Раздел философии, изучающий проблемы бытия и сущего, называется ...
онтология
| Учение о бытии и сущем называется
| онтология
|
Онтология – это учение о
| бытии
|
Онтологический плюрализм – это
| учение о множественности субстанций
|
Нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого – ...
| субстанция
|
Субстанция – это
| нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого
|
В философии под развитием понимают
| изменение качества тел, вещей, предметов
|
Диалектика представляет собой науку о
| наиболее общих законах развития природы, общества, мышления
|
Универсальная основа и единство всего существующего –
| бытие
|
Совокупность естественных условий существования человека –
| природа
|
Находящееся по ту сторону физического мира и нашего чувственного опыта –
| трансцендентное
|
Во всех учениях о времени его атрибутивным свойством признается
| протяженность
|
Тип пространственно-временных отношений, характеризующий общественный аспект человеческого бытия –
| социальный
|
Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь явлений природы называется называется …
| законом
|
Способ существования и кооперации частей называется …
| целым
|
Устойчивая связь элементов в системе называется …
| структурой
|
Изменение вообще называется …
| движением
|
Необратимое направленное изменение обозначается понятием …
| развитие
|
Отсутствие движения обозначается философской категорией …
| покой
|
Интервал количественных изменений с сохранением данного качества, называется …
| мера
|
Философская категория, парная категории качества, называется …
| количество
|
Философская категория, полярно-противоположная категории «многое» –
| единое
|
Философская категория, полярно-противоположная категории «единичное» –
| общее
|
Философская категория, обозначающая взаимосвязь многих или разных вещей –
| единство
|
Атрибутом в философии называется
| субстанциальное свойство
|
Смысл и сущность предмета Платон называет
| идея
|
Предзаданность Богом хода истории и человеческих судеб –
| предопределение
|
Учение о неотвратимой предопределенности событий
| фатализм
|
Пантеизм обычно определяет человеческую свободу как
| познанную необходимость
|
Подразделение причин на материальные, формальные, действующие и целевые произвел
| Аристотель
|
Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями природы –
| закон природы
|
Объективные законы природы и общества бывают –
| динамическими
|
Представление содержательной области знания в виде формальной системы, исчисления –
| формализация
|
Придание определенной формы –
| формирование
|
Потенциальное существование вещей, явлений, процессов –
| возможность
|
Античные материалисты преимущественно рассматривали материю как
| правещество, всеобщий вещественный субстрат
|
Единство, целостность объекта во всем многообразии его связей и отношений –
| конкретное
|
Способ существования и кооперации частей –
| целое
|
Система соподчиненных классов объектов, часто представляемых в виде схем или таблиц –
| классификация
|
Простейшая, неделимая составляющая сложного объекта –
| элемент
|
Постепенные, плавные, преимущественно количественные изменения –
| эволюция
|
Скачкообразное радикальное изменение социального качества –
| революция
|
Спиралевидность развития понимается как
| круговорот с возникновением нового
|
Диалектическая концепция развития утверждает, что новое
| возникает и не возникает из старого
|
Процесс формирования какого-либо объекта
| становление
|
Сходное, повторяющееся в различных объектах
| тождество
|
Любое несовпадение, неравенство, несходство
| различие ...даладна
|
Тождественная бытию определенность , данная через совокупность его свойств –
| качество
|
Прерывание постепенности и выход за границы меры –
| качок
|
Безразличная к бытию внешняя определенность степень развития –
| качество
|
Учение о числе как основе бытия и организующем начале мира принадлежит
| Пифагору
|
Диалектические противоположности есть
| взаимополагающие и взаимоотрицающие стороны целого
|
Диалектическое отрицание
| сохранение в снятой форме
|
Восстановление снятого качества в обновленной форме в диалектике называется
| отрицание отрицания
|
Процесс направленного самоизменения системой собственных свойств и порождения новых устойчивых связей –
| самоорганизация
|
Любые изменения и процессы, происходящие в мире, выражаются в философии категорией
| движение
|
Мера обратимости и устойчивости периодического изменения –
| цикличность
|
Поступательное развитие от низшего к высшему чаще обозначают понятием
| прогресс
|
Тип развития, характеризующийся преобладанием объективных негативных изменений над позитивными –
| регресс
|
Целостность, состоящая из устойчиво связанных элементов, есть
| система
|
Принцип исследования объекта путем выделения его элементов и их взаимосвязей – принцип
| системности
|
Совокупность внешних, наблюдаемых свойств и признаков предмета –
| явление
|
Идеалистическая философия утверждает, что сознание есть
| проявление мирового духа
|
Философское направление, принимающее за основание бытия человеческое сознание, именуется
| субъективным идеализмом
|
Согласно Платону сущность есть
| внеземной проект (идея) земной вещи
|
«Существование предшествует сущности», – утверждается в философии
| экзистенциализма
|
Согласно Гегелю источником всякого развития является саморазвертывание абсолютной идеи
| универсальные природные закономерности
|
Ученые-материалисты считают «невозможным»
| событие, противоречащее известным законам природы
|
Согласно философии Демокрита бытие – это
| бытие атомов, движущихся в пустоте
|
Высшим началом бытия считал «идею блага»
| Платон
|
Учение, утверждающее одну субстанцию в качестве первопричины мира, называется
| монизм
|
Учение, утверждающее два начала мира, называется
| дуализм
|
Учение, утверждающее множество первопричин мира, называется
| плюрализм
|
Философское направление, утверждающее онтологическую первичность вещественного начала –
| Материализм
|
Философия, полагающая основой бытия сверхчеловеческое идеальное начало, называется
| объективным идеализмом
|
Философская концепция, признающая две абсолютных основы бытия
| дуализм
|
Философский монизм есть признание
| единого и безусловного средоточия всего существующего
|
Философская концепция, признающее единое начало всего сущего
| монизм
|
Философская концепция множественности абсолютных основ бытия –
| плюрализм
|
Согласно классическому христианству духовность человека есть
| пребывание духа в человеческой душе
|
Блуждание из тела в тело на санскрите называется
| сансара
|
Учение, отождествляющее Бога с природой – …
| пантеизм
|
Учение, признающее Бога - творцом мира, но отрицающее его участие в жизни общества – …
| деизм
|
Учение, считающее, что мир имеет одно основание –
| монизм
|
Учение, признающее существование двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира – …
| дуализм
|
Учение, признающее множество оснований бытия – …
| плюрализм
|
Монотеизм утверждает, что Бог
| однажды сотворил мир «из ничего»
|
Сторонники философии агностицизма утверждают
| мир не познаваем в том или ином отношении
|
Учение, отрицающее возможность достоверного познания
| Агностицизм
|
Агностицизм – это учение
| отрицающее возможность достоверного познания
|
В философии агностицизм понимается как
| отрицание возможности познания мира
|
Агностицизм — это представление о
| непознаваемости мира
|
Признание высказывания истинным без достаточных фактических и
логических обоснований
| вера
|
Начиная с Декарта, философы стали понимать под «идеей»
| любое содержание человеческого сознания
|
Афоризм «Знание – сила» приписывается
| Бэкону
|
В категорию «знание» необходимо входит признак
| непротиворечивость
|
Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она
| объективна
|
К элементам чувственного познания относится
| ощущение
|
Осознание информации о сумме разнообразных свойств предметов, доставляемой через органы чувств
| ощущение
|
Практику как универсальный критерий истины признают
| марксисты
|
Философия, утверждающая практическую полезность в качестве
основного критерия существования и истинности
| прагматизм
|
Целостный образ материального предмета, данного посредством
наблюдения
| восприятие
|
Основным элементом рационального познания является
| понятие
|
Элементарная единица абстрактного мышления, фиксирующая
наиболее существенные свойства предмета
| понятие
|
Способность человека непосредственно и целостно познавать объект называется
| интуицией
|
Кенигсбергский философ, автор учения об априорных формах познания
| Кант
|
Знание, соответствующее предмету познания, есть
| истина
|
Понятие, противоположное по смыслу «истине», в формальной логике называется
| заблуждение
|
Для гносеологии сенсуализма характерно признание важной роли в
| познании
|
Вывод, который строится по законам логики
| умозаключение
|
Совокупность сложных врожденных реакций организма на внутренние или внешние раздражения
| инстинкт
|
Истинное знание, в отличие от ложного, требует
| объективного соответствия своему предмету
|
Ложным является знание
| неадекватно отражающее свой предмет
|
Истина – это знание,
| совпадающее по содержанию с действительностью
|
Абсолютная истина есть знание
| полное
|
Для объективной истины характерно, что она
| не зависит от оценок и мнений людей
|
Принцип «двойственности истины» исторически связан с различением
| научной и религиозной истин
|
Возможность познания истины отрицают
| агностики
|
Относительная истина, в отличие от абсолютной, есть знание
| неполное
|
Объективность истины состоит в ее
| независимости от человека и человечества
|
Философы-прагматики утверждают, что истинное знание – это знание,
| ведущее к успеху
|
Сциентизм есть культ
| науки
|
Основным принципом своей теории познания Кант считал
| обнаружение априорных синтетических суждений
|
Мышление становится познанием тогда, когда
| направлено на объект
|
Определяющая роль в проблемной познавательной ситуации обычно принадлежит
| субъекту познания
|
Абстракция есть
| мысленное отвлечение от несущественного
|
Восприятие – это
| форма чувственного познания
|
Рационализм – это
| особое направление в теории познания
|
К формам рационального познания относится
| суждение
|
Врожденное знание – это универсальные принципы бытия и познания, происходящие из
| доопытных когнитивных форм
|
В философии Платона познание понимается как
| припоминание уже известного
|
Важнейшим условием познания мира в средневековой христианской философии считалась(-ось,-ся)
| откровение
|
Направление средневековой европейской философии, утверждающее онтологический статус общих понятий
| реализм
|
К формам рационального познания НЕ относится
| эмоция
|
Способность постигать универсальную связь вещей
| разум
|
Предложение «Сократ – человек» является примером такой формы мышления, как
| суждение
|
Из посылок «Все люди мыслят» и «Сократ — человек» следует умозаключение
| Сократ мыслит
|
Предвосхищение деятельности, ее результата в процессе выработки программ и планов
| целеполагание
|
К формам чувственного познания НЕ относится
| суждение
|
Рефлексия – это
| обращение мысли вспять на самого мыслящего
|
Рефлексия в форме самосознания характерна исключительно для
| философского размышления
|
Абстрагирование есть
| мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение главных свойств
|
В состав научного знания входят
| гипотезы
|
К методам научного познания относится
| моделирование
|
К методам эмпирического исследования относится
| наблюдение
|
Метод эмпирического исследования, позволяющий точно
устанавливать и воспроизводить условия протекания явлений
| эксперимент
|
Метод теоретического исследования, при котором исследуемый объект замещается другим, подобным объектом
| моделирование
|
Человеческая деятельность, связанная с созданием принципиально новых явлений
| производство
|
Основной элемент эмпирического знания
| факт
|
Систематическая форма развитого научного знания
| теория
|
Раскрытие закономерностей, лежащих в основании явления,
называется
| объяснением
|
К особенностям научного знания относится
| соответствие цели и средств
|
Доказательство и та его часть, на которой основана его достоверность –
| теорема
|
Научное познание нацелено на
| выявление законов развития мира
|
Метод познания, в основе которого лежит переход от частного к общему –
| индукция
|
Научное познание отличается тем, что обосновывает свои выводы
| экспериментально и теоретически
|
Последовательность форм научного познания:
| проблема/факт/гипотиза/теория
|
Знание, получаемое с помощью чувств и ощущений в философии, называется ...
| сенсуализм
|
Знание, получаемое с помощью опытов и экспериментов в философии, называется …
| эмпиризм
|
Теоретическое предположение, нуждающееся в проверке и
доказательстве, называется:
| гипотеза
|
Система принципов, приемов и правил, которыми ученый
руководствуется в процессе познания, называется …
| метод
|
Выведение особенного из общего называется …
| дедукция
|
Умозаключение от частного к всеобщему, закономерному, называется …
| индукция
|
Непосредственное умосозерцание сущностей в философии называется …
| интуиция
|
Опыт как главный критерий истинности познания признавали
| рационалисты
|
Невозможность получения достоверного знания о мире доказывается
| скептицизмом
|
Абсолютизация в познании роли чувственных данных связана с направлением
| реализма
|
Абсолютизация в познании роли интеллекта связана с направлением
| рационализма
|
Соответствие понятия и определения:
| Вопрос на соответствие, в тестах временно не используется
|
Признание высказывания истинным без достаточных фактических и логических обоснований называется …
| вера
|
Феномены бессознательного систематически исследует
| феноменология
|
Зигмунд Фрейд обозначил бессознательное термином
| Оно
|
Сознание – это
| субъективный образ объективного мира
|
Неосознаваемая часть психики человека, активно влияющая на его поведение, называется …
| бессознательным
|
Фрейд назвал преобразование влечений в цели культурного творчества …
| сублимацией
|
Высшая форма интеллектуального миропонимания –
| разум
|
Мысль – это
| рациональный субъективный образ
|
Способность непосредственно проникать во внутренний мир другого человека называется
| эмпатией
|
Понятие коллективного бессознательного введено
| Юнгом
|
Способность сознания творить и воспроизводить идеи, планы
поведения называется
| творческой
|
Философское рассмотрение отношений человека и общества представлено в разделе философского знания
| социальная философия
|
Социальная философия НЕ объясняет
| границы и возможности человеческого познания
|
Обществоведение НЕ занимается познанием
| особенностей природной среды
|
Общество – это
| исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей
|
Понятие "общественное бытие" в философии марксизма означает
| способ производства материальных благ
|
Понимание общественного бытия как живого организма, управляемого божественным законом, раскрывается в … философии.
| религиозной
|
«Естественное состояние» общества по Т. Гоббсу – это
| война всех против всех
|
Высказывание «Сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений» принадлежит
| Марксу
|
Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание
| социальной роли
|
Согласно Карлу Марксу, общество это совокупность
| общественных отношений, объективно данных человеку
|
Феномен совместного общественного существования –
| кооперация
|
В марксизме структура общества определяется формой
| материального производства
|
Взглядам Гегеля соответствует следующий тезис: общество
развивается
| по спирали
|
Конкретно-исторический тип общества, существующий на основе определенного способа производства, называется
| формация
|
Исторический тип общества, основанный на некотором способе производства, называется в теории Маркса
| общественно-экономической формацией
|
Критерием исторического прогресса в теории стадий роста служит
| научно-технический прогресс
|
Инородным для формационной концепции является
| постиндустриальное общество
|
Сфера общественной жизни, связанная с производством и
распределением материальных благ –
| экономическая
|
Большие группы людей, выделяемые в отношении к собственноcти на средства производства –
| социальные классы
|
Совокупность норм и ценностей, регулирующих функционирование определенной сферы общественной жизни –
| институт
|
Группа людей, связанных общностью обычаев, нравов и претендующих на официальное признание –
| сословие
|
Культурная общность людей, связанная одинаковым происхождением и языком –
| народ
|
Сфера общественной жизни, связанная с функционированием
различных форм и уровней общественного сознания –
| духовная
|
Сфера общественной жизни, связанная с осуществлением отношений господства и подчинения –
| политическая
|
Сфера жизни, связанная с регулированием взаимоотношений групп, классов, сословий –
| социальная
|
Современная научно-техническая революция характеризуется:
| превращением науки в непосредственную производительную силу / автоматизацией, кибернетизацией и космизацией производства / круто восходящим вверх ростом знания, информации
|
Критерием социальной стратификации является
| престиж профессии
|
Гуманизм есть
| человеколюбие, уважение личного достоинства
|
Идея цикличного развития общества преимущественно принадлежит философии
| античности
|
В работе Гегеля «Философия истории» история рассматривается как
| развитие мирового духа во времени
|
К функциям гражданского общества НЕ относится
| осуществление государственной власти
|
Социализация – это
| процесс освоения социальных ролей, ценностей, норм
|
Патриотизм – это
| любовь к своему отечеству
|
Социальная норма есть
| средство согласования интересов, мотивов деятельности различных людей
|
Для доиндустриальной цивилизации характерно(-а,-ен)
| доминирование аграрного уклада в экономике
|
К информационному обществу относится следующий признак –
| политико-экономическая власть переходит к производителей информации
|
К объективным факторам исторического процесса можно отнести
| уровень экономического развития общества
|
К субъективным факторам исторического процесса можно отнести
| постановления органов власти
|
Термины «базис» и «надстройка» характерны для философии
| Маркса
|
Совокупность людей вместе с исторически сложившимися формами их совместной деятельности называется …
| общество
|
Шпенглер писал о цивилизации как «смерти культуры» в смысле
| культурного цикла: возникновение, развитие, старение, смерть
|
Для постиндустриального общества характерно, что
| власть переходит к производителям информации
|
Основной мировоззренческий принцип промышленной цивилизации –
| индустриализм
|
Авторитетная сила, подчиняющая другого своей воле –
| власть
|
Неотъемлемым признаком государства является
| суверенитет
|
Политический режим, наиболее благоприятный для развития институтов гражданского общества –
| демократия
|
К признакам правового государства НЕ относится
| государственный контроль над средствами массовой информации
|
К существенным признакам постиндустриального общества относится
| превосходство сферы услуг над сферой производства
|
В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу
| права сильного
|
Общество, основанное на машинном производстве, товарно-денежных отношениях, предпринимательстве, наемном труде, называется
| индустриальным
|
Средоточие государственной власти в руках одного представителя правящей династии –
| монархия
|
Термин «ноосфера» означает
| сферу господства разума
|
Мера свободы, равенства, справедливости, выраженная официальными нормами и охраняемая публичной властью, называется …
| право
|
Процесс становления единой мировой цивилизации обозначается понятием
| глобализации
|
Отличительной чертой глобальных проблем современности является их
| разрешимость только совместными усилиями мирового сообщества
|
Развитое в глобалистике понятие «устойчивое развитие» обозначает развитие человечества без
| экономических проблем
|
Глобальная проблема, связанная с загрязнением окружающей среды и исчерпанием природных ресурсов –
| экологическая
|
Глобальная современная проблема дивергенции уровней
благосостояния развитых и развивающихся стран –
| экономическая
|
Глобальная проблема современности, связанная с диспропорциями в половозрастной структуре человечества –
| демографическая
|
Глобальная проблема современности, связанная с разрушением системы традиционных ценностей –
| духовно-антропологическая
|
Глобальная проблема опасности мировой войны и роста числа локальных военных конфликтов –
| политическая
|