Взаимотношение-Руси-и-Византии. Взаимоотношения Руси и Византии
Скачать 59.85 Kb.
|
на тему: «Взаимоотношения Руси и Византии» ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………..2 ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………..............3-4 1 ГЛАВА…………………………………………………………………………..5 История отношений Руси и Византии…………………………………………5-7 Появление православия на Руси……………………………………………….7-9 2 ГЛАВА…………………………………………………………………………..9 Внешняя политика Киевской Руси…………………………………………...9-12 Военная связь Руси и Византии……………………………………………..13-18 Торговые отношения Византии и Руси…………………………………….18-20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………21-22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….........23 ВВЕДЕНИЕ Над изучением русско-византийских отношений немало потрудились как историки Византии, так и русские историки. Но ни те, ни другие не предложили, однако, схемы, которая охватывала бы эти отношения на всем их протяжении — от IX до XV в. — и которая раскрыла бы их существо и смысл. Несомненно, что затруднения, возникавшие здесь перед исследователями, объяснялись особого рода отражением этих отношений как в византийских, так и в русских источниках. Только уяснение характера и назначения такого основного для понимания русско-византийских отношений источника, как русское летописание XI—XV вв., дает возможность теперь предложить подобного рода схему. Последняя опирается на работы предшествующих ученых, с большим успехом потрудившихся над уяснением и разгадкой некоторых моментов русско-византийских отношений, частью же требует еще дополнительных исследований и пересмотра некоторых вопросов. В истории русско-византийских отношений на протяжении шести с лишним веков можно отметить три основных этапа. Начавшись с того времени, «когда магические чары, которые влекли северных варваров к западному Риму, привлекали Русь к Риму восточному», русско-византийские отношения коренным образом видоизменяются при Ярославе, когда Киевское государство и реально и формально заключает с Византией прочный и длительный военный союз против степняков (1037 г.). Союз этот, то слабея, то усиливаясь, в зависимости от сложного международного положения Империи и от внутренних явлений феодального распада Киевского государства, не был поколеблен падением Константинополя в 1204 г. и даже пережил время татарского завоевания. Подчинение русских княжеств золотоордынским ханам явилось третьим этапом в истории русско-византийских отношений. Никейская Империя, используя широкую веротерпимость ханов и трактуя русско-византийские отношения как отношения религиозные, сохраняет за собою значение главного распорядительного центра русских княжеств и не без успеха распространяет сферу своего влияния на Литовское великое княжение через те русские княжества, которые вошли в его состав. Объект исследования: русско-византийские отношения. Предмет исследования: основные направления взаимодействия Киевской Руси и Византии в IХ-ХI вв. Цель исследования: проследить развитие отношений двух государств — Византии и Киевской Руси — в означенный период и выявить степень их влияния на международной арене. Задачи исследования: проследить эволюцию отношений Древнерусского государства с Византией; показать значение крещения Руси по византийскому обряду и влияние византийской духовности на исторический путь России; сформировать представление о влиянии культуры Византии на формирование христианской культуры Руси. Методы исследования: Изучение литературы и других источников информации, анализ текста также теоретический анализ и обобщение научной литературы. Практическая значимость индивидуального проекта: Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по истории. Степень разработанности: Данной теме посвящен огромный ряд научных статей. При работе над проектом были изучены были изучены научные труды отечественных ученых таких как: Рыбаков С.В., Цугба А., Приселков М.Д., Кецба Бата Игоревич, Николай Михайлович Зёрнов и др. Глава 1. История отношений Руси и Византии. Анализ цивилизационных особенностей любой страны невозможен без обращения к их корневым, базисным чертам. Такими чертами являются, прежде всего, язык и культура, глубинно связанная с религиозными традициями. Фундаментальные «цивилизационные активы» России - это русский язык, относящийся к славянским языкам, и культура, опирающаяся на традиции православия, пришедшего на Русь из Византии. Хотя феномен российской цивилизации определяется не только славянским и византийским компонентами, но именно они стали ее «несущими конструкциями». В своих истоках история России, как и история многих других славянских стран, прочными нитями соединена с историей Византии. Перед взорами иностранцев Византийская империя представала олицетворением богатства и могущества. Огромными масштабами отличался Константинополь, население которого уже в XI веке превысило миллион жителей. О роскоши этого царственного города по миру ходили легенды. Мозаичное убранство собора Святой Софии в Константинополе своим великолепием поражало любого, кто переступал его порог. Архитектурными красотами славились также Антиохия, Александрия, Фессалоники, Херсонес. Роскошь Византии притягивала интерес и любопытство самых разных народов. Восточные славяне среди них не были исключением. В исторических источниках содержится немало сведений об отношениях Византии с Русью. Судя по всему, поначалу эти отношения были далеки от дружеских. В IX веке россы совершали морские набеги на византийские владения в Крыму, на Кавказе, в Малой Азии и даже добирались до Царьграда-Константинополя, разоряя его окрестности. Тенденция стала меняться, когда восточные славяне приступили к созданию государства. На процесс его формирования влияла экономическая география: через Русскую равнину проходил торговый транзит, связавший Скандинавию с Византией, - «путь из варят в греки». Вхождение Руси в систему международной торговли подготовило экономическую базу для возникновения русской государственности. Однако роль «пути из варяг в греки» не сводилась только к экономическим факторам. Он оказал на восточных славян культурно-цивилизующее воздействие, давая им возможность взаимодействовать с разными народами, знакомиться с опытом их исторического творчества. Наиболее ценным был опыт Византии - самой развитой и яркой державы того времени. Контакты с нею помогли восточным славянам получить представления о формах и средствах государственного строительства. С образованием Русского государства его правящие слои стали стремиться к установлению прочных политических и торговых связей с Ромейской империей. По представлениям русских князей, для установления этих связей требовалось доказать грекам, что Русь обладает достойным государственным статусом. В 911 году князь Олег совершил военный поход на Царьград, заставив византийцев воспринять Русь как серьезную военную силу. Результатом похода стал торговый договор, по которому русские купцы получили право селиться в предместьях Царьграда и свободно торговать в нем. В 941 году примеру Олега последовал князь Игорь, но его военно-морская экспедиция закончилась неудачей. Через три года Игорь повторил попытку, добившись на этот раз желаемого: император Роман согласился подписать с Русью новый договор. От имени русских послов в нем говорилось, что и князь Игорь, и его бояре, и все русские люди полны стремления заключить «союз любви» с византийскими царями, знатью и со всеми простыми людьми «на все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит»'. Византийский басилевс внес в договор пункт о взаимной военной помощи, призванной показать «другим странам, какую любовь имеют между собой Греки и русские». Союз Руси с Византией укрепила вдова Игоря княгиня Ольга, в 955 году приехавшая в Царьград, чтобы принять право-славное крещение, «и наставил ее патриарх в вере»?. Крестница отцом Ольги стал император Константин Багрянородный. Вернувшись в Киев, Ольга позаботилась о создании условий для распространения на Руси византийского православия. Сын Ольги Святослав Игоревич, хотя и не принял христианство, продолжил сотрудничество с Византией. Ссылаясь на договоренности с Игорем, византийское правительство попросило у Святослава помощи в усмирении восставших болгар. Князь откликнулся, и в 967 году его рать заняла Болгарию. Болгары, будучи славянами, проявили лояльность к славянскому князю, и Святослав решил остаться у них, сделав своей столицей Переяславец на Дунае. Басилевс Иоанн Цимисхий, увидев в таком поведении нарушение русско-византийского договора, попытался образумить Святослава, послав ему письмо о недопустимости «разрушать мир, доставшийся нам от отцов неоскверненным и неколебимым». Цимиский обращался к князю как к партнеру, советуя ему без промедления покинуть не принадлежавшую ему страну: «Если сами не уйдете, то изгоним вас против вашей воли». Святослав, всю свою жизнь посвятивший воинской службе, выковывал в своем характере качества настоящего воина - отчаянно храброго, непритязательного к земным благам, презирающего опасности, ищущего риска. С этой точки зрения он воспринимается сейчас как человек, ставший прообразом для будущих казаков. Казачество, выйдя на историческую сцену через несколько веков после походов Святослава, то ли благодаря легендам и преданиям, то ли по какому-то внутреннему наитию несло в себе заветы отважного князя, а запорожцы даже копировали его внешний облик, запечатленный византийским хронистом Львом Диаконом. Святослав, выше всего ценивший воинскую храбрость, отказал Цимисхию: «Зря император ромеев принимает россов за изнеженных баб и тщится запугать нас угрозами». Такой ответ был воспринят в Константинополе как дерзкий вызов. Против Святослава было направлено сильное византийское войско. Русские воины не забыли вкус побед, одержанных недавно над хазарами, и бились с полной отдачей сил. Но победить византийцев они не могли: сказывалось отсутствие достаточных резервов. Смирив гордый нрав, Святослав признал поражение и попросил Цимисхия не препятствовать россам в возвращении на родину. Тот незамедлительно согласился. Мир между Византией и Русью был восстановлен, и договор, подписанный в 944 года князем Игорем и басилевсом Романом, остался в силе. Политический союз Руси с Византией дополнялся разнообразными связями в культурно-религиозной сфере. Мощный импульс развитию этих связей придало создание византийскими просветителями Константином и Мефодием славянской письменности. Переработанный учениками братьев-просветителей славянский алфавит был назван «кириллицей» - в честь Константина, в монашестве получившего имя Кирилл. Сначала кириллица закрепилась у болгар, македонцев и сербов, затем ее узнали и на Руси. Появление на Руси книг, написанных по-славянски, облегчило и ускорило ее переход от первобытных культов к христианству. Крещению Руси предшествовала политическая акция князя Владимира, связанная с русско-византийским договором о взаимопомощи. Выполняя этот договор, Владимир помог басилевсу Василию II подавить вооруженный мятеж полководцев Варды Склира и Варды Фоки. Удостоверяя признательность Владимиру, Василий II согласился отдать ему в жены свою порфирородную сестру Анну. Для этого Владимир должен был креститься и объявить христианство официальной религией Руси, что он и сделал летом 988 года, находясь в византийском Крыму, в Херсонесе. Этот древнегреческий город стал колыбелью русского православия. Христианское вероисповедание пришло на Русь не только как религиозный культ, а как гармоничная мировоззренческая система, как «учение об истине», ставшее для русичей источником жизнеутверждающей духовной энергии. С принятием христианства Русь вступила на путь целенаправленного исторического творчества: все происходящее стало оцениваться с позиций нравственных заповедей, вменявших людям ответственность перед историей, появились представления о смысловом векторе истории, тогда как языческое сознание воспринимало историю в виде движения по замкнутому кругу. Единая религиозная система, пришедшая на смену разрозненным языческим верованиям, способствовала быстрому слиянию восточнославянских племен в единую этническую общность русский народ. Возрос международный авторитет Русского государства. Византийское православие позволило Руси приобщиться к лучшим достижениям тогдашней мировой культуры и вместе с тем развить собственную книжную культуру, открыть простор для просвещения на родном языке, чему способствовали кирилло-мефодиевские традиции, нацеленные на широкое распространение просвещения. На Руси продолжателями этих традиций выступили Киевский митрополит Иларион, летописец Нестор, проповедники Кирилл Туровский и Климент Смолятич. Гимном просвещению звучали слова Нестора-летописца, вписанные в текст «Повести временных лет»: «Велика, бывает польза от учения книжного. ... В книгах неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся». Прорыв в культурном развитии Руси стал возможен благодаря помощи со стороны византийцев. Из Византии в Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк приезжали священнослужители, иконописцы, мастера-строители, ремесленники. В русских городах развернулось храмовое строительство, появились новые для русичей ремесла, стали усваиваться православные этические и правовые нормы. Русские массово принимали христианские имена, распространенные у византийцев. Греческие священники налаживали на Руси благотворительную и медицинскую деятельность, перенастраивали семейную сферу, искореняя похищения невест, многоженство, близкородственные браки.1 Если варяги способствовали возникновению государственности в России, то своим духовным рождением русский народ обязан Православной Церкви. Она помогла объединить и слить в единое целое те разнородные элементы – славянские, финские, монгольские и скандинавские, – которые образовывали Южно-Русские княжества. Русская письменность, русская культура, даже сам русский язык, возникли под покровом Православия. Славяне, наложившие наиболее глубокий отпечаток на облик русского народа, были язычниками во время зарождения Киевского княжества. Они поклонялись божественному началу, открывающему себя в явлениях природы, в солнечной энергии, в ветре, в дожде и живительной силе земли, произрастающей растительность. Они почитали также и своих предков, веря в бессмертие человеческой души. До обращения в христианство Восточные славянские племена находились в младенческой стадии своей культуры. Когда в IX веке они соприкоснулись, благодаря вновь открытым торговым путям, проходившим через их землю, с более развитыми народами, они оказались и в сфере их религиозного влияния. X в. стал поворотным в истории только что зародившегося русского государства, его будущее зависело от той религиозно-культурной группы, к которой оно решится примкнуть, и этот решающий выбор был сделан одним из его наиболее одаренных правителей, святым равноапостольным князем Владимиром (976–1015), воспеваемым в русских былинах под именем Владимира Красного Солнышка.2 Таким образом можно сделать вывод о том, что принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Глава 2. Политические и торговые отношения Руси и Византии. В течение долгого времени, а это около пяти столетий, Византия и Русь находились в тесных отношениях. Становление древнерусского государства происходило при разнообразных контактах и столкновениях с византийцами. Влияние византийской культуры и системы организации жизни прослеживается во всех сферах жизнедеятельности Руси. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Русь переняла многие положения из межгосударственных договоров с Византией. Множество обрядов перешло из культуры Византии в культуру Руси. «Самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия — одной из важнейших основ византийской культуры. Христианство пришло на смену древнерусскому язычеству, типичному для родового общества. Язычество являло собой страх перед могуществом природы, сознание бессилия человека перед стихийными силами. Христианство в своей богословской концепции мира ставило человека в центр природы, а природу воспринимало как служанку человека, открывало в природе «мудрость» мироустройства и божественную целесообразность».1 Киевская Русь не могла на тот момент стать в один ряд со странами Европы и Востока, не переняв у них ремесел, науки, культуру и т.д. Она могла с легкостью взять это в Византии. С принятием византийского христианства в Русь пришла и письменность, и многие другие недостающие развитию страны элементы. 3 Осуществление внешней политики было важнейшей функцией киевских князей. Прежде чем излагать подробности походов и сражений, следует кратко назвать и показать на карте важнейшие направления внешней политики Киевской Руси. -Южное - отношения с Византией, политическим и культурным центром Восточной и Южной Европы -Восточное - отношения с Хазарским каганатом и кочевниками (со Степью) -Западное - отношения со странами Западной и Северной Европы. Первые известные набеги славян на Византию произошли в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде. Наиболее известны походы при Олеге и Игоре. Олег организовал поход в 907 г. Греки замкнули бухту цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор.По условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. В 911 г. условия договора были дополнены обязательством сторон наказывать за преступления, совершенные против другой стороны, помогать друг другу при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов. Допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии. Игорь организовал поход в 941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи "греческим огнем". В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако греки предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю. Дружинники предпочли взять дань и не биться. В 945 г. был заключен новый русско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в 907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не могли больше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонние обязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония в Крыму) и не пускать туда болгар. При Ольге Русь и Византия сблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Руси христианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились. Святослав первоначально выступал союзником Византии. В 967 г. он вторгся в Болгарию, воевавшую тогда с империей, и разбил болгар под Доростолом. Святослав хотел даже перенести свою столицу в г. Переяславец на Дунае, выгодно расположенный на пересечении торговых путей. Набег печенегов на Киев вынудил Святослава возвратиться домой. Вскоре он вновь явился на Дунай. Но обстановка изменилась. Наказав болгар, византийцы опасались теперь усиления Святослава. Новый император Иоанн Цимисхий потребовал от Святослава покинуть Болгарию. Князь отказался и, по утверждению греческого хрониста , сам предложил грекам уйти из Европы в Азию. Русско-болгарская война перешла в русско-византийскую. Несмотря на значительное численное превосходство греков, русские сражались успешно. Во время одного сражения князь говорил дружине: "Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут. Если же побежим, будет нам срам" . После ряда сражений Святослав был осажден в Доростоле и вынужден заключить мир.По условиям договора русские уходили из Болгарии и обязывались впредь оказывать империи помощь против любого вторжения. Греки беспрепятственно пропускали русских на Днепр. Греки не выполнили своих обязательств. Они сообщили печенегам о том, что Святослав идет "с малой дружиной". Печенеги устроили в днепровских порогах засаду и убили Святослава. Печенежский князь Куря сделал из его черепа чашу, чтобы пить из нее и тем приобрести доблесть погибшего врага. Окончательная нормализация отношений с Византией произошла лишь при Владимире I, в результате крещения Руси. Крупнейшим восточным соседом Руси являлся Хазарский каганат. Это тюркоязычное полукочевое государство, в котором господствующей религией был иудаизм. Длительное время хазары брали дань с ряда славянских племен (северян, радимичей). Олег заставил эти племена платить дань не хазарам, а Киеву. Отношения Руси с каганатом ухудшались также под влиянием Византии (союзник Руси с 907 г.). Византия и каганат враждовали из-за столкновения интересов на Черном море и религиозных распрей. Решающий удар каганату был нанесен Святославом в 964-966 гг. Он захватил столицу каганата Итиль (в дельте Волги), города Семендер (в Прикаспии), Саркел (на Дону). Не выдержав этого удара, каганат вскоре распался. Господами в степях стали тюркоязычные кочевники-печенеги. Печенеги нападали на русские торговые караваны на Днепре, устраивали набеги на Русь. Но иногда они выступали и союзниками русских (например в 944 г. во время похода Игоря). В 969 г., во время пребывания Святослава на Дунае, печенеги осадили Киев и едва не взяли его. Лишь срочное возвращение Святослава заставило их отступить. В 972 г. печенеги все же убили Святослава. При князе Владимире I границы Руси были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затруднило набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Х в. печенеги кочевали в одном дне пути от Киева, в начале XI в. - в двух днях пути. В 1036 г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение. После этого многие печенеги перешли на русскую службу, главными же противниками Руси с востока стали на два столетия половцы. Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X-XI вв., после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Уже внуки Владимира были женаты на польской, византийской и немецкой принцессах, а его внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции. В Х-XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев (ныне - Тарту). Сделав вывод о вышесказанном можно сказать о том, что, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.4 Изучив внешнюю политику, мы можем плавно перейти к военным связям, которые были немаловажным звеном для улучшения(ухудшения), как внешней, так и внутренней политики Руси. Во время правления киевского князя Олега (882-912), создателя древнерусского государства, внешняя политика Киевской Руси по отношению к Византии отличалась довольно легко прослеживаемой двойственностью: вражды и мира. Эта двойственность пройдет через всю историю дипломатии Руси и Византии. Князь Олег дважды предпринимал походы на Византию — в 907 г. и в 911 г. И последующие великие киевские князья также будут либо совершать походы, либо возглавлять (или снаряжать) посольства в Византию. В результате этих походов подписывался двусторонний договор, в который включались торговые, военные и политические статьи. Договоры, заключенные в результате походов князя Олега, были выгодными для Руси. По договору 911 г. Русь получала право беспошлинно торговать на рынках Константинополя. Византийская сторона обязывалась содержать за свой счет купцов и послов Руси во время их пребывания на территории империи, а также снабжать их всем необходимым для обратного пути в Киевскую Русь. После заключения договоров 907 и 911 гг. руссы стали принимать активное участие в византийских военных экспедициях, в частности, против Хазарского каганата, печенегов, половцев и арабов. Византия вела многочисленные войны и остро нуждалась в русских воинах. После походов Олега Русь и Византия, разделенные морем, стали как бы ближе друг другу — по крымским и причерноморским владениям Византии. Торговые связи Византии и Руси приобретают регулярность. Ежегодно, летом флотилия руссов появлялась в Босфорском проливе. Купцы поселялись не в самом Констатинополе, а в пригороде, но торговать они имели право и в самой столице. Особенно высоким спросом у русских купцов пользовались богатейшие шелковые ткани, которые Византия получала из Китая и Средней Азии. В 941 г. великий киевский князь Игорь (912-945) совершил сокрушительно неудачный поход на Византию. Его войско было сожжено под Константинополем знаменитым «греческим огнем». Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, зачем после такого серьезного поражения Игорю в 944 г. понадобилось снова отправиться в Византию — возможно, это был поход-реванш. Судя по всему, Игорь учел все недостатки своего первого похода, и второй его поход был подготовлен очень тщательно. Он шел в Византию с огромной флотилией и большими сухопутными силами. Узнав о том, что в Византию движется русское войско, император отдает приказ встретить руссов на Дунае, не дожидаясь, когда они подойдут к столице империи. На Дунае Игоря встречают византийские послы с богатыми дарами и с почестями сопровождают его в Константинополь. В 944 г. в Константинополе князь Игорь и византийский император подписывают договор, который был для Руси столь же удачным, как и договор 911 г. Он также включал в себя торговые и военно-политические статьи. Русские купцы получили еще более широкие права и привилегии на территории Византийской империи, а византийским купцам предоставлялись такие же права на территории Киевской Руси. Договор 944 г. впервые признает Русь суверенным государством. Признание суверенности Руси Византией, несомненно, явилось значительным достижением русской дипломатии. Тем не менее, не стоит обольщаться такими блестящими результатами. Следует помнить, что Византия в то время постоянно воевала и сильно нуждалась в новых воинах. Естественно, ей необходимо было заручиться мирными отношениями с набиравшим силу соседом — Русью. Подписывая договор 944 г., такой выгодный для руссов, византийский император действовал, прежде всего, в своих собственных интересах. Таким образом, походы Олега и Игоря способствовали оформлению регулярных дипломатических отношений между Византией и Русью. Последующие русские князья главным аспектом своей внешней политики считали поход-посольство в Византию. В 946 г. туда отправилась великая киевская княгиня Ольга. Этот поход сыграл огромную роль как в развитии русско-византийской дипломатии, так и в дальнейшей судьбе самого древнерусского государства. В 955 г. Ольга совершает второе посольство в Константинополь и принимает там крещение. В это время императором Византии был Константин VII (945-959) Багрянородный. Как писатель он оставил целый ряд сочинений, в том числе о Киевской Руси и о посольстве Ольги. В крещении Ольга принимает имя Елена, в честь царицы Елены, матери императора Константина Великого. Вернувшись на родину, она начинает активную деятельность в области христианизации Руси. В деле крещения Руси традиционно уделяется большое внимание деятельности великого князя Владимира I, и это вполне справедливо, но умалять значения Ольги в нем же не следует. При ней была обращена в христианство значительная часть руссов. Сын ее Святослав не пожелал последовать примеру матери и христианства не принял, заявив, что если он примет православие, то над ним вся дружина будет смеяться. Можно сказать, что великая княгиня Ольга вывела древнерусское государство на международную арену. И именно она положила начало очень важному направлению русской внешней политики — юго-западному. Походы Ольги имели и еще одно важное последствие: именно с этого момента русская дипломатия начинает стремиться к династическим контактам с Византией. Ольга имела намерение женить своего сына Святослава на дочери Константина Багрянородного Анне, но оно не увенчалось успехом. Из дошедших до нас сочинений императора Константина следует, что династические браки между византийскими принцессами и варварами-руссами были ему явно не по душе. Как уже отмечалось, несмотря на целый ряд благоприятных дипломатических ситуаций, постоянно сохранялась нестабильность русско-византийских отношений, которые к 956 г. вновь осложняются. Этим обстоятельством воспользовался император Священной Римской империи Оттон, который отправляет на Русь своего миссионера — католического священника Адальберта, присвоив ему титул епископа Русского. Приезд Адальберта в Киев вызвал всеобщее возмущение — киевляне не пожелали, чтобы их государство превращалось в католическую епархию, и Адальберту вместе со свитой пришлось срочно покинуть Киевскую Русь. Клубок противоречивых отношений между Русью, Византией и Западной Европой затягивался, но это не приводило к дипломатическому разрыву ни с одной из сторон. В 973 г. Оттон созывает съезд католических посольств, на который приглашается и посольство Руси — конечно, не случайно. Несмотря на неудачу миссии Адальберта, Оттон не терял надежды на включение Руси в католический мир. Еще раньше, в 960 г. русское войско участвовало в войне с арабами на стороне Византии. В 967 г. византийский император Никифор Фока предлагает киевскому князю Святославу Игоревичу (945-972) за большую оплату совершить поход на Балканы против враждебной Византии Болгарии. В 968 г. Святослав разбивает болгарское войско, но не лишает при этом трона болгарского государя Бориса. Через некоторое время происходит объединение военных сил Бориса и Святослава и совместный поход против Византийской империи. Святослав был князем-рыцарем, предпочитавшим воинскую славу всякой другой. Киев он не любил и мечтал основать новую столицу на Дунае в Переяславце. Поэтому он совершает три похода на Дунай, т.е. трижды сталкивается с Византийской империей в качестве ее врага. Во время последнего похода в 971 г. войско Святослава было разбито. По дороге домой, в Киев, на Днепровских порогах его встретили войска печенегов во главе с вождем Курей. Святослав был убит. В исторической науке эта встреча печенегов с остатками русского войска считается не случайной. Есть основания полагать, что она была подготовлена византийской дипломатией. Убийство великого киевского князя не сыграло существенной роли в русско-византийских отношениях и не послужило поводом к их разрыву, при всей их холодности и нестабильности. В 987 г. во время правления великого киевского князя Владимира Святославича (980-1015) византийский император Василий II просит о военной помощи для борьбы с узурпатором Вардой Фокой. Князь Владимир просьбу исполнил, но поставил условие Василию II — выдать за него императорскую сестру, принцессу Анну. Русские войска одержали победу над узурпатором, но выполнять обещание Василий II не торопился — видимо, не в силах был преодолеть исторически сложившуюся неприязнь к династическим бракам с руссами. Тогда князь Владимир захватывает Херсон (Корсунь) — византийское владение в Крыму. И только после этого император Василий II присылает в Корсунь принцессу Анну, удовлетворяя требование великого князя Владимира. В это же время французский король Гуго Капет, стремясь к военно-политическому союзу Франции с Византией, также пытался добиться брака своего сына с Анной, но это ему не удалось. Византийский император отправляет свою сестру русскому князю — но с условием, что Владимир откажется от язычества и примет христианство по восточному обряду. Князь Владимир принимает крещение и получает церковное имя Василий, в честь крестного, которым был сам византийский император. Князь Владимир возвращается в Киев, вернув Византии захваченную им Корсунь. Если дипломатия Византии по отношению к Руси носила настороженный, скрыто-враждебный характер под легким флером утонченной любезности, присущей цивилизованным византийцам, то поступок Владимира говорит о том, что русская дипломатия по отношению к Византии была совсем иной — более открытой. В этом историческом эпизоде выявились два мира — уходящий мир Византии с его изысканной цивилизацией и утонченнейшей дипломатией и мир молодого государства, который шел на контакт открыто и доверчиво. Уходя из Корсуни, Владимир оставляет там военный гарнизон, содержащийся за счет Киевского государства, который, обновляясь, в течении ста лет сражался за интересы византийской империи на всех ее обширных рубежах. Владимир вернулся в Киев не только с женой и войском, но и с новым митрополитом Киевским, назначенным византийским патриархом Сисиннием II. В 988 г. христианство было принято всей верхушкой русского общества. С самого начала христианство на Руси становится элементом династического самосознания. Из двадцати первых русских святых, просиявших на протяжении X-XI вв., десять были князьями. В XI в. князь Ярослав Мудрый эксгумировал тела своих предков князей Ярополка и Олега и перенес их прах в Десятинную церковь. Если Константина Великого называли тринадцатым апостолом, то Владимира I — апостолом среди князей. Принятие православия открыло широкий доступ на Русь византийской культуре. С созданием Церкви на Руси появляются богослужебные книги, которые вначале была написаны на греческом языке. И здесь большую роль сыграла Болгария с ее установившейся столетней христианской традицией и христианской письменностью. Письменность, созданная Кириллом и Мефодием, попадает на Русь из Болгарии. Из Византии на Русь ввозились богослужебные книги, предметы культа. Влияние византийской культуры на культуру Киевской Руси сказалось и в зодчестве. В подражание собору Св. Софии в Константинополе киевские князья стали строить на территории Руси многочисленные Софийские соборы. Первые из них были построены в Киеве и Новгороде, а последний — в Вологде, во время правления Ивана Грозного (XVI в.). Русь переняла у Византии искусство мозаики и фрески. В начале XI в. на Афоне был основан русский монастырь, ставший центром русско-византийских духовно-религиозных связей и сыгравший заметную роль в дипломатии двух стран. Последний поход на Византию был совершен в 1043 г. сыном великого киевского князя Ярослава Мудрого, новгородским князем Владимиром. Целью этого похода являлось сохранение торговых привилегий русских купцов на территории Византийской империи. Но этот поход оказался неудачным, флот князя Владимира был сожжен «греческим огнем», и отношения Византии и Руси на какое-то время прервались. Но уже в 1047 г. Русь помогает Византийскому императору Константину Мономаху (1042-1055) избавиться от очередного узурпатора и претендента на византийский престол. Русь помогла Константину Мономаху сохранить престол, и в знак благодарности и дальнейшего укрепления русско-византийских отношений, русско-византийского военно-политического союза Константин Мономах выдает свою дочь замуж за другого сына Ярослава Мудрого, князя Всеволода. От этого брака родился будущий великий киевский князь Владимир II, прозванный Владимиром Мономахом в честь своего византийского деда-императора. Культурные, торговые, военно-политические связи Византии и Руси сохраняли вплоть до конца XI в. самый живой характер, несмотря на многочисленные военные препятствия (войны с печенегами, арабами, Хазарским каганатом) и сложности в самой дипломатии Руси и Византии.5 Помимо военных связей существовали еще и торговые, о которых мы сейчас расскажем. Налаживание тесных связей с Византией, крупнейшей державой торгового мира, имело для Руси не только политическое, но и большое экономическое значение. Империя имела большой вес, рынки приносили хорошую прибыль, сопровождение купеческих караванов давало постоянный источник дохода князьям. Это во многом и определило выбор в пользу христианства. На этом акцентирует внимание Владимир в экономической политике. Русь хочет быть на равных с самой могущественной державой тех лет, Византией и требует, говоря нашим языком, предоставления ей «режима наибольшего благоприятствования» в торговле. Еще в договоре Цимисхия со Святославом было прямо сказано, что Царьград готов принимать торговлю русов в качестве союзников, «как искони повелось». По договору Олега русские купцы вообще не платили ромеям никакой пошлины. Византия стала крупнейшим торговым партнером Древней Руси, хотя в первой трети X в. она и платила дань Руси в виде «укладов» и фиксированной денежной суммы (в виде продуктов на дорогу и на время их пребывания в стране). Русские купцы пользовались в Константинополе торговыми и иными льготами (не платили торговых пошлин и т. д.). Византию посещало не менее 400–500 человек, останавливаясь в предместье св. Маманта (у Маманта, «Мамы»). Глядя на развитую систему торговли ромеев, русские проникались мыслью о важности роли торговли и купечества. Это был знак для торговых городов Руси – Киева, Новгорода, Пскова и др. 6 Активная политика в достижении преимуществ в торговле с Константинополем началась во второй половине IX века, а в X веке эти отношения становятся постоянными и оформляются договорами. Для заключения торговых договоров иногда предпринималось давление – дружина князя подходила к стенам столицы империи, и князь вынуждал императора подписать торговый договор, выгодный для Руси. Летопись говорит о том, что часто на Византию ходили князья Аскольд и Дир в 866 г., князь Олег в 907 г., князь Игорь в 941 и 944 гг., князь Святослав в 970-971 гг., князь Владимир в 989 г., князь Ярослав в 1043 г. Договоры, заключенные в 907 г, 911 г, 944 г. усилили связь Киева не только с Византией, но и с другими южнославянскими странами. Путь до Константинополя был длинный, поэтому приходилось делать много остановок для ремонта судов, отдыха, пополнения водой и продуктами. Во время таких остановок русские купцы вели торговлю в болгарских портах, заключая выгодные торговые договоры. Вся внешняя торговля сосредотачивалась в руках Великого киевского князя, поэтому в русско-византийских договорах специально указывалось, что торговать русские купцы в Константинополе могут только при наличии у них специальной грамоты киевского князя. Безусловно, торговля требовала больших затрат и духовного напряжения. Княжеский караван выходил в путь по Днепру, к нему присоединялись купцы из других русских торговых городов. Караван двигался до днепровских порогов, а там лодки волокли по берегу, груз переносили невольники. Выйдя в Черное море, на лодки ставили мачты и под парусами шли к устью Дуная, а там к Царьграду (Константинополю). Русский историк В.О. Ключевский свидетельствует, что торговый сезон в Царьграде продолжался 6 месяцев, и никто из купцов по договору не мог оставаться на зимний период. По тому же договору у прибывших купцов отбирали грамоту князя и переписывали имена прибывших княжеских послов, количество кораблей и имена простых купцов. В обратный путь русские купцы обеспечивались едой, якорями и другим необходимым снаряжением. С принятием христианства в Киеве чаще стали появляться греческие купцы, а поскольку путь был неспокоен, навстречу им выходил киевский князь с дружиной. В XI веке южные степи заняли половцы и постепенно торговые южные пути оказались под их властью – торговля с Византией начала приходить в упадок, а позже совсем прекратилась.7 Таким образом, в отношениях с Русью Византия искала такие формы связей, которые соответствовали бы ее целям, но не вызывали раздражения Руси. Хотя договоры с ней обязывали партнеров оказывать империи союзную помощь, ее политическая независимость признавалась как факт. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Походы Олега и Игоря способствовали оформлению регулярных дипломатических отношений между Византией и Русью. Последующие русские князья главным аспектом своей внешней политики считали поход-посольство в Византию. Культурные, торговые, военно-политические связи Византии и Руси сохраняли вплоть до конца XI в. самый живой характер, несмотря на многочисленные военные препятствия (войны с печенегами, арабами, Хазарским каганатом) и сложности в самой дипломатии Руси и Византии. Византия весьма редко обращалась к христианской Руси с просьбой об экстраординарной военной помощи, тогда как у языческой Руси просила ее неоднократно. Крещение Руси не внесло, на первый взгляд, коренных перемен в ее политические отношения с империей. Сохранение контактов с Византией стало на Руси древней традицией, питаемой исторической памятью не только о том, что именно Византия избавила руссов от язычества, но и вступила одновременно с Русью в кровное родство через брак князя-крестителя с порфирородной царевной. Языческая Русь ходила походами против Византии, но она же часто оказывала ей и военную помощь. Наиболее тесными были действительно только узы между Византией и Русью. Именно христианская Русь (и только она) оказывала империи военную помощь в течение почти столетия, шеститысячный русский отряд стал постоянным союзным подразделением византийского войска. Со времен крещения Руси правительство империи рассматривало воинов-русов не как частных наемников, а как представителей дружественного (союзного) Древнерусского государства, условия службы которых были установлены межгосударственным договором. То обстоятельство, что Русь никогда не была (и не могла быть) в какой-либо политической зависимости от Византии, обусловило ее более лояльную в течение почти полутысячелетия позицию в отношении к империи. Используя затруднения империи, Русь вынудила ее к крупному вкладу в утверждение своего имиджа на мировой арене в период упрочения Древнерусского государства. В отношениях с Русью Византия искала такие формы связей, которые соответствовали бы ее целям, но не вызывали раздражения Руси. Хотя договоры с ней обязывали партнеров оказывать империи союзную помощь, ее политическая независимость признавалась как факт. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Рыбаков С.В. Некоторые страницы истории отношений Руси с Византией // Казачество. 2016. №10 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-stranitsy-istorii-otnosheniy-rusi-s-vizantiey (дата обращения: 08.02.2023). Глава Третья. Христианство в России от крещения Руси до воцарения Петра Первого. (988 — 1682), Вселенская Церковь и русское православие - Николай Михайлович Зёрнов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov/vselenskaja-tserkov-i-russkoe-pravoslavie/3 (дата обращения: 08.02.2023). ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ НА РАЗВИТИЕ РУСИ - Студенческий научный форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017038485 (дата обращения: 08.02.2023). История России - тема 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1543.ru/school/books/Kacva_History_abitur/chap2.htm (дата обращения: 08.02.2023). Русско-византийские отношения в VIII-XII веках - Истории Земли [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://историиземли.рф/russko-vizantijskie-vojny.html (дата обращения: 09.02.2023). МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. Русь между Югом, Востоком и Западом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://history.wikireading.ru/185435 (дата обращения: 09.02.2023). Торговля Древней Руси с Византией [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/torgovlya_drevney_rusi_s_vizantiey/#torgovlya-drevney-rusi-i-vizantii (дата обращения: 10.02.2023). 1 Рыбаков С.В. Некоторые страницы истории отношений Руси с Византией // Казачество. 2016. №10 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-stranitsy-istorii-otnosheniy-rusi-s-vizantiey (дата обращения: 08.02.2023). 2 Глава Третья. Христианство в России от крещения Руси до воцарения Петра Первого. (988 — 1682), Вселенская Церковь и русское православие - Николай Михайлович Зёрнов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov/vselenskaja-tserkov-i-russkoe-pravoslavie/3 (дата обращения: 08.02.2023). 3 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ НА РАЗВИТИЕ РУСИ - Студенческий научный форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017038485 (дата обращения: 08.02.2023). 4 История России - тема 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1543.ru/school/books/Kacva_History_abitur/chap2.htm (дата обращения: 08.02.2023). 5 Русско-византийские отношения в VIII-XII веках - Истории Земли [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://историиземли.рф/russko-vizantijskie-vojny.html (дата обращения: 09.02.2023). 6 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. Русь между Югом, Востоком и Западом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://history.wikireading.ru/185435 (дата обращения: 09.02.2023). 7 Торговля Древней Руси с Византией [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/torgovlya_drevney_rusi_s_vizantiey/#torgovlya-drevney-rusi-i-vizantii (дата обращения: 10.02.2023). |