Взаимоотношения биологического и эмоционального начал в человеке. Взаимоотношения биологического и эмоционального начал в человеке реферат
Скачать 37.42 Kb.
|
ПРИЛОЖЕНИЯАвтономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» Зачетная работа (№ 1семестра) Дисциплина: Психология и педагогикаРеферат Тема: Взаимоотношения биологического и эмоционального начал в человеке реферат Выполнил(а): Тунгусова Марина Львовна Проверил(а): __________________ __________________ (Ф.И.О. преподавателя) _________________ План реферата Введение Биологическое и социальное в человеке Биологическое и социальное в онтогенезе человека Образование в свете проблемы биологического и социального Заключение Введение Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет. В. А. Сухомлинский Биологическое и социальное, реакции тела и поведение индивидуума, темперамент и характер, способность и гениальность. Что зависит от человека, а что дано ему от рождения? Что можно развить, исправить, чему можно научить? И можно ли это сделать? Где лежит граница и есть ли она? Эти вопросы занимали умы ученых с давних времен. Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и политического (социального). И проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке. И мне интересна данная проблема как учителю: что я должна учитывать в своей работе с детьми, что применять, на что опираться, как достичь индивидуализации обучения. Сама постановка проблемы «биологическое — социальное» в науке основывается на очевидном сочетании в каждом человеке большого количества свойств, одни из которых традиционно изучаются биологическими дисциплинами (генетика, физиология, антропология и т. д.), другие же описываются в терминах гуманитарных наук (психология, социология и др.). При этом представители различных областей знания используют для анализа проблемы специфическую терминологию, рассматривают основной объект — человека — в разных аспектах. Психология полностью унаследовала отмеченную философскую традицию, правда, основные споры велись и ведутся вокруг проблем, формулируемых как «соматическое (телесное) — психическое», «врожденное — приобретенное» и «генотипическое — средовое». В психологии первые труды, посвященные соотношению биологических и социальных факторов развития, появились более двух тысяч лет назад. «Наиболее ранними работами, посвященными в психологии обсуждаемой проблеме, можно считать наблюдения античных авторов (Гиппократ, Гален, Теофраст), позже оформившихся в физиогномику — учение о необходимой связи между внешним обликом человека и его характером. Именно с физиогномикой были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий, а также учение о темпераменте. Эта традиция была продолжена в прошлом веке итальянским психиатром и антропологом Чезаре Ломброзо (1835-1909), выдвинувшим предположение о наличии анатомо-физиологических признаков, предопределяющих совершение преступления. Им была разработана «таблица признаков» при учение о связи рожденного преступника (сплющенный нос, низкий лоб, редкая, борода, большие челюсти, высокие скулы и т. д.).» (2, стр. 2) К. К. Платонов выделил четыре подструктуры, которые определяют характер психологических реакций: 1) исключительно социально обусловленную подструктуру (направленность, отношения, моральные качества); 2) опыт (знания, навыки, умения и привычки); 3) индивидуальные особенности форм отражения; 4) биологически обусловленную (темперамент и органические патологические особенности). Н. П. Дубинин подчеркивал, что «в качестве биологических следует рассматривать лишь такие свойства, как особенности строения организма и его частей, структурную организацию функциональных систем, природные механизмы адаптации к окружающей среде, поведение, одаренность, эмоциональность и т. д., которые закреплены в наследственности. При этом биологические особенности определяют степень интенсивности тех или иных черт личности, но не качественное содержание сознания, имеющего социальную природу.» (5, стр. 18) Биологическое и социальное в человеке Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и... умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род. Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны ... освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходит из куколки только для того, чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню... И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне заметить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens. Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни. Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существование, ни тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накапливает, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживание, опыт борьбы за существование. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью. Принято различать пять уровней поведения – от таких врожденных стереотипных форм адаптации, как таксисы и рефлексы (а также - в некоторых отношениях – инстинктивное поведение), до приобретенных поддающихся модификации форм, связанных с мышлением. Относительную роль каждого из этих уровней поведения у животных, находящихся на разных ступенях эволюционного развития, можно отобразить в виде диаграммы, предложенной Детье и Стелларом (Dethier, Stellar, 1961) и воспроизведенной с некоторыми упрощениями на рис. 1.15. Из этой диаграммы видно, как по мере повышения организации животных врожденные стереотипные реакции все больше и больше вытесняются приобретенными формами поведения. Если, например у насекомых преобладает инстинктивное поведение, то у низших млекопитающих, таких как крыса, оно замещается способностью обучаться; что же касается способности к умозаключениям, почти отсутствующей у крыс, то она вместе с научением представляет собой главный тип поведения у человека, утратившего большую часть стереотипных реакций. Таксисы Рефлексы Инстинктивное поведение Научение Рассудочная деятельность Рис. 1.15. Схема, предложенная Детье и Стелларом (Dethier, Stellar, 1961). (3, стр. 46) Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх этого даёт каждому своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ. Так, только в обществе новорождённый биологический кандидат на человека становится настоящим человеком. Здесь же необходимо сказать, что социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, отдельного человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества, других людей. (2, стр. 5) Биологическое и социальное в онтогенезе человека Рассмотрим соотношение биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе. В современной литературе по вопросу о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека существуют два различных подхода к решению проблемы. Одни авторы утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Эта концепция получила название пансоциологизм. (2, стр. 4) Уникальность личности определяется не только анатомо-молекулярным строением организма, но и уникальностью среды, от которой зависит формирование индивидуальных особенностей ребёнка. Таким образом, генотип и среда служат синергетическим основанием для развития человека. Он рождается как биологическое существо, но становится личностью только в обществе, социальной среде. Наследственные задатки могут получить развитие, а могут оставаться неразвитыми. Всё зависит от условий, в которых растёт и развивается ребёнок. Каждый из них по-разному воспринимает окружающую действительность: отношение к природе, к предметам материального мира (одежде, обуви, игрушкам, пище и т.д.). В каждом доме, квартире устанавливается определённый стиль жизни: интерьер, зоны игры и отдыха ребёнка. Всё это составляет микросреду, которая формирует неповторимость. На этом единстве наследственного и социального факторов сложилось два противоречивых направления в развитии личности — биологическое и социальное. Одни учёные считали и считают ведущим фактором в развитии личности наследственность, другие — среду и воспитание. Эти два направления остаются противоречивыми и в настоящее время. Сторонники биологического направления утверждали и утверждают, что сознание, интересы и способности человека, его нравственные и профессиональные качества неизменно передаются по наследству (от музыканта рождается музыкант, от математика — математик, от инженера — инженер, от коммерсанта — коммерсант и т.д.). Подкрепляют утверждения биологического направления результаты программы «Геном человека». (2, стр. 5) Эта концепция является ведущей в педагогических теориях и практике образования Великобритании, США и других стран. Теоретики и некоторые практики утверждают, что психические особенности ребёнка являются врождёнными. Запрограммированные в генах родителей признаки передаются по наследству, в процессе жизнедеятельности детей они развиваются и представляют собой вызревание наследственных особенностей. По утверждению этих учёных и практиков, ребёнок поступает в школу с определённой одарённостью, которая определяется с помощью специально разработанных тестов Ганса Юргена Айзенка. Его книги переведены на многие языки, в том числе и на русский. Тесты Айзенка и других авторов широко применяются в современной психологии. Образование в свете проблемы биологического и социального Вопрос о целях образования исключительно актуален в современном российском образовании. Весьма интересен исторический экскурс в поисках ответа. Большую часть человеческой истории образование имело предназначение – понять природу, принимать ее как объективную реальность, жить с ней в ладу, не бояться природных явлений, познавая – приспосабливаться; изменяя – сохранять устойчивое состояние; используя – восстанавливать стартовые условия. В этом проявлялась разумность, сочетание биологического и духовного. При усложнении структуры социума появилась необходимость организовывать социальные отношения, производство и потребление каждым некоторого продукта, отслеживать правила обмена. Именно в этих условиях создавался социальный заказ системе образования превратить человека в личность (социальную единицу). Появилось групповое обучение, “Великая дидактика” Я.А. Коменского. Это век XVII-ый. За три последующих столетия социум увеличился количественно, его невозможно представить без системы образования, адекватной ему по сложности структуры. Социальная составляющая человека приобретала все большую значимость, затмевая биологическое и духовное в субъекте образования. (4, стр. 6) Учение Павлова о свойствах нервной системы и их комбинациях, составляющих типы нервной системы, произвело в свое время буквально революцию в истории изучения природных основ индивидуальных различий. Развитое в применении к человеку в трудах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и их сотрудников это учение стало теоретической основой дифференциальной психофизиологии. «Данные дифференциальной психофизиологии дают основания считать, что человек может иметь высокие социальные достижения при любых индивидуально-типологических особенностях. Другими словами, высокие достижения возможны на разном типологическом фоне, однако без сознательного учета природных особенностей невозможен одинаковый успех. Даже при рационализированной методике обучения не снимается вопрос об индивидуально-типологических различиях учащихся. Хорошо поставленная методика может привести к нивелированию индивидуальных различий только относительно «нижнего порога» достижений (т.е. все начинают выполнять действия не хуже, чем это считается приемлемым). Что же касается «верхнего порога», когда вопрос встает о продвижении на более высокий уровень знаний, навыков, умений, то здесь обязателен учет типологических особенностей, которые позволяют уже самому человеку формировать выходящие за рамки методики обучения индивидуально-своеобразные способы действия, детерминированные природными особенностями. Игнорирование этих способов может замедлить достижение высоких результатов.» (1, стр. 5) Заключение Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы человека, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли. Таким образом, при рассмотрении проблемы, касающейся роли биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегать как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животного. Во втором — предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет все развитие индивида. Кроме того, наследственные задатки могут получить развитие, а могут оставаться неразвитыми. Всё зависит от условий, в которых растёт и развивается ребёнок. Из этого следует радикальный вывод: одарённость — врождённое свойство личности, а способность — приобретённое качество. Эти две категории не тождественны как в понятийном отношении, так и по существу. Врождённые свойства и дарования детей передаются по наследству, генетически предопределены, если не происходит мутации генотипа. Способности же приобретаются в результате жизнедеятельности, обучения и воспитания детей. Поскольку задача учителя – не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуального обучения. Специальные приемы работы со «слабыми» и «сильными» учениками. По отношению к ученикам со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила: Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; Давать достаточно времени на обдумывание и подготовку; Желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме; Не заставлять отвечать новый, только что изученный материал, лучше отложить опрос на следующий урок; Выбрав правильную тактику опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «хорошо», «умница» и т.п.), формировать уверенность в своих силах; Во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного; В минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимание; По возможности спрашивать в начале урока; Важно научить ученика пережить неудачу. Для этого нужно объяснить, что порой терпеть неудачу – это нормально и неизбежно. Какой должна быть тактика учителя по отношению к учащимся с сильной нервной системой? Если работа монотонна, однообразна, лишена эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, если к тому же её заставляют выполнять, лишая свободы выбора, у «сильных» наступает быстрое истощение умственных сил, пресыщение занятиями. Необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление переутомления, эмоционального напряжения. Нужно разрешать ученику с ильной нервной системой непродолжительные перерывы, смену видов деятельности. Например, при выполнении однотипных заданий ученики могут выбрать другие способы работы, отличные от применяемой схемы, чередовать задания разных типов и т.п. Выше приведенный отрывок из книги Акимовой М.К. и Козловой В.Т. (1, стр. 21-22) учитель может и должен взять на вооружение практические рекомендации психологов. На уроках информатики такой подход тем более актуален, потому что в сжатых временных рамках ученики должны усвоить сложные теоретические, математические выкладки и освоить алгоритмы практических умений. Учителю информатики необходимо на каждый урок готовить индивидуальные задания для обоих типов. А также организовывать групповые работы для совместной деятельности этих типов: так как «слабые» ученики склонны повторять однотипные действия, то они будут следовать алгоритму задания в виде формального оформления задачи, а «сильные» в это время будут обдумывать варианты решения задачи. Список литературы Акимова М.К., Козлова В.Т., Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. Биологическое и социальное в развитии человека // Социальная философия: [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.socfil.narod.ru/glava_8_3.htm Годфруа Ж., Что такое психология: В 2-х т. Пер. с франц. - М.: Мир 1992.-496 с., ил. Громкова М.Т., Синергетические подходы в современном образовании: реферат по педагогике "Влияние христианства на воспитание и образование":[электронный ресурс] – режим доступа: http://www.km.ru/referats/B198718B551C4CA4852A4EF8A2614FC1. Дубинин Н. П., Что такое человек.: – М.: Мысль, 1983. Леонтьев. А.Н., Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. 4-е издание.: -- М., 1981. |