программа театра. Рабочая программа театральной студии Теремок составитель музыкальный руководитель мбдоу 303 Татаренко В. С. г. Красноярск
Скачать 0.6 Mb.
|
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 303» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА театральной студии «Теремок» составитель: музыкальный руководитель МБДОУ № 303 Татаренко В.С. г. Красноярск РАБОЧАЯ ПРОГРАММА театральной студии «Теремок» Пояснительная записка В нашем детском саду воспитываются дети с ОВЗ, которые имеют множество нарушений. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит музыкальный руководитель. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Одним из важных элементов работы с детьми, страдающими нарушениями зрения, в детском саду является театрализованная деятельность. В процессе театрализованной деятельности у детей с нарушением зрения совершенствуются формы и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные навыки. В дошкольном возрасте впервые появляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны сверстников и окружающих людей, желание быть понятным и принятым ими. В театрализованной деятельности и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакцию собеседника, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным Рабочая программам, описанным в литературе. Цель рабочей программы —коррекция нарушений развития у детей с разной нозологией. Задачи: 1. Обучающие: Последовательно знакомить детей с различными видами театра; Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением; Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене. 2. Развивающие: Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников; Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях. Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость; 3.Воспитательные: Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей; Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы. Принципы проведения театрализованной деятельности: Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка. Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, Основные направления программы: 1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок. 2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально- пластические импровизации. 3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование речи. 4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве: o Что такое театр, театральное искусство; o Какие представления бывают в театре; o Кто такие актеры; o Какие превращения происходят на сцене; o Как вести себя в театре 5. Работа над спектаклем. Обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов. К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов). Формы работы с детьми: • игра • инсценировки и драматизация • объяснение • рассказ детей • чтение воспитателя • беседы • просмотр видеофильмов • разучивание произведений устного народного творчества • обсуждение • наблюдения • словесные, настольные и подвижные игры. • пантомимические этюды и упражнения. Рекомендации по работе над ролью: составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации; подготовка театрального костюма; Рабочая программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: средняя-20 мин., 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 31. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае. Рабочая программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. 1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 2. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 3. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей). 4. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения. Предполагаемые умения и навыки Средняя группа • дети проявляют познавательный интерес, творческие способности; • дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние; • самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки. Старшая группа • Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. • Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц. • Запоминать заданные позы. • Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка. • Знать 5—8 артикуляционных упражнений. • Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы. • Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно. • Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. • Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями. • Уметь составлять предложения с заданными словами. • Уметь строить простейший диалог. • Подготовительная группа • Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. • Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки. • На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. • Владеть комплексом артикуляционной гимнастики. • Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. • Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие. • Знать и четко произносить в разных темпах 6 скороговорок. • Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. • Уметь строить диалог с партнером на заданную тему. • Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов. • Уметь составлять диалог между сказочными героями. • Знать наизусть 7—10 стихотворений. Оборудование детского театрального кружка В музыкальном зале детского сада организована театральная студия для театрализованных представлений, спектаклей. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания. Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать: - индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка; - особенности его эмоционально – личностного развития; - интересы, склонности, предпочтения и потребности; - любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; - возрастные особенности. Взаимоотношения с родителями. Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители. Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь. В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог, прежде всего, озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения. Основными формы работы с родителями: Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка) Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков) Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе») Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей) Анкетирование Совместные спектакли Совместные театральные праздники (по инициативе родителей) Дни открытых дверей Совместные литературные вечера Формы театрализованной деятельности: Спектакли с участием родителей. Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада). Семейные конкурсы, викторины. День открытых дверей для родителей. Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская». Консультации для родителей План взаимодействия с родителями Сроки Тема Форма проведения 1 квартал «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей» Стендовая информация 2 квартал «Мои любимые герои» Выставка рисунков 3 квартал «Театральное мастерство» Совместная экскурсия в театр 4 квартал «Знаете ли вы своего ребёнка?» Анкетирование Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок. Планируемые качества освоения рабочей программы Любознательный, активный - проявляет интерес к ужезнакомым и новым для него произведениям. С любопытствомрассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок. Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре. Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.). Содержание рабочей программы Содержание рабочей программы включает пять основных блоков Блок 1. Театральная игра. Блок 2. Культура техники речи. Блок 3. Ритмопластика. Блок 4. Основы театральной азбуки. Блок 5. Основы кукловождения. В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Именно на развитие эмоционального мира и коррекцию нарушений ребенка – дошкольника путем приобщения его к театрализованной деятельности направлена Рабочая программа «Теремок». Примерная рабочая программа старшая группа. № занятия Тема Основное содержание занятия Формы и методы работы 1. Вводное занятие. Задачи и особенности занятий в театральном кружке. Беседа 2. Здравствуй, театр! Вовлечь детей в увлекательный мир театра. В работе использовать наглядное пособие (фото, слайды, рисунки). «Введение в искусство» 1. Театральные профессии. 2. Загадки. 3. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в театр». Вовлечь детей в увлекательный мир театра. В работе использовать наглядное пособие (фото, слайды, рисунки). «Введение в искусство» 1. Театральные профессии. 2. Загадки. 3. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в театр». 3. 1 этап: Развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений Ритмопластика Развитие зоны бровей. Этюды «Удивление», «Задумчивость». Развитие мышц глаз. Этюды «Соринка», «Солнышко в глаза». Развитие мышц губ. Этюды «Обиделся», «Рад видеть». Развитие мышц щек. Этюды «Ветерок в саду», «Надувание щёк». Развитие мышц носа. Этюды «Аромат», «Неприятный запах». Развитие мышц языка. Этюд «Часы с маятником». Развитие мышц шеи. Этюды «Птенцы в гнезде», «Цветок». Развитие мышц плеч. Этюды «Не знаю», «Возможно». Театральная игра Игра «Дедушка Молчок» Этюд «Утешение». Этюды - настроения Этюд "Новая кукла" Этюд "Баба Яга" Этюд "Соленый чай" Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Имитационные движения под музыку Культура и техника речи Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ. Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Работа над темпом, громкостью, Основы театральной деятельности Драматизация сказки «Колобок – колючий бок». 4. 2 этап: формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела: на самом ребенке, на другом человеке, на живых животных и их чучелах, на схемах-символах лица и тела. Ритмопластика Объяснение понятия «эмоция». Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх. Показ фильма «Эмоции». Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости. Театральная игра Игра «Зеркало», «Испорченный телефон» Игра – пантомима «Загадка» Цель: Развивать пантомимические навыки. — отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и т. д.); Имитационные движения под музыку Культура и техника речи Артикуляционная гимнастика. Развитие мышц губ, щёк, языка Этюды «Ветерок в саду», «Часы с маятником». Развитие мышц шеи и плеч. Этюд «Буратино», «Не знаю где» Основы театральной деятельности Презентация разных видов театров Работа с зеркалами. 5. 3 этап Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых Ритмопластика Этюды: отдай, не покажу, позы при обращении и разговоре, поза идущего солдата, поза идущего пожилого человека; поза, когда чистят зубы, обувь, развешивают белье, вытирают пыль, подметают пол, ласкают, жалеют, движений с соответствующей интонацией прислушиваются, ловят бабочек, расчесывают волосы, собирают цветы. Театральная игра Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия. Работа у зеркала (Этюды М.Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания») Игра с жестами: это я, да, нет, нельзя (не шали), до свидания, там, тише, здравствуйте, низкий, высокий, большой, маленький, длинный, короткий, все в порядке, не знаю, иди ко мне; можно, я отвечу. Культура и техника речи Разогревающий массаж, артикуляционная гимнастика для губ и языка (игра «Мяч» на выражение жеста) Основы театральной деятельности Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое Работа у зеркала «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Молчок». 6. 4 этап: Формирование у детей, имеющих ослабленное зрение, умений определять значение мимики, жеста и позы на объектной картинке Ритмопластика Узнаю эмоциональное состояние по объектной картинке. Игра «Угадай, что покажу» Имитационные движения под музыку Театральная игра Игры в парах: «Надежное падение», «Зеркало». Этюды с жестами. «Запомни движение». «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я? Культура и техника речи Этюды на выразительность речи с использованием перчаточных кукол. Основы кукловождения – куклы би-ба-бо. Инсценировка сказки «Теремок»: Основы театральной деятельности Показ сказки «Теремок» родителям своей группы 7. 5 этап Обучение умению воспроизводить формируемые эмоциональные состояния Ритмопластика Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию» Походка и мимика зверей. Инсценирование русской народной сказки «Теремок». персонажей сюжетных картинок. Театральная игра Пантомимика: что я делаю (играю с котёнком, гуляю с собакой). что я делаю (собираю грибы, цветы, ягоды). что я чувствую (очень жарко, хочу спать). что я чувствую (разбил дорогую вазу). что я чувствую (увидел радугу). чью работу я выполняю (регулировщик). чью работу я выполняю (садовник). чью работу я выполняю (скрипач). чью работу я выполняю (дворник). различные походки (балерины, уставшего человека). различные походки (человека, идущего по ступенькам). Игра – пантомима «В гостях у сказки» Цель: Развивать пантомимические навыки. Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей. Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.) — смотрится в зеркало; — пробует любимое блюдо; — пробует нелюбимое блюдо; — выслушивает комплимент; — выслушивает замечание; — садится на стул. Имитационные движения под музыку Культура и техника речи Игра «Угадай, чей голосок» Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу. Основы театральной деятельности Привлечь детей к сочинению коротких сказок, историй Настольный театр резиновой игрушки «Медведь и лиса», «Встреча в лесу» 8. 6 этап: Формирование умения адекватно Ритмопластика Игра «Угадай, что я делаю» - что я делаю: мою лицо и руки, ем суп, мою посуду, воспроизводить в различных (игровых, бытовых и др.) ситуациях следующие выразительные движения (пантомимика) баюкаю куклу, катаю машинку, листаю книгу, собираю цветы, играю на дудочке и т.п.; - что я чувствую: светит солнышко, болит живот (зуб), очень холодно, очень жарко, хочу спать; - чью работу я делаю: дровосек, маляр, водитель, дворник, скрипач; - какому животному я подражаю: заяц, медведь, лиса, волк, петух, кошка, собака, свинья, лошадка, лягушка. Театральная игра Игра «Я перевоплощаюсь» Имитационные движения под музыку Игра «Бродячий цирк» Цель. Развивать фантазию и способность к импровизации; побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу; расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательные партнерские отношения. Культура и техника речи Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу», «Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока- белобока», «Мальчик с пальчик» и т.д.). Основы театральной деятельности Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. 9. 7. Связь поведения животных с их эмоциональным состоянием Ритмопластика Упражнение на импровизацию движений на сцене под музыку – «Я в образе». Театральная игра Этюды: Собака, виляющая хвостом, настроена доброжелательно; кошка машущая хвостом, выражает недовольство и т.п. Имитационные движения под музыку. Игры «Межвежата», игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.) игра-пантомима «Жадный пес» Культура и техника речи Комплекс дыхательных упражнений. Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого произношения звуков», «Угадай, кто в домике живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.), «Как фыркает ежик?» и т.д. Чтение сказки по ролям «Волк и семеро козлят».. Основы театральной деятельности Отработка сценических образов 10. Самостоятельная театрально- художественная игровая деятельность Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят». Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности Механизм оценки получаемых результатов Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. 1.Основы театральной культуры. Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии. Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра. 2. Речевая культура. Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога. 3. Эмоционально-образное развитие. Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя. Ожидаемый результат: 1. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем. 3. Владение необходимыми навыками выразительности. 5. Повышение интереса к театру. 6. Активное проявление своих индивидуальных способностей. 7. Участие в спектаклях участников кружка в самом различном качестве. Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности Высокий уровень (18-21 баллов). Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Средний уровень (11-17 баллов). Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности. Низкий уровень (7-10 баллов). Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя. Список литературы 1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005. 2 Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003. 3 Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002 4 Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002. 5 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 6 Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003. 7 Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003. 8 Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных ма- лышей. Ярославль, 2002. 9 Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001. 10 Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002. 11 Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999. 12 Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000. 13 Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002. 14 Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. 15 Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр 16 Чистякова М.И. Психогимнастика 17 Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004. 18 Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика- синтез 2007г. 19 Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. |