Главная страница

Основы социально культурного проектирования конспект. Вводная лекция Рекомендуемая литература Артемьева Т. В. Тульчинский Г. Л. Фандрайзинг привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования Красильников Ю.


Скачать 374.21 Kb.
НазваниеВводная лекция Рекомендуемая литература Артемьева Т. В. Тульчинский Г. Л. Фандрайзинг привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования Красильников Ю.
АнкорОсновы социально культурного проектирования конспект
Дата27.12.2022
Размер374.21 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOsnovy_sotsialno-kulturnogo_proektirovania.pdf
ТипЛекция
#866850
вторник, 6 сентября 2022 г. Акунина Юлия Аркадьевна
Вводная лекция
Рекомендуемая литература:
• Артемьева Т.В. Тульчинский Г.Л. Фандрайзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования
• Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования, изд-во МГИК, 1993
…….
Что такое проектирование? Какие проекты актуальны в социокультурной сфере?
Проектирование — искусство создавать новую реальность
Трендовые направления в социально-культурном проектировании
• Развитие творческих индустрий — создание креативных пространств
Творческие индустрии — компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и представлению их на рынке (event-индустрия, музыкальная индустрия, индустрия кино и телевидения, производство компьютерных игр и др.)
Креативный город (Чарльз Лэндри «Креативный город») — город, жители которого способны оценить свой творческий капитал, наращивать его и использовать как инструмент в конкурентной борьбе с другими городами. В креативных городах сконцентрированы новые формы культурного и научного производства, генерации новых идей и обмена информации.
Креативные города включают в себя креативные пространства.
Креативные пространства направлены на создание многообразия форм социально-культурного взаимодействия жителей про сохранности историко-культурной составляющей данной территории, а также на повышение качества жизни горожан, поддержание экологии и создание платформы для экономического развития.

13.09.22
КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР (CREATIVE CLASTER) (как подвид — культурный)
- это скопление мест для творчества и его презентации на одной территории
- это сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на одной территории
- это наиболее эффективная форма территориального взаимодействия творческих индустрий
*для того, чтобы заняться проектом модернизации креативного пространства, необходима легенда или миф, на основе которого можно построить новое креативное пространство
Кластер создается для того, чтобы расширить спектр рабочих мест, раскрутить малый бизнес и создать новое пространство для досуга со смыслом.
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПРОЕКТ —проект, в основе которого лежит совместная деятельность людей с инвалидностью и без таковой, направленная на решение заданной проблемы;
-
Инклюзивная деятельность реализуется не для людей с инвалидностью, а с их участием!
-
Люди с инвалидностью выступают как активные партнеры в решении конкретных социально-значимых проблем и проблем и вопросов, связанных с обучением и творческой реализацией;
Инклюзивный проект:
- ориентирован на проведение мероприятий, обладающих признаками уникальности;
-
Направлен на развитие творческого потенциала участников и вовлечение во взаимодействие представителей различных
социальных групп населения за счет активности людей с инвалидностью;
-
Качественно зависит от активности людей с инвалидностью и ухудшается при выключении участников с инвалидностью.
АНИМАЦИОННАЯ СТУДИЯ «ДА»
• В анимационной студии «Да» дети-инвалиды создают мультфильмы, которые регулярно участвуют в российских и международных фестивалях;
• Преподаватели студии помогают им создавать собственные анимационные истории от и до: сначала дети придумывают сценарии, потом рисуют персонажей и в конце анимируют картинку и записывают звук.
• Через творчество они раскрываются для общения и чувствуют себя более полноценно в обществе.
Иммерсивные шоу — новый тип взаимодействия между исполнителем и зрителем через интеграцию последнего в предлагаемых обстоятельствах, это саморазворачивающееся действие, где зритель является полноправным участником происходящего, участвуя в сотворческом процессе.

Иммерсивное шоу «Вернувшиеся» (г. Москва)

Променад-спектакль «Зеркало Карлоса Сантоса» (г. Москва)

Иммерсивное шоу «Анна Каренина» (г. Казань)

Интерактивные спектакль «Твоя_игра» (г. Москва)

Опера-променад иммерсивного формата «Пиковая дама»

Иммерсивное шоу «Кандидат» «оригинальное название «Fight night»)
(импресарио Федор Елютин)

Etiquette аудио-спектакль

«Cargo-Moscow» спектакль-приключение в кузове грузовика в жанре site-specific
На след. паре
ПРОЕКТНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ — СОЦИАЛЬНОЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

1.
Оценить бренд проекта (название, визуализаия, корреляция с содержательным контентом (насколько раскрывается специфика проекта)
2.
Какую проблему решает проект и насколько эффективные решения этой проблемы представлены
3.
Креативность и инновационность идеи (насколько действительно востребована идея и не повторяется ли)
4.
Полнота представленной информации о проекте
5.
Экспертный вывод (выделять финансы на реализацию или нет)
1.
Бренд: есть фирменные цвета (красный + черный), запоминающаяся стилистика имеется, приложение выдержано в одном стиле. Видео не совсем отражает суть проекта, видеоряд не подходит под стилистику. Логотип не узнаваемый, будто просто эмоджи из клавиатуры. Нужно связать с основной особенностью приложения
— возможностью смотреть представления ОНЛАЙН.
2.
Доступность просмотра спектаклей из любой точки мира любому пользователю приложения. Решает проблему театрального просвещения, онлайн-образования. Предоставлены различные пакеты курсов, позволяющие получить необходимую информацию.
3.
Идея не нова, однако совмещение образовательного проекта с возможностью просмотра спектаклей интересна.
4.
Сложность реализации: не все театры смогут участвовать, качественная съемка видеоряда для спектаклей, со звуком и записью очень финансово затратный процесс. (К тому же, с видеорядом соотвествующим сегодняшнему уровню). Появляется вопрос какая выгода театрам учавствовать? Кто это будет финансировать? К тому же, в период карантина театры это бы не потянули. Представленная информация хорошая, но на практике появляется много подводных камней (в информации написано о мировом зрителе, но о переводе спектаклей нет инфы и в целом о сотрудничестве). Цепочка сотрудничества не продумана
5.
Проект хороший, идея классная, придумала в актуальный период пандемии, и такая возможность дала бы людям возможность посещать спектакли онлайн. Также нет подробного описания, касающегося образовательной части проекта - образовательного
плана, четкого списка курсов. Плюс театральная практика онлайн - сложная штука. Идея хорошая, отправляем на доработку чтобы учесть все аспекты реализации, которые не были включены в проект. Цель хорошая но масштабная, и договориться со всеми театрами и зарубежными в том числе, особенно
6.
Можно доработать идею, добавив концепцию национальных театров на своих языках с субтитрами, таким образом зрители смогут познакомиться с различными культурами России. (Идея Насти
Лягачев)
20.09.22
Социальное предпринимательство.
Том Сойер Фест
— фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров на средства спонсоров с привлечением профессионалов из области строительства и реставрации.
Импакт-проект нацелен всегда на решение социальной или экологической проблемы.
Социальная предпринимательница Екатерина Затуливетер основала туристический проект «Альтуризм» и агентство по развитию малых территорий.
«Альтуризм»
— агентство путешествий, во время которых можно отдохнуть в деревне, познакомиться с местным бытом и традициями, а заодно сделать что-нибудь полезное — расчистить территорию, обустроить плотину, причал или мост, восстановить сгоревший дом, сохранить старинные предметы быта, а заодно сплотить местных жителей.
Проект «Деревня Малый Турыш».
Гузель Санжапова —одна из победительниц РБК 2019, ушла с престижной работы, чтобы помочь отцу сохранить семейную пасеку, через 5 лет оборот бизнеса составил
16,5 млн. рублей.
Проект компании Adidas Group «Разбуди свой спальный район»
Эдьютейнмент проекты (эдикейшн + интертейнмент)
- базируется на принципах эдьютейнмента: креативность - критическое мышление - коммуникативные навыки — кооперация.
- ориентирован на развитие soft skills

Science slam (научные поединки).— новый формат состязания молодых ученых, призванный упростить понимание серьезных научных результатов широкой публикой. Молодые специалисты рассказывают о своих достижениях не с академических трибун в строгих костюмах, а со сцены в барах или кафе — доступно, оригинально и с юмором.
TED-конференции. «Идеи, достойные распространения».
Technology + Entertainment + Design = TED
• Каждую секунду TED-выступления просматривают 17 человек
• Около 400 видео-конференций собрано на интернет-платформе
27.09.22
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ?
«ПРОЕКТ» от projectus (лат) — заброшенный вперед.
— целенаправленная деятельность временного характера, ориентированная на создание уникального продукта или услуги /
Основы профессиональных знаний, НТК/
— разработка и осуществление ряда мероприятий, ограниченных во времени и направленных на достижение определенного результата, изменение существующей ситуации /Словарь менеджмента/
— временная структура для создания уникального продукта, услуги /
Project Management Institute/
Время, уникальность, нацеленность на результат.
Проектирование:
• Способность к инициированию нестандартных решений;
• К пробе творческих сил на опережающих моделях
• Умение личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.
Проект — деятельность по созданию уникального продукта/услуги с
учетом ограниченных ресурсов: время, бюджет, качество

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ
• Результат технологии социокультурного проектирования
• Средство сохранени или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов
Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обусловлен
конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями
различных групп населения
—> разновидности социально-культурных проектов:

Проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды

Проекты досуговых программ

Проекты создания новых или развития существующих досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон

Проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.
ПРОЕКТ
Ограничения:
- финансовые
- нормативно-правовые
- этические
- логистические
- окружение
- время
- методы активизации
- уровень качества
Вход:
Потребности
Выход:
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
ПОТРЕБНОСТЕЙ
Обеспечение:
- люди
- знания и опыт
- инструменты и техника
- технология

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТА
—> направлен на достижение конкретных целей;
—> предполагает координированное выполнение взаимосвязанных действий
—> имеет ограниченную протяженность во времени и ресурсах
—> уникален
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
По содержанию проблем (определяют актуальность проекта и
новизну способов их разрешения)
Типовые и уникальные. Типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и непользованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и др.)
По способу (методу) проектирования
Философско-теоретические — конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления
Духовно-ценностные — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве
Художественные — создание «второй реальности» с помощью образа, знака, символа и др.
По объекту проектирования
— Социальные — создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.

— Педагогические — создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития
— Инженерные — проектирование «второй природы» из материала
«первой» и т.д.
По географическому охвату
— Локальный (поселенческий, муниципальный район)
— региональный
— Государственный
— Международный
По социальному охвату
Глубина охвата тех или иных групп и слоев, влияние на их образ жизни: различные социально-демографические группы, этнические, профессиональные сообщества и др.
По видам социально-культурной деятельности
— Просветительские, образовательные, художественно-творческие, реабилитационные, экологические, научно-последовательские, туристические, физкультурно-оздоровительные и т.д.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ
—> по сферам деятельности —> по длительности
- технический - краткосрочный
- организационный - среднесрочный
- экономический - долгосрочный
- социальный
- социально-культурный
—> по размерности проекта (масштабы)
-
монопроект (для одного учреждения)
-
мультипроект (для нескольких учреждений на уровне малого и среднего города)

-
мегапроект (для учреждений определенного региона
—> по территориальному признаку
- федеральный
- региональный
- международный
Проектирование

— инновационная творческая деятельность, которая предполагает преобразование реальности на основе соответствующей технологии
(Марков А.П., Бирженюк Г.М.)
— процесс создания прототипа прообраза предполагаемого объекта,
специфическая деятельность, результатом которой является
определение возможных вариантов развития новых процессов и
явлений
— деятельность по созданию проектов (Новейший философский словарь)
ОБЛАСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
—> области проектной деятельности — сферы жизнедеятельности людей (социальная, культурная, экономическая и т.д.), где выявлены проблемы и планируется реализация проекта;
—> Проблема — противоречие между реальной картиной и идеальными
представлениями проектировщика о норме или ценности
—> Области проектирования, характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности, наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности) называют приоритетными областями проектной деятельности.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
> специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе
проблем и выявления причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей (А.П. Марков, Г.М. Бирженюк)
> управление изменениями объекта проектной деятельности или управление изменениями системы, внутри которой происходит реализация проекта. (С.Э.Зуев) цели проектирования в социо-культурной сфере
> создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом)
> обеспечение благоприятных условий для саморазвития культурной
жизни на основе механизмов самоорганизации
Задачи проектирования
• Анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера
• Поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы
(на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов
• Выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление
• Разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

ключевые понятия
Аудитория проекта — группа населения или социальная категория, характеризующаяся специфическим социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп, являющаяся носителем социально-культурных и личностных проблем.
Субъекты проектирования — отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и т.п., создающие проект
Объекты проектирования — это система, включенная в проектную деятельность и подвергающаяся воздействию субъектов проектирования (различные сферы жизнедеятельности человека)
ПРИНЦИПЫ СК ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Общие принципы

Принцип «критического порога модификации»
(любое изменение имеет свои пределы)

Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности
(непосредственной среды обитания человека)

Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования
(ценностная причастность автора программы к анализируемым и проектируемым процессам, восприятие себя как органичной части целого культурного мира, идентификация с ним)

Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение
(традиционных и инновационных механизмов, а также процессов культурной динамики)
• Принцип проблемно-целевой ориентации
Частные принципы

Принцип соразмерности проектируемых перемен
(и соответствие социокультурным, психологическим, физиологическим особенностям человека)


Принцип социальной и личностной целесообразности
(соответствие ожидаемых результатов личностным потребностям)

Принцип комплексности
(учет всех основных направлений взаимосвязи людей с их социальным и культурным окружением)

Принцип реалистичности
(опора на измеримые и достижимые результаты)
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА
—> фаза проекта — набор логически взаимосвязанных работ проект, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта.
Фаза концепции
• сбор исходных данных и анализ текущего состояние
• выявление потребности в изменениях (в проекте) — формулировка проблемы
• разработка проектного предложения (идея)
• определение цели и задач
• утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы
Фаза разработки
• назначение руководителя проекта и формирование команды
• установление деловых контактов, изучение целей и требований прочих участников
• развитие концепции и определение содержания проекта (продукты, стандарты, оргструктура, перечень работ, ресурсы)
• структурное планирование (WBS, смета, процедуры УП, определение и распределение рисков, потребности в ресурсах)
• участие в тендерах и заключение договоров/контрактов
• организация выполнения проектных работ и ОКР
• представление проектной разработки (прототипа)
Фаза реализации
• организация выполнения работ
• оперативное планирование работ

• организация и управление материально-техническим обеспечением работ (закупки)
• выполнение работ, предусмотренных проектом
• координация работ, мониторинг продвижения проекта (фактические сроки, ресурсы, затраты, качество и пр.), анализ отклонений и корректирующие воздействия
• решение возникающих проблем
Фаза завершения
• оценка результатов проекта и подведение итогов
• подготовка и подписание итоговых и приемо-сдаточных документов
• разрешение конфликтных ситуаций
• окончательные расчеты
• фиксация накопленного опыта для использования в будущих проектах
• расформирование команды проекта
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
Группы процессов управления проектом
—>
группа процессов
инициации. Определяет и авторизует проект или фазу проекта
—>
группа процессов
планирования. Определяет и уточняет цели и планирует действия, необходимые для достижения целей и содержания, ради которых был предпринят проект.
—>
группа процессов
исполнения. Объединяет человеческие и другие ресурсы для выполнения плана управления данного проекта
—> группа процессов
мониторинга и управления. Регулярно оценивает прогресс проекта и осуществляет мониторинг, чтобы обнаружить отклонения от плана управления проектом, и в случае необходимости, провести корректирующие действия для достижения целей проекта.
—> группа
завершающих процессов. Формализует приемку продукта, услуги или результата и подводит проект или фазу проекта к правильному завершению.

1. Процесс инициации проекта (ло РФ ГОСТ Р 54869-2011 и РМВоК)
Проект должен начинаться с процесса инициации - формального
санкционирования нового проекта (входит в подсистемы
управление интеграцией и управление заинтересованными
сторонами проекта).
Цель процесса: формальное открытие проекта
Выходы процесса:
- наименование проекта;
- причины инициации проекта (идентификация заинтересованных сторон)
- цели и продукты проекта ;
- дата инициации проекта;
- заказчик проекта;
- руководитель (менеджер) проекта;
- куратор (спонсор) проекта.
По
РМВоК вышеуказанная информация обязательно документируется в
Уставе проекта и реестре заинтересованных лиц
Инициация проекта
РФ ГОСТ Р 54869-2011 регламентирует только необходимость наличия самого процесса инициации и перечень его выходов.
Свобода выбора входов, методов и средств. Формальные документы - устав | проекта п реестр заинтересованных сторон необязательны.
Входы:
-
Описание продукта
-
Стратегический план
-
Критерии выбора проектов
-
Историческая информация и др.
Методы и средства
-
Методы выбора проектов
-
Экспертные оценки и др.
Выходы (обязательно)
-
Наименование проекта
-
Причины инициации проекта
-
Цели продукты проекта
-
Дата инициации проекта
-
Заказчик проекта
-
Руководитель (менеджер) проекта
-
Куратор (спонсор) проекта

PMBoK предполагает обязательное составление документов.
-
Устава проекта — формально санкционирует проект (решение реализовать и финансировать проект) и даёт краткое содержанне
(аннотацию) плана проекта.
-
Реестра заинтересованных сторон — содержит ключевую информацию о физических лицах или организациях, на которые влияет проект.
ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
• Устав проекта — документ, официально авторизующий проект.
• Описание содержания проекта — документ, в который включены описания всех планируемых работ и результаты поставки, необходимые к выполнению.
• План управления проектом — документ, описывающий ход выполнения проектных работ.
ФАЗА КОНЦЕПЦИИ — ИНИЦИАЦИЯ ПРОЕКТА
-
Определение целевой аудитории
-
Формулировка проблемы
-
Техники формулировки проектной идеи
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Социально-демографическая характеристика:
> Пол/ возраст/ семейное положение, образование, специальность, профессия, уровень доходов
> Место проживания/страна, населенный пункт, численность населения климат
> Национальность/ религиозные убеждения
Психологические особенности (система жизненных ценностей, образ жизни):
• Сфера досуговых интересов, досуговые потребности;

• Основная ЦА — кто обращается к услуге/косвенная ЦА — влияет на выбор на принятие решения
• Выделить лидеров общественного мнения, профильные сообщества, мониторинг, предложения конкурентов
• Проблемы ЦА.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА
• Ситуация - совокупность типичных условии и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми и т. д.
• Ситуации бывают объективные и субъективные; перспективные
(открывающие новые возможности развития) и деструктивные
(блокирующие развитие субъекта); управляемые и неуправляемые.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА СОСТОИТ ИЗ:
- культурно-историческая среда
- экологическая среда
- политическая среда
- духовно-нравственная среда
- социально-психологическая среда
- художественная среда
УРОВНИ
СОСТАВЛЯЮЩИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселении, производственные бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т. д.;

информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая);
ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).
Социокультурная проблема - обнаруживаемое на любом уровне социальной и культурной жизни противоречие между сущим и должным или желаемым, которое в обществе вызывает напряженность и которое оно намеревается преодолеть.
Образ жизни - одна из важнейших категорий, обозначающая совокупность типичных для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельности человека в тех или иных сферах социальной и культурной жизни. В ней фиксируется единство объективных
условий (определяемых преимущественно непосредственной средой существования, характером общественных ценностей, духовно- нравственным климатом общества) и субъективных обстоятельств
(профессия возраст, ценностные ориентации, интересы, мотивы и цели деятельности).
4.09.22
Критерии оценки проведения практического занятия магистрантами:
1. Насколько предлагаемые задания позволили овладеть конкретным навыков в сфере проектирования. 5/5 2. Инновационность интерактивных форматов взаимодействия. 5/5 3. Контакт с аудиторией. 5/5
*магистранты могут помочь с социальными исследованиями для
определения целевой аудитории.
….Продолжение про выявление проблемы

Социологические платформы:
ВЦИОМ, ФОМ, Институт социально-
культурных программ.
Нормативные документы:
концепция развития креативных
индустрий в России, основа государственной культурной политики,
стратегия развития государственной культурной политики,
стратегия пространственного развития.
Любую проблему подтверждаем социальными исследованиями и
нормативными документами.
При выявлении проблем нужно придерживаться следующей
последовательности действий:
• Анализ ситуации (изучение характеристик всего проблемного поля),
определение проблемного поля
• Ранжирование проблем (степень значимости, актуальность,
тенденция сохранения или изменения проблемной ситуации —рост, сокращение)
• Установление причинно-следственной зависимости
• Определение приоритетных направлений деятельности и аудитории
проекта
Для мониторинга социокультурной среды используются различные методы социологических и маркетинговых исследований:
> социальная диагностика, разные методы социологических и маркетинговых исследований (наблюдение, опрос, бенчмаркинг, SWOT и PEST-анализ)
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Программа исследования — это изложение его теоретико- методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с
указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
1. Разработка программы исследования
Проблемная ситуация —> цели и задачи —> разрабокта общей концепции —> разработка инструментария —> создание методики сбора и анализа данных
2. Оперативно-процедурный этап
> на этом этапе происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью подготовленных инструментов, то есть собственно эмпирическое исследование
> главная цель — сбор данных об изучаемом объекте.
3. Обработка и анализ информации
4. Изложение результатов исследования.
К основным методам сбора данных, применяемых в социокультурной сфере, относятся:
Наблюдение
Опрос (устный: беседа, интервьюирование и др.; письменный: анкетирование, тест и т.д.)
Документное исследования
АНКЕТИРОВАНИЕ
Метод письменного опроса людей по заранее составленному опроснику
• Генеральная совокупность — это (как правило, лишь воображаемое) полное собрание объектов;
• Выборочная совокупность (выборка) — отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности.

Характеристики выборки:
• Качественная — кого именно выбирают и какие способы построения выборки для этого используются
• Количественная — количество выбранных участников, то есть объем выборки.
—> открытые вопросы не предлагают перечня возможных ответов, респондент должен сам сформулировать и дать ответ на вопрос
—> закрытые вопросы содержат несколько возможных вариантов на заданный вопрос
—> полузакрытый вопрос содержит готовые варианты ответов и возможность самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Контент-анализ — перевод в количественные показатели массовой текстовой (или устной) информации с последующей статистической ее обработкой.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
/ Бенчмаркинг /
Бенчмаркинг (Benchmarking) в коммерческой сфере — деятельность, посредством которой организация изучает «лучшую» продукцию и маркетинговый процесс, используемый прямыми конкурентами- организациями, работающими в других подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования ее собственных методов.
Его цель — установить вероятность успеха проекта
1. Определение объекта анализа превосходства, то есть устанавливаются те объекты, которые можно использовать при помощи анализа превосходства
2. Определение критериев оценки, выявление ключевых факторов
успеха (КФУ). Выделяются КФУ, основанные на научно-техническом
превосходстве, обладании знаниями и опытом, маркетинге, связанные с организацией производства и внутренней средой.
> на этом этапе нужно понять, что в товаре или услугах вашей организации является самым важным для потребителя.
3. Выявление партнеров по анализу превосходства, то есть, определив цели, необходимо начать поиск лучших учреждений. Этот процесс включает следующие шаги:
> беглый обзор (осуществляют поверхностный обзор имеющихся источников информации, а также собираются уже доступные данные)
> систематизация данных (подробно описывают имеющиеся на данный момент сведения)
> отбор лучших (выбирают партнеров, которых сочли подходящими)
4. Сбор информации. Эта фаза включает не только сбор качественных данных, но и изучение содержания труда, процессов или факторов, которые объясняют продуктивность.
5. Анализ информации.
6. Контроль за процессом и повторения анализа.
/ SWOT-анализ /
Для компактного описания ситуации, в рамках которой предстоит разрабатывать и реализовывать конкретный проект, можно использовать такой метод, как SWOT-анализ.
Название метода образовано от первых букв английских терминов:
> сила (strength)
> слабость (weakness)
> возможности (opportunities)
> угрозы (threats)

Этот метод позволят проанализировать проект с позиции каждой из четырех указанных выше сторон, что дает полное представление о ситуации и рисках проекта.
/ PEST-АНАЛИЗ /
—> POLITICAL, ECONOMICS, SOCIAL AND TECHNOLOGY FACTORS
—> Данный метод используется преимущественно для оценки внешней среды организации. Чаще всего основывается на методе экспертной оценки.
Фаза концепции. ИНИЦИАЦИЯ ПРОЕКТА
> Метод — это «путь, способ, последовательность познавательных или практических действий, приводящих с необходимостью или большой степенью вероятности к ожидаемым (планируемым) результатам».
Метод мозгового штурма
> генерация идей, их равноправная конкуренция, возможность сопоставления
> главное в применении этого метода — обеспечение равноправия и свободы от критики со стороны участников
> не более 10 человек
> расстояние примерно 1–1,5м
> вводная часть 15 мин.
> обмен мнениями (1—2 мин)
> аудио и -видео фиксация
Метод контрольных вопросов
> работа со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть выполняемой проектной задачи
Список вопросов А. Осборна
1. Какое новое применение объекту вы можете предложить?
Возможный ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?

2. Возможно ли решение задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает вам данный объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно скопировать? Какой объект нужно опережать?
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Четыре основных критерия, по которым он оценивается:
• Содержание (качество)
• Стоимость (издержки, затраты)
• Сроки (время)
• Риски
-
Содержание (качество) — это оценка способности продукта (услуги/
результата) получаемой на выходе проекта, удовлетворить актуальную потребность клиента (отдельных людей или групп людей, общества, государства и т.д.). Чем она выше, тем более вероятным является принятие решения об инвестиции в данный проект
-
Стоимость (издержки, затраты). В наиболее просом виде издержки
— это количество потраченных на его реализацию ресурсов.
-
Сроки (время) — временной интервал, необходимы для реализации проекта с момента его старта. Чем больше сроки, тем меньше шансов на поддержку проекта, поскольку этот фактор фиксирует разрыв между началом издержек по проекту и временем получения выгод от него.
-
Риски — это неопределенные события или условия, которые случае реализации имеют позитивное или негативное влияние, по меньше мере, на одну из основных областей проекта, например, содержание
(качество), сроки или стоимость. Поскольку выгоды от проекта всегда в будущем, а будущее неопределенно, риски реализации проекта существуют всегда.

11.10.22 продолжение лекции
ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ В КАЧЕСТВЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА?
Цель — это достижимый, проверяемый (измеряемый) результат проекта.
Цель — то, на что направлены работы, стратегическая позиция, которую следует занять, задача, которую следует решить, результат, которого следует достичь, продукт, который следует произвести или услуга, которую следует оказать
Цель — максимально сжатая, емкая и полная формулировка конечного результата проекта
Вопросы:
S / Есть ли точное выражение того, что именно должно быть получено в итоге реализации проекта? Четко ли определено, что именно относится к данной цели?
M / Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельно частей? Сможет ли третья сторона однозначно определить, достигнута цель или нет?
A / Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов? Можно ли ее достичь при возникновении прогнозируемых затруднений?
R / Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, иными заинтересованными сторонами? Кто конкретно и какую конкретно выгоду сможет извлечь из достижения
даней цели? Вносит ли достижение данной цели существенный вклад в достижение целей более высокого порядка?
• T / Какое время отведено на достижение данной цели? Достаточно ли выделенного времени для реального достижения данной цели?
Установлена ли точная дата, когда цель будет достигнута?
Цель всегда формулируется глаголом.
Задачи конкретно описывают то, что будет выполнено и
достигнуто; этапы пути к достижению цели.
Основные признаки задач:
-
Напрямую связаны с деятельностью по проекту и напрвлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели
(прослеживается причинно-следственная связь)
-
Сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных показателях, которые будут использоваться при оценке выполнения проекта
-
Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта
Сформулировать задачи — означает выразить способы. Пути
выполнения программы в терминах тех действий, которые
предполагается совершить.
В группу процессов планирования проекта входит 21 операция
1. Разработка плана управления проектом
2. Планирование содержания
3. Определение содержания
4. Создание иерархической структуры работ (ИСР)
5. Определение состава операций
6. Определение взаимосвязей операций
7. Оценка ресурсов операций

8. Оценка длительности операций
9. Разработка расписаний
10. Стоимостная оценка
11. Разработка бюджета расходов
12. Планирование качества
13. Планирование человеческих ресурсов
14. Планирование коммуникаций
15. Планирование управления рисками
16. Идентификация рисков
17. Качественный анализ рисков
18. Количественный анализ рисков
19. Планирование реагирования на риски
20. Планирование покупок
21. Планирование контрактов
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ
Менеджер (руководитель) проекта — человек, ответственный за управление проектом
Заказчик — человек или компания, планирующая использовать продукт (уровней заказчиков может быть несколько)
Куратор проекта — лицо, обеспечивающее административно- финансовую поддержку руководителя (менеджера) проекта и принятие стратегических решений по проекту
Исполнитель — компания, обязавшаяся реализовать проект
Проектная команда — группа людей, выполняющих проектные работы
Команда управления проектом — люди из проектно команды, занимающиеся операциями по проект-менеджменту
Спонсор — человек или компания, предоставляющая средства
(денежные или натуральные) для проекта
Источники влияния — люди или организации, не связанные напрямую с получением или применением продукта, но способные оказать положительное или отрицательное воздействие на реализацию проекта.

ЗАКАЗЧИК ПРОЕКТА — лицо или организация, которые будут использовать продукт и результаты проекта
Может быть как внешней организацией (лицом) по отношению к исполнителю, так и внутренним отделом или департаментом самого исполнителя.
ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА ПРОЕКТА:
• Определение и утверждение целей и результатов проекта
• Определение требований к продукту проекта
• Согласование лимитов финансирования проекта, ограничений, предположений и допущений
• Приемка продукта (и результатов) проекта
• Использование выгод и результатов проекта
Структура управления проектом содержит организационную структуру проекта, квалификация руководителей и основынх исполнителей и функциональные обязанности исполнителей проекта
Организационная диаграмма проекта используется для составления организационной структуры. Существует несколько типов организационных структур проекта:
Функциональная организационная структура — как правило, такой тип используется, когда в организации проектная деятельность не является приоритетной, и ими управляет функциональные руководители отделов, команда формируется из сотрудников функциональных подразделений, занятость членов команды проекта
— частичная.
Проектно-ориентированная (проектная) организационная
структура — используется в организациях, которая занимается только проектной деятельностью, и каждым проектом управляет отдельный менеджер, при этом участники команды полностью освобождаются от других работ, и ресурсы организации таким образом грамотно распределяются между проектами.

Матричная организационная структура — представляет собой синтез функциональной и проектной структур. Таким образом управление проектом осуществляет менеджер, а ответственность несет функциональный руководитель.
25.10.22
Фандрайзинг — это целенаправленный систематический процесс привлечения сторонних финансов и других ресурсов учреждением культуры с целью реализации социально значимого проекта или с елью поддержки деятельности учреждения.
Средства, привлеченные посредством фандрайзинга, реализуются на некоммерческие проекты и программы и извлекаемая из них выгода в первую очередь социальная, благотворительная и коммуникативная, а не коммерческая.
Этапы фандрайзинговой кампании:
Планирование.
Включает в себя разработку программы по привлечению ресурсов, определение бюджета организации культуры на предстоящий период или на определенный проект.
Реализация
На данном этапе происходит выбор форм и методов проведения фандрайзинговой кампании, а также установления сроков и ответственных за проведение лиц.
Текущий контроль
На этапе контроля важно не только следить за ходом проекта, но и вносить грматоные корректироваки с учетом текущих изменений.
Анализ
Анализ может включать в себя выявление уровня эффективности применены методов фандрайзинга. На заключительном этапе кампании важно выразить благодарность всем донорам.

Краудфандинг — это механизм коллективного финансирования социально значимых и творческих проектов, стартапов и бизнес-идей, в частности и социально-культурных проектов.
-
Краудфандинговый проект демонстрирует прообраз готового продукта, который будет выпущен после сбора определенной суммы
-
Краудфандинг — это не только механизм финансирования, но и
PR-инструмент
-
Крауд-проект дает возможность авторам проверить и оценить свою идею без вложений и рисков
-
Автор остается независимым — спонсоры получат предоплаченные готовый продукт, интернет-платформа — процент от собранной суммы.
Подготовительный, основной, заключительный.этапы
краудфандинговой кампании.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Формулировка идеи и разработка прообраза готового продукта
• Выбор краудфандинговой платформы для запуска проекта
• Подготовка оформления и наполнения проекта для запуска на краудфандинговой платформе
• Подготовка PR-кампании
Для подготовки оформления и наполнения проекта авторам необходимо четко сформулировать ключевые элементы, которых, как правило, 5:
• Цель проекта
• Сумма и период сбора
• Текстовое сопровождение проекта
• Медиа и мультимедиа материалы
• Вознаграждение
Вознаграждения

Безвозмездные вознаграждения — это акции без какой-либо награды или поощрения для спонсора. Спонсоры финансово поддерживают проект без личной выгоды, получая символическую благодарность от автора проекта.
Нематериальные вознаграждения — это невещественные бонусы
Материальные вознаграждения требуют финансовых затрат автора, производства, хранения и отправки спонсорам. Чаще всего материальные бонусы представлены конечным продуктом проекта.
Нематериальные:
- участие в массовке на съемках
- цифровой контент. Например, цифровая версия музыкального альбома, видеозапись спектакля, обои для рабочего стола
- приглашение на экскурсию
- приглашение на мероприятие
-
Упоминание имени спонсора в титрах, в буклетах.
Материальные:
-
CD и LP издания альбома
- сувенирная продукция
- книга
- настольная игра
- почтовые открытки
Выбор краудфандинговой платформы для запуска проекта
-
«Все или ничего» — авторы проекта получаю средства только в том случае, если запланированная сумма была собрана в полном объеме. В обратном случае все деньги возвращаются спонсорам.
-
«Достижение цели» — отсутствие ограничения по срокам крауд- проекта, проект остается активным, пока не достигнет финансовой цели.

-
«Все собранное» — авторы проекта получают все собранные средства независимо от того, была ли достигнута финансовая цель.
Если же авторы считают сумму недостаточной для реализации проекта, то они самостоятельно возвращают деньги вкладчикам.
Комиссия налога, комиссия платежных систем, сумма налога,
сумма затрат на изготовление вознаграждений, логистика

обязательные пункты, которые нужно включить в смету!
ПОДГОТОВКА PR-КАМПАНИИ
Необходимо составить медиа-план, включающий все PR-активности по продвижению крауд-проектов
Последним шагом в подготовительном этапе перед запуском проекта на платформе является заключение соглашения между автором проекта и представителями платформы.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
• Запуск проекта на платформе
• Оценка реакции аудитории на проект
• Запуск PR-кампании
• Коммуникация со спонсорами проекта на протяжении всей краду- кампании.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Перечисление средств от платформы автору проекта
• Доставка вознаграждений спонсорам
• Коммуникация со спонсорами


написать администратору сайта