Главная страница
Навигация по странице:

  • THE RELATIONSHIP OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND SELF-ACTUALIZATION OF THE INDIVIDUAL

  • статья. Взаимосвязь психологического благополучия и самоактуализации личности фио


    Скачать 43.59 Kb.
    НазваниеВзаимосвязь психологического благополучия и самоактуализации личности фио
    Дата16.02.2023
    Размер43.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файластатья.docx
    ТипДокументы
    #939555

    УДК 159.923

    ББК 88.3-95.

    Взаимосвязь психологического благополучия и самоактуализации личности
    ФИО
    ученая степень, должность, название организации (вуза), город и страна (шрифт прописными буквами, выравнивание по центру); на следующей строке – e-mail для контактов
    АННОТАЦИЯ: Психологическое благополучие относится к позитивному психическому здоровью. Многочисленные исследования показали, что психологическое благополучие – это разнообразная многомерная концепция, которая развивается благодаря сочетанию эмоциональной регуляции, личностных характеристик, идентичности и жизненного опыта

    Согласно А. Маслоу, люди с более высокими показателями самореализации были гораздо более мотивированы ростом, исследованиями и любовью к человечеству, чем удовлетворением основных потребностей. Показатели самореализации были связаны с несколькими показателями благополучия, включая большую удовлетворенность жизнью, любопытство, самопринятие, позитивные отношения, мастерство в окружающей среде, личностный рост, автономию и цель в жизни.

    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическое благополучие, самоактуализация, самореализация, базовые потребности, личностный рост.
    THE RELATIONSHIP OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND SELF-ACTUALIZATION OF THE INDIVIDUAL

    VARDAZARYAN ALFRED EDUARDOVICH

    Full name, academic degree, position, name of the organization (university), city and country (font in capital letters, centered alignment); on the next line – e-mail for contacts
    ABSTRACT: Psychological well-being refers to positive mental health. Numerous studies have shown that psychological well–being is a diverse multidimensional concept that develops through a combination of emotional regulation, personal characteristics, identity and life experience

    According to A. Maslow, people with higher rates of self-realization were much more motivated by growth, research and love for humanity than satisfaction of basic needs. Self-actualization scores were associated with several indicators of well-being, including greater life satisfaction, curiosity, self-acceptance, positive relationships, mastery in the environment, personal growth, autonomy, and purpose in life.

    KEYWORDS: psychological well-being, self-actualization, self-realization, basic needs, personal growth.
    Психологическое благополучие относится к позитивному психическому здоровью. Многочисленные исследования показали, что психологическое благополучие – это разнообразная многомерная концепция, которая развивается благодаря сочетанию эмоциональной регуляции, личностных характеристик, идентичности и жизненного опыта [8, c. 1007].

    Согласно А. Маслоу, люди с более высокими показателями самореализации были гораздо более мотивированы ростом, исследованиями и любовью к человечеству, чем удовлетворением основных потребностей. Более того, показатели самореализации были связаны с несколькими показателями благополучия, включая большую удовлетворенность жизнью, любопытство, самопринятие, позитивные отношения, мастерство в окружающей среде, личностный рост, автономию и цель в жизни [5, c. 155].

    Психологическое благополучие – это теория положительного психологического функционирования, которая фокусируется на способности человека развиваться, эффективно функционировать и процветать.

    Теоретические представления о том, что представляет собой психологическое благополучие, основаны на философских и психологических работах Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. В рамках данной статьи подробнее рассмотрим теорию А.Маслоу [1, c. 32].

    Как одному из основоположников гуманистической психологии, А. Маслоу принадлежит заслуга изменения вектора движения этой ещё достаточно молодой науки в сторону человека во всей его сложности. Феномен самоактуализации, лежащий в основе теории А. Маслоу, приобретает особое значение в современном мире, переживающем ситуацию глубокого противоречия между кажущейся бесконечности возможностей и истинными потребностями человека.

    А. Маслоу наделяет потребность в самоактуализации значением движущей силы личности, что соотносится с исследованиями последних лет в сфере психологии и профессиональной деятельности. С учетом выше изложенного, исследование проблемы самоактуализации личности в психологии А. Маслоу является актуальным.

    А. Маслоу был одним из первых, кто стремился разрабатывать психологию на новой основе – как психологию здорового человека, реализующего свои возможности. Так появляется понятие «самоактуализирующегося человека».

    Немного истории, впервые термин самоакутализации был использован К. Гольдштейном, который обратил внимание в военном госпитале, в котором он работал, что люди с различными психологическими установками выздоравливают по-разному. Те люди, которые действительно желали как можно скорее вернуться в социум, в котором они ощущали себя «нужным», поправлялись гораздо быстрее [1, c. 31].

    Стремление к постижению истинных ценностей бытия, а также к их реализации в практической деятельности признавалось А. Маслоу ведущим мотивом человеческого существования. Важнейшим социально значимым результатом самоактуализации человека является приобретение им компетентности – специфической способности, которая позволяет ориентироваться и эффективно решать задачи и проблемы, возникающие в ходе повседневной жизни, производственной и общественной деятельности.

    К ключевым характеристикам самоактуализации А. Маслоу добавляет потребность в сознательном «конструировании» своей личности в ходе свободного выбора посредством принятия решений, способствующих личностному росту.

    Занимаясь исследованиями самоактуализации, А. Маслоу также разрабатывал способы, с помощью которых самоактуализация осуществляется. А. Маслоу отталкивался от того понимания, согласно которому все без исключения самоактуализированные люди вовлечены в дело, которое для них является очень ценным – «это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова» [4, c. 50]. Эти люди посвящают свою жизнь поиску предельных ценностей, которые не могут быть сведены к чему-то более высокому. Эти ценности выступают как метапотребности., которые «являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие даже не подозревают, что они имеют эти метапотребности» [3, c. 105]

    Самоактуализация порождает в человеке чувство верно сделанного выбора, который ведет к личностному росту. Однако не все люди совершают соответствующий выбор.

    Таким образом, по мнению А. Маслоу, отсутствие доверия, обман, дефицит эмоционального общения, конкуренция, не позволяют индивиду самореализовать себя в общественных отношениях. Напротив, отношения, основанные на доверии, взаимном уважении, дополненные осмысленностью труда, оказывают значительный положительный эффект на деятельность предприятия [2, c. 41].

    Благодаря своим интервью и исследованиям он пришел к категоризации иерархического списка, пирамиды потребностей, которые необходимо удовлетворить для достижения того, что он назвал самоактуализацией.

    Рисунок 1 – Иерархия потребностей А.Маслоу

    Физиологические потребности, такие как дыхание, пища, питье, сон, секс, выделение, в значительной степени являются биологическими и физическими потребностями. Когда они не удовлетворены, люди больше всего озабочены удовлетворением этих потребностей. Например, голодающие в зоне боевых действий могут не обращать внимания на опасность, когда ищут пищу [6, с. 15-17].

    Потребности в безопасности. Как только базовые потребности удовлетворены, неизбежно возникают другие потребности [6, с. 17-18]. В рамках иерархии потребности в безопасности идут после физиологических потребностей. Маслоу использовал слово «безопасность» для обозначения большего, чем просто физическая безопасность. Хотя потребности в безопасности менее насущны или требовательны, чем физиологические потребности, когда человек теряет работу, семью, дом, сбережения, медицинскую страховку и т.д., он, вероятно, чувствует себя ужасно незащищенным и незащищенным. Удовлетворение потребностей в безопасности можно сравнить с установкой бампера или подушки безопасности на автомобиль; хотя вы не всегда нуждаетесь в них, их наличие дает вам некоторую уверенность в том, что вы можете столкнуться с небольшими ударами и синяками на жизненном пути [6, с. 18-20].

    Потребность любить и принадлежать. Будучи социальными существами, семья, дружба и интимные связи помогают многим людям преодолевать взлеты и падения в жизни. Многочисленные исследования показали, что самые здоровые и счастливые люди, как правило, больше вовлечены в жизнь своих сообществ. В то время как ведутся споры о том, является ли одно причиной другого, неясно, есть некоторый смысл в том, что наличие более широких социальных связей и отношений является важной частью счастья. Отсутствие взаимодействия, человеческих отношений и чувства принадлежности может привести к депрессии или одиночеству, в то время как избыток любви и общности часто поддерживает людей в трудные времена [6, с. 20-21].

    Потребность в самоуважении и любви к себе. А.Маслоу чувствовал, что существует четкое различие между любовью и уважением или уважением. Он чувствовал, что способность чувствовать чувство собственного достоинства и личную уникальность проистекает из того, что его любят и принимают семьи и сообщества. Как личности, мы, естественно, хотим преуспеть или быть исключительными, чтобы нас заметили за наши уникальные таланты и способности. Как только у человека появляется некоторая степень самооценки и уверенности, он получает психологическую свободу для творчества и роста, а также для того, чтобы быть более щедрым по отношению к другим [6, с. 21-22].

    Концепция самореализации. Каким человек может быть, таким он и должен быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией. Она относится к желанию самореализации, а именно к склонности человека актуализироваться в том, чем он потенциально является. Эту склонность можно сформулировать как желание становиться все более и более тем, что вы есть, стать всем, чем вы способны стать. [7, с. 93].

    Верхний «пирс» иерархии А.Маслоу называется «самореализация». Маслоу изучал счастливых людей, чтобы определить, что делало их счастливыми или самореализовавшимися [6, с. 22].

    А.Маслоу называет пиковые переживания переживанием счастья. Выше он отмечает, что самоактуализированные люди, как правило, испытывают более устойчивое, обоснованное чувство психологического благополучия и удовлетворенности жизнью.

    Согласно А.Маслоу, самоактуализирующиеся люди точно воспринимают реальность; у них есть чувство благоговения, удивления и благодарности к жизни. Они не эгоцентричны, а скорее сосредоточены на проблемах и сосредоточены на том, как стать лучше, а не на недостатках. Они независимые мыслители и не слишком подвержены влиянию общей культуры. Их чувство юмора не саркастическое или оскорбительное, а скорее «жизнеутверждающее» с философским чувством юмора. У них глубоко прочувствовано чувство родства с человеческим родом.

    Самоактуализирующиеся люди наслаждаются жизнью в целом и практически всеми ее аспектами, в то время как большинство других людей наслаждаются лишь случайными моментами триумфа… [7, с.101].

    В иерархии потребностей А.Маслоу назвал четыре нижних уровня «потребностями дефицита». Он утверждает, что низшие потребности, такие как потребность в еде, безопасности, любви и уважении, это потребности, без которых люди не могут обойтись. Дефицит любого из них влияет на психологическое здоровье человека, и поэтому человек может реагировать оборонительно, а иногда и иррационально, исходя из слабости, а не силы. Итак, сознательно или бессознательно человек работает, чтобы удовлетворить эти потребности — буквально или символически. Но важно отметить, что А.Маслоу рассматривал их как «потребности» и необходимость.

    С другой стороны, здоровые люди, удовлетворившие эти более низкие потребности, способны действовать, основываясь на желании расти, а не на недостатках. Проще говоря, их недостатки не определяют их действия, вместо этого они мотивированы ростом и самоактуализацией.

    Для А.Маслоу человеческое поведение характеризовалось движением к самоактуализации и в то же время ограничивалось более базовыми процессами, такими как физиологические потребности и потребности в безопасности. Реализация возможна только при условии удовлетворения базовых потребностей. К.Роджерс разделял точку зрения, согласно которой самоактуализация является неотъемлемой возможностью, и постулировал, что определенные межличностные условия, такие как сочувствие, уважение и искренность, облегчают движение к самореализации. Таким образом, в соответствии с А.Маслоу и К.Роджерсом, современная теория психологического благополучия утверждает, что развитие человеческого потенциала включает два процесса:

    • присущее человеку стремление к самоактуализации;

    • создание условий, при которых это стремление может быть оптимизировано.

    • Три типа исследований обеспечивают эмпирическую основу теории: факторно-аналитические исследования организации индивидуальных характеристик благополучия;

    • исследования развития изменений в благополучии на протяжении всей жизни;

    • нейрофизиологические исследования биологических коррелятов выражений благополучия [9, c. 14].

    Один из наиболее хорошо разработанных показателей психологического благополучия включает в себя шесть теоретических аспектов: положительная самооценка, чувство постоянного роста и развития, вера в то, что жизнь имеет смысл, наличие качественных отношений с другими, способность управлять своими окружение эффективно, и чувство самоопределения [10, c. 1069].

    Резюме:


    В данной работе были рассмотрены ключевые проблемы психологии А. Маслоу, обозначены проблемы самоактуализации и психологическеого благополучия.

    А. Маслоу рассматривал самоактуализацию как исходную потребность личности реализовать себя. Такая самореализация имеет социально значимый результат – компетентность, которая выражает себя в способности адекватно реагировать на внешнюю действительность, легко ориентироваться и решать задачи, возникающие в ходе реализации повседневной и трудовой деятельности. При этом А. Маслоу акцентировал внимание на том, что самоактуализация представляет собой непрерывный процесс, а не разовое достижение. Описывая «самоактуализированную личность», ученый указывал, что для таких индивидов характерно стремление к «метапотребностям» – то есть к предельным, высшим ценностям.

    Одним из его устойчивых и наиболее значительных вкладов в психологию является то, что он называет «иерархией потребностей». В своем стремлении понять человеческую мотивацию и стремление к счастью, он представил пирамиду или иерархию из пяти основных человеческих потребностей, которые должны быть удовлетворены для максимального психологического здоровья.

    Список использованной литературы


    1. Базаева Ф. У. Категория самореализации в зарубежной психологии и философии образования / Ф.У. Базаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. - № 3. – С. 30-33.

    2. Белик А. А. Психология экономики А. Маслоу, теория ценностей в традиционном обществе и роль эмоционального настроя в теории Дж. М. Кейнса // Экономический журнал. – 2013. - № 4. – С. 41-42.

    3. Иванченко Г. В. Понятие метапатологии у А. Маслоу: контексты и перспективы / Г.В. Иванченко // Журнал Высшей школы экономики. – 2008. - № 3. – С. 105-122.

    4. Леухин А. О. Самоактуализация как условие развития человеческого капитала / А.О. Леухин // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. - № 4. – С. 50-52.

    5. Мазилов В. А. Предвестник психологии нового века: о методологическом значении исследований А. Г. Маслоу / В.А. Мазилов // Методология и история психологии. – 2008.- № 2. – С. 155-161.

    6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу / пер. с англ. – Санкт-Петербург : Изд.группа «Евразия», 1997. – 430 с.

    7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу – Москва: Смысл, 1999. – 425 с.

    8. Keyes, C. L., Shmotkin, D., & Ryff, C. D. (2002). Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions. Journal of Personality and Social Psychology, 82, 1007-1022.

    9. Ryff, C. D., & Singer, B. (1996). Psychological well-being: Meaning, measurement, and implications for psychotherapy research. Psychotherapy and Psychosomatics, 65, 14-23.

    10. Ryff, C. D. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations of the meaning of well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 57, 1069-1081.


    написать администратору сайта