Философия. философия. Монад (в переводе с греч. Единое) каждая из которых отражает весь мировой порядок в себе. 16. Субъективный идеализм
Скачать 17.77 Kb.
|
15. По мнению Декарта существует несотворенная (Бог) и сотворенная субстанции. Последняя, в свою очередь, делится на две, принципиально отличные друг от друга - духовную и материальную. Свойством духовной является мышление, а единственным первичным качеством материальной субстанции является протяженность. Учение Б. Спинозы 1.Не существует различия между высшей субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями; 2.Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; 3. Природа и Бог – едины; Учение Г.Лейбница есть множество субстанциальных основ мира - «монад» (в переводе с греч. Единое) каждая из которых отражает весь мировой порядок в себе. 16. Субъективный идеализм Направление в философии, которое отрицает существование объективной реальности. Совокупность ощущений, включающих переживания, настроения, действия субъекта, составляет основу субъективного идеализма. Беркли Джорж считал, что все, составляющее жизнь человека, – исключительно только идеи. То есть существующая вещь становится реальностью, когда она возникает в нашем сознании. Следовательно, в мире существуют лишь идеи и разум, Агностицизм – идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен. Источником познания объявляется опыт под которым понимается совокупность ощущений. 18. Характерные особенности немецкой философии: акцент на значимости науки в сфере проблем гуманизма, научные попытки переосмысления человеческого жизненного пути; исследование человеческой сущности наравне с историей человечества; рассмотрение философии как голоса культуры всего человечества; представление философской науки как системы; понимание роли философской мысли в истории развития человечества и культуры. 19. Философские позиции Канта теорию познания Канта в самом общем виде можно представить следующим образом. Существуют вещи сами по себе. Эти вещи воздействуют на органы чувств человека и тем самым порождают многообразие ощущений. Эти ощущения упорядочиваются с помощью доопытных (врожденных) форм созерцания (чувственности) - пространства и времени. Ощущения располагаются как бы рядом друг с другом, и составляет предмет восприятия. Эти восприятия носят субъективный и индивидуальный характер. Для того, чтобы эти восприятия превратились в нечто общезначимое и объективное, необходима деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий. Вещи, которые познаются в чувственном опыте и существуют в сознании субъекта, Кант называл феноменами (явлениями). Человек, по мнению Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает, и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы и между которыми существуют глубокие противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта «миром явлений», оставив нерешенной проблему связи явлений с «вещами самими по себе». 21. Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. |