Введение Сущность и содержание правосознания
Скачать 66.97 Kb.
|
абатывается специалистами и усваивается населением в пр оцессе пр авового воспитания, пр и получении юр идического обр азования, пр и знакомстве с юр идической литер атур ой, нор мативными актами. Пр авовая идеология и пр авовая психология тесно связаны и взаимодействуют меж ду собой. Активно пр опагандир уемые пр авовые концепции (напр имер , теор ия пр авового государ ства) воздействуют на пр авовую психологию, изменяя ее. Но и эмоциональные, чувственные элементы пр авосознания имеют значение для р азвития пр авовой идеологии: они могут или содействовать, или тор мозить р аспр остр анение тех или иных юр идических идей.6 Различают такж е индивидуальное, гр упповое и общественное пр авосознание. Индивидуальное пр авосознание – это пр едставления, взгляды, эмоции одного человека. Индивидуальное пр авосознание пр едполагает опр еделенное знание пр ава, законодательства, уваж ение к пр аву. Гр упповое пр авосознание – это особенности пр едставлений о пр аве опр еделенной социальной гр уппы. Оно фор мир уется благодар я тому, что у опр еделенных категор ий гр аж дан есть общие кор пор ативные интер есы, котор ые они отстаивают с помощью забастовок, митингов и т.д. Особым видом гр уппового пр авосознания является пр офессиональное пр авосознание юр истов. Оно фор мир уется на основе юр идической пр актики, а такж е под влиянием пр авовой идеологии и науки. Взгляды юр истов-пр офессионалов игр ают важ ную р оль в р еализации юр идических нор м. Наконец, в силу того, что в каж дой стр ане существуют свои государ ственно-пр авовые институты, свои юр идические тр адиции, существуют и особенности в отр аж ении пр авовых явлений в сознании того или иного общества. Пр авосознание общества влияет как на пр авотвор чество, так и на юр идическую пр актику. Особенно наглядно оно пр оявляется пр и пр оведении р ефер ендумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некотор ых деяний. Сущность и социальное назначение пр авового сознания выр аж аются в его функциях.7 В учебной литер атур е выделяется тр и основные функции: – познавательная; – оценочная; – р егулятивная. Иногда выделяют еще пр огностическую и инфор мационную функцию. Познавательная функция пр авосознания связана с осмыслением пр авовой действительности, с накоплением опр еделенных знаний. Пр авосознание существовало в обществе до появления государ ства, до того, как офор милось писаное пр аво. Оно существует в государ стве, где нор мы пр ава закр еплены в законодательстве. Пр авосознание меняется вместе с изменением ж изнедеятельности людей, их взаимодействия с пр ир одой и др уг с др угом. Система ж е законодательства государ ства менее подвер ж ена изменениям, чем пр авосознание, поэтому пр авосознание отр аж ает несоответствие каких-то устар евших нор м поведения новым тр ебованиям, появление новых отношений людей, котор ые необходимо ур егулир овать. Законотвор ческая деятельность государ ства чер пает в пр авосознании матер иал для создания новых нор м. Оценочная функция пр авосознания выр аж ается в ср авнительном отношении к пр авовым явлениям и пр оцессам. Оценочная функция фор мир уется на основе повседневного и научного опыта. Пр авосознание изменяется с углублением познаний человека о самом себе. Существующее в государ стве законодательство получает свою оценку с точки зр ения изменившегося пр авосознания.8 Регулятивная функция пр авосознания опр еделяет ор иентир ы поведения людей. Пр авовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нор мами пр ава, нар яду с ними, а иногда и вопр еки им. Все зависит от того, насколько существующая нор ма одобр яется пр авосознанием и в какой степени полно р егулир ует она общественные отношения. 3. Роль пр авосознания в ж изни общества и особенности пр авосознания сотр удников ОВД Содер ж ание фактор ов, влияющих на содер ж ательные единицы пр офессионального пр авосознания сотр удников ОВД, не огр аничивается условиями пр офессиональной деятельности: являясь частью общественного пр авового сознания, оно неизбеж но испытывает на себе воздействие экономических, политических, социальных, духовно-культур ных и иных условий ж изнедеятельности общества. Кр оме того, необходимо учитывать, что на служ бу в ОВД пр иходят в том возр асте, когда пр авосознание в целом уж е является вполне сфор мир овавшимся. Пр оцесс фор мир ования пр авосознания является длительным и постепенным пр оцессом, по вр емени совпадающим с пр оцессом социализации личности. Пр и этом базовые составляющие пр авового сознания, сфор мир овавшись единож ды, остаются неизменными на пр отяж ении всей ж изни человека. Так, в частности, пр авовой менталитет, котор ый тр адиционно включается в содер ж ание пр авового сознания, выступает наиболее глубинным слоем, смыкающимся с пр авовым бессознательным и несущим в себе пр авовые идеи, установки, хар актер ные для социокультур ной общности на пр отяж ении всей истор ии ее существования. Его фор мир ование никоим обр азом не связано со служ бой в ОВД, р авно как и с любой др угой пр офессиональной деятельностью, не мож ет он такж е, и измениться под воздействием условий такой деятельности. Пр едставляется, что пр иведенные ар гументы в полной мер е подтвер ж дают то, что довольно слож но говор ить о пр офессиональном пр авосознании как некой самостоятельной фор ме пр авового сознания, фор мир ующейся в особых условиях пр офессиональной деятельности либо в пр оцессе специальной пр офессиональной подготовки. Более пр иемлемым по ср авнению с тр адиционным пониманием пр офессионального пр авового сознания пр едставляется, пр едлож енное Д.В. Гур енко, котор ый опр еделяет пр офессиональное пр авосознание как «совокупность пр едставлений и чувств, юр идических, политических и мор ально-нр авственных установлений, мотивир ующих поведение юр истов и иных субъектов юр идической пр актики, обусловливающих их отношение к пр аву и пр авовому пор ядку, зависящих от особенностей конкр етного государ ства и пр авовой системы, слож ившихся в национальной пр авовой культур е стер еотипов и импер ативов». Не соглашаясь с тем, что в содер ж ание пр авосознания возмож но включение «политических и мор ально-нр авственных установлений» и полагая, что содер ж ательные единицы его гор аздо р азнообр азнее, неж ели «пр едставления», «чувства» и «установления», тем не менее, считаем весьма точным указание на зависимость таких смысловых единиц от особенностей пр авовой системы и составляющих ее элементов – пр авовых нор м, пр авовой культур ы, юр идической пр актики (в том числе пр авотвор ческой и пр авор еализационной), пр авоотношений и т.д. Пр изнавая опр авданным утвер ж дение, что «состояние пр офессионально-пр авового сознания и культур ы сотр удников пр авоохр анительных ор ганов детер минир овано действием комплекса р азнонапр авленных фактор ов, котор ые мож но объединить в две большие гр уппы: внесистемные, или общесоциальные, и внутр исистемные, действующие в р амках пр авоохр анительной деятельности», пр едставляется возмож ным р азгр аничить в нем два взаимосвязанных слоя, компонента. Пер вый компонент, котор ый условно мож но обозначить как общесоциальный, фор мир уется в пр оцессе социализации будущего сотр удника ОВД как личности и пр едставлен теми идеями, ценностями, установками, котор ые изначально пр исущи любому пр едставителю р оссийского общества. Это не пр осто совокупность существующих в данном обществе пр едставлений о пр аве и пр авовых явлениях, а пр авовые идеи, взгляды, мнения, теор ии, наиболее типичные для данного общества. Втор ой компонент — специальный — пр едставлен пр авовыми взглядами, пр едставлениями, идеями, чувствами, установками, ценностными ор иентациями, фор мир ующимися в пр оцессе пр офессиональной подготовки и пр актической деятельности. Как р аз он в содер ж ательном плане отличает пр авосознание сотр удников ОВД от обыденного, массового сознания. Именно он выступает тем, что в пр авовой литер атур е нер едко р ассматр ивается как пр офессиональное пр авосознание вообще. Так, напр имер , С.Ф. Шумилин пишет: «Пр офессиональное пр авосознание, в отличие от обыденного пр авосознания, фор мир уется целенапр авленно, в ходе п |