Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Взаимоотношения государства и церкви

  • 1.2 Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации

  • Глава 2. Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви 2.1 Взаимоотношения религиозного института политических структур

  • 2.2 Основные аспекты отношений раннего и средневекового христианства к государству в целом

  • Курсовая. Государство и церковь. Взаимоотношения государства и церкви 1 Типы религиозных организаций


    Скачать 38.1 Kb.
    НазваниеВзаимоотношения государства и церкви 1 Типы религиозных организаций
    АнкорКурсовая
    Дата31.03.2023
    Размер38.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГосударство и церковь.docx
    ТипГлава
    #1027701

    Оглавление

    Введение

    Глава 1. Взаимоотношения государства и церкви

    1.1 Типы религиозных организаций

    1.2 Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации

    Глава 2. Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви

    2.1 Взаимоотношения религиозного института и политических структур

    2.2 Основные аспекты отношений раннего и средневекового христианства к государству в целом

    Заключение

    Список использованных источников

    Введение
    В течении нескольких десятилетий в Советском Союзе главенствовал односторонний стандарт атеистического мышления, относивший религию и церковь к «обидным пережиткам буржуазного строя», к «основным соперникам» научного мировоззрения. При всем при этом открыто заявлялось, что религии не может быть места в масштабах социалистической общественной системы. В данных критериях религиозные организации были правомочны заниматься только лишь удовлетворением религиозных потребностей ограниченного количества верующих. Сегодня в ходе демократизации общественно-политической и духовной сфер жизни общества понемногу восстанавливаются законные права и свободы религиозных организаций, закладываются правовые основы залога претворения в жизнь свободы совести, реального равенства жителей нашей планеты с другими воззрениями на мир. Истиной публичного процесса будет то, что собственно государство – не постоянная категория: оно появилось на определённом историческом рубеже становления сообщества и с той поры само развивается как условно самостоятельное явление, имеющее собственного этапы и закономерности существования и деятельности. Государственность представляет собой момент человеческого прогресса и культуры, она вступает как самостоятельная историческая ценность. Государственная организация человеческого общества призвана гарантировать обще социальное регулирование публичных взаимоотношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения и зависимости (от естественных и социальных сил), полновесного и гармоничного становления личности. Естественно, этого уровня развитости страна добивается не сразу. На ранних стадиях цивилизации оно выступает как довольно примитивная организация сообщества, суть которой кроится в системе органов и учреждений принуждения, исполняющих классовую либо другую диктатуру. И исключительно в условиях демократического сообщества государство приобретает способность обеспечить главные ценности общественного становления – народовластие, финансовую свободу и свободу личности. Именно чтобы взять в толк процесс внедрения цивилизации в государственно-организованное общество, не обходимо знать, как само государство и как оно содействует развитию сообщества.[1]

    Отношения религиозных институтов и политических структур в истории религии получали в высшей степени многообразные формы. Из числа этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и государственная религия нераздельно слиты. В демократических государствах принципом взаимоотношения церкви и государства становится их автономность между собой, а одним из основных прав личности считается право изучать любую религию либо быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил эту необычайную и неизвестную до этого форму отношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, неотъемлемым для всех граждан.

    Цель данной работы – рассмотреть взаимоотношения государства и церкви на различных этапах их развития.

    «Симфония церкви и государства» непосредственно такой принцип был при взаимоотношении государства и Церкви до XVI века. Сущность данного заявления составляла совместная работа церкви и государства. Взаимная поддержка и взаимная ответственность, не проникновение одной стороны в сферу исключительной зоны ответственности другой, хотя под словом «церковь» будет предполагаться не столько Православная церковь, а все религии, которые представлены. В данный момент в России, поскольку возвышение в том числе и более востребованного общественностью учения, означает уничижение религиозных чувств верующих, исповедующих ислам, буддизм иудаизм и прочие вероучения. [2]
    Глава 1. Взаимоотношения государства и церкви

    1.1 Типы религиозных организаций
    Социология акцентирует внимание, на том, что религиозная культовая система – это система коллективных действий. Коллективные же действия не в состоянии происходить неожиданно. Они имеют необходимость в упорядочении, в следствии этого в базе культовых действий и взаимоотношений складывается религия как социальный институт. Социальные институты – это исторически образовавшаяся стабильная форма упорядочивания совместной деятельности людей. Развитие религии как общественного института представляет собой процесс институционализации религиозных культовых систем. Изначальным звеном института религии считается религиозная группа. Она возникает на основе совестного отправления религиозных обычаев, другими словами условных действий, в которых воплощаются те или иные религиозные. В исторической и философской литературе развернуто, показано характеризующая роль жрецов в становлении государственной правовой системы сообщества. Впрочем, эта роль связывается с тем, что жрецы были наиболее интеллектуальным слоем раннеклассового сообщества. М.Вебер и Э. Дюркгейм убедительно продемонстрировали, что основная роль жрецов определялась не только тем, что они были наиболее образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах считалась деталью частью культовой системы. Динамика воздействия религии на общественную жизнь описывается двумя ключевыми понятиями: сакрализация и секуляризация. Сакрализация – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, поведения людей институтов. Клерикализация – означало не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и исследование надлежащего идеологического обоснования, главными шагами которого были кодификация и канонизация вероучения, желание замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в системе богословско-теологического мышления. Взаимоотношения в реальном мире человеческой деятельности двух таких, казалось бы, в идеале далеких друг от друга сфер, как религия и политика. Человек своей природе – сложное и противоречивое существо. Ему присущи способность и потребность быть свободным, быть целостным и духовным, не связанным обстоятельствами повседневной жизни. Эта способность и потребность быть свободным, бесстрашным, бессмертным воплощается в религии. Религия – та сфера, в которой человек живет как носитель духовности, область его предельных упований и надежд, источник покаяния и очищения, познания своей подлинной, глубоко спрятанной сути. Повседневные дела людей, их земные, обусловленные материальной природой отношения – прежде всего, власть и подчинение – составляют сферы экономики и политики.[3]

    Таким образом, религия и политика соотносятся как духовное и земное, как свобода и не свобода, как трансцендентность и фактичность человеческого бытия. Поэтому отношения между ними сложны и противоречивы, мучительны и нерасторжимы. И как ни заманчиво представить себе абсолютно чистую, абстрагировавшуюся от политики религию, в действительности такого никогда не бывает. Дело в том, религиозная традиция представляет собой вполне реальную и осязаемую социальную силу. В традиционном обществе религиозные институты служат носителями сакрального авторитета, который абсолютно непререкаем. Поэтому они обладают реальной властью. Эта разновидность власти выступает в обществе как власть наместническая, представляющая не посредственно волю бога или богов.

    Христианство - самая крупная по числу последователей мировая религия. Основная часть христиан почитает Иисуса Христа как второе лицо Священной Троицы, единого Бога в трёх лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Священным Писанием признаются Ветхий и Новый Заветы. Христианство имеет грандиозное количество направлений, течений, деноминаций. Главные направления - православие, католицизм, протестантизм, монофиситство, несторианство. Духовные значения христианства написаны в Евангелие (Новый завет). Где Иисус Христос обучает: одолевать чувство злости, быть непорочными, верными своему слову, прощать всех, любить в том числе и своих недругов и стремиться к совершенству, как надо оказывать милостыню, молиться и поститься, что угодить Богу, нестяжанию и надежде на Бога, не осуждать ближних, оберегать святыню от поругания, быть неизменными в благих делах.

    Ислам - монотеистическая религия, одна из мировых религий (вместе с христианством и буддизмом), её последователи - мусульмане. Появился в Аравии в VII в. Основоположник - Мухаммед. Ислам формировался под солидным воздействием христианства и иудаизма. Основные принципы ислама изложены в Коране. Главные догматы - поклонение единому всевластному Всевышнему - Аллаху и почитание Мухаммеда пророка - посланцаа Аллаха. Мусульмане веруют в бессмертие души и загробную жизнь. Духовные ценности ислама написаны в священном Коране. Где Всевышний Аллах, через пророка Мухаммеда учит: развивать в своих сердцах самые ясные свойства души человека, что были дарованы Всевышним любому среди нас от самого рождения: милосердие, уважение к ближнему, сострадание, смирение, наставляет людей жить в мире и согласии, избегать злых деяний и избегать их, в случае если иные вынашивают такие мысли.

    Иудаизм древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе верований, жизненного уклада и культуры евреев. Канон священных книг иудаизма включает Тору (Пятикнижие Моисея), книги пророков и т.н. Писания. Всевозможные объяснения и комментарии канона собраны в Талмуде. Духовные ценности (социальная этика) иудаизма: предписание воздерживаться от причинения вреда ближнему и избегать причинять зло слабому, блюсти правосудие ; избегать взяток, грабежа и притеснения; защищать вдову и сироту; относиться с сочувствием к рабу и рабыне, воздерживаться от злословия, помогать нищему, кормить голодного и одевать нагого, человек обязан подавлять свои желания и кормить даже своего врага, возвращать врагу его потерянную собственность и помогать ему поднять его осла, упавшего под своей ношей, человек должен любить и уважать ближнего. Находить высшее выражение в заповеди: «Не враждуй на брата своего в сердце твоем…» Заповедь завершается словами «… люби ближнего, как самого себя. Я Господь».

    Буддизм - одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Духовные ценности с точки зрения философии буддизма включают в себя: мудрость, понятия истинной жизни, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. На современном этапе развития буддийской философии ее школы расставляют новые акценты в понятиях о духовных ценностях: взаимопонимание между нациями, готовность к компромиссу. Ради достижения общечеловеческих целей, то есть главной духовной ценностью является любовь в самом широком смысле этого слова, любовь ко всему миру, ко всему человечеству без разделения его на нации и народности. Эти ценности органически вытекают из базовых ценностей буддийской философии. Религия государство нравственные взаимоотношения.


    1.2 Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации
    Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации.[4] Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", принимаемых согласно ними других нормативных правовых актов Российской Федерации. А также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нужно кроме того принимать во внимание, что сообразно Конституции РФ ст. 15 тогда, когда, если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные Законом, то используются правила международного договора.

    Особенное место в законодательстве России о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях занимает Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Ст. 1 которого предписывает то, что он регулирует правоотношения в сфере гражданских прав и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

    При всем при этом, как объективно считает С.А. Авакьян, " нужно указать на то, что Федеральный закон 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" не проводит каких-то отличий между свободой совести и свободой вероисповедания, по тексту акта они применяются совместно в виде обобщенного понятия. Кроме того, нужно отметить, что в Законе учтено одно право личности, охватывающее обе данные свободы. Ст. 3 называется "Право на свободу совести и свободу вероисповедания". Впрочем "из анализа ст. 28 Конституции и ст. 3 Закона следует, что к содержанию данного права и соответствующих свобод необходим многоаспектный подход".[5] Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления либо ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ либо вытекающих из международных договоров Российской Федерации. А именно, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или же убеждений. Ст. 1, 2 гласит, что никто не может подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию либо убеждения по собственному выбору, а свобода исповедовать религию либо выражать убеждения подлежит только лимитированию. Установленным законом и достаточным для охраны публичной безопасности, порядка, здоровья и морали, точно также и главных прав и свобод иных лиц, и ликвидирует дискриминацию на основе религии либо убеждений со стороны хоть какого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц.[6] Исследование реестра нормативных правовых актов субъектов Федерации продемонстрировало, что собственно лишь немногим более чем десятью субъектами приняты и работают законы (иные нормативные акты не исследовались), регулирующие вопросы охраны прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений. Эти все законы, не считая дополнительно принятого Республикой Дагестан Закона "О запрете ваххабитской и другой экстремистской деятельности на местности Республики Дагестан", в различное время приводились в соответствие с федеральным законодательством. Впрочем, как представляется, сделано это было во многом де-юре. В одних субъектах собственные законы в последствии принятия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Были признаны утратившими силу. Увы, устанавливается, что согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления имеют все шансы наделяться Законом отдельными государственными полномочиями с передачей требуемых для их воплощения материальных и финансовых средств. Реализация переданных возможностей подконтрольна государству. А структура органов местного самоуправления ст. 131 определяется населением самостоятельно. Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" не содержит механизма контроля над осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми он их наделяет. Из всех изученных законов субъектов Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях. Представляется, что без решения данного вопроса органы местного самоуправления не смогут полноценно выполнять возложенную на них федеральным законодательством обязанность по обеспечению на соответствующих территориях охраны прав и свобод граждан, а районные и городские администрации, кроме этого, не смогут оказывать эффективное содействие органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе. Право человека выбирать, иметь и менять, убеждения не ограничено ничем и предусматривает право относить себя к любой религии, состоять в любом религиозном объединении, в которое его примут, переходить из одного религиозного объединения в другое (например, перейти из христианства в ислам, из адвентистов - в православные). Это личное право не распространяется на группу людей, состоящих в религиозной организации. Так, представляется неправомерным переход всей организацией из одной религии в другую и даже в рамках одной религии переход из подчинения одной централизованной организации, утвердившей ее устав, в подчинение другой. (Например, в рамках христианства - из католичества в православие, из Русской Православной Церкви - в Истинно-православную церковь и т.п.), поскольку это входит в противоречие с уставом религиозной организации, где закрепляется ее принадлежность. Конституция РФ предоставляет право на свободу совести каждому. Однако пользование этими правами иностранцами связано с законностью их пребывания на территории страны. Действующее законодательство обусловливает деятельность временно пребывающих в России иностранцев целью их нахождения в стране. Постоянно проживающие иностранцы пользуются правом на свободу совести (кроме права на участие в учреждении религиозной организации, ст. 9 Закона) наравне с гражданами РФ. Хотя они не в состоянии назначаться на конкретные должности и заниматься определенной трудовой деятельностью, если это требует принадлежности к российскому гражданству. Граждане РФ одинаковы перед законом в многих направлениях гражданской, политической, экономической, общественной и культурной жизни вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации тогда, когда его убеждениям либо вероисповеданию противоречит несение военной службы, правомочен на замену ее другой гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента РФ священнослужителям согласно с законодательством РФ о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на армейскую службу и освобождение от военных сборов. Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой установлено ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и согласно ст. 18 Конституции действует непосредственно. Отношения, связанные с реализацией гражданами РФ конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются ФЗ "Об альтернативной гражданской службе". По вопросу, касающемуся предоставления священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу. Действуют Указ Президента РФ от 14 января 2002 г. N 24 "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу" и Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 51 "Об утверждении Положения о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу". В частности, Президент РФ своим Указом в соответствии со ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Постановил предоставлять по просьбам религиозных организаций отсрочку от призыва на военную службу священнослужителям (до 300 человек), получившим в установленном в конфессиях порядке духовный сан (звание) и занимающим в религиозных организациях соответствующие должности. Если соблюдать условие, что религиозные организации не могут сменить их на этих должностях другими лицами на время выполнения прямых обязанностей священнослужителя. Правительство РФ согласно с реальным Указом характеризует порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям.

    Согласно Закону, никто не должен извещать о своем отношении к религии, и вовсе не может быть подвергнут принуждению при определении собственного отношения к религии, к исповеданию либо отказу от исповедания религии, к участию либо неучастию в богослужениях, иных религиозных обычаях и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Воспрещается втягивание малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии напротив их воле и в отсутствии их родителей или лиц, их заменяющих. Запрет на вовлечение в религиозные объединения и обучение религии малолетних (несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации). Напротив, их воле и в отсутствии их родителей согласуется с положениями ст. 26 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Сообразно которой родители правомочны в выборе вида образования для своих малолетних детей: ст. 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на базе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. В соответствии, с которой каждый ребенок вправе иметь доступ к образованию в сфере религии или убеждений согласно с желанием его родителей или в подходящих случаях законных опекунов и вовсе не принуждается к обучению в сфере религии или убеждений напротив желаниям его родителей либо законных опекунов, кроме того управляющим принципом считаются интересы ребенка.

    Принципы, провозглашенные в Итоговом документе Венской встречи адептов государств - участников Совещания по безопасности и совместной работе в Европе от 15 января 1989 г. п. 16.7, обязывают уважать среди прочего свободу родителей гарантировать религиозное и высоконравственное образование собственных детей в соответствии с собственными убеждениями. Эти принципы закреплены в ряде других международных правовых актов об уважении права родителей и лиц, их заменяющих, воспитывать детей в соответствии со своими собственными убеждениями и своим отношением к религии.

    Если же родители разнообразно относятся к религии, договоренность по вопросу о религиозном воспитании детей считается внутрисемейным делом. Тогда как в случае если ребенок по собственной воле принимает участие в богослужениях с одним из родителей в отсутствии согласия другого, то определяющим считается стремление ребенка и отсутствие принуждения. Воспрепятствование претворению в жизнь права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного преимущества, с устранением либо с дефектом имущества, либо с угрозой совершения таких поступков. Запрещается и преследуется согласно с ФЗ. Проведение общественных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, рядом с объектами религиозного почитания запрещаются.

    В соответствии со ст. 148 Уголовного кодекса РФ незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов. Наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

    Так, к примеру, тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не имеет возможности быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди. Это соответствует ст. 51 Конституции РФ, ч. 2 которой учитывается установление ФЗ иных случаев освобождения от обязанности. Предоставлять свидетельские показания, помимо предписанных в самой Конституции. Данное положение нашло отражение и в ст. 56 УПК РФ, согласно с которой священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля жизненных обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.

    Под запретом оскорбления религиозных чувств, людей нужно сознавать оскорбление граждан в связи с их отношением к религии, с их религиозными ощущениями. Не имеют юридического содержания понятия "религиозные чувства граждан" и их "оскорбление", так как, вроде как, экстремистски настроенные религиозные функционеры. Фанатично верующие люди могут заявить оскорбляющими их религиозные чувства всевозможные мероприятия. Тексты и изображения, не вытекающие из их вероучения или расходящиеся с ним, а если взглянуть под другим углом, могут быть предприняты попытки объяснять это положение закона так, будто нельзя оскорблять религиозные чувства граждан исключительно рядом с объектами религиозного поклонения, а в других местах это возможно.

    Кроме всего прочего разрешение коллизий обязано основываться на равноправии, как верующих разных вероисповеданий, так и нерелигиозных граждан. Надлежит отметить, что и нерелигиозные граждане могут усматривать посягательство на их свободу совести. В нарочитом размещении религиозных текстов и изображений поблизости светских культурных центров и объектов, в активной до навязчивости деятельности миссионеров, поползновениях вторжения пропагандистов какой-нибудь из религии в жилье и приставании к прохожим на улицах, в стремлении религиозных объединений повлиять на людей, работающих на государственных предприятиях или в организациях, через посредство их администрации.

    Глава 2. Исторические аспекты взаимоотношений
    государства и церкви


    2.1 Взаимоотношения религиозного института
    политических структур

    Исходя из истории взаимодействия государства и религий в России, можно сказать, что на протяжении многих лет, начиная с XVI века, государство стремилось контролировать Церковь, не только как организацию, но и внутреннее управление самой религией. Ничего хорошего из этого не вышло, так как Церковь не смогла в полной мере выполнять наложенную на нее функцию нравственного регулятора, так как она перестала иметь для этого необходимый авторитет. И поэтому цель этой главы выяснить имеются ли условия в современном российском законодательстве необходимые, что бы религия могла свободно выполнять, как свои внутренние функции, так и функцию нравственного регулятора в обществе. Состояние российского законодательства в сфере религии можно назвать в целом достаточно позитивным и стабильным. Основанием для подобных выводов является то, что в России нет межрелигиозного противостояния, как нет и межэтнических конфликтов, которые питались бы религиозными мотивациями, также, Россия – одна из немногих стран, где не только отсутствует конфронтация между основными религиозными течениями, но и наличествует плодотворное сотрудничество между конфессиями. Перечислим законы, которые закрепляют религиозное разнообразие в России и помогают эффективно бороться с проявлениями дискриминации по отношению к религиям и к гражданину, через его религиозные взгляды:

    Конституция РФ: ст. 14, ст. 19, ст. 28, ст. 29

    Конституционные нормы вложены в Федеральные Законы, принятые по различным отраслям (трудовой кодекс, семейный кодекс, в федеральных законах об информации, СМИ, об образовании, о культуре, о гарантии прав ребенка, о здоровье, об избирательных правах, о государственной службе), но возьмем один из них, в котором более подробно прописаны действия государства и Церкви в отношении друг друга.

    Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”

    Федеральное Собрание РФ, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что РФ является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания; принимает настоящий Федеральный закон.

    Ст. 4. Государство и религиозные объединения; ст. 6. Религиозные объединения

    Из данного закона следует, что в российском законодательстве имеются все нормы, которые гарантируют невмешательство государства в канонические дела церкви, но и невмешательство церкви в дела государства, но при этом государство готово помогать Церкви и в экономической области, реставрационной, образовательной. Это можно по-разному охарактеризовать, но в современном обществе, в светском государстве – это одна из наилучших форм взаимодействия.

    Одновременно российским законодательством установлена ответственность за нарушение принципов равенства всех перед законом, за совершение правонарушений по религиозным мотивам:

    УК РФ рассматривает совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды как обстоятельство, отягчающее ответственность.

    Также государство должно разделять деятельность религиозных объединений готовых к мирному диалогу и деятельность экстремистских организаций, что оно и делает в своем законодательстве.

    Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ.

    Законом установлена ответственность за такого рода деятельность, в том числе ликвидация организации, признанной экстремистской.

    В 2009г. при Министерстве юстиции РФ создан научно-консультативный Совет по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма. Совет будет рассматривать информационные материалы, представленные судебными, правоохранительными органами, министерством юстиции, а также гражданами и организациями. Заключения Совета будут носить рекомендательный характер и станут публиковаться на сайте Минюста. В случае решения о наличии в информационных материалах признаков экстремизма заключение Совета будет в обязательном порядке направлено в прокуратуру.

    Теперь рассмотрим, как в России осуществляется диалог между Церковью и государством, какие органы созданы для этого.

    1.) Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (далее именуется – Совет) является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.

    2) Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.

    3) Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

    Комиссия не обладает контрольными или распорядительными функциями по отношению к религиозным организациям.

    4) Общественная палата: Комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести

    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные и муниципальные служащие обязаны оказывать содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

    5) Соглашения различных конфессий с исполнительными органами власти на местах.

    Исходя из вышеперечисленных органов, можно сказать, что в России существуют государственные органы, по взаимодействию с различными религиями и исполнение предписаний большинства из них являются обязательными. Более конструктивное сотрудничество идет на местах, нежели с федеральными органами власти. Но есть и негативные стороны, во-первых, собираются данные комиссии и комитеты очень редко, чаще всего один раз в год, во-вторых, невозможно узнать что именно сделали данные комиссии, так как никаких актов или предписаний, никаких источников опубликования найти не удалось (исключая комитет в государственной думе).

    В России еще существуют формы сотрудничества между основными религиозными течениями, которые способствуют межрелигиозному диалогу и выработке решений, которые потом выносятся на обсуждение при встрече с органами государственной власти.

    - Межконфессиональные соглашения.

    - Круглые столы.

    2.2 Основные аспекты отношений раннего и средневекового христианства к государству в целом
    Если говорить обобщённо, то следует выделить два главных подхода к объяснению происхождения государства. Первый из них из того, что государство является произведением искусственным, создающимся чьей-то волей, не детермированной материальными отношениями и факторами. Это может быть божественная воля; обуславливающая богоустановленную власть и требующая безоговорочного подчинения ей со стороны всех и каждого: Человеческая воля, выраженная в договорных отношениях, которые обеспечивают порядок и защиту прав человека: общая или абсолютная воля объективного духа, не совпадающая с волей отдельных граждан и проявляющаяся в государстве. Воля завоевателя, которая обеспечивает происхождение государства путём насилия, а само государство представляет собой, не навязанной обществу: сочетание воль «правящих и управляемых», обозначающие политическую власть на основе общественной солидарности и так далее. В соответствии с этим отмеченные представления выражались в виде всевозможных доктрин возникновения государства. Среди них теологическая, появившаяся для обоснования божественного возникновения восточных деспотий и власти. Феодальных стран, а ныне практикующая государство как «священное учреждение» с позиций христианской демократии; договорная, объясняющаяся перехода от естественного сочетания к организационному сообществу, объединяющему жителей нашей планеты в государство: беспристрастно – идеалистическая, связывающая происхождение страны с требованиями разума, потому как «мудрое предназначение жителя нашей планеты – жить в государстве» (Гегель); доктрина насилия, выводящая государство и культа силы, рассматривающая его как продукт войны и покорения: доктрина солидаризма, представляющая государство в виде системы взаимозависимости, Все эти теории – не только богатство истории. Отношения религиозных институтов и политических структур в истории религии получали в высшей степени многообразные формы. Из числа этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и государственная религия нераздельно слиты. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил эту необычайную и неизвестную до этого форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, неотъемлемым для всех граждан.[7] Рассматривая взаимоотношение церкви и государства, мы должны ограничиваться рамками некой конкретной конфессии, потому что, «религии в общем» не существует, а объём работы не позволяет останавливаться на всех главных религиях мира поочерёдно.

    Исторически сложилось так, что христианство первые века собственного существования было гонимой и вовсе не признанной государством религией. Отношение раннего христианства к государственной власти было резко оппозиционным, что собственно определялось не столько особенностью Римской империи, хотя основным образом враждебностью христиан всему мирскому в общем. Это разъяснялось их полной уверенностью в неминуемом быстром пришествие Царствия Божьего, обещанном Иисусом Христом. Слова Христа «Царство моё не от мира сего» ориентировали верующих на враждебное и брезгливое отношение к имеющейся политической власти. М. Вебер выделяет следующие нюансы отношения раннего и средневекового христианства к государству в общем: Отвращение к Римской империи как к царству Антихриста; Абсолютное хладнокровие, пассивная терпимость относительно к власти, а отсюда – интенсивное выполнение всех повинностей, такой как уплаты налогов, в случае если они напрямик не грозят спасению души; «отдавайте кесарево кесарю» значит непосредственно абсолютное хладнокровие к делам мира. Желание держаться в стороне от конкретного политического общества, так как роль в нём неизбежно ведёт к греху. Хотя подчиняться руководству, пускай в том числе и неверующему, потому что оно всё-таки угодно Богу, хотя и грешно; скажем как и всё устройство мира, его безнравственность – возложенное Богом на людей за грехопадение Адама наказание, которое любой христианин обязан терпеливо нести;

    Две первые позиции относятся к периоду эсхатологических надежд. Относительно заключительной позиции, христианство не отреклось от неё в последствии того, как стало государственной религией. Напряжённость и враждебность между официальным Римом и христианством обострялись ещё больше лишь потому, что христиане категорически отвергали культ императора и институт суда. Тем не менее, первые поколения христиан признавали, что государство выполняет функции носителя порядка во всем мире.

    Византийский период можно охарактеризовать как чисто теократический. Эта эра происхождения и расцвета на практике именуемого «цезаропапизма» - соединение светской и церковной власти. Символическим выражением мысли стала церемония коронования и миропомазания императора. Унаследования от Византийской империи Россией концепции христианского монарха как олицетворения «власти от Бога» служила теоретическим объяснением необходимости в сообществе института монархии. Усиление государственной власти сопровождалось и оттеснением на второй план церкви. Мощный размах государственного вмешательства в дела церкви - одна из главных черт этого периода её истории. В учении Феофана Прокоповича соединились теократические представления об абсолютизме в его протестантском выражении с византийским осознанием государственной власти; согласно данной новейшей концепции властитель считается высочайшим хранителем и защитником догматов церкви. Свою задачу Пётр 1 видел в наиболее узком сращивании церкви и государства и превращении первой в инструмент морали. Уничтожение патриаршества преподносилось как выражение заботы, политической целью этого акта было уничтожение соперника в лице церковной власти. Задачей Духовной коллегии стало создание гарантированной организованной подконтрольности церковного аппарата государственной власти. Секуляризация церковных владений, уменьшение количества монастырей – всё это было итогом рационалистическим об общественной пользе. Для выполнения данных планов и была создана Духовная коллегия, после чего Священный Синод, участники которого были слугами царя и государства. Юридическим основанием для создания этого института стал «Духовный регламент» главнейший церковный документ в истории России, на протяжении двух следующих веков определявший жизнь православной русской церкви. После смерти Петра 1 Священный Синод был подразделён на два департамента: первый состоял из иерархов и занимался духовными делами, второй включал лиц светского звания. В отношении религиозных сект политика была сложной; государство рассматривало церковь являясь частью себя самого и практически до 19 в. Религиозная оппозиция оценивалась, сначала, как политическая и в соответствии с этим преследовалась. Церковь к концу синодального периода окончательно утратила способность функционировать как независимый институт, церковное руководство стало частью высшей министерской бюрократии. Церковь оказалась в изоляции в пучине реакции. Синод официально санкционировал сотрудничество духовенства с правоэкстремистскими политическими организациями после 1905г. В основных законах, утвержденных еще Павлом 1, говорилось, что «Христианская православная вера есть первенствующая и господствующая», а «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догманов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в церкви святого благочиния. На церковь возлагалось ведение актов гражданского состояния, брак был религиозным и заключался, и регистрировался в церкви. Дела семейные (конфликты между супругами, родителями и детьми, дела о расторжении брака) рассматривались в церковных судах (епархиальных консисториях) по церковному (каноническому) праву. Преступления против веры стояли на первом месте в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных и рассматривались как тяжелые государственные преступления.[8]

    С конца 18 века берут начало две фундаментальные тенденции, связанные с разделением церкви и государства. Государство терпит церковь как культовое учреждение и официально признаёт свободу совершения религиозных обрядов.

    В 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) была создана специальная «Комиссия по проведению отделения церкви от государства», позже переименованная более откровенно в «Антирелигиозную комиссию». В массовом количестве закрывались церкви, начались карательно-пропагандистские антирелигиозные акции. 23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет о принудительных изъятии церковных ценностей. После смерти Патриарха Тихона в 1925г. советское правительство запретило выборы нового патриарха. Посланием митрополита Сергия от 27 июля 1927г. определило отношение церкви к государству. Она окончательно подпала под власть государства. К началу второй мировой войны церковная организация была практически полностью ликвидирована повсеместно.

    Начало войны с фашисткой Германией открыло новый этап в истории церковно-государственных отношений. Поворот в сталинской политике в отношении церкви приходится на 1943 г., когда состоялась его встреча с духовенством. Церковь как институт получила возможность восстановления. Впервые после 1926 г. церковному Синоду было разрешено выбрать патриарха. В то же самое время СНК СССР учредил новый Совет по делам Русской православной церкви, который должен был представлять в правительстве интересы церкви.

    В январе 1945 г. был принят новый устав, восстанавливающий организационную основу Русской православной церкви. В1946 г. вновь были открыты семинарии. Однако при этом Русская православная церковь должна была, безусловно, поддерживать внутреннюю и внешнюю политику правительства. В 1945 г. Был созван Поместный собор, на котором был избран новый патриарх Алексий (Симанский), и Русская православная церковь вновь вернулась в лоно морового православия.

    Эпоха умеренного ослабления напряжения в отношениях между государством и церковью окончилась с развертыванием Хрущевым в 1959 г. антирелигиозной кампании, которая длилась до конца 1964 г. Курс на победу коммунизма, провозглашенный Н.С.Хрущевым, предполагал ликвидацию религии. Московская патриархия, как и вся Русская православная церковь, рассматривалась в известном смысле как пережиток сталинизма, который должен быть устранён.

    Новая политика руководителя партии и государства М.С.Горбачёва привела к более терпимому отношению к религии и существенно улучшила взаимосвязи между государством и Русской православной церковью.

    Заключение

    Рассмотрев все стороны касающееся взаимоотношения государства и церкви, можно сделать несколько выводов. При рассмотрении религий, которые преобладают на территории России, и их духовных ценностей. Вывод заключается в том, что, в принципе, данные религии несут общие духовные ценности и государство, признавая, что земные нравственные мерила несовершенны и недостаточны для регулирования отношений в обществе, должно опираться на нравственные ценности, исходящие из данных религий, сложившиеся на протяжении долгого времени, пронизанные и проверенные историей. Рассмотрев понятие государства, исходя из функций, которое оно выполняет и статей Конституции РФ, Россия была признана социальным государством, а это говорит о том, что вся деятельность его должна быть направлена на взаимодействие с гражданином и обществом, частью которого является церковь, для их бесконфликтного существования, чему нравственные ценности религий способствуют. Была рассмотрена история взаимоотношений государства и церкви, где на протяжении долгого времени, государство контролировало церковь, даже контролировало каноническую сторону церквей, это говорит об отсутствии какой-либо свободы в области свободы слова, свободы вероисповеданий, заложенные в принцип демократического государства, поэтому можно говорить об их недемократичном государственно-правовом режиме.

    Также рассмотрены правовые взаимоотношения между государством и церковью. Из которых можно сделать вывод, что в современной России созданы условия для взаимоотношения государства и различных религий. Законодательство, которое гарантирует равенство всех религий, отсутствие дискриминации по религиозному признаку, невмешательство государства во внутренние вопросы церкви, а также помощь со стороны государства в социальной сфере: в области образования, здравоохранения, культуры, уголовно-исправительных учреждений и других. Таким образом, под эгидой Церкви возникают островки с религиозными, нравственными ценностями, которые она может передать людям, через те же самые социальные сферы (собственные публикации, СМИ, образование, оказание помощи, тюрьмы, вооруженные силы). Исходя из вышесказанного, из цели, заявленной в ведении, можно сказать, что принцип ««Симфония церкви и государства» не просто возможен в современной России, но и даст наилучший результат для гражданина, для общества и для государства в целом. Государственно-церковные отношения на протяжении многих веков выступают составной частью системы общественных отношений любого общества. В силу целого ряда специфических особенностей они могут быть отнесены к одному из видов так называемых «синтетических» общественных отношений, которые складываются в результате тесного взаимодействия материальных и идеологических связей в обществе. Эти отношения, будучи относительно самостоятельными, находятся в тесной взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и нравственными отношениями. История свидетельствует, что они постоянно развиваются и изменяются в зависимости от развития общества. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях". В случае противоречия Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон. В этой связи представляется очень важным, чтобы принятие федеральных законов, действующих в данной сфере, не порождало коллизий в самом федеральном законодательстве. С другой стороны, не менее важной является проблема реализации федерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.


    написать администратору сайта