Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя доу
Скачать 0.51 Mb.
|
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руко- водителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др. Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществля- ют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку. Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном по- нимании и контакте. Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем уча- стии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда. Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музы- кально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а вос- питателю отводится роль его помощника. Увы, нередко воспитатель считает своей обязан- ностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дис- циплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой ак- тивности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представ- лять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правиль- ного восприятия музыки. Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества Музыкальный руководитель Воспитатель 1. Не знает (или плохо знает) особен- ности общекультурной компетентно- сти воспитателей конкретного детско- го сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представ- ляет свою роль в педагогическом про- цессе. 1. Не знает (или плохо знает) функцио- нальные обязанности музыкального руко- водителя, его роль в педагогическом про- цессе ДОУ. 2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное ре- шение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сво- дится к подготовке утренников и развлечений). 3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в мето- дической работе, составлении годово- го плана, и т.д.) 3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия. 4. Не достаточно владеет знаниями ос- нов педагогики и психологии до- школьников. 4. Не владеет специальными исполнитель- скими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музы- кального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания. 5. Отсутствует система работы с семь- ей. Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необ- ходимо: осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: уве- личение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей; знать свои профессиональные функции и познакомить с ними воспитателей; проанализировать свою работу с воспитателями; планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных; совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться; проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и кон- кретного педагога; активно участвовать в методической работе ДОУ. Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть вза- имное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руко- водителя к воспитателю. Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руково- дитель с воспитателем. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осу- ществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкаль- ном развитии. Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образо- вание, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из ко- торых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О.П. Радынова). Профессио- нализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня свое- го исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом опре- деляет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкаль- но-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка), организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкаль- ный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга, создают тот эффект, кото- рый возникает при кооперации труда Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ (по Гогоберидзе А.Г.) Воспитатель Музыкальный руководитель 1. Изучение индивидуальных особен- ностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной дея- тельностью дошкольника. 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музы- кальности. 2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образова- тельном процессе. 3. Отслеживание характера измене- ний, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в раз- витии, в том числе и музыкальном 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образова- тельного процесса детского сада, его про- движения в музыкальном развитии. 4. Определение эффективности влия- ния реализуемых в детском саду педа- гогических условий на разносторон- нее развитие дошкольника. 4. Определение эффективности влияния ре- ализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие до- школьника. 5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника. 5. Проектировать и организовывать целост- ный образовательный процесс, содейству- ющий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника. 6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в це- лях содействия в работе музыкального руководителя. 6. Ознакомление с педагогическими зада- чами общего развития дошкольников дан- ного возраста. 7. Знание задач музыкального воспи- тания и развития дошкольников, ана- лиз их решения с точки зрения базо- вой компетентности музыкального руководителя. 7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов. 8. Оказание профессиональной помо- щи и поддержки друг друга, совмест- ное решение задач воспитания и раз- вития ребенка, в числе которых и за- дачи музыкального воспитания. 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка по- средством музыки и музыкальной деятель- ности. 9. Создание единого культурно- образовательного пространства в пе- дагогическом коллективе образова- тельного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры. 9. Создание единого культурно- образовательного музыкально- эстетического пространства в педагогиче- ском коллективе образовательного учре- ждения, в детском саду и семье воспитан- ника, в детском саду и учреждениях куль- туры, содружество с музыкальными учре- ждениями города, района ДО. 10. Создание развивающей музыкаль- но-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художе- ственного) развития и воспитания ре- бенка. 10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффек- тивнейших условий, инициирующих про- цессы целостного развития и воспитания ребенка. 11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение про- фессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специ- альной компетентностей. Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя: совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач; взаимные консультации по использованию музыкального материала в образова- тельном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития; музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ; совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспита- ния и развития ребенка-дошкольника средствами музыки; совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального вос- питания и развития ребенка; совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в груп- пах; организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических тех- ник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспи- тания и развития дошкольников; взаимодействие с методической службой ДОУ. Одной из эффективных форм работы музыкального руководителя с воспитателями явля- ются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, роди- телей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков. Музыкальные цен- тры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при ак- тивной помощи музыкального руководителя. Готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомле- нию с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском ма- стерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Педагог-музыкант должен: рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями); предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов; отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего до- школьного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны; познакомить с положением смотра-конкурса. Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГОС ДО: Художественно-эстетическое развитие предполагает: 1) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), ми- ра природы; 2) становление эстетического отношения к окружающему миру; 3) формирование элементарных представлений о видах искусства; 4) восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; 5) стимулирование сопереживания персонажам художественных произведе- ний; 6) реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобрази- тельной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Толь- ко совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желае- мым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей до- школьного возраста. Литература по теме: 1. Гогоберидзе А.Г . Теория и методика музыкального воспитания детей до- школьного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 320 с. 2. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащих- ся пед. Училищ по специальности “Дошкольное воспитание”. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., “Просвещение”, 1976, с.247. 3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В . Теория и методика музыкального воспита- ния в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. – М.: Просвещение, 1983, с.231. 4. Зимина А.Н . Теория и методика музыкального воспитания детей дошколь- ного возраста. – Шуя.1993, с.67. 5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А . Детство с музыкой. Современные педа- гогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО “ИЗДА- ТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010 ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию. 2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкально- му руководителю на музыкальных занятиях. 3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного му- зыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений. 4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия му- зыкального руководителя. 5. Разучивать движения с отстающими детьми. 6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произ- ведений в группе с помощью технических средств. 7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр. 8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (метал- лофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) . 9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слу- шание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально- дидактические игры. 10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. 11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хо- роводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности. 12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творче- ских проявлений. 13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски. 14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по дру- гим видам деятельности. 15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов. 16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспи- танников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка. 17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, му- зыкальных досугов, кукольных спектаклей. 18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкаль- ным утренникам. 19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений. 20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным. ПАМЯТКА ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВОСПИТАТЕЛЕМ 1. Совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач; 2. Взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспи- тания и развития; 3. Совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки; 4. Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ; 5. Совместная организация родительских собраний по проблеме музыкаль- ного воспитания и развития ребенка; 6. Составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагоги- ческих техник и технологий использования музыки в решении разнооб- разных задач воспитания и развития дошкольников; 7. Предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инстру- ментов для шумового оркестра и различных атрибутов; 8. Рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями); 9. Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; 10. Отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны; 11. Организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе; |