В «Библиотеке для чтения» редакция значит редакция в полном смысле этого слова, то есть сообщение доставленному труду принятых в журнале форм, отделка слога и предмета, если они требуют отделки» .

    И задачи редактирования определяются по-разному, в зависимости от того, какая роль отводится изданию. Так,  Булгарин в статье «Мнение о литературном журнале «Современник» , как он назвал альманах  Пушкина, пишет: «...Цель всех литературных  журналов в мире состоит в том, чтоб распространять полезные сведения, сообщать литературные новости и занимать любителей легкого чтения». Такой подход определил деятельность многих издателей, ставящих целью представить литературу только как средство развлечения.

    Как правило, лучшие редакторы XIX века рассматривали  издание не как средство развлечения, а как средство развития читателя, формирования его вкуса, идейных убеждений. Они стремились к идейному единству печатаемых материалов, включая в то или иное издание научные, философские, критические материалы и художественные произведения. Выступления на страницах многих журналов рассматриваемого периода отличаются полемичностью и отражают социально-политическое и культурное движение в России и Европе.

    Отечественный книжный рынок в дореформенный период сужался жесткими цензурными ограничениями и ярко выраженным сословным характером потребителей литературы. В первой половине XIX века в своей подавляющей части русский читатель ориентировался на зарубежные издания. Во второй половине XIX века книгоиздание расширяется, но потребность в книге основной массы населения остается еще весьма ограниченной.

    Отметим еще один важный результат развития  редактирования в XIX веке: в это время формируется представление о том, что собственно издание влияет на восприятие литературного произведения и уточняет его характер. Выделяются те аспекты издания, которые определяют его тип и вид, и выявляются, разрабатываются принципы подготовки издания с учетом целей, задач, особенностей произведения. Работа редактора получает точку отсчета. Его целью становится реализация специфики издания, интерпретация литературного произведения средствами книгоиздания.

    Глава 9. Особенности развития редакторской школы в начале XX века (1900-1917)

    9.1.

    Общая характеристика книгоиздания

    Выводы

    Особенности развития редактирования как специфического вида общественной и творческой деятельности в рассмотренный период определялись сложным комплексом факторов социально-экономической, политической, идейно-эстетической природы. Концентрация книгоиздания и процесс специализации книгоиздательских предприятий укрепляли профессиональный статус редактора и вели к дифференциации редакторского труда. Меняющаяся социально-политическая обстановка в стране формировала разные идейно-политические платформы, с которых выступали издатели и редакторы, используя средства печати и книгоиздания для выражения и отстаивания своих позиций, активизировав поиск наиболее эффективных форм и методов воздействия на читательскую аудиторию.

    Возникновение новых школ, направлений, течений, в литературном процессе, появление самобытных писательских имен, за которыми стояли свой взгляд на мир, своеобразная художественная манера отражения действительности, неповторимый стиль творческой личности потребовало от редакторов значительного расширения и качественного преобразования традиционно сложившейся системы оценок литературного произведения как цельного художественного единства. Новыми гранями открылась проблема  авторской индивидуальности, авторской манеры, авторского письма, решение которой было невозможно без повышения уровня редакторского мастерства, глубокого проникновения в суть авторского замысла и выработки тонких инструментов для оценки полноты его реализации. Лучшие образцы редакторского и издательского искусства того времени имеют непреходящее значение с точки зрения преемственности и дальнейшего развития профессиональной школы.

    Глава 10. Редакторский опыт в советский период

    10.1.

    Общая характеристика книгоиздания

    В итоге следует отметить, что процесс развития редактирования в советский период носит конкретно-исторический характер. Он обусловлен действием целого ряда идеологических, социально-экономических, художественно-эстетических, социально-психологических и других факторов, действовавших на разных этапах жизни общества. В начальный период на нем в значительной мере сказываются классические традиции редакторской школы прошлого. В дальнейшем идет формирование жесткой централизованной книгоиздательской системы, полностью подконтрольной государству, распространившему свой диктат и на сферу духовной жизни.

    Несомненный ущерб редактированию принесли догматизм в понимании процессов творчества, слепое следование идеологическим догмам, искаженные, но одобренные «сверху» представления о социальных функциях литературы. Вместе с тем, в советский период получают достаточно широкое развитие такие функциональные виды литературы, как научная, научно-популярная, справочная, учебная, обогащается практика издания произведений детской и художественной литературы. Специализация книгоиздательских предприятий способствовала формированию профилированных по видам деятельности высококвалифицированных редакционно-издательских кадров. Значительно обогатила теорию и практику редактирования деятельность в этой области крупных писателей и ученых.


    написать администратору сайта