Главная страница
Навигация по странице:

  • Исполнитель Робот. Простые команды. У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5: вверх

  • Показать окно Робота

  • Исполнитель Робот. Циклы. Итак, что такое цикл

  • Вставка

  • Пока справа свободно делай шаг вправо и закрашивай клетку

  • Практическая работа 2. пр 2.1 7. Вверх вниз влево


    Скачать 309.36 Kb.
    НазваниеВверх вниз влево
    АнкорПрактическая работа 2.1
    Дата10.04.2023
    Размер309.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапр 2.1 7.docx
    ТипДокументы
    #1050413

    те вашу обстановку, то можно переходить к написанию алгоритма, используя простые команды Робота.

    Исполнитель Робот. Простые команды.

    У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5:

    вверх вниз влево вправо закрасить

    Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

    вверх — переместить Робота на одну клетку вверх вниз — переместить Робота на одну клетку вниз влево — переместить Робота на одну клетку влево вправо — переместить Робота на одну клетку вправо закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

    Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):

    вверх — Escape, Up (стрелка вверх) вниз — Escape, Down (стрелка вниз) влево —

    В результате мы должны увидеть вот такую картину



    Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните «Показать окно Робота» или в меню Робот выберите пункт "Показать окно Робота". Продолжаем дальше.

    Теперь мы будем двигаться вниз и закрашивать правую сторону квадрата: вниз закрасить вниз закрасить

    Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата влево закрасить влево закрасить

    У нас осталась одна незакрашенная клетка. Закрасим ее вверх закрасить

    Все готово! В итоге наша программа выглядит так: использовать Робот алг Квадрат нач закрасить вправо закрасить вправо закрасить вниз закрасить вниз закрасить влево закрасить влево

    закрасить вверх закрасить кон

    А результат ее работы вот так



    Итак, сегодня мы с вами написали программу, используя простые команды Робота. Рекомендую попрактиковаться самостоятельно — придумать себе задание и написать программу. Это могут быть самые различные фигуры, узоры, буквы. К примеру, попробуйте написать программу, рисующую букву П, Р, Ш, Щ, М. А если получится и захотите поделиться — комментируйте и прикрепляйте результат к комментарию.

    Исполнитель Робот. Циклы.

    Итак, что такое цикл? Представьте, что мы находимся на уроке физической культуры и перед нами стоит задача сделать 7 приседаний. Это задание можно оформить в виде линейного алгоритма и тогда оно будет выглядеть примерно так:

    сделай приседание сделай приседание сделай приседание сделай приседание сделай приседание сделай приседание сделай приседание

    Т. е мы повторили команду сделай приседание 7 раз. А есть ли смысл писать 7 одинаковых команд? Может проще дать команду сделай 7 приседаний? Конечно проще и правильнее. Это и есть цикл. Вы можете сами вспомнить примеры циклов из жизни — их довольно много.

    Таким образом линейный алгоритм, где повторяются одни и те же команды мы можем оформить в виде циклического алгоритма — примерно так:

    повторяй 7 раз сделай приседание конец цикла

    Вот так, на придуманном нами языке мы оформили цикл. У исполнителя Робот тоже есть возможность записывать циклы. Причем, циклы бывают разные. Тот вариант, который мы только что рассмотрели называется цикл со счетчиком или цикл с параметром.

    Виды циклов.

    Цикл со счетчиком.

    Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать. В примере выше с приседаниями именно такой случай.

    Для того, чтобы написать цикл со счетчиком для исполнителя необходимо знать его синтаксис. А он такой:

    нц <количество повторений> раз

    <команда 1>

    <команда 2>

    <команда n> кц

    Здесь мы должны указать количество повторений (число) и команды, которые будут повторяться. Команды, которые повторяются в цикле называют телом цикла.

    Давайте рассмотрим это на примере.

    Закрасим 7 клеток, как на рисунке. Рекомендую почитать про стартовую обстановку Робота и про его простые команды.



    Изначально Робот находился в левой верхней клетке.

    Давайте для начала решим задачу линейно. В этом случае мы будет закрашивать текущую клетку и перемещаться на 1 клетку вправо и программа будет выглядеть так:

    использовать Робот алг нач закрасить вправо закрасить вправо закрасить вправо закрасить вправо закрасить вправо закрасить вправо закрасить

    вправо кон

    Как видим, команды закрасить и вправо повторяются 7 раз. Давайте теперь перепишем программу с использованием цикла. Кстати, чтобы вставить цикл в свою программу можно в меню Вставка выбрать пункт нц-раз-кц или нажать одну из комбинаций клавиш Esc, Р (русская буква Р) или Esc, H (латинская буква H). Причем клавиши надо нажимать последовательно — сначала Esc, отпустить ее и только потом Р или H. Так вот, наша программа с циклом будет выглядеть так:

    использовать Робот алг нач нц 7 раз закрасить вправо кц кон

    Если мы ее запустим, то увидим, что в результате получится тоже самое — 7 закрашенных клеток. Однако программа стала короче и значительно грамотней с алгоритмической точки зрения!

    В качестве разминки и закрепления предлагаю самостоятельно написать программу для Робота, которая нарисует квадрат со стороной 7 клеток. Естественно, используя цикл. Жду решения в комментариях.

    Цикл с условием.

    Вернемся к физкультуре и изменим задачу. Ведь кто-то может и не сделать 7 приседаний, а другой способен сделать 27. Можно ли учесть это при создании цикла? Конечно. Только теперь мы будем использовать не счетчик (количество повторений), а условие. К примеру, пока не устал, делай приседания. В этом случае человек будет делать не конкретное число приседаний, а приседать до тех пор, пока не устанет. И наш цикл на абстрактном языке примет такой вид:

    пока не устал сделай приседание конец цикла

    Слова не устал в нашем случае — это условие. Когда оно истинно, цикл выполняется. Если же оно ложно (устал) тело цикла не будет выполнено. У исполнителя Робот есть несколько условий сверху свободно

    снизу свободно слева свободно справа свободно сверху стена снизу стена слева стена справа стена

    Теперь давайте решим следующую задачу для Робота — нарисовать вертикальную линию от левой до правой границы поля использую цикл с условием. Изначально Робот находится в левом верхнем углу.

    Давайте сначала сформулируем словесный алгоритм — т. е. опишем словами что нужно делать Роботу. Этот алгоритм будет звучать примерно так:

    «Пока справа свободно делай шаг вправо и закрашивай клетку»

    В результате Робот пробежит по всем клеткам вправо и будет их закрашивать до тех пор, пока справа не окажется стена.

    Исходный код нашей программы для Робота будет примерно такой: использовать Робот алг нач нц пока справа свободно вправо закрасить кц кон

    В результате выполнения этой программы мы увидим вот такую картину:



    Как видим, не хватает только закрашенной первой клетки. Для этого перед циклом необходимо выполнить команду закрасить.



    Для закрепления прошу написать программу, которая будет делать рамку вокруг рабочего поля Робота независимо от его размера. Конечно же с использованием циклов с условием. В итоге должно получиться так:



    написать администратору сайта