Главная страница

ПСАЛМЫ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ В. Введение уже в iv веке это понятие стало общепринятым для определения всех священных книг. Святой апостол Павел, говоря о книгах


Скачать 134.94 Kb.
НазваниеВведение уже в iv веке это понятие стало общепринятым для определения всех священных книг. Святой апостол Павел, говоря о книгах
Дата07.04.2023
Размер134.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСАЛМЫ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ В.docx
ТипКнига
#1045241
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Псалом 101


Настоящий псалом написан в Вавилонском плену. Многие иудейские и христианские толковники называли его молитвой пленного народа. Если же эта молитва представляется первее всего индивидуально, то, кажется, страдания псалмопевца были то же, что и страдания всего народа, так что вопль его есть вопль души всего нечестивого народа77.

Молитванищаго,егдауныет,ипредГосподемпролиетмолениесвое.

Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.

Всякий просящий и приходящий для получения просимого - есть

«нищий»78.

Господи,услышимолитвумою,и вопльмойкТебедаприидет.

Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придёт к Тебе. (Пс.101:2).

С первых стихов становится ясным весь характер псалма. Давид просит Господа услышать его молитву, просит прощения соделанных грехов.

НеотвратилицаТвоегоотмене:воньжеащеденьскорблю,приклонико мнеухоТвое:воньжеащеденьпризовуТя,скоро услышимя.

Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе скоро, услышь меня; (Пс.101:3).

Святой молился не о том, чтобы не иметь скорбей, - это и невозможно, - но о том, чтобы скорби не подавили его.


Якоисчезошаякодымдниемои,икостимояякосушило сосхошася.

77 Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Составил преподаватель Киевской Духовной Семинарии священник Х. Орда. «Лествица», «Диоптра» - Москва, Санкт-Петербург, 2000 . – С. 331.
78 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С.478 .

Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; (Пс.101:4)

Данный фрагмент говорит о великой скорби и грусти.

Уязвенбых якотрава,иизсшесердцемое,якозабых снестихлебмой.

Сердце моё поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; (Пс.101:5).

Человек «иссыхает сердцем», лишаясь благодати.

Отгласавоздыханиямоегоприльпекостьмояплотимоей.

От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. (Пс.101:6).

От сокрушенного стенания «кости» прилипают к коже, так как истинное стенание иссушает и растопляет весь жир, находящийся в костях и плоти79.

Уподобихсянеясытипустынней,быхяконощныйвраннанырищи.

Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; (Пс.101:7)

«Неясыть» - это пеликан, живущий в уединенных прибрежных скалах. Нощный вран - филин, сова. Нырище – это развалины, на котором прежде стоял дом, а теперь развалины, в которых живут совы80. Псалмопевец, проводя целые ночи в молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану.

Бдехи быхяко птицаособящаясяна зде.

Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. (Пс.101:8).

«Бдех» - бессонный от горя и страданий81.

Весьденьпоношахумиврази мои,и хвалящиимямноюкленяхуся.


Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. (Пс.101:9).

79 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С.480 .

80 Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Составил преподаватель Киевской Духовной Семинарии священник Х. Орда. «Лествица», «Диоптра» - Москва, Санкт-Петербург, 2000 . – С. 332. 81 Там же. - С.332.

«Хвалящии мя» - это те, которые прежде хвалили меня82.

Смешон я стал для врагов моих, которые прежде завидовали мне, а теперь клянутся моими бедствиями, молясь, чтобы им не потерпеть чего- либо подобного.

И друзья, прежде удивлявшиеся мне, произнося клятву, упоминают мои бедствия, говоря: да не потерплю того же, что потерпел Израиль!

Занепепеляко хлебядях,и питиемоесплачемрастворях.

Я ем пепел, как хлеб, и питье моё растворяю слезами. (Пс.101:10).

«Пепел» - образ печали, потом несчастия, вызвавшего траур. Скорбь и несчастья - мой ежедневный хлеб, так для меня обыкновенны, как есть хлеб83.

Указывает или на бедствия, постигшие во время плена, или на те злострадания, каким подвергали себя праведные, чтобы умилосердился Бог к народу.

ОтлицагневаТвоего ияростиТвоея:яковознеснизверглмяеси.

от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознёс меня и низверг меня. (Пс.101:11).

Бог высоко поставил Израиль, избравши его из народов, давши ему откровение84.

Дниемои яко сеньуклонишася,и азякосеноизсхох.

Дни мои - как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. (Пс.101:12).

Своими называет дни подзаконного служения, которое именуется сению грядущих благ. И аз яко сено изсхох. Сказано «аз» вместо «народ»; потому что, по замеченному выше, Псалмопевец себе усвояет, что было с народом.

Тыже, Господи,вовекпребываеши,ипамятьТвоявродирод.

Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. (Пс.101:13).


82 Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Составил преподаватель Киевской Духовной Семинарии священник Х. Орда. «Лествица», «Диоптра» - Москва, Санкт-Петербург, 2000 . – С. 332. 83 Там же. - С.333.

84 Там же. - С.333.

Люди по своей злобе колеблются между надменностью и уничижением и у них нет постояннства.

ТывоскресущедришиСиона,яко времяущедритиeго,якоприидевремя.

Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, - ибо пришло время; (Пс.101:14).

В этих словах заключается пророчество о явлении людям Христа, как будущей причины восстановления «Сиона».

ЯкоблаговолишарабиТвоикамениеeго,иперстьeгоущедрят.

ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. (Пс.101:15).

Каменем именует уверовавших во Христа по воскресении и соделавшихся, по слову Захарии, «каменем святым» (Зах.9:16); рабами же называет святых Апостолов, при содействии которых спаслись уверовавшие во Христа; а под перстию разумеет людей, которые живут еще перстною жизнью и доныне не уверовали. Но Псалмопевец и их именует достойными щедрот; потому что останок сей блюдется до последнего дня. Ибо и сии спасутся чрез пророка Илию.

ИубоятсяязыцыименеГосподня,ивсицариеземстииславыТвоея.

И убоятся народы имени Господня, и все цари земные - славы Твоей. (Пс.101:16).

Святой Давид пророчествует о призвании язычников. Ивсицариеземстии славы Твоея. Сказано: царие - вместо: царства. Ибо нет ни царства, ни народа, не поклоняющегося славе Господней.

ЯкосозиждетГосподьСиона,иявитсявославеСвоей.

Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; (Пс.101:17).

Бог Слово, соделавшись плотию и поселившись в нас, создал Церковь, в духовном смысле называемую «Сионом» и тогда, во время обитания Его в

нас, мы увидим «Славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины»85.

Призренамолитвусмиренных,инеуничижимоленияих.

Призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. (Пс.101:18).

«Смиренными» называет смиренномудрых, т.е. смиренномыслящих86.
Данапишетсясиевродин,и людиезиждемиивосхвалятГоспода.

Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа. ( Пс. 101:19).

Или молитва, заключающаяся в псалме, или пророчественное обетование о язычниках, как бы начертанное на столпе, передастся иудеям в хранение для нового Израиля, для этого рода Христова.

ЯкоприничесвысотысвятыяСвоея,ГосподьсНебесеназемлюпризре.

Ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю. (Пс.101:20).

Представляет нам причину призвания язычников. И это есть явление Спасителя нашего Христа, когда пришел Он, приклонив небеса.

Услышативоздыханиеокованных,разрешитисыныумерщвленных,

Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти. (Пс.101:21).

Услышати воздыхания окованных. Кто эти окованные, как не те, кого ненавистник добра диавол связал пленницами греха? Разрешитисыныумерщвленных.Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников; потому что отцы их умерли еще идолослужителями во грехах своих.

ВозвеститивСионеИмяГосподне,ихвалуЕговоИерусалиме.

Дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его - в Иерусалиме (Пс.101:22).

Возвеличить в Сионе Имя Гоподне, чтобы Церковь научилась песнословить имя Его; потому что Сион есть Церковь.

85 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С.482 .

86 Там же. - С. 482.

Внегдасобратисялюдемвкупе,ицарем,ежеработатиГосподеви.

Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. (Пс.101:23).

Будучи бестелесным и духовным Существом, и даже выше того, Господь нигде не помещается и не ограничивается местом, но силой Своею распространяется на всю тварь87.

Отвещаeмунапутикрепостиeго:умалениеднеймоихвозвестими.

Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. (Пс.101:24).

Предполагая, что не много времени осталось прожить, пророк просит Господа «возвестить» ему умаление, т.е. малочисленность дней, чтобы употребить тщательнейшее старание о душе88.

Невозведименевпреполовениеднеймоих:вродеродовлетаТвоя.

Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. (Пс.101:25).

Преполовениемдней своих, или жизни своей, именует время, пока пребывает в одном видении пришествия. Поэтому молится, чтобы исполнилось все время его и, если можно, продлилась жизнь его, и сподобился он увидеть самое исполнение события. Ибо в таком случае исполнилась бы вся жизнь его. В роде родов лета Твоя. Пророческой лик, познав Духом, что не достигнет до конца события, говорит: почию я как смертный; Ты же един, Владыко, пребудешь и в оные роды; потому что Ты, как Бог, Тот самый, Кем и небеса сотворены в начале.

ВначалехТы,Господи,землюосновалеси,иделарукуТвоеюсутьнебеса.

В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; (Пс.101:26).


87 Толковая псалтирь, в святоотеческом изъяснении с подстрочным комментарием. – Москва: Экспо, 2017. – С.483.

88 Там же. - С.483.

То, что сказано у Давида об Отце, как Создателе, то Павел говорит о Сыне, как Творце (Евр.1:10), будучи уверен в равночестности Отца и Сына89.

Тапогибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, иякоодеждусвиеши яиизменятся.

Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; (Пс.101:27).

Пророк Давид говорит: «Ты один, Владыко, как Бог, имеешь вечность; небеса же, хотя они - великое и превосходное создание, подвергнутся однако тлению. Но тление это обратится для них в обновление».

Тыжетойждееси,илета Твоянеоскудеют.

Но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся. (Пс.101:28).

Все видимое творение временно и непостоянно – один только Господь Бог наш безначален и без конца90.

СыноверабТвоихвселятся,исемяихво векисправится.

Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим. (Пс.101:29).

Когда небеса и тварь обновятся, тогда в вечных селениях будут сыновераб Твоих. А это суть увеpoвавшие чрез святых Апостолов Его. И семя их вовекисправится. Семя святых Апостолов - евангельская и спасительная проповедь, которая пребудет во век.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта