Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль Валерия Брюсова как поэта в русском символизме

  • Анализ стихотворений

  • Список использованной литературы

  • Роль Валерия Брюсова как поэта в русском символизме. окончательная версия. Введение Роль Валерия Брюсова как поэта в русском символизме


    Скачать 38.71 Kb.
    НазваниеВведение Роль Валерия Брюсова как поэта в русском символизме
    АнкорРоль Валерия Брюсова как поэта в русском символизме
    Дата10.05.2023
    Размер38.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаокончательная версия.docx
    ТипАнализ
    #1118625

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………3

    Роль Валерия Брюсова как поэта в русском символизме………………….5

    Анализ стихотворений……………………………………………………….8

    Заключение……………………………………………………………………14

    Список использованной литературы………………………………………...16

    Введение

     В настоящее время отечественная культура переживает процесс кардинальной смены мировоззрения.  На Россию, как на часть мирового сообщества, активно влияют современные мировые тенденции, поэтому возникает проблема сохранения национального и культурного своеобразия нашего государства. 

    Актуальность моего проекта заключается в том, что современная культурная ситуация в России характеризуется как переходная, кризисная. Продолжается процесс создания новой системы ценностей, начавшийся на рубеже 80-90-х гг. XX в. Поэтому наблюдается повышение интереса к переломным, противоречивым периодам истории и культуры, изучение которых помогает осмыслить современные процессы.

    Одной из кульминаций русской культуры был рубеж XIX - начало ХХ века. Это время перемен, неизвестности, разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Именно с этим связано проникновение в русскую поэзию идей символизма, который стал наиболее крупным литературным направлением данного периода.

    Символизм был явлением достаточно противоречивым. Он объединил в своих рядах поэтов, придерживавшихся порой самых разных взглядов. Это Н. Минский, Д. Мережковский, Зинаида Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов.

    Одно из главенствующих мест в русской литературе начала прошлого века занимал Валерий Яковлевич Брюсов. Являясь одним из основателей и теоретиков символизма, Брюсов не разделял взглядов своих единомышленников на символизм как на миропонимание. Он настойчиво отстаивал право художника на свободу, заявляя, что поэт должен стоять вне общественной, философской и религиозной борьбы.

    Обладая необыкновенным трудолюбием и эрудицией, Брюсов выступал не только как поэт: он был историком и литературоведом, переводчиком и драматургом, писал исследования по теории стихосложения. Стихи его отличаются тематическим многообразием, неустанным поиском новых форм.

    Именно поэтому целью моей работы является определение роли Валерия Брюсова как поэта в русском символизме.

    Объектом работы является творчество Валерия Брюсова в целом; предметом - роль его, как поэта, в русском символизме.

    Для достижения цели проекта было необходимо решение задач:

    1. Определить роль Валерия Брюсова в русском символизме,

    проанализировав произведения разных периодов его творчества.

    1. Сделать выводы по заданной теме.

    Практическая значимость моей работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем на уроках литературы в 11 классе, а также для подготовки к уроку или экзамену.


    1. Роль Валерия Брюсова как поэта в русском символизме

    Вперед, мечта, мой верный вол!

    Неволей, если неохотой!

    Я близ тебя, мой кнут тяжел,

    Я сам тружусь, и ты работай!

    Строки, взятые как эпиграф, были написаны Брюсовым в 1902 году, когда вся читающая Россия видела в нем лидера русского символизма, истинно декадентского поэта. Однако в этих строках мечта, долженствующая по расхожим канонам декаданса парить, прорываться в иррациональное, ловить уходящие, ускользающие образы, обращается в тяжко влекущего свой груз вола.

    Русский символизм был прочно связан в читательском представлении с визионерством, неустойчивостью и туманностью чувств, мнений, красок, со стремлением уловить нечто запредельное, с мистицизмом. У Брюсова можно встретить немало стихов, казалось бы отвечающих таким представлениям, стихов, где поэтизируется одиночество, отъединенность человека в людском море, духовная опустошенность. Но даже в первые годы творческого пути у него нередки стихи о “молодой суете городов”, ему свойственна четкая картинность, фламандская живописность в передаче жизненных впечатлений и исторических образов.

    Этот контраст, соединение, казалось бы, несоединимых черт представляет собой одну из особенностей брюсовской поэзии и его творческого пути. Быть может, никто из русских поэтов столь быстро и остро не почувствовал бесперспективность символизма, ограниченность его литературной программы; но именно Брюсова критика нарекла классиком символизма. Причем это суждение держалось и тогда, когда символизм был давно мертв, сообщество поэтов, его исповедовавших, распалось, а сам Брюсов четко объяснил свое отношение к нему и причины перехода на иные литературные позиции. Правда, Брюсов давал немало оснований для подобных утверждений. Обращаясь к новым темам, властно раздвигая горизонты поэтического творчества, открывая новые возможности стиха, он в то же время оставался адептом тех учений, от которых сам же уходил...

    В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к "завоеванию" жизни трудом; к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические (смерть есть блаженство, "сладостная нирвана", поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство "соблазнительно", а безумные оргии суть "сокровенные наслаждения искусственных эдемов"). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то - отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.

    Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова - всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов - "поэт мрамора и бронзы"; в то же время С.А. Венгеров считал Брюсова поэтом "торжественности по преимуществу". По Л. Каменеву Брюсов - "молотобоец и ювелир".

    Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, "вольный стих" в духе Верхарна; разрабатывал "длинные" размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: "Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра…", знаменитый 7-стопный хорей без цезуры: "Улица была как буря. Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок…"), использовал чередования строк разного метра ("Губы мои приближаются // К твоим губам…"). Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами.

    Три с небольшим десятилетия продолжалась его творческая жизнь. Брюсов умер, когда ему едва минуло пятьдесят лет. За эти относительно короткие годы он прошел необычайно яркий путь. Один из самых рьяных участников разного рода декадентских изданий и манифестаций, он позже сближается с М. Горьким, после революции открыто переходит на сторону победившего народа, не только принимает совершившийся исторический поворот, но становится одним из активных строителей новой жизни; вступает в Коммунистическую партию, ведет большую работу по организации издательского дела, подготовке литературных жанров, налаживанию литературной жизни в молодой Советской стране.

    Есть нечто общее, что соединяло между собой все этапы творческого пути этого выдающегося писателя. Убежденность в неумирающей ценности завоеваний человеческого духа, вера в силу человека, уверенность в его способности преодолеть все сложности жизни, разгадать все мировые загадки, решить любые задачи и построить новый мир, достойный человеческого гения, - неизменно одушевляли Брюсова. Он оставался верен этим представлениям не только как содержательной, сюжетной линии творчества, но как позиции, точке зрения на историю и современность — оставался верен всю свою жизнь.


    1. Анализ стихотворений


    Я выбрала три абсолютно непохожих друг на друга стихотворения. Первое - моностих - интересно тем, что он стал феноменом в литературе; думаю достаточно неоднозначная строчка, при прочтении которой у читателя невольно появляется интерес и пища для размышлений. Второе - "Пляска смерти" - оно мне очень нравится по сюжету, по настроению. Третье - "Быть одному" - очень люблю его, оно всегда под определенное настроение, я бы сказала, располагает к тишине.

    "О закрой свои бледные ноги"


    "О закро́й свои бле́дные но́ги" - знаменитый моностих (однострочное стихотворение) Валерия Брюсова. Единственная строка стихотворения заканчивается точкой, запятая после "О" отсутствует (хотя и при цитировании, и при перепечатке этого текста зачастую в нём появлялись запятая после "О" и восклицательный знак в конце).

    Стихотворение было опубликовано в третьем выпуске редактировавшегося Брюсовым альманаха "Русские символисты", вышедшего летом 1895 года. Газетные рецензенты восприняли текст Брюсова как удачный повод для упражнений в остроумии и резких высказываний против творчества Брюсова и всей новой поэзии вообще - однострочное стихотворение неочевидного содержания виделось им наиболее концентрированным проявлением таких пороков символистской поэзии, как склонность к формальному эксперименту и невнятность смысла. Наибольший резонанс из критических откликов имела реплика Владимира Соловьёва: "Для полной ясности следовало бы, пожалуй, прибавить: "ибо иначе простудишься", но и без этого совет г. Брюсова, обращенный очевидно к особе, страдающей малокровием, есть самое осмысленное произведение всей символической литературы".

    Объяснение и толкование. Брюсов посчитал необходимым объяснить свой творческий замысел в отношении этого стихотворения. В различных письмах и интервью 1895-1896 годов поэт неоднократно комментировал его. Характерно, что этот комментарий никак не прояснял содержания текста и был связан исключительно с его однострочной формой. В наиболее отчётливом варианте объяснения Брюсова выглядят так: "Если вам нравится какая-нибудь стихотворная пьеса, и я спрошу вас: что особенно вас в ней поразило? - вы мне назовёте какой-нибудь один стих. Не ясно ли отсюда, что идеалом для поэта должен быть такой один стих, который сказал бы душе читателя все то, что хотел сказать ему поэт?." (интервью газете "Новости", ноябрь 1895 года).

    Другие толкователи и комментаторы стихотворения - особенно близкие к лагерю символистов - напротив, пытались проникнуть в суть стихотворения. Наиболее распространённой оказалась версия о религиозном подтексте брюсовского моностиха. По воспоминаниям К. Эрберга, Вячеславу Иванову Брюсов будто бы ответил в 1905 году на прямой вопрос о смысле текста: "Чего, чего только не плели газетные писаки по поводу этой строки, … а это просто обращение к распятию". Похожая версия принадлежит Вадиму Шершеневичу: "Он (Брюсов) мне рассказал, … что, прочитав в одном романе восклицание Иуды, увидевшего "бледные ноги" распятого Христа, захотел воплотить этот крик предателя в одну строку, впрочем, в другой раз Брюсов мне сказал, что эта строка - начало поэмы об Иуде". Сходные соображения высказывают и некоторые другие мемуаристы. Однако сам Брюсов письменно или публично никогда ничего подобного не утверждал.

    Последующие публикации русских моностихов всегда вызывали в памяти читателей и критиков брюсовский образец формы. Принимали это во внимание и поэты.

    "Пляска смерти"

    (Немецкая гравюра XVI века )


    Крестьянин: Эй, старик! чего у плуга Ты стоишь, глядишь в мечты? Принимай меня, как друга:

    Землепашец я, как ты! Мы, быть может, не допашем Нивы в этот летний зной, Но зато уже попляшем - Ай-люли! - вдвоем с тобой! Дай мне руку! понемногу Расходись! пускайся в пляс! Жизнь - работал; час - в дорогу! Прямо в ад! - ловите нас! Любовник. Здравствуй, друг! Ты горд нарядом, Шляпы ты загнул края.

    Не пойти ль с тобой мне рядом? Как и ты, любовник я! Разве счастье только в ласке, Только в том, чтоб обнимать? Эй! доверься бодрой пляске, Зачинай со мной плясать! Как с возлюбленной на ложе, Так в веселье плясовом, Дух тебе захватит тоже, И ты рухнешь в ад лицом! М о н а х и н я В платье черное одета, Богу ты посвящена.

    Эй, не верь словам обета, Сочинял их сатана! Я ведь тоже в черной рясе:

    Ты - черница, я - чернец.

    Что ж! Поди, в удалом плясе, Ты со Смертью под венец! Звон? То к свадьбе зазвонили! Дай обнять тебя, душа! В такт завертимся, - к могиле Приготовленной спеша!

    Младенец: Малый мальчик в люльке малой! Сердце тронул ты мое! Мать куда-то запропала? Я присяду за нее.

    Не скажу тебе я сказки, Той, что шепчет мать, любя.

    Я тебя наставлю пляске, Укачаю я тебя! Укачаю, закачаю И от жизни упасу:

    Взяв в объятья, прямо к раю В легкой пляске понесу!

    Король За столом, под балдахином, Ты пируешь, мой король.

    Как пред ленным господином, Преклониться мне позволь! Я на тоненькой свирели Зовы к пляске пропою.

    У тебя глаза сомлели? Ты узнал родню свою? Встань, король! по тройной зале Завертись, податель благ! Ну, - вот мы и доплясали:

    С трона в гроб - один лишь шаг!

    Графический источник стихотворения - знаменитая "Пляска смерти" (или, точнее, "Картины смерти") - цикл гравюр по рисункам Г. Гольбейна (1538), хотя Брюсов и не называет прямо автора рисунков, ограничиваясь лишь не совсем ясной ссылкой на "немецкую гравюру XVI века". При всем том и по существу, и по форме Брюсов, несомненно, близок Гольбейну. Правда, он лаконичнее своего графического образца. У Гольбейна гораздо больше бытовых деталей. Но Брюсову эти детали не нужны, поскольку он как бы сочиняет текст к определенным гравюрам.

    Как и у Гольбейна, у Брюсова все очень конкретно и зримо. В его стихотворении нет ничего туманного, отвлеченного. Смерть вместе с крестьянином пашет ниву, качает ребенка, пляшет, играет на свирели. Отчетливо слышен ее властный голос.

    Сюжет движется по нарастанию: начинается стихотворение приходом смерти к крестьянину, а заканчивается - королем.

    Это стихотворение - одно из моих любимых, имеет сильную эмоциональную окраску. Хорошо чувствуется атмосфера, созданная Брюсовым. При прочтении, четко в воображении представляется каждая сцена. Ты проникаешь в тот мир, представляешь действительно приход смерти к определенному персонажу, очень интересно. Каждая часть заканчивается громким характерным восклицанием, от чего становится жутко, по спине пробегают мурашки:

    Жизнь - работал; час - в дорогу! Прямо в ад! - ловите нас!.

    Дух тебе захватит тоже, И ты рухнешь в ад лицом!.

    В такт завертимся, - к могиле Приготовленной спеша!.

    Взяв в объятья, прямо к раю В легкой пляске понесу!.

    Ну, - вот мы и доплясали:

    С трона в гроб - один лишь шаг!

    "Быть без людей"


    В лицо мне веет ветер нежащий, На тучах алый блеск погас, И вновь, как в верное прибежище, Вступаю я в вечерний час.

    Вот кто-то, с ласковым пристрастием, Со всех сторон протянет тьму, И я упьюсь недолгим счастием:

    Быть без людей, быть одному! Май-июль 1907

    Прочитав стихотворение, мы можем представить образ, лирического героя который предвкушает наступление вечера, его радуют погасшие алые краски, и в это преддверие герой с наслаждением погружается, как будто в холодную тень во время летнего зноя. В последнем четверостишие автор нам напрямую пытается передать, как желанна, для героя эта спасительная темнота. Может показаться, что герой пытается спрятаться в ней, от людского внимая и тяжкого бремени общества. И все же для лирического героя даже этого времени мало, чтобы насладиться этим недолгим счастьем, на основе этого можно судить какие тяготы приносит герою человеческое присутствие.

    Брюсов для передачи своих мыслей использует совсем малое количество слов, стихотворение состоит всего из двух четверостиший, но даже этого вполне достаточно, чтобы читатель понял посыл писателя. Поэт подчеркивает присутствие  природы, и ее неотъемлемое значение в духовной жизни человека. И на основе всего приведённого можно сказать, что главная мысль поэта заключается в потребности одиночества, для человека и приобретения вместе с этим недолгого, но счастья. В итоге можно сказать, что Валерий Брюсов в своем стихотворение доступно донес свой главный смысл.

    Мне кажется это стихотворение очень актуально сейчас. В нашей бурной насыщенной жизни, в суете суровых будней так редко можно побыть наедине с собой, со своими мыслями, остаться в полном одиночестве. И когда, все-таки выдается такой момент, например, сидишь в темной комнате, аккуратно дышишь, боясь спугнуть тишину; именно слушаешь тишину, "упиваясь недолгим счастием". Либо, как лирический герой Брюсова, выходишь на улицу, в вечерние сумерки, где "кто-то протягивает тьму" и наслаждаешься каждым мгновением.

    Заключение


    Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных "подражаний Брюсову". Он пользовался большим авторитетом, как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного "мэтра", творящего поэзию "мага", "жреца" культуры, и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам), и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др.).

    Брюсов был убежден, что в символизме важнейшую роль играет впечатление. Если предшествующие литературные школы главное внимание уделяли ярким изображениям видимой действительности, то символизм ориентируется на впечатления от изображения, от изображаемой действительности, от самих слов. Каждое слово и их сочетания производят особые впечатления, на что вполне осознанно обращает внимание поэт-символист. И впечатления от самих слов могут превысить даже впечатления от представленного этими словами образа. Ибо слово, убежден русский поэт, само по себе целый миф. 

    В истории русской литературы Валерий Яковлевич Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, искателем «смутного рая», великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища», заложенные в чувстве с помощью символа.

    На протяжении всего творческого пути Брюсов искал ключи к самым сокровенным человеческим чувствам, пытался понять причины появления новых форм в искусстве.

    Но несмотря на большой вклад в русскую литературу серебряного века, Брюсов ощущает себя одиноким в символистском движении. Отчасти и из этого рождается его странное и неожиданное признание:

    Желал бы я не быть "Валерий Брюсов”…

    Список использованной литературы

    1. Избранное: Стихотворения, лирические поэмы. Труфанов Н.А. , Москва 1979г.

    2. Валерий Брюсов. Ремесло поэта. -- М.: «Современник», 1981. -- С. 24.

    3. М.Л. Гаспаров. Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец // Избранные статьи. -- М.: 1995. -- С. 103.

    4. Брюсов, Валерий Валерий Брюсов - Избранные стихотворения / Валерий Брюсов. - М.: Государственное издательство географической литературы ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 2001. - 471 c.
    5. Брюсов, Валерий Валерий Брюсов. Избранная проза / Валерий Брюсов. - М.: Правда, 1986. - 446 c.
    6. Брюсов, Валерий Валерий Брюсов. Избранное / Валерий Брюсов. - М.: Московский рабочий, 1983. - 288 c.
    7. Брюсов, Валерий Яковлевич Валерий Брюсов - Нина Петровская. Переписка: 1904 - 1913 / Брюсов Валерий Яковлевич. - М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2004. - 583 c.
    8. Валерий Брюсов. - М.: Наука, 1976. - 856 c.
    . Молодяков, Василий Валерий Брюсов. Биография (подарочное издание) / Василий Молодяков. - Москва: СИНТЕГ, 2010. - 720 c.



    написать администратору сайта