Взглядов на мир в целом, определяющая жизненную стратегию
Скачать 50.67 Kb.
|
Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет … функцию. | Гуманистическую |
В высказывании Платона «Под действием философии душа человека очищается и человек становится подлинно совершенным» речь идет о … функции философии. | Гуманистической |
Аксиологическая функция философии состоит в том, что она | Способствует формированию у человека представлений об основных ценностях |
Автор слов: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют" | Протагор |
Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли | Платон и Аристотель |
Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является | Зенон Элейский |
Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был | Пифагор |
Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – | Фалес |
Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла | в Древней Греции |
Античная философия включает в себя ... философию. | Древнегреческую и Древнеримскую |
Античная философия включает в себя ... философию | Древнегреческую и Древнеримскую |
Первоначалом сущего считал огонь | Гераклит |
Первоначалом сущего считал воду | Фалес |
Первоначалом сущего считал воздух | Анаксимен |
Первоначалом сущего считал атомы | Демокрит |
то, что вода является первоначалом , утверждал | Фалес |
Идея тождества бытия и мышления принадлежит | Пармениду |
То, что первоначалом является огонь, утверждал | Гераклит |
Понятие «Логос» ввел в философию | Гераклит |
Изречение «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» принадлежит | Гераклит |
Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – это … | Фалес |
Согласно Пармениду бытие есть | то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо |
Элеаты утверждают, что изменение невозможно | Логически |
Основные тезисы философии Парменида – это тезисы: | Бытие мыслимо, Бытие есть |
Понятия «бытие» и «небытие» ввел в философию древнегреческий феласав | Парменид |
Первая древнегреческая философская школа | Милетская |
Первым обратился к онтологической проблематике | Парменид |
Первых греческих философов интересовала прежде всего проблема | ервоначала космоса |
Автор изречения «Все течет и все изменяется» | Гераклит |
Рационалистическая нерелигиозная философия берет начало в Древней | Греции |
Открытие двух видов бытия – "мира идей" и "мира вещей" принадлежит | Платону |
Аристотель считал, что орудием познания является ... | логика(не принимается) |
Слово "диалектика" для обозначения искусства вести спор впервые применил | Сократ |
Выдающийся ученый и мыслитель Античности, создатель "Ликея" | Аристотель |
Учение о конце мира – | эсхатология |
Особенностью средневекового стиля мышления является… | теоцентризм |
Теоцентризм – мировоззрение, исходящее из представления о главенстве…. | бога |
Креационизм – это концепция, утверждающая, что Бог создал мир из… | ничего |
Основной чертой Средних веков является… | теоцентризм |
Теоцентризм – это тип философского мировоззрения, полагающего в качестве бытия и субъекта… | бог или сущность |
Мировоззрение мыслителей Средневековья формировалось под влиянием… | духовное наследие античности |
Средневековая философия была «служанкой» | богословия |
Учение о Боге – | теизм |
Способ философствования, признающий источником всякого бытия, блага и красоты Бога – | теоцентризм |
Учение о сотворении мира Богом из ничего называется | креационизм |
Автор произведения «О Граде Божьем» | августин |
Оправдание Бога – | теодицея |
Выдающимся представителем этапа патристики является… | августин |
В "Исповеди" Августина впервые поднимается вопрос о | о свободе воли человека |
Философ Августин принадлежит к этапу развития Средневевековой философии… | первому |
Самое известное произведение св. Августина называется… | о граде божьем, исповедь |
Проблема поиска источника зла в философии Средних веков получила название… | теодеции |
Согласно христианскому учению, познание Бога необходимо для | спасения |
Основу средневековой онтологии составляет концепции | творения |
Автор произведения «Сумма теологии» – Фома ... | аквинский |
Вековой спор средневековых мыслителей об универсалиях, т.е. общих понятиях, разделили их на два основных лагеря – | реалистов номиналистов |
Средневековое учение о том, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе, называется … | реализм |
Согласно Ф. Аквинскому бытие и сущность… | совпадают в боге |
Пять доказательств бытия Бога сформулировал | Фома Аквинский |
Онтологическое доказательство бытия Бога разработал | Ансельм |
Проблема универсалий разрабатывалась в период развития философии Средних веков | Средних веков |
Термин «универсалия» означает | общие понятия |
Согласно номинализму подлинной реальностью обладает(-ют) | единичные |
Согласно реализму подлинной реальностью обладают | общее |
теология | |
Время возникновения культуры Возрождения – ... век. | XIV |
Учение, отождествляющее Бога с природой | Пантеизм |
Учение, признающее Бога творцом мира, но отрицающее его участие в жизни общества | Деизм |
Один(-на) из предпосылок возникновения Возрождения - | Высокий уровень урбаницации |
Философское учение, отождествляющее Бога и природу называется | Пантеизм |
Благородство человека, согласно гуманистам эпохи Возрождения, определяется | личными заслугами |
Возрождение как движение в европейской культуре возникает в | Италии |
Человек объявлен главной и высшей ценностью в философии | нового времени |
Эпоха частичного восстановления идеалов античной культуры есть эпоха | возраждения |
Для эпохи Возрождения характерен | гуманизм |
Родина европейского Возрождения – | Италия |
Хронологические рамки эпохи Возрождения – ... века. | XIII – XVII |
Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения: | Гуманизм Антропоцентризм |
НЕ являются представителями философии Возрождения: | Руссо Паскаль Августин |
Макиавелли принадлежит авторство произведения | “Государь” |
Правило: «Цель оправдывает средства» предложил в эпоху Возрождения | Макиавелли |
Для эпохи Возрождения характерен | антропоцентризм |
Ренессансные философы понимали человека как | творца, художника |
Философия природы – ... | Натурфилософия |
Человек и природа как единое, гармоничное целое рассматривались в эпоху | античности |
Н. Макиавелли утверждал, что ... оправдывает средства. | цель |
Сторонники идеи бесконечности Вселенной: | Коперник, Кузанский, Бруно |
Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, называется | Антропоцентризм |
Учение, отождествляющее Бога и мир, называется ... | Пантеизм |
Социально-этические учения Возрождения о разумном и справедливом устройстве общества объединяются общим названием утопический ... | Социализм |
Система воззрений, утверждающая ценность человека как личности, его право на свободу и развитие своих способностей, называется ... | Гуманизм |
Тип мировоззрения, утвердишийся в культуре Возрождения, называется | гуманизм, блеать |
Философия пантеизма объединяет и отождествляет | Бога и природу |
Философское учение, утверждающее слияние | Теизм |
Философское учение, утверждающее слияние природы и Бога | Пантеизм |
Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в | трактате «Государь» |
В основе натурфилософии Возрождения лежит | Пантеизм |
Процесс освобождения общественной мысли от влияния церкви | Секуляризация |
Движение за обновление католической церкви | Реформация |
Главной целью Реформации XVI в. являлось(-ась) | преобразование католической церкви |
Процесс освобождения всех сфер общественной жизни и личности от религиозного влияния называется ... | Секуляризация |
Светская мировоззренческая позиция Ренессанса, противостоящая схоластике и духовному господству церкви – | Гуманизм |
Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии | нового времени |
Родоначальником либерализма в философии Нового времени является | Джон Локк |
Главной характеристикой человека философы Нового времени считал | наличие бессмертной души |
Основоположник гелиоцентрической картины мира – ... | Коперник |
Основатель гелиоцентристской астрономии | Коперник |
Ф. Бэкон утверждал, что главная цель науки – это | общественная польза и улучшение жизни людей |
Представление о том, что центральным телом Солнечной системы является Земля, называется ... | гелиоцентризм |
Субстанция – это ... | синоним материи |
Автор «Душа при рождении есть tabula rasa («чистая дощечка») | Локк |
Бэкон утверждал, что научный метод должен опираться на | Индукцию |
Согласно Ф. Бэкону, эмпирическое знание предполагает | опыт, опирающийся на эксперимент |
Утверждение «знание – сила» принадлежит | Бэкону |
Утверждение «Во всем следует сомневаться» принадлежит | Декарту |
Декарт утверждал | «Я мыслю, следовательно, существую» |
Учение, утверждающее, что в основе познавательной деятельности лежит опыт - | Эмпиризм |
Учение, утверждающее, что научное познание осуществляется рациональными методами – ... | Гносеология? |
Метод познания от частного к общему - ... | Индукция |
Метод познания от общего к частному – ... | Дедукция |
Учение, признающее что познание начинается с ощущений – ... | Эмпиризм |
В своих онтологических воззрениях Декарт исходил из принципа | Дуализма |
Декарт считал, что атрибутом материальной субстанции является | протяженность |
Согласно Декарту, атрибутом духовной субстанции является | мышление |
Автор изречения: «Я мыслю, следовательно, существую» – | Декарт |
О естественном состоянии общества как «войне всех против всех» учил | Гоббс |
Основоположниками теории общественного договора были: | Т. Гоббс Дж. Локк |
Автор «Критики чистого разума» | Кант |
Исследованием вопросов естествознания Кант занимается в период своего творчества, который носит название | «Докритический» |
Кантовский вопрос «что я могу знать?» получает свой ответ в | «Критике чистого разума» |
Априорные формы – это принципы, … опыта | изначально независимые от |
Согласно Канту, источником наших представлений о мире является | вещь-в-себе |
В философии Канта вещь-в-себе | непознаваема |
В творчестве Канта выделяются периоды | докритический и критический |
До опытный – … | априорный |
Следующий из опыта – … | апостериорный |
Согласно Канту, «логическая связь между понятиями» – это | суждение |
В философии Канта то, что предшествует всякому опыту и является безусловно независимым от него, называется | а priori |
Согласно Канту, синтетические суждения – это те, которые | формируются на основании опыта и описывают его |
В философии Канта рассудок судит посредством | чистых рассудочных понятий |
В философии Канта правила рассудочной деятельности, которые определяют нашу способность суждения – это | основоположения |
Вопросы: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?» принадлежат | И. Канту |
В философии Канта основоположение, которое показывает, что существует трансцендентальный механизм, который позволяет нам мыслить, носит название | «Трансцендентальное единство апперцепции» |
Согласно Канту метафизика | возможна как природная склонность |
В философии Канта в основании человеческой нравственности лежит идея | свободы |
Разум, создающий принципы и правила морального поведения, Кант называет | «Практический разум» |
Согласно Канту, «категорический императив» формулируется следующим образом – Поступай так, чтобы | ты всегда относился к другим как цели, и никогда не относился бы к ним только как к средству |
Кант предложил следующее обоснование существования Бога | моральное обоснование |
Нравственный поступок, согласно Канту, определяется | автономной доброй волей |
Канту принадлежит высказывание | «Я ограничил знание, чтобы освободить место вере» |
Учение Канта о границах человеческого разума относится к | немецкому идеализму |
Родоначальник немецкой классической философии | Кант |
Учение о непознаваемых «вещах в себе» создал | Кант |
Первый период философской деятельности Канта называется | докритический |
Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными | Гегелем |
Все мировое развитие Гегель представил как развитие … Духа | абсолютной идеи |
Метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности – ... | диалектика |
Проявлениями объективного Духа, по Гегелю, являются | права, семьи, гражданского общества, государства |
Слова Гегеля «Разум есть душа мира» означают | Разум есть основа всего сущего |
Смысл тезиса Гегеля «Все, что разумно, действительно» | Все, что действительно, разумно |
Произведение «Наука логики» написано | Гегелем |
Отчуждение – это, согласно Марксу | превращение результатов деятельности в самостоятельную реальность, противостоящую человеку |
Сознание – это, согласно Марксу | отражение материального мира |
Марксу принадлежат слова | «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» |
Материалистической философии соответствует принцип | бытие определяет сознание |
Закон соответствия производительных сил производственным отношениям утверждает | производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил |
Производственные отношения – это отношения, которые | складываются независимо от сознания людей |
материальное производство | |
Маркс считал, что субъектом истории является | человек |
Категория das Man у М. Хайдеггера характеризует отношения в мире | неподлинного бытия |
Представителями философии экзистенциализма являлись: | К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Н. Бердяев |
Волю к власти считал основой и стимулом общественной жизни | Ницше |
Сверхчеловек Ницше – это | Идеал философа-художника, творца новых ценностей |
Общее в философии Ницше и экзистенциалистов | Тезис об отсутствии общезначимых высших ценностей |
Экзистенция с точки зрения экзистенциализма – это … бытие человека. | истинное, внутриличностное |
Экзистенциализм – это учение о | Основных модусах человеческого существования |
Ведущими категориями философии жизни являлись: | Жизнь, воля |
Продолжение фразы З. Фрейда, характеризующей цель психоанализа: «Там, где раньше было Оно, должно стать …». | Я |
Считал, что христианство это болезнь человечества | Ф. Ницше |
Представителем философии жизни является | Ф. Ницше |
«Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал | Ф. Ницше |
Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как | Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше |
Э. Гуссерль является создателем | Феноменоногии |
«Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», – считают представители | Прагматизма |
«Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал | Ф. Ницше |
В бунте против абсурда видел смысл жизни человека | А. Камю |
Сторонник волюнтаризма – | Шопенгауэр |
Проблема отчуждения и свободы является основной в | Экзистенциализме |
Автором книги «Закат Европы» является | О. Шпенглер |
Основная тема, объединяющая всех русских философов, независимо от направлений – | Судьба России |
Идея всеединства — исходный пункт философии | Соловьева |
Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках прежде всего должен руководствоваться | Совестью |
Учение о грядущем переходе от биосферы к ноосфере развивал | В. И. Вернадский |
Учение русских мыслителей о космическом всеединстве жизни называется | Космизм |
Основная способность, характерная для человека с точки зрения русской религиозной философии – | Нравственность |
Основная проблема русской религиозной философии | Всеединство |
Исходным пунктом становления русской религиозной философии была | Наука |
Течение, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе | Почвенники |
|