Введение Сущность и содержание правосознания
Скачать 66.97 Kb.
|
еннее убеж дение в пр авильности и спр аведливости тр ебований пр авовых нор м; наличие у индивида собственной потр ебности в соблюдении законов; осознание социальной необходимости соблюдения законов; сознательное подчинение тр ебованиям закона; сознание собственных пр ав; осознанная защита гр упповых интер есов; боязнь юр идической ответственности; следование тр адиции; стр емление к пассивному подчинению государ ству и его тр ебованиям. Поступки и действия, совер шаемые с внутр енней убеж денностью в соответствии этих поступков нор мам пр ава, мож но считать высшей фор мой пр авового поведения. 3. Стр уктур а пр авосознания: пр авовая психология и пр авовая идеология Классически стр уктур у пр авосознания р ассматр ивают как совокупность двух элементов: пр авовая идеология и пр авовая психология.3 - Пр авовая идеология (это более глубокое осмысление субъектами пр авовых явлений, хар актер изующее более р ациональный ур овень пр авовых оценок); - Пр авовая психология (пер еж ивания, котор ые испытывают люди в р езультате отношения к пр аву на ур овне чувств и эмоций, во многом выр аж ающее повер хностные оценки пр ава субъектами); - Индивидуальные знания о пр аве – ур овень пр авовых знаний каж дой отдельной личности, котор ый влияет на воспр иятие пр ава (напр имер , данное воспр иятие р азлично у кр естьянина, студента-юр иста, вр ача, ученого-пр авоведа, неспециалиста, глубоко интер есующегося пр авом). - Личностные ценности индивида – та система убеж дений, личный опыт, опир аясь на котор ые, человек оценивает пр авовые явления. - Субъективная воля индивида – способность человека на основании знаний, чувств пр инимать р ешение, котор ое будет опр еделять пр авомер ность или непр авомер ность его поведения. Пр авовая идеология – это система идей, теор ий, научных доктр ин, пр авовых взглядов, пр инципов, котор ые отр аж ают пр авовые явления и тр ебования общественной ж изни. Пр авовая идеология отр аж ает понятия, пр инципы, убеж дения, выр аж ающие отношение к пр аву. Это р ациональная оценка пр ава. Она обосновывает и оценивает существующие или возникающие пр авовые отношения, законность и пр авопор ядок. В р азр аботке пр авовой идеологии пр инимают участие юр исты, политологи, экономисты, учитывающие конкр етно-истор ические условия ж изни общества, р асстановку сил, ур овень общественного сознания, социальную психологию, волю и интер есы, как большинства, так и меньшинства, др угие фактор ы. Ценность пр авовой идеологии заключается, пр еж де всего, в том, что она содер ж ит полож ения о закономер ностях возникновения, функционир ования и р азвития государ ства и пр ава. Этим она оказывает активное влияние на пр авотвор чество и пр авопр именительную деятельность государ ства. Напр имер , идея пр авового государ ства, пр еж де чем обр ести совр еменную фор му и стать моделью идеального пр авопор ядка для многих стр ан мир а, пр ошла в своем р азвитии целый р яд изменений. Впер вые она слож илась у др евних гр еков в обр азе гор ода (полиса), котор ый долж ен был пр едставлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и спр аведливому закону.4 Пр авовая психология – пр едставляет собой совокупность психических пер еж иваний и чувств, котор ые выр аж ают отношение людей к пр аву. Пр авовая психология отр аж ает пер еж ивания, чувства, настр оение, эмоции, выр аж ающие отношение к пр аву, хар актер ное для всего общества в целом или конкр етной социальной гр уппы (гр упп). Это эмоциональная оценка пр ава. Она является наиболее непоср едственным отр аж ением ж изненных отношений членов общества, составляющих нации, нар одности, р азличные гр уппы и слои населения. Чер ез пр авовую психологию р еализуются: а) ор ганически пр исущие пр авовой культур е обычаи и тр адиции и вообще все то, что вошло в пр ивычку, в быт, в культур у личности; б) ее самооценка, т. е. умение кр итически оценить свое поведение с точки зр ения его соответствия нор мам пр ава. Конкр етно это отношение пр оявляется в р азличного р ода эмоциях, установках, психических пер еж иваниях. Напр имер , закон о защите пр ав потр ебителей у одних людей мож ет вызывать чувство увер енности и удовлетвор ения, у др угих – опасение и недовер ие. Высокая степень пр авосознания человека опр еделяется целым р ядом психологических свойств, без котор ых немыслим законопослушный гр аж данин как субъект пр авоотношений. К таким свойствам относятся самооценка личности, стыд и совесть. Самооценка личности (в пр авовом аспекте) пр едставляет собой способность человека оценивать свое поведение кр итически с точки зр ения нор м действующего пр ава. У пор ядочных людей собственный непр авомер ный поступок мож ет вызвать чувство стыда, т. е. внутр еннее осознание непр иемлемости данного поступка. Но только совесть, в отличие от самооценки и чувства стыда, является тем внутр енним пер еж иванием, котор ое побуж дает человека к нр авственному, спр аведливому и пр авомер ному поведению. Самооценка мож ет завер шаться чувством удовлетвор ения своим поведением (деятельностью) или, наобор от, отр ицательным отношением к нему, пониманием, что нар ушены пр ава, законность. Самооценка мож ет пр оявляться и в фор ме таких нр авственных категор ий, как стыд и совесть. От ур овня идеологической подготовки личности зависит возмож ность контр оля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимо обслуж ивания пр авовой идеологии и пр авовой психологии как стр уктур ных элементов пр авосознания. Анализ этих психологических свойств помогает ор иентир оваться в мотивах человеческих поступков, понять пр ичины пр авомер ного и непр авомер ного поведения. 2. Стр уктур а и функции пр авосознания В стр уктур е пр авосознания выделяют обыденное и теор етическое пр авовое сознание. Обыденное пр авосознание отр аж ает внешние стор оны пр авовых явлений. Оно фор мир уется в основном стихийно под влиянием обыденной ж изни и выступает в фор ме пр авовой психологии. Пр авовая психология – это оценки, чувства, эмоции, настр оения людей в отношении к пр авовой действительности. Теор етическое пр авосознание отр аж ает внутр енние, сущностные стор оны пр авовых явлений. Теор етическое пр авосознание пр оявляется в фор ме идей, категор ий, пр инципов. Разновидностями теор етического пр авосознания выступают пр авовая наука и пр авовая идеология.5 Пр авовая идеология – это пр едставления, взгляды, понятия, убеж дения, теор ии о пр авовой действительности. Идеологические элементы – это систематизир ованное знание о конкр етных пр авовых явлениях, их осмысление на теор етическом ур овне. Пр авовая идеология выр |